Викторина "В мире детских писателей"
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В мире детских писателей
Викторина
Цель: способствование развитию знаний учащихся о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы.
Подготовка ведется на уроках чтения и во время внеклассного чтения. Придумать название, изготовить эмблему команды, девиз (оценивается дополнительно членами жюри). Оформить выставку детской литературы.
Оборудование и материалы: мультимедийная доска, проектор, фломастеры, мультимедийная презентация (презентация), бланки с вопросами.
Команды сидят за столиками.
Ведущий (в образе библиотекаря):
- Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии. Ежегодно в весенний период по всей России проводится Неделя детской книги. В эти дни в школах и библиотеках разные конкурсы и викторины проходят, встречи с поэтами и многие другие интересные мероприятия. Вот и сегодняшнее мероприятие посвящено детским книгам. Ребята, а кто пишет рассказы, сказки и стихи?
(Поэты, писатели).
- Хорошо. Вот и мы отправимся в гости к детским писателям. А где хранится очень много книг?
(В библиотеках).
- Ребята, представьте, что вы попали в библиотеку. Из множества интересных книг, расставленных на стеллажах, вы выбрали одну, и называется она "В гостях у детских писателей:" (Слайд 2).
И мы отправимся в захватывающее путешествие по страницам этой книги, где вас ожидают разные задания. Но нам необходимо узнать, кто же отправиться в путешествии. (Представление команд).
- Спасибо. А вести подсчет ваших правильных ответов будет судейская команда (представление судей).
- Но путешествие у нас будет необычное - будет путешествовать играя. И как в любой игре у нас что, ребята, должно быть? (Правила). Верно. У нас немного правил игры:
дружно работать в командах;
слушать друг друга внимательно;
соблюдать тишину.
Итак, отправляемся в путешествие. Первая страница нашего путешествия называется "Разминка" (Можно провести жеребьевку для определения очередности ответов команд: вытаскивают золотой ключик с номером) (Слайд 3).
Задание: каждой команде поочередно задается по 1 вопросу. За правильный ответ получает команда 1 балл. На обсуждение вопроса 10 секунд.
Вопросы разминки:
1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12)
2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х. Андерсена "Дикие лебеди"? (11братьев)
3. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
4. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
5. Как звали трёх медведей из сказки Л. Толстого "Три медведя"? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
6. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)
7. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
("Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?")
8. Какой мальчик должен был выложить слово "вечность"? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай)
9. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
11. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
12. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
13. Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька, из повести-сказки Л. Лагина? (Хоттабыч)
14. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.)
15. Кем был Дядя Федор из рассказа Э. Успенского? (Мальчик)
16. Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)
17. В кого превратился Гадкий утенок из сказки Х.К. Андерсена? (Прекрасный лебедь)
18. На чем совершили путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья из книжки Н. Носова "Незнайка и его друзья"? (На воздушном шаре)
- Молодцы, ребята. Продолжаем путешествие. И следующая страница "Пушкинская". Все вопросы будут посвящены произведением Сергея Александровича Пушкина. (Слайд 4).
Задание: вам сейчас раздадут бланки с вопросами, ответы вы должны записать в свободных строчках. Задание всем понятно? У вас есть 10 минут. Время пошло.
По истечении время команды сдают бланки судьям для проверки.
Вопросы:
1. Что кричал золотой петушок, сидя на спице?
(Кири-куку,
Царствуй, лёжа на боку.)
2. Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
("Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь")
3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру)
4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник)
5. Из какой сказки эти строки?
...Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".)
6. Из какой сказки эти строки?
- Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
("Сказка о попе и работнике его Балде")
7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою.)
8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)
9. Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)
10. Кого называл Балда меньшим братом? (Зайца)
- Пока судьи подводят итоги прошедших конкурсов мы продолжаем. И следующая наша страница "Портретная" (Слайд 5). Ребята, что такое портрет? Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Задание: вы получили листы, на которых дано описание героя какого-либо произведения. Вам необходимо угадать героя, изобразить его и назвать произведение и автора. У вас есть 7 минут.
Вопросы:
1.
"Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте село стоит;
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут..."
- Кто это? (Чудо-юдо рыба-кит, Ершов "Конек-горбунок")
2. Кто эта героиня и из какой сказки?
"Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей-
Королевич Елисей"
(Царевна из сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" С.А. Пушкина)
3. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?
"Месяц под косой блестит,
И во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава".
(А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане".)
4. "Она слегка прикоснулась к её платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями". Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное?
(Фея, "Золушка", Андерсен)
5. Угадайте, кто это?
"Перед ней сидит старик седой-седой; сидит на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой - от волос иней сыплется, духом дохнёт-валит густой пар"
(Мороз Иванович)
6. "Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела". Про какую девочку здесь говорится?
(Про девочку Женю из сказки В.Катаева" Цветик-Семицветик")
7. "Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было, ни теплоты, ни покоя"
Кто это?
(Г.Х.Андерсен "Снежная королева")
8. Из какой сказки?
"Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется"
("Муха-Цокотуха". К.Чуковский.)
9.
"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя"
("Мойдодыр", К. Чуковский.)
10
"Отвечает ей мышонок:
Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!"
("Сказка о глупом мышонке")
- Время вышло. Сейчас вам необходимо зачитать высказывание о герое и ответить на вопрос, а также продемонстрировать портрет.
- Все молодцы. А судьи готовы назвать результаты предыдущих конкурсов.
- Спасибо. Мы продолжаем. И вот страничка, посвященная творчеству зарубежных писателей (Слайд 6).
Задание: на выполнение этого задания у вас будет 5 минут. Вам необходимо ответить на вопросы теста. Вам раздадут бланки с тестами, у каждого вопроса есть три варианта ответа, вам необходимо выбрать один - правильный и подчеркнуть его. Сейчас, я вас попрошу поднять всех глазки на экран. Давайте вместе попробуем ответить на вопрос: Как звали черепаху, которая дала ключик Буратино? (Слайд 7). И три варианта ответа. Какой правильный? Хорошо. Ее звали Тортилла. Вам нужно подчеркнуть только это слово. Вот так (Слайд 8). Все ясно? Тогда приступайте.
Вопросы:
1. Кто послал принцессе розу и соловья?
Свинопас
Золушка
Гадкий утенок
2. Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка, большой друг Малыша?
Карлсон
Вини-Пух
Буратино
3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи?
Три медведя
Винни-Пух
Два жадных медвежонка
4. Какая девушка на балу потеряла туфельку?
Спящая красавица
Белоснежка
Золушка
5. Как звали хозяина Кота в сапогах?
Карабас Барабас
Маркиз Карабас
Маркиз Барабас
6. Кто носил пояс с надписью "Когда злой бываю, семерых убиваю"?
Джинн
Храбрый портняжка
Храбрый сапожник
7. Назовите страну, где вместо "доброго утра" говорят "спокойной ночи", где в булочных продают карандаши, краски, клей, а в канцелярских магазинах продают хлеб?
Страна лжецов
Страна наоборот
Страна обмана
Из какого произведения эти строки: "Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха, почесался, зевнул и расправил онемевшие лапы одну за другой, прогоняя сон"?
Маугли
Рикки-тики-тави
Почему у слона такой хобот?
9. Назовите любимое выражение Карлсона.
Дело житейское
Не правильно ты бутерброд ешь
Кто там? Кто там?
10. Как звали самую маленькую девочку?
Золушка
Белоснежка
Дюймовочка
- Время вышло, ребята, и сдавайте свои работы судьям.
Отправляемся дальше? И нас ждет страничка "Творчество русских писателей" (Слайд 9).
Задание: сейчас за 5 минут вы должны разгадать кроссворд.
Вопросы:
1. Как зовут веселого мальчугана из Цветочного города? (Незнайка)
2. Кто написал сказку "Приключения Незнайки"? (Н.Носов)
3. В какой сказке насекомого испугались все звери? ( К.Чуковского "Тараканище")
4.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
5. Как зовут кота из сказки Э. Успенского "Каникулы в Простоквашино"? (Матроскин)
6. Кто придумал Элли, Страшилу, Дровосека и Тотошку? (Волков)
7. "Приходи к нему лечиться и корова и волчица" О ком идет речь? (Айболит)
Кроссворд
- Теперь давайте проверим, что же у вас получилось (Совместно с детьми ответить на вопросы кроссворда - слайд 10).
- Ребята, все наши странички были посвящены произведениям, которые написали авторы. А какие сказки еще бывают? (Русские народные сказки). И последняя наша страничка посвящена именно таким сказкам (Слайд 11).
Задание: сейчас капитаны ваших команд вытянут по вопросу из области "Русские народные сказки". На обсуждение вопроса вам дается 10 секунд, затем команда отвечает.
Вопросы:
1. Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки".
(Мужик с медведем в сказке "Мужик и медведь")
2. Скажите, какого героя провели на пирожках?
(Медведь из сказки "Маша и медведь")
3. Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?
(Солдат в сказке "Каша из топора")
4. В какой сказке приказывал царь-батюшка своим невесткам испечь хлеб, соткать ковёр, чтобы проверить их на мастерство?
(Царевна-лягушка)
5. В какой сказке лиса кормила журавля кашей?
(Лиса и журавль)
6. В какой сказке дед трудолюбиво возделывал огород. Для сбора урожая понадобились все обитатели его дома?
(Репка)
7. Из какой сказки эти строчки?
"Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко..."
(Петушок-золотой гребешок)
8. В какой сказке Мышка-норушка нашла домик?
(Теремок)
9. В какой сказке братец стал козленочком, ослушавшись сестрицу?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
10. В какой сказке непослушание деда и бабушки привело главного героя к гибели? (Колобок)
11. В какой сказке битый не битого возил? (Лисичка сестричка и волк)
12. В какой сказке непослушные дети открыли дверь серому волку? (Волк и семеро козлят)
13. Какую царевну было тяжело рассмешить? (Царевна-Несмеяна)
14. Из какой сказки эти строки:
"Тепло ли тебе, девица?
Тепло ли тебе, красная?" (Морозко)
15. В какой сказке у хозяйки были три дочери: старшая - Одноглазка, средняя - Двуглазка, третья - Триглазка? (Крошечка-хаврошечка)
16. В какой сказке кисельные берега омывала молочная река? (Гуси-лебеди)
17. В какой сказке сыновья выбирали себе жен с помощью стрел? (Царевна-лягушка)
- Молодцы, ребята. А сейчас пока наши судьи подводят итоги, мы отгадаем еще одно задание.
Слайд 12.
Задание: когда Вини-Пух пришел к Сове в гости он увидел над ее дверью надпись. Но мне кажется что-то с ней не так. Что? Сова допустила ошибки? А какие? Давайте, вместе исправим ошибки. Как правильно надо писать? (Прошу подергать и ждать ответа. Сова.) Молодцы.
- Вот ребята наше путешествие подошло к концу (Слайд 13). Очень хорошо, что вы много читаете книг и знаете столько произведений. Сейчас послушаем судей.
(Судьи оглашают результаты. Проводится награждение команд.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству современного детского писателя Эдуарда Успенского
Данный урок знакомит учащихся с творчеством детского писателя, формирует речь детей, используя элементы “критического мышления”.Развивает творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитан...
Презентации стихов детских писателей о доброте
Красочные презентации на стихи поэтов А. Кондратьева, Овсея Дриз, В.Друк....
"Его книги с нами рядом". Театрализованная программа, посвященная детскому писателю И.Д. Василенко.
Сценарий для школьников 5-6 классов о творчестве детского писателя И.Д. Василенко...
Презентация немецкие детские писатели
Презентация "Немецкие детские писатели" по немецкому языку для учащихся 8-9 классов...
Интерактивная игра "Детские писатели"
Интерактивная игра "Детские писатели"...
«Современные детские писатели России и Польши».
Детская литература крайне важна в воспитании ребенка. Стоит уделять много внимания чтению, так как оно влияет на его характер. Книги позволяют ребенку обогатить свой словарный запас, познать мир и нау...
Проект «Мы знаем и любим детских писателей»
Проект реализуется в рамках Года литературы, объявленного Президентом РФ. Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в дух...