Сценарий правовой игры Ваши права 9-11 класс
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Манькова Оксана Юрьевна

Сценарий правовой игры Ваши права 9-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_pravovoy_igry_vashi_prava_8_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Ваши права»
  2.  (Интеллектуально-познавательная игра по правовой компетентности в 9-11 классах).

Педагог-организаторМанькова О.Ю.

  1. «ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ»

     

 В ходе проведения мероприятия решаются следующие цели и задачи:

 - обеспечить условия для:

- осмысленного отношения к своим правам;

- личностного саморазвития учащихся;

-развитие умения самостоятельно осмысливать и соотносить информацию.

Внедрение компьютерных технологий в проводимое мероприятие открывает следующие  возможности для учащихся:

-развитие познавательного интереса, эмоциональная и эстетическая  привлекательность материала;

 -позволяет обеспечить занимательность мероприятия, создания, атмосферы увлеченности.

В ходе проведения мероприятия решались следующие дидактические задачи:

обеспечить условия для:

-обогащения жизненного опыта учащихся;

-активизация деятельности и пополнение багажа знаний учащихся;

-расширение правовой грамотности

-знакомства с основными правовыми документами

Это мероприятие может быть проведено 20 ноября-День принятия Конвенции о правах ребенка, 9 декабря -день прав человека, или  при изучении данной темы (например в курсах «Обществознание», «Право») 

Оформление и необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение

Карточки с заданиями для 3 тура, «Литературная викторина»

карточки с заданиями для финала), конверт с жетонами.

Для удовлетворения информационной потребности школьников включен дополнительный материал о Конвенции по правам ребенка, и о правовом статусе подростка.

Предварительная работа с учащимися

Раздать для ознакомления в каждый класс памятки для подростка по правовому статусу, правам, обязанностям и ответственности от рождения до достижения совершеннолетия.

СЛАЙД-ЗАСТАВКА

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проводим интеллектуально-познавательную игру по правовой компетентности - «Ваши права», которое стало уже традиционным в нашей школе.

СЛАЙД 

Давным - давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

СЛАЙД 

Что люди могут делать и чего не могут?

СЛАЙД 

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют.? И так далее.

СЛАЙД 

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху и люди взялись за решение этих Главных Вопросов

СЛАЙД 

в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем междугородних переговоров и, к сожалению

СЛАЙД 

в битвах и войнах не говоря уже о самых заурядных драках.

В конце концов людям удалось договориться в решении Главных Вопросов

СЛАЙД

и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Информационный блок

А произошло это не так давно

СЛАЙД

в 1948 г.(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г. А затем человечество задумалось и о правах детей.

СЛАЙД 

1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)            И спустя 30 лет в 1989 году ООН принята

СЛАЙД 

«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

 

Сегодня Конвенция - это универсальный международно-правовой документ. Конвенция о Правах Ребенка - единственный документ, который ратифицирован всеми государствами мира за исключением США и Сомали. Российская Федерация также подписала и ратифицировала Конвенцию. Все это международные документы.

СЛАЙД 

А для нас с вами основным документом является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 года. Еще о правах и обязанностях нас как граждан своей страны мы узнаем из кодексов

СЛАЙД 

(это гражданский, административный, семейный, кодекс законов о труде и т.д.)

СЛАЙД 

В 1998 году нашим правительством утвержден закон о защите прав ребенка.

 А для того, что бы жить по закону соблюдая его не нарушать самим и не позволять ущемлять ваши права другим, нужно, конечно же, их знать.

Вот мы сегодня и постараемся выяснить,  кто же из вас ребята знает о своих правах лучше.

Запоминайте правильные ответы.

Так как лишних знаний не бывает, и кто знает, когда вам этими знаниями представиться случай воспользоваться.

Сегодня ребята 8-9-х классов будут участвовать в 4–х турах нашей правовой игры «Ваши права».

А судить их выступления будет наше компетентное жюри, поприветствуем их:

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

Сейчас мы представляем команды классов, которые будут бороться за победу в каждом туре, это – команда 8 А класса!

                                                    команда 8 Б класса!

                                                    команда 9А класса!

                                                    команда 9Б класса!

Итак, мы начинаем игру «Ваши права»!

СЛАЙД

1 тур называется «Знатоки  Конвенции о правах ребёнка»

Каждой команде будет задан вопрос и 3 варианта ответа, вы должны выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Итак, начали!

Вопросы задает ведущий. Каждому классу по очереди:

1.С какого момента человек становиться гражданином

    1) с момента рождения (+)

    2) с 7 лет

    3) с 14 лет

2. С какого момента ребенок приобретает право голоса в решении некоторых семейных и юридических вопросов. С какого возраста при усыновлении требуется согласие ребенка

1) с 10 лет (+) (ст.103 Кодекса о браке и семье РФ)

2) с 14 лет

3) с 16 лет

3.С какого возраста начинает действовать  гражданская ответственность

1)с 14 лет (+)

2) с 16 лет

3) с 18 лет

4.Право на жилье человек имеет

1) с рождения (+) ( ст. 54, 132 Жилищный кодекс РФ)

2) с 10 лет

3) с 18 лет

5.Несовершеннолетний член семьи пользуется равными правами на жилище (обмен) наряду с совершеннолетними.

1) если ему исполнилось 16 лет

2) если он поступил на работу

3)если вступил в брак до исполнения 18 лет (+)

6.Обязонности, возложенные на учащихся школ —

это юридические обязанности. Они закреплены

1) в Конституции РФ

2) в Гражданском кодексе РФ

в уставе школы (+)

 7.Установленный законодательством запрет принимать на работу лиц моложе _____ лет означает, что именно с этого возраста подросток может стать субъектом трудовых правоотношений

1) с 14 лет(+)

2) с 16 лет

3) с 18 лет

8. В каких случаях наступает правовая самостоятельность

1) в 14 лет

2) в 16 лет

3) в случае вступления в брак до совершеннолетия (+)

СЛАЙД

2 тур «Угадай наоборот»

Ведущий:

Сейчас ваша задача несколько измениться, нужно будет выбрать не верный ответ.

Вопросы задает ведущий. Каждому классу по очереди

1. Уголовную ответственность несовершеннолетние несут:

1) с 14 лет

2) с 16 лет

3) с 18 лет (-)

2. К несовершеннолетним могут быть применены следующие виды наказания

1) штраф, исправительные работы

 2) смертная казнь (-)

 3) лишение свободы

3.Подросток может отбывать наказание в виде лишения свободы

1) в зоне особого режима (-)

2) в спецшколе, в спец училище

3) в воспитательно-трудовой колонии

4. Законодательство РФ о браке и семье не предусматривает никаких ограничений для вступления в брак, но два условия должны выполняться обязательно:

1) взаимное согласие жениха и невесты

2) достижение брачного возраста 18 лет ( в исключительных случаях брачный возраст может быть снижен, но не более чем на 2 года

3) взаимная договоренность родителей жениха и невесты (-)

СЛАЙД

3 тур  «Кто прав»

Каждой команде предлагаются карточки с ситуациями, разрешить которые необходимо игрокам. За правильный ответ – 1 балл.

(Раздаю карточки с заданием и даю 3 минуты на подготовку)

3адача №1

15 летний Юрий  С. Получив гонорар за опубликованные стихи купил магнитофон. Через некоторое время Юрий подарил магнитофон соседу Николаю К. Родители потребовали вернуть вещь в дом. Юрий отказался, сказав, что вещь куплена на его деньги и распоряжаться он ею может, как ему вздумается. Кто в этой ситуации прав - родители или Юрий?

Правильный ответ

(Юрий прав. С 14 лет наступает право без согласия родителей осуществлять права автора результата своего интеллектуального труда и право без согласия родителей распоряжаться заработком стипендией и иным доходом ст. 26 ГК РФ)

Задача №2 

Александр К. 15 лет опубликовав свою повесть в одном из журналов потребовал гонорар. Редакция ему в этом отказала, ссылаюсь на то, что ему еще нет 18 лет. Кто из сторон прав?

Правильный ответ

( Прав Александр, с 14 лет наступает право без согласия родителей осуществлять права автора результата своего интеллектуального труда ст.26 ГК РФ)

Задача №3  

Толя Киреев 11 лет, купил у 18 летнего Виктора М. щенка. Деньги были подарены бабушкой для покупки школьных принадлежностей к началу учебного года. Родители  Толи, поскольку они не давали согласия на совершение сделки, отдали Виктору щенка, и потребовали возврата денег. Виктор деньги вернуть отказался, сославшись на то, что Толик получил разрешение на покупку щенка у своей 17 летней сестры, ученицы 11 класса. Кто прав?

Правильный ответ

( Правы родители, так как  право без согласия родителей распоряжаться заработком стипендией и иным доходом ст.26 ГК РФ наступает с 14 лет)

Задача № 4  

15 летний Васильев самостоятельно угнал машину, покатался, а затем  бросил её. Совершил ли Васильев преступление. Какие меры по закону могут быть приняты в отношении его?

Правильный ответ

(Право на вождение транспортного средства наступает с 18 лет (ст.25 Правила дорожного движения),  может быть привлечен к уголовной ответственности (Уголовная ответственность наступает с 14 лет ст.20 УК РФ)

Задача № 5  

Сергей Н 14 лет украл в стационаре 2 ампулы лекарства содержащего морфий. При задержании добровольно сдать их отказался. Будет ли он наказан, по какому кодексу (административному или уголовному).

Правильный ответ

 (Наказание по уголовному кодексу. Уголовная ответственность наступает с 14 лет ст. 20 УК РФ)

Задача № 6 

Анна С. получив от родителей в наследство квартиру, решила её продать и переехать в деревню, поближе к родственникам. Сможет ли она самостоятельно сделать это.

Правильный ответ

 (Сможет, если по решению органа опеки или суда будет признана дееспособной и получит все права 18 летней)

Задача № 7 

Кирилу В. 16 лет  потребовалось медицинское лечение. Врач Иванов попросил Кирилла пригласить родителей. Кирил сказал что может принять решение по этому вопросу самостоятельно. Кто прав врач или Кирилл.

Правильный ответ

 (Прав Кирилл. С 15 лет пациент имеет право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Задача№8 

Елена С. 17 лет решила родить ребенка и воспитывать его самостоятельно. На что её родители не хотели согласиться. Ссылаясь на то, что ей нет 18 лет и быть родителем ей еще рано.

Правильный ответ

 ( Права Елена. Право самостоятельно осуществлять родительские права наступает с 16 лет ст. 62 СК РФ)

СЛАЙД

4 тур «Правовая живопись»

Ведущий:

Продолжаем нашу игру, и я вам предлагаю обратиться к живописи. На слайдах вы увидите картины известных русских художников 19-20 веков.

Вам необходимо ответить на вопрос - «какое отношение картина имеет к теме нашей игры». За каждый правильный ответ – один бал.

(Проводится игра по слайдам)

Дорогие ребята, наша игра подошла к концу, и пока наше жюри совещается и подводит итоги – мы посмотрим видеоролик и вспомним ещё раз – какие права имеет ребёнок.

ВИДЕО

СЛАЙД

Просим жюри подняться на сцену и подвести итоги.

(Подведение итогов)  

Мы надеемся, что сегодня время не потрачено в пустую.

Вы приобрели знания.

ПОМНИТЕ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ ЗНАЕТЕ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ВАШЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ.

Всего доброго, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.

Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....

Презентация правовой игры Ваши права 9-11 класс

Презентация правовой игры Ваши права 9-11 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Правовая игра «О правах человека в шутку и всерьез»

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Правовая игра «О правах человека в шутку и всерьез»...

Правовая игра «Имею право».

Правовая игра «Имею право».Знакомство воспитанников с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.Зад...

Сценарий правовой викторины «Мои права и обязанности»

Цель мероприятия: правовое воспитание, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ....

Правовая игра о правах играя!

Интересная игра для школьников....