Программа повышения уровня учебной мотивации
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5» |
694760, Сахалинская область, Невельский район, с.Горнозаводск, ул.Советская, 7 тел./факс: (42436) 98-738, 97-456, e-mail: PU-5@yandex.ru |
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол № 1 от 21.09.2016 Председатель МО ______________Н.В.Пожарицкая | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР _______________ Н.В.Колесникова |
ПРОГРАММА
повышения уровня учебной мотивации
(разработка индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих и мотивированных обучающихся)
Разработчик: Т.В. Комлева
преподаватель истории
2016
- Актуальность программы
Сегодня, в период реализации современной политики в сфере образования, образовательные центры находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения. Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности обучающегося является его уровень сформированности учебной мотивации. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими условиями:
- Наличие нормативно-правовой базы:
- Концепция модернизации образования
- Программа работы с одарёнными обучающимися.
- Отсутствие обучающихся на уроке из-за спортивных соревнований, болезни, предпрофессиональной подготовки, обстоятельств жизни в семье и др.
- Коммуникативные трудности определенных обучающихся, в том числе неумение или устойчивое нежелание вписываться в обычную жизнь центра.
- Педагогические системы, рассматривающие индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
- Материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
В 2016/2017 учебном году передо мной встали следующие проблемы:
- В учебных группах стала снижаться успеваемость
В результате педагогической диагностики путем наблюдения, опроса обучающихся и родителей, были выявлены следующие причины падения успеваемости:
- нежелание учиться;
- отсутствие интереса к учёбе;
- неуверенность в своих силах.
- возрастные особенности
- В группах обучающимся было сложно изучать общеобразовательные дисциплины (историю, обществознание, экономику и право) на одинаково качественном уровне.
Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно ориентироваться на внутренние силы обучающегося, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, обучающимся нужна педагогическая поддержка, которая будет выражаться в индивидуальном подходе.
2. Цель программы: создание условий для повышения уровня учебной мотивации обучающихся ГБПОУ СПЦ №5.
3. Задачи:
- Разработать образовательные маршруты по истории с учётом особенностей и интересов обучающихся.
- Организовать деятельность обучающихся по реализации индивидуального образовательного маршрута.
- Проанализировать и скорректировать деятельность обучающихся по реализации индивидуального образовательного маршрута.
4. Концептуальные понятия.
Методологической основой разработки индивидуальных маршрутов является система фундаментальных социальных и педагогических понятий:
- Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
- Указывается отрезок времени. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких полугодий обучения в центре.
- Фиксируется общий срок выполнения.
- Составляется временной график выполнения учебных заданий, с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
- Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь обучающемуся в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.
Выделяют три составляющие этой культуры:
- образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
- психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
- личностно-ориентированная
- Развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени
5. Участники программы
- обучающиеся ГБПОУ СПЦ №5;
- родители обучающихся;
- преподаватель истории;
- классные руководители; воспитатели и мастера учебных групп;
- привлекаемые специалисты.
6. Основными идеями реализации программы являются:
- реализация Федерального государственного образовательного стандарта, формирование ключевых компетентностей, обучающихся;
- индивидуализация процесса обучения;
- личностный подход;
- формирование познавательных интересов и потребностей;
- создание ситуации успеха.
7. Этапы реализации
Этапы реализации: | Формы и способы деятельности | Практический выход |
Аналитико –диагностический | 1. Проведение рубежных контрольных мероприятий, опрос, наблюдение 2. Анализ диагностических работ, опроса, наблюдения 3. Выявление успешности обучения по общеобразовательным дисциплинам | практический материал для анализа информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации информация о детях, интересующихся предметами гуманитарного цикла |
Организационно – проектировочный | Поиск путей педагогической коррекции: 1. Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) обучающихся. 2. Выбор форм и способов работы. 3. Сроки. 4. Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) обучающегося. 5. Разработка пояснений для родителей к ИОМ обучающегося. | ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут обучающегося): - ИОМ для обучающихся испытывающих затруднение в дисциплине - ИОМ для обучающихся испытывающих интерес к дисциплине. Консультации для родителей обучающихся. |
Коррекционный | 1. Выявление нереализованного (причины) 2. Определение перспектив для дальнейшей работы 3. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные | Скорректированные ИОМ в зависимости от выделенных причин неуспешности их реализации |
Итоговый | Подведение итогов по реализации ИОМ обучающихся | Ликвидация пробелов по дисциплине для обучающегося, испытывающего затруднения в нем Полученные знания по дисциплине для обучающегося, испытывающего интерес к дисциплине |
8.Содержание индивидуальных образовательных маршрутов.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:
1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих обучающихся
2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных обучающихся.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
для слабоуспевающих обучающихся
Задачи индивидуально-ориентированного маршрута:
- Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся.
- Психолого-педагогическая поддержка обучающихся.
- Повышение уровня учебной мотивации
- Организация сотрудничества с родителями.
Способы работы с обучающимся разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний преподаватель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями обучающегося.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН обучающегося преподаватель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей обучающегося, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).
ИОМ
(индивидуально-образовательный маршрут)
обучающегося (йся) __ группы № __ по профессии ______________
(фамилия, имя ученика) ______________________________________
преподаватель_______________________________________________
Цель: ликвидация пробелов по дисциплине _____________________
Тема | ЗУН | ОУУН | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
Родители (ознакомлены): _____________
Классный руководитель (воспитатель, мастер группы): _______________
Преподаватель истории _____________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
для мотивированных обучающихся
Задачи индивидуально-ориентированного маршрута:
- Углубление знаний, способствование формированию новых умений и навыков обучающихся.
- Психолого-педагогическая поддержка обучающихся.
- Повышение уровня учебной мотивации
- Организация сотрудничества с родителями.
Способы работы с обучающимся разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний преподаватель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями обучающегося.
В результате изучения темы или решения олимпиадного задания, преподаватель выставляет отметку о выполнении и даёт новое задание. Знакомить родителей в данном случае не обязательно, так как это личное желание обучающегося.
ИОМ
(индивидуально-образовательный маршрут)
обучающегося (йся) __ группы № __ по профессии ______________
(фамилия, имя ученика) ______________________________________
преподаватель_______________________________________________
Цель: формирование новых знаний, умений и навыков по дисциплине _____________
Тема | ЗУН | Литература Интернет источники | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
Учитель истории _____________
Такие индивидуальные маршруты можно использовать при подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.
9. Ожидаемы результаты.
Целевая аудитория | Планируемый результат |
Слабоуспевающие обучающиеся | - повышение уровня учебной мотивации - повышение интереса к дисциплине |
Мотивированные обучающиеся | - повышение качества знаний - высокие результаты на олимпиадах и конкурсах различного уровня - широкий выбор возможностей для самореализации обучающихся |
Родители | - дополнительная возможность контролировать успеваемость своего обучающегося по предметам социально-гуманитарного цикла - улучшение результатов обучающегося |
Педагог - предметник | Профессиональный рост: - обобщение опыта на муниципальном уровне - повышение квалификации - участие в конкурсах педагогического мастерства - повышение педагогическая компетентность. Повышение СОУ и качество знаний обучающихся Увеличение количества обучающихся, победителей предметных олимпиад и творческих конкурсов. |
10. Показатели эффективности программы. Мониторинг.
Целевая аудитория | Показатель | Инструментарий мониторинга |
Слабоуспевающие обучающиеся | Успеваемость по дисциплине | Текущий и итоговый контроль Диагностические контрольные работы. Качество знаний Результаты по защите лабораторных, контрольных, внеаудиторных работ. |
Повышение интереса к дисциплине | Наблюдение, анкетирование | |
Мотивированные обучающиеся | Успеваемость по дисциплине | Текущий и итоговый контроль Диагностические контрольные работы. Качество знаний Сдача лабораторных, контрольных, внеаудиторных работ. |
Качество знаний по изучаемой дисциплине | Статистика участия и побед в предметных олимпиадах и творческих конкурсах | |
Помощь в профессиональной ориентации | Ежегодная статистика по трудоустройству и поступления выпускников в профессиональные образовательные организации СПО и ВПО | |
Педагог | Повышение уровня педагогического мастерства | Количество и качество участия в конкурсах различного уровня, улучшение качества знаний по дисциплине |
Родители | Повышение удовлетворения от работы образовательного центра | Анкетирование, беседы |
11. Список литературы:
- Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
- Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 47-54.
- Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
- Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях вечерней школы"
Презентация по теме: "Дифференцированное обучение в услових вечерней школы"...
Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округаМарчук Ирины Николаевны...
Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ повышения уровня учебной мотивации.
В этой статье я попыталась обобщить опыт этого года в организации научно-исследовательской деятельности семиклассников по английскому языку а также рассмотреть этот вид деятельности как сред...
повышение уровня учебной мотивации студентов на уроках истории
.Повышение учебной мотивации студентов...
Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"
Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...
Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях Лицея
Описание результатов работы над мтодической темой...
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
В статье рассматривается кейс-технология, как один из способов повышения уровня учебной мотивации на уроках математики и информатики. Приводятся примеры кейсов, применяемых в процессе обучения...