МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
методическая разработка по теме

Савченко Ирина Николаевна

В данном разделе находятся методические разработки , материалы в помощь классному руководителю по профориентации учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по теме:  « Профессиограмма, и ее значение в выборе профессии»

Цель занятия:

  • познакомить учащихся с понятием "профессиограмма»
  • объяснить учащимся важность использования профессиограмм  при выборе профессии
  • научить учащихся пользоваться Банком интерактивных профессиограмм 

Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области

По сути, она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин.

  • Первая из них – большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов – как психологов, так и экспертов по данной профессии
  • Вторая причина – огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии

Банк интерактивных профессиограмм

Вашему вниманию предлагается информационный портал для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, на котором можно получить следующие электронные услуги:

  • Познакомиться с профессиограммами по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда. Для этого выберите тип профессий, а потом интересующую Вас профессию.
  • Пройти профориентационное тестирование для получения рекомендаций по наиболее подходящему для Вас типу профессий.
  • Пройти психологическое тестирование для определения выраженности у Вас профессионально важных качеств, требуемых для той или иной профессии или специальности. Для этого перейдите в раздел профессиограммы «Требования к индивидуальным особенностям специалиста».

Банк интерактивных профессиограмм создан на основе типологии профессий Е.А. Климова по предмету труда:

  • Человек-человек
  • Человек-техника
  • Человек-знак
  • Человек-художественный образ
  • Человек-природа

Вам представлены профессии типа "ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"

  • Врач
  • Журналист
  • Менеджер
  • Предприниматель
  • Психолог
  • Социальный работник
  • Учитель
  • Юрист
  • Мастер производственного обучения
  • Медсестра/медбрат
  • Официант
  • Продавец непродовольственных товаров
  • Продавец продовольственных товаров
  • Секретарь руководителя
  • Страховой агент
  • Торговый представитель

Каждая профессиограмма включает следующие разделы:

  • Презентация профессии
  • Тип и класс профессии
  • Содержание деятельности
  • Требования к знаниям и умениям специалиста
  • Требования к индивидуальным особенностям специалиста
  • Условия труда
  • Медицинские противопоказания
  • Базовое образование
  • Пути получения профессии
  • Области применения профессии
  • Перспективы карьерного роста

В качестве примера рассмотрим  Профессиограмму экономиста

  • Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности. Экономист — это специалист, который анализирует деятельность предприятия, разрабатывает схемы экономических действий на будущее, чтобы сэкономить и уменьшить расходы, выявить резервы, построить грамотную экономическую политику развития.
  • Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии, в организации. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.
  • Для работы экономистом нужно иметь профильное образование, успешный опыт в составлении бизнес-планов, умение проводить исследования на основании формул и имеющихся данных, аналитическое мышление и владеть специальными программами.


Преимущества профессии: разнообразие деятельности, влияние на экономические процессы.


Ограничения профессии: высокая конкуренция на рынке труда

Тип и класс профессии

  • Профессия экономиста относится к типу «Человек – Знак», она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, расчетами. В ней требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.

  • Профессия экономиста относится к классу 
    «эвристических», она связана с анализом, исследованиями, контролем и планированием. В ней требуется оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.

Содержание деятельности

  • Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности.
  • Процесс производства идет непрерывно, поэтому обеспечить функционирование всех его факторов - основная задача экономистов. Экономисты собирают не только необходимый статистический материал, сводят его в таблицы, группируют, считают, планируют, но и сами являются организаторами производства.
  • В процессе выполнения плана и при возникновении непредвиденных отклонений они учитывают их, и выдают руководству необходимые рекомендации.
  • Экономист выполняет анализ хозяйственной деятельности предприятия, рекомендует методы экономии, а также повышения финансовых результатов деятельности организации. Среди других задач экономиста: поиск скрытых резервов предприятия, предотвращение лишних расходов и потерь. В целом, работа экономиста направлена на повышение эффективности использования различных ресурсов предприятия и организации.
  • Работа экономиста также связана с документами, подсчетами и взаимодействием с сотрудниками предприятия.

 

Требования к знаниям и умениям специалиста

  • Для успешного освоения профессии экономиста необходимы базовые знания по экономике, математике.

  • Квалифицированный экономист должен знать:
  • экономику, математику;
  • статистику, программы работы с данными;
  • закономерности рынка, финансовых операций;
  • документооборот, нормативы по ведению экономической деятельности на предприятии и т.п.

  • Квалифицированный экономист должен уметь:
  • анализировать существенные объемы данных;
  • проводить исследования на основании формул и имеющихся данных;
  • составлять бизнес-планы, проектировать изменения и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Условия труда

  • Экономист может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, с небольшим количеством командировок или деловых встреч.
  • Экономист достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен правилами и нормами своей профессии.

Медицинские противопоказания

  • Медицинские ограничения для экономиста:
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервной системы;
  • сердечнососудистой системы;
  • органов зрения;
  • психические заболевания;
  • расстройства внимания;
  • расстройства мышления.


При наличии этих заболеваний работа по профессии экономиста может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.

Пути получения профессии

Области применения профессии

  • Экономисты могут работать в таких организациях и сферах, как:
  • Банки;
  • Крупные коммерческие или государственные структуры;
  • Прочие предприятия и организации.

Перспективы карьерного роста

  • Возможные пути развития экономиста:


Специализация и освоение смежных областей.

  • Экономисты могут специализироваться в конкретных сферах производства, бизнеса, банковского дела. Зачастую профессиональных рост экономиста связан с освоением новых приемов и способов работы, получением новых знаний и умений.
  • Также человек с профессией экономиста может осваивать смежные специализации, такие как: маркетолог, финансовый аналитик, бизнес- аналитик и т.п.


Управленческий путь развития.

  • В данном случае экономист может начать заниматься руководящей деятельностью, возглавить аналитический или экономический отдел и т.п.
  • В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как: менеджер.

Домашнее задание.

Найдите профессиограмму

по выбранной вами специальности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Материалы для психологического стенда - Тема "Профориентация"

Принципы выбора профессииВаш профессиональный выбор удачен если:…Формула выбора профессииОшибки, возникающие при выборе профессииТраектории непрерывного профессионального образованияЦитаты (Дж....

Материалы к занятиям по профориентации в 9 классе

Материал предназначен для выполнения практическихзаданий на уроках в течение всего учебного года/...

Методические материалы по профориентации

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/05/02/metodicheskie-materialy-po-proforientatsii...

Методические материалы по профориентации

Методические материалы по профориентации...

Материалы по профориентации(профблок)

Материалы по профориентации(профблок)...