Толерантность.
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.
Цели:
- Образовательные:
- познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
- выявить основные черты толерантности;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
- Развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой;
- способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
- развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, плакат, шаблоны ладошек .
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слово воспитателя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия!
(слайд 2) Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
-В начале я хотел бы рассказать вам одну легенду: (слайд 3, 4)
-Вам понравилась эта легенда?
-А о чем она? Чему учит?
- Все эти понятия можно объединить одним словом.
-Как вы думаете каким? И это слово – толерантность. (Слайд 5)
-Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?
(Выступления воспитанников)
- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6)
- tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7)
- tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)
- tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; (слайд 9)
- kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10)
- tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11)
- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12)
Воспитатель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?
-Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не новый, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 13)
Воспитанник 1: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.
Воспитанник 2: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 14) Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
Воспитанник 1:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 15)
Воспитанник 2: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16) Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!
Воспитанник1: 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (Слайд 17)
Воспитанник2: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. (Слайды 18, 19)
Воспитанник1: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
(Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”)
-Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
-Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Работа в парах
-Перед вами раздаточный материал.
- Вам нужно распределить слова в II колонки, в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм , доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения , раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
(Творческая работа «Цветок "Толерантность"»)
Воспитатель раздает распечатанные ладошки
-Давайте создадим Цветок Толерантности.
-На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш взвод стал более толерантным то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружелюбными.
-Мы возьмем ваши ладошки и наклеим их на ватман у нас получится плакат-портрет нашего взвода, с которым вы ознакомитесь по окончании нашего классного часа.
Слово воспитателя
-Сегодня мы с вами задумались, что такое толерантность, как нам сделать нашу жизнь лучше. И мы поняли, что свобода каждого из нас основывается на солидарности всех.
Мы живем среди людей и должны дружелюбно относиться друг к другу. Надо научиться считаться с мнениями и поступками других, уметь понять человека и простить ее, быть дружелюбными, не делать другим такого, чего бы ты не хотел для себя. А для этого необходимо искоренить из своих сердец высокомерие, безразличие, предвзятость. И тогда вас — искренних, добрых, сердечных — будут все любить и уважать, и мир станет лучше!
(Творческая работа «Как научиться толерантности»)
-А теперь я предлагаю вам создать «Правила толерантного общения».
(выслушиваю мнения детей)
- Сейчас мы с вами сравним ваши созданные правила с правилами, по которым должно жить современное общество.
(Слайд 20)
- В конце мне хочется сказать, что взвод – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Заключительное слово
-Я хочу закончить час нашего общения словами немецкого поэта Гёте: «Перед великим умом я склоняю голову, перед большим сердцем я становлюсь на колени».
-Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.
Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...
Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»
: Дать детям представление о толерантности; Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»
Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности
Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...
Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной ...
Классный час "Толерантность? Толерантность!"
Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...