Внеклассное мероприятие "ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ АЗБУКА"
план-конспект на тему

воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям, воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_slavyanskoy_pismennosti.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ АЗБУКА»

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям, воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.

Задачи:

1.познакомить детей с деятельностью болгарских просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника;

2.способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову;

3. формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, на столах у команд заготовлены письменные принадлежности для выполнения заданий.

                                              Ход мероприятия.

Класс заранее разбит на команды, все задания выполняются в группах.

1. Звучит фонограмма общеславянского гимна «Славяне».

 Учитель: Мы живем в стране, которая называется… (Россия.)

Россияне, русские, русичи…

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.

Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные

(родственники), однокоренные.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Ученики: (хором.) Мы славяне!

Учитель: Да, совершенно верно, все мы славяне: и русские, и украинцы, и белорусы, и болгары, и чехи, и поляки, и сербы, и хорваты, и словаки. Наши культуры, обычаи, письменность очень близки друг другу. Сегодня мы с вами проводим  интеллектуальный ринг, посвященный Дню славянской культуры и письменности, вы будете не только слушать и узнавать новое, но и выполнять конкурсные задания. Определить победителя нам поможет жюри (представляются члены жюри). Итак, мы начинаем наш конкурс!

(Звучит  колокольный звон, на фоне которого ученик читает стихотворение)

Чтец 1.                       По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий 1. Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности,  не было  букв. Письма они писали, но не буквами. То время, когда еще не было письменности, называется доисторическим, потому что  люди еще не умели фиксировать, записывать  свою историю. Если возникала необходимость  отправить послание, то сначала делали это с помощью предметов, значение которых нужно было разгадать.

 Например, в одной древней летописи говорится: «Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань  хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские: «Не  добра эта дань, мы доискались ее оружием односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать дань с нас и других». И поспешили уйти хазары с полянских земель.

Ведущий 2. Вот еще один пример. Однажды к могущественному персидскому царю пришел посланник скифов с дарами. Он принес птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы – слагают оружие.

А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание означает совсем другое: “Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете, как лягушки, в озера, то падете под ударами наших стрел”. Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов.

Учитель. Как выдумаете, удобно ли пользоваться таким способом передачи информации? (нет, возникает путаница,  не всегда правильно  понимают послание)

Согласна, не очень-то это удобно. Письмо прошло долгий путь эволюции, меняясь, совершенствуясь. Многие народы стали использовать пиктографию.

Подскажите, что такое пиктография? (рисунчатое письмо)

Учитель. Первое задание.  Появляются рисунки

Попробуйте расшифровать то, что здесь сообщается (звучат версии детей)

Здесь сообщается следующая информация: охотник  отправился  на охоту, добыл шкуру зверя, затем еще одну, поплыл на лодке, охотился на моржа, устроил себе ночлег.

(по мере выполнения задания жюри оценивает выполнение задания)

Некоторые виды пиктографии используются и в наше время. Приведите примеры (это вывески мастерских по ремонту обуви, часов и т.д.). Пиктография годится только для передачи конкретного, вещественного. Я предлагаю вам сейчас самим  написать  рисунчатое письмо.

Учитель. Второе задание.  Перед вами пословицы:

1.      Любовь-кольцо, а у кольца нет конца..

2.      Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

(по мере выполнения задания жюри оценивает выполнение задания)

Ведущий 1. Шли годы, тысячелетия, картинки  превратились в иероглифы. Слово иероглиф означает “священные знаки”. Каждый иероглиф означает слово или его часть. Как вы думаете, в наше время используются иероглифы? (да, иероглифами  пишут народы Китая и Японии).

Ведущий 2. Славяне придумали свою письменность, узелковую. Знаки этой “письменности” не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки – книги. «Узелковое письмо» счи­талось священным, ему обучались язы­ческие жрецы, их называли волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти «библиотеки» в легких берестяных ко­робах и могли «читать» в любом под­ходящем месте. Правда, «веревочные» книжки оказывались недолговечными — клубки могли разматываться, веревки рваться, слова-узелки легко забы­ваться.  Память о древнем узелковом письме осталась в русском языке, в фольклоре: “завязать узелок на память”, “связать мысль”, “нить повествования”, “узел проблем”, “завязка”, “развязка”. Сохранилась и пословица: “Что знала, то сказала, на нитку навязала”.

Отличается ли наше современное письмо? (да)

Ведущий 1. Первый в мире алфавит создали две тысячи лет назад финикийцы, и состоял он из 22 согласных звуков, потому что в  их языке можно было обойтись без гласных.  А мы с такой азбукой не смогли бы работать.

Греки на основе финикийской письменности стали разрабатывать свой алфавит. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв, к которому в течение следующих лет добавили еще несколько букв. Позже греческий алфавит завоевал почти весь мир: на основе греческого алфавита многие  народы смогли создать свою письменность.

Ведущий 2. А в другой части света, в далёком городе Солуни, что расположен на границе государства Византии и славянской земли, в в IX веке явились в Мир два просветителя, братья мудрые Константин с Мефодием. Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Ученые предполагают, что мать братьев была славянкой.

Дома говорили на славянском языке, но в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Константин мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

В далеком 863 году 24 мая братья Кирилл и Мефодий объявили о создании первой  славянской азбуки.

Греческие буквы, которые братья взяли за основу,  плохо передавали звуки славянской речи. Греки, к примеру, не знали звуков  (Ш), (Щ), (Ч) – поэтому и буквы такие в их алфавите отсутствовали. Значит, славяне не могли их записать на греческом языке. Константин и Мефодий, стали искать выход из этого положения. И придумали они новый алфавит, специально для славянского языка. Одни греческие буквы в н?м остались, другие – исчезли, а вместо них появились новые. И таким он оказался удобным, что его большая часть сохранилась в нашей азбуке до сегодняшних дней.

Другие народы тоже приспособили греческий алфавит к своим языкам. Но, видимо, таких талантливых людей, как Кирилл и Мефодий, у них не было. Звук «Ш», который, конечно

же, существует во многих языках, французы и англичане передают двумя буквами, а немцы – даже тремя.

Ведущий 1. Каждый неизвестный звук Константин  пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Когда появилась  славянская письменность, опустели храмы, где проповедовали немецкие священники, наполнились церкви, где звучала славянская речь. Немцы не могли и не хотели мириться  с этим и объявили братьев и их книги вне закона. Братья вынуждены были вместе с учениками отправиться в Рим, где сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Но Константин не вернулся  на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Азбука, созданная им, сохранилась в истории под названием кириллица. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу его бросили в темницу, где он пробыл два с половиной года  С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его деятельность учителя и просветителя продолжалась до самых последних дней. Мефодий тоже создал свою азбуку, которую называл  глаголицей.

Учитель. Третье задание. Перед вами буквы из глаголицы, попробуйте написать слова стол – лов, цена – лоб, сон – кров. Только будьте осторожны, так как на конце слов после согласной ставится буква

(на экране появляются буквы из глаголицы.)

Задание № 3Ответы

стол, лов.

1

цена, лоб.

2.

сон, кров.

3.

В X веке кириллица появилась на Руси и получила широкое распространение, потому что в это время христианство пришло в нашу страну. Появились церковные книги, которые переводили на русский язык монахи. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются греческие буквы (на экране проецируется кириллица).

Учитель. Задание четвертое.  Теперь, ребята, попробуйте прочитать фразу, написанную кириллицей.

Вы все правильно прочитали эти записи. Как вы думаете, как возникло слово Азбука? (Аз и буки) Верно, это название первых букв славянской азбуки.

Каждая буква кириллицы напоминало слово. Например, - наш, - живете, - покой.

 Аз – я.

Буки – буквы, книги.

Веди – ведать, знать.

Глаголь – говорю, слово.Добро – добро.

Есть – есть.

Живете – жизнь.

Земля – земля.

И – и.

Како – как.

Люди – люди.

Мыслите – мыслите.

П — покой,

Р — рцы, речь,

С — слово,

 Т — твердо..

Интересно и то, что буквы имели и цифровое значение: «А» -«1»; «Б» - «2»; «Р» - 100. Только в XVIII веке арабские цифры вытеснили в России буквенные.

Учитель. Задание пятое.  Если человек не хочет, чтобы посторонний  прочитал его письмо, он может зашифровать свое послание. Я вам предлагаю расшифровать несколько таких шифровок. Объявляется конкурс «Дешифровщик».

(По мере выполнения задания жюри оценивает ответы участников).

Вы хорошо справились с этим заданиемследующее задание. Перед вами разбросанные буквы, попробуйте отгадать, какое слово можно из них собрать.

Учитель.  Задание пятое.

1.      рцы, твердо, добро, ук.

2.      слово, аз, земля, аз, како

3.      я, еры, како, земля.

Ответы:

1.      труд

2.      сказка

3.      язык

(по мере выполнения задания жюри оценивает выполнение задания)

Ведущий 2. Все команды молодцы, с заданиями справились првильно. А теперь ответьте на такой вопрос:как выглядели первые книги? Из чего их делали?  (ответы детей)

Их делали из того материала, который был распространен в этой старне. В Месопатамии много глины, и поэтому первые книги сосавляли из глиняных табличек, в Египте – тростник, папирус, из него делали бумагу, склеивали в свитки, которые в длину достигали 40 метров, на Руси доступным материалом была березовая кора, береста.  В Древнем Риме использовали деревянные таблички, покрытые воском. Позже появился пергамент, который выделывали зи кожи молодых телят, ягнят, коз, он стал заменой дорогому папирусу.

Именно листы пергамента были впервые сшиты  между собой, напоминая современную книгу. Такие книги были очень дороги, потому что из кожи одного теленка получалось 7 – 8 листов, а для книги требовалось целое стадо.

Книги очень ценились на Руси, их старались украсить. И таким украшением служили заглавные буквы, которые  рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.

Чтец 2.           На девственном листе под узеньким окном

Неспешно буковки выводит он пером,

А между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку. Веселыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных – фантазии своей

Искусной вязью (вдоволь есть сноровки) –

Украсит он заставки, и концовки,

И заголовки все – ведь некуда спешить.

Порою труд прервет, чтоб лучше заострить

Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце

Столпами падает на стол через оконце.

Учитель.  Пятое задание.

А теперь командам предлагается выполнить еще одно задание: нарисуйте красивую заглавную букву

1 команда - нарисовать буквицу Ж в виде зверя.

2 команда - нарисовать буквицу У в виде птицы.

3 команда - нарисовать буквицу К в виде человека.

(по мере выполнения задания жюри оценивает выполнение задания)

Учитель. У вас у всех очень хорошо развита фантазия, буквы получились очень красивые и необычные. Напомните, что означает «красная строка»? (обозначение нового абзаца). А почему мы говорим «красная строка»? (ответы детей)

Ведущий 1. Такую книгу мог себе позволить купить только очень богатый человек. Книг требовалось все больше и больше, переписчики не успевали создавать новые книги. В XVI веке, в 1563 году, в России была напечатана первая книга «Апостол» на печатном станке, который изобрел Иван Федоров.

Вся литература издавалась церковно-славянским шрифтом, как и ранее. Это было очень сложно. Для облегчения печатания книг и их чтения по распоряжению Петра I был введен гражданский шрифт, буквы которго были похожи на  современные. Самые сложные изображения букв царь собственноручно исключил из азбуки.

С прошло много лет. В 1917  декретом Народного комиссариата просвещения от 23.12.1917 из русского  алфавита были исключены три буквы «ять», «фита», и «десятеричное». В эти же годы был отменен праздник славянской письменности. И лишь весной 1991 года в России праздник славянской культуры и письменности был объявлен государственным, всероссийским. В других же славянских странах (в Болгарии, Чехии, Польше) этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично

Учитель. Та команда, которая внимательно слушала все , что сегодня рассказали наши ведущие, сможет сказать нам в какой именно день празднуется этот праздник (24 мая).

Осталось последнее задание, выполнить которое вы сможете только в том случае, если внимательно слушали все, что вам сегодня рассказали ребята. Объявляется конкурс «Лови вопрос!»

Викторина

1. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

2. Как звали изобретателя печатного станка и книгопечатания в России? (Иван Федоров)

3. Когда и в связи с чем на Руси была введена кириллица? (В X— XI вв. в связи с христианизацией.)

4. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту.)

5. Как называются славянские азбуки? (Кириллица и глаголица.)

6. Объясните происхождение слов азбука и алфавит.

7. Назовите дату создания первой славянской азбуки?

8. Для какого звука Кирилл придумал букву, , которой нет в других языкаш? (уква «Ш» и «Щ», «Ч»)

9. Как звали Кирилла до принятия монашеского сана? (Константин)

10 Кто из братьев был старшим? (Мефодий на 6 лет)

(подведение итого конкурса, награждение)

Наш интеллектуальный ринг подошел к концу. Я  предлагаю вам завершить наш конкурс, посвященный Дню славянской культуры и письменности,  прослушав  гимн «Славяне».

Исполняется гимн «Славяне».

Учащиеся по-очереди читают стихи.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все. Мы – славяне!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россиане,

Издревле, кто вы?

Все. Мы – славяне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"

Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....

Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...

На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл

На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...

Внеклассное мероприятие по теме: “Откуда есть пошла Русская земля”.

Внеклассное мероприятие по теме:“Откуда есть пошла Русская земля”. Цель:1. расширить знания учащихся по истории народов Древней Руси.2.  учить применять ранее полученные знания по истории...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах "Азбука делового человека".

Цели данного мероприятия: познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать гражданское самосознание. Старшеклассники на практике знакомят...

Внеклассное мероприятие "Откуда есть пошла русская письменность"

Внеклассное мероприятие "Откуда есть пошла русская письменность" посвящено Дню славянской письменности и культуры. Содержит   интересный материал по истории создания и развития русского алф...

«ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ АЗБУКА»

Конспект внеклассного мероприятия о жизни и деяниях Кирилла и Мефодия-великих славянских просветителях...