Сценарий литературно-музыкальной композиции "У Есенина день рождения"
методическая разработка (10, 11 класс) на тему
Сценарий предназначен для учащихся старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_u_esenina_den_rozhdeniya.docx | 932.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по проведению литературного вечера «У Есенина день рождения…»,
посвященного 120-летию поэта,
в рамках
общероссийского фестиваля «Литературный венок России».
Проблема организации внеурочной работы по литературе является актуальной в наше время, так как утрата интереса к чтению - общемировая тенденция.
Задачи, стоящие перед учителями литературы в Год литературы:
- повысить интерес к книге, чтению;
- возродить престиж чтения;
- продвижение лучших образцов художественной литературы;
- сохранение традиций семейного чтения;
- стимулировать инициативы и творчество учащихся.
19 октября 2015 года ученики 6,7,10,11 классов МБОУ гимназии №7 приняли участие в литературном празднике, посвящённом 120-летию Сергея Есенина. Стихи поэта известны всем, они трогают душу и проникают в самое сердце. Многие из них положены на музыку.
Присутствующие на мероприятии учащиеся с интересом познакомились с биографией поэта, прослушали стихи и песни в исполнении членов кружка «Слово».
Данное мероприятие вызвано юбилеем поэта, особым интересом ребят к его творчеству, явилось своеобразным итогом длительной работы – классной и внеурочной. Литературный праздник внес в жизнь школы какое-то особое настроение, ввел в мир поэзии и музыки.
При организации мероприятия внимание было сосредоточено на его содержании, на том, каким воспитательным и образовательным целям он служит, а не только внешней стороне.
Цели:
Познавательная:
- Расширить знания учащихся о творчестве Сергея Есенина .
- Воспитывать художественный вкус путем создания атмосферы погружения в творчество мастера слова.
- Развивать умение и навыки восприятия и интерпретации поэтического текста.
- Закрепить и расширить представление учащихся о любви – вечной теме искусства.
Развивающая:
- Расширить знания и кругозор учащихся, обращаясь к ярким, неординарным образам, суждениям о любви.
- Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение понимать чувства других.
Воспитательная:
- Воспитание высокого чувства любви, глубокого его осознания на примере есенинской поэзии.
- Развитие творческого воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению;
- Содействие в развитии эмоционально-чувственной сферы личности учащихся.
- Формирование навыков позитивного отношения к благородному, созидательному, возвышенному чувству – любви, во всей полноте этого слова.
- Способствовать формированию навыков серьёзного отношения к своему избраннику, к созданию семьи.
Задачи:
- создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей интерес к литературным произведениям, способной обогащать себя духовно от общения с поэтом и его произведениями;
- развитие коммуникативных навыков учащихся: умение выступать перед аудиторией, работать в команде;
- пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств.
Организаторы продуманно подошли к выбору формы литературного праздника – литературно-музыкальная композиция. Главная цель – лучше познакомить с творчеством поэта, помочь глубже почувствовать силу его таланта. Учитель должен внимательно относиться к отбору материала, заняться работой по выразительному чтению.
Было привлечено достаточное количество участников, которые показали слушателям, как нужно читать стихи, отрывки из произведений. Были также привлечены ребята, которые любят фотографировать и искать материал из дополнительных источников.
Внеклассное мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусмотрено участие представителей разных категорий участников образовательного процесса.
Участники проявили различные умения и навыки: выразительное чтение, работа с книгой, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала , в подготовке мультимедийной презентации. Удачно было подобрано музыкальное сопровождение. Чтение стихов было на фоне музыки. Мультимедийная презентация оживила содержание мероприятия, в нее были включены эпизоды из видеофильма, что дало учащимся возможность услышать стихи в исполнении автора.
Литературно - музыкальная композиция,
посвященная 120-летию со дня рождения С.А.Есенина
«У Есенина день рождения…» 19. 10.2015г
- «Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел…» - доносится из приёмника.
И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом
- Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей. И мы слышим в себе слово самого певучего поэта, тянемся к нему, чтобы ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветлая тоска.
- На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр оплаканная русским певцом Россия.
- Смолкни, военная труба! Уймусь, велеречивый оратор!
- Выключите магнитофоны, ребята!
- Шапки долой, Россия! Есенина поют!
- Песня « Над окошком месяц»
- « Песня летит над Окой»
Мимо склонившихся старых берёз
Лугом ромашковым женщина пела,
Вышла к реке на высокий откос,
В даль загляделась и тихо запела.
Женщина пела… Как хорошо
Здесь, на откосе, дышалось и пелось,
Словно душа говорила с душой,
Словно Россию обнять ей хотелось.
Не сосчитать, сколько зим, сколько лет
В вечность ушло с той поры, как отсюда
Так же глядел синеглазый поэт –
Родины нашей светлое чудо…
- «Какой чистый и какой русский поэт!»- писал о Есенине Максим Горький. Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан он с родным краем, где «по заре и звездам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».
- Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями»
- Пожалуй, самое сокровенное, самое неизъяснимое, что есть в нашем восприятии России, наиболее остро и ощутил, и смог передать в своих стихах С. Есенин. К его творчеству можно отнести тютчевское: « Умом Россию не понять…» Есенина – как Россию – умом понять нельзя. Он весь – движение сердца, единый поэтический образ – пронзительный, нежный до боли, с бездонностью чувства, с глубинной народной мудростью. Всё в нём – наше, русское.
- В этом имени –слово «есень»,
Осень, ясень, осенний свет.
Что-то есть в нем и от русских песен –
Поднебесье, тихие веси, сень берез
И синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: Сергей Есенин-
Всей России встают черты.
13.« Гой ты, Русь, моя родная…»
14.«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
- На своём жизненном пути Есенин знал взлёты и падения, окрыляющие надежды и их крушения, радости и печали, любовь и ненависть, тепло дружеских рук и завистливое недоброжелательство. Стихотворение « Исповедь хулигана» - это рассказ поэта о себе и о времени, сложнейшем в истории России. Сохранилась запись авторского чтения. Слушайте голос Сергея Есенина.
- Грамзапись « Исповедь хулигана» (отрывок)
17.Ничто не страшно не только поэту, но и каждому человеку, если он не утратил связи с землёй, где родился, где всю жизнь трудились его отец и мать; не страшно, если он уверен, что в самые драматические моменты его бытия он не будет беззащитен, что за него есть кому заступиться на этой земле. С годами всё чаще видится поэту в далёких далях его памяти одинокая скорбная фигура матери.
18. « Снежная замять дробится и колется»
- Песня «Письмо матери»
- Из воспоминаний современников. В 1920 году Валерий Брюсов говорил, что стихотворение « Сорокоуст» - самое лучшее из всего, что появилось в русской поэзии за последние 3 года. Так описывают историю создания этого произведения. « В хвосте поезда вдруг весело загалдели. И мы высунулись из окна. По степи вперегонки с нашим поездом бежал обалдевший от страха тоненький жеребёнок. Зрелище было трогательное. Надрываясь от крика, Есенин подбадривал и подгонял скакуна. Версты две железный и живой конь бежали вровень. Потом четвероногий стал отставать. Есенин ходил сам не свой, а потом написал эти стихи. Он признавался: « Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня говорит очень много. Конь стальной победил коня живого».
- Отрывок из « Сорокоуста» « Видели ли вы …»
- Нужно было очень любить мир, все живое, чтобы так написать!
Вспоминает А.М. Горький. Я попросил Есенина прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят: - Если вы не устали. - Я не устаю от стихов, - сказал он и недоверчиво спросил: - А вам нравятся о собаке? Я сказал, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных
- Да, я очень люблю всякое зверьё,- молвил Есенин задумчиво и тихо и начал читать « Песнь о собаке». И когда произнёс последние строки: «Покатились глаза собачьи /Золотыми звёздами в снег», - на его глазах тоже сверкнули слёзы. После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного – заслужено человеком.
- « Я покинул родимый дом»
- «Сани мчатся…»
- Песня « Клён ты мой опавший»
- Почти вся есенинская лирика – эта одна очень хорошая, очень звонкая песня о самом себе. Очень искренняя, очень задушевная песня. Потому она так и входит в душу, в сердце, заставляя думать о его, Есенина, счастье и несчастье, о его жизни и любви.
- «Синий май. Заревая теплынь…»
- « Заметался пожар голубой»
- Песня « Какая ночь»
- В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в « песенный плен» удивительная гармония мысли и образа. Природа неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог
- « Листья падают»
- Поражает, как глубоко, философски и в то же время просто умел писать Есенин.
- «Не жалею, не зову, не плачу…»
- Вспоминает сестра Есенина Александра. Однажды вечером мы сидели за столом у окна нашей хибарки. Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели . Сергей вдруг заметил рябину и сказал: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Так родилось стихотворение, которое впоследствии было положено на музыку композитором Пономаренко.
- Песня « Отговорила роща золотая»
- Каждый раз я открываю книгу Сергея Есенина с каким-то особым чувством. С таким чувством, должно быть, ступают на родную землю после долгой разлуки с ней, переступают порог отчего дома, смотрят в глаза матери, вернувшись после долгих скитаний, с таким чувством произносят имя любимой женщины и единственного ребёнка.
- Во мне живёт особая нежность к Есенину. Он – настоящий. Даже в имени его есть что – то светлое и свободное. Несмотря на всё трагическое в его поэзии и на горький конец пути, его имя легко и хорошо произносишь, будто это лучшие слова сердечной песни
- Стихотворение Н Рыленкова «Поэт»
- Песня «У Есенина день рождения»
Видеозапись мероприятия выложена на видеосервер YouTube и представлена на краевой этап Всероссийского фестиваля «Литературный венок России», посвященного Году литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный поэту Сергею Есенину
Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина...
Литературно-музыкальная композиция "У Есенина День рождения..."
Литературно-музыкальная композиция посвящена 120-летию со дня рождения Сергея Есенина...
Сценарий литературно- музыкальной композиции «Всю душу выплещу в слова …» к 120-летию С.А.Есенина
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 120-летию С.А.Есенина...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «120-летию Сергея Есенина посвящается…»
Литературно-музыкальная композиция «120-летию Сергея Есенина посвящается…» была представлена студентам и преподавателям ГАПОУ КамСК им. Е.Н.Батенчука в рамках "Декады краеведения" в октябре...
Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству С.А. Есенина, проведенного в МБОУ «СОШ №9» а. Уляп
нравственно-эстетическое воспитание детей. Прививать детям интерес к русской литературе. Побуждать детей к чтению поэтических произведений.Учить детей чувствовать и слышать красоту родного с...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Россия светлая душа" к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
Красивые, трогательные стихи - их мог создать только человек с тонкой душой. Несмотря на свою молодость он воспринимал мир так, как будто познал все его непознаваемые грани. Тончайший лирик, удивитель...
Сценарий литературного праздника "У Есенина день рождения"
Сценарий литературного праздника "У Есенина день рождения"...