Линейка памяти "Нам не дано забыть"
методическая разработка (7 класс) на тему
Линейка памяти посвящается жертвам фашистского террора, людям прошедшим ад немецких концентрационных лагерей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lineyka_pamyati_nam_ne_dano_zabyt.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
НАМ НЕ ДАНО ЗАБЫТЬ
Линейка Памяти, посвящается жертвам фашистского террора, людям, прошедшим ад немецких концентрационных лагерей
Цели и задачи:
- рассказать о судьбах, людей, попавших в застенки концентрационных лагерей;
- содействовать воспитанию уважения к людям, чувства собственного достоинства.
Место проведения: актовый зал школы.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка,
слайдовая презентация,
Плакат с надписью: «ЛИНЕЙКА ПАМЯТИ, ПОСВЯЩАЕТСЯ ЖЕРТВАМ НАЦИЗМА»
«Я прежде и не думал, не гадал,
что сердце может рваться на куски.
Такого гнева я в себе не знал,
не знал такой любви, такой тоски».
Муса ДЖАЛИЛЬ, «Неотвязные мысли»
таблички с названиями концлагерей (ниже указаны).
цветы,
книги, фотографии, альбомы,
музыкальное оформление.
Участники: учащиеся 8-9 классов
Ход мероприятия
(Звучит первый куплет песни «Бухенвальдский набат» муз. В. Мурадели, сл.
А. Соболева)
Чтец 1: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не за будьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно защищаясь,
сражаясь на воле или в тюрьме. Я не хочу также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь же честно и мужественно помогал нам в самые тяжелые часы. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня» (Юлиус Фучик).
Ведущий: К концу войны, в 1945 году на территории одной только Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тыс. узников. А сколько лагерей выстроили гитлеровцы в завоеванных им странах - Польше, Австрии, Чехословакии, Югославии... Оторванных от Родины, от родных и близких узников фашисты использовали на непосильных работах - в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключенные гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания.
После слов ведущего поочередно выходят восемь школьников в военной форме и представляют:
1-ый школьник: Бухенвальд - лагерь смерти на территории Германии. За период 16 июля 1937 - 31 марта 1945 года через его застенки прошло 238 980 человек, из них 56 545 человек были убиты, около 21 тыс. человек были освобождены 11 апреля 1945 года, около 161 тыс. были посланы работать на военные заводы или попали в другие лагеря.
2-ой школьник: Равенсбрюк - самый большой женский лагерь, построенный на территории Германии. Предназначался для заключенных женщин всех национальностей. 92 700 женщин и девушек почти всех европейских стран нашли здесь себе могилу.
Чтец 2:
ПЕСНЯ ДЕВУШЕК
ИЗ КОНЦЛАГЕРЯ РАВЕНСБРЮК.
Мы живем по соседству с Берлином –
Островок, окруженный водой.
Там лежит небольшая равнина
И концлагерь за мрачной стеной.
Двадцать шесть деревянных бараков,
Кухня, бункер, ревир и бетриб.
Ходят девушки наши без яков,
Хоть март-месяц холодный стоит.
Нас в четыре утра поднимают,
Второпях воду теплую пьем.
А потом на апрель выгоняют,
А потом на работу идем.
Мы работы совсем не боимся,
Но работать для них не хотим.
Мы как будто поем, веселимся,
А в душе свое горе храним.
Выше голову, русские девушки,
Будьте русскими всюду, всегда.
Скоро каторгу эту оставим
И вернемся в родные места.
Зинаида ГОЛУБЕВА, узница Равенсбрюка с 1943 года (ее номер «15 690 R»)
3-й школьник: Майданек – лагерь массового уничтожения на территории Польши. В нем было истреблено 1,5 млн. человек.
4-й школьник: Освенцим – также был создан на территории Польши. Этот лагерь (вместе с Треблинкой) - самый большой концентрационный лагерь и являлся комбинатом по уничтожению людей с использованием достижений техники. За годы его существования в нем было уничтожено более 4#х млн. человек - граждан СССР, Польши, Венгрии, Чехословакии, Франции и других стран.
Чтец 1: Освенцим
Разве можем мы быть равнодушными к злу?
Страшный призрак я вижу сквозь смрадную мглу:
Черным прахом дымятся на страшных кострах
Миллионы людей, превращенных в золу.
Слышу голос я жалобный, памятный мне,
Показалось на миг - наяву иль во сне? –
Стонет, плачет и кличет на помощь меня
Брат мой, ставший золой в этом адском огне.
Безутешно полячка над пеплом стоит..
Нет любимого... Кто ей его возвратит?...
Льются слезы, и пепел тускнеет седой,
Будто дождь ледяной его хмуро кропил.
В этой страшной, угрюмой, седой тишине
Образ брата погибшего видится мне,
Он из пепла восстал и назвал палачей -
Тех, кого я в атаках встречал на войне.
Грозной молнией гнев полыхает в груди,
Гулко сердце стучит: «Не прощай! Не прощай!»
Мне из пепла взывая, кричат мертвецы:
«Ты за нас отомсти, за поруганный край!»
Голос брата среди голосов я узнал –
Он убийц проклинал, он убийц проклинал.
И когда уходил я в гремящую даль,
Он за мной торопился, меня догонял.
Холижан БЕКХОЖИН. 1945.
5-й школьник: Саласпилс – лагерь смерти в Латвии. Из 600 тыс. узников, замученных и уничтоженных в 25 концлагерях, расположенных на территории Латвии, 100 тысяч погибло в Саласпилсе, из них - около 7 тыс. детей.
6-й школьник: Заксенхаузен - лагерь смерти, где 9 лет - с 1936 по 1945 - зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тыс. человек, из них только с осени 1943 по апрель 1945 г. - 33 тысячи. Заключенных в начале весны 1945 года предполагалось уничтожить путем потопления барж в море. «Однако, - как впоследствии признавались эсэсовские главари, - оставшиеся 45 тысяч заключенных не были утоплены, потому что быстрое продвижение Красной Армии помешало нам это сделать».
Чтец 2:
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Не был я давно в густых дубравах
И не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым
С синеокой — другом юных лет.
Но я каждый день и миг с тобою,
И лишь дрема веки мне смежит,
Я иду с подругой дорогою
Тропкой, что у озера лежит...
Я, как сын, люблю тебя, Россия,
Я люблю тебя еще сильней,
Милые просторы голубые
И безбрежность всех твоих морей!
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидать реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Неизвестный автор, бывший узник Заксенхаузена 1943 (1944 )?)
7-й школьник: Ясиновац - концлагерь, который находился на территории Югославии; за время его существования в нем было замучено, истреблено и уничтожено 70 тыс. человек.
8-й школьник: Маутхаузен - название этого небольшого безвестного ранее австрийского городка стало синонимом массовых убийств. С лета 1938 г. по май 1945 г. через него прошло 325 тыс. человек, из них 122 767 человек было расстреляно, замучено, заживо сожжено. Кроме этих зарегистрированных жертв десятки тысяч заключенных были расстреляны или задушены в газовых камерах сразу же после доставки в лагерь без регистрации.
Ведущий: «Плен - это страшная трагедия воина, но пока идет война на Родине, мы должны бороться здесь, за колючей проволокой». Эти слова принадлежат генералу Советской Армии Дмитрию Михайловичу Карбышеву. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года в лагере Маутхаузен он героически погиб от рук фашистских палачей. Генерал инженерных дел Д.М. Карбышев при форсировании Днепра получил тяжелое ранение и был захвачен в плен. Специалист в области возведения оборонительных сооружений, Карбышев был ценной находкой для врага. Его вылечили, отвезли в ставку Гитлера и предложили высокий пост в немецких войсках. Но, верный сын своей Родины, Карбышев наотрез отказался служить врагу. Его отправили в заключение, потом снова и снова вызывали и уговаривали, но Дмитрий Михайлович был непоколебим. Взбешенные от бессильной ярости палачи бросили отважного патриота в самый страшный лагерь – лагерь смерти Маутхаузен. Но и там генерал не сдался. Он возглавил движение солидарности среди русских пленников, поддерживал истощенных и павших духом узников, от лица тысяч предъявлял требования палачам. В феврале 1945 года фашистские палачи поняли, что война проиграна ими бесповоротно. В бессильной злобе они решили расправиться с генералом...
Чтец 1:
Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя.
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя,
Но есть душа - она все вытерпит,
И есть земля - она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
Илья ЭРЕНБУРГ.
Ведущий: Его и еще 700 узников, раздетых донага, палачи выстроили в ряд у так называемой «стены стонов», в самом отдаленном конце лагеря. Неподвижно стояли они три дня на трескучем морозе, и каждые три часа палачи поливали их ледяной водой из шлангов. Трудно придумать пытку более жестокую, смерть более лютую. День за днем, час за часом ледяная корка сковывала тела, заживо превращая людей в ледяную глыбу льда. Так погиб Дмитрий Михайлович Карбышев. За стойкость и мужество, проявленные в борьбе с фашизмом, генерал был удостоен посмертно звания Герой Советского Союза.
На месте казни героя-патриота был воздвигнут мраморный монумент. Крепко стиснув обнаженные руки, стоит у стены генерал. Он неподвижен. Ни один мускул не дрогнет. Он тверд, он не просит пощады, а ноги уже скованы тяжелыми кристаллами льда, сверкающими на солнце. Таким изобразил Карбышева скульптор Владимир Цигаль. Памятник «Непокоренный» — запечатленный в мраморе призыв ко всему населению мира:
«Люди! Будьте бдительны! Маутхаузен, Освенцим, Бухенвальд, Дахау не должны повториться! Никогда и нигде!»
Звучит «Песня узников концлагерей» в исполнении Марка Бернеса.
Ведущий: Фашистские застенки убили 11 миллионов жизней. В память о жертвах нацистского террора, в память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных, заживо погребенных объявляется Минута молчания...
Все встают. Идет Минута молчания. После Минуты молчания включается негромкая запись колокольного звона, на фоне которого читаются стихи.
Чтец 2:
МИНУТА МОЛЧАНИЯ...
Склонитесь и молод, и стар
В честь тех, кто за счастье,
Что жизнь ради жизни отдал.
Летнее небо над нами
Горечью пахнет полынь,
Черными колоколами
Стонет бездонная синь.
Стонет земною печалью
Тех, чьи сердца не стучат.
Даже в минуту молчания
Колокола не молчат.
Владимир ФИРСОВ.
1-й: Звенят колокола... Их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает: «Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!».
2-й: Мы победили фашизм!
3-й: Мы спасли человечество!
4-й: Мы спасли мир!
5-й: Мы не хотим, чтобы на полях сражений оставались известные и неизвестные солдаты!
6-й: Мы не хотим всемирной войны!
7-й: Вспомним всех поименно…
8-й: Горем вспомним своим:
Все вместе: Это нужно не мертвым - это нужно живым!
Звучит запись 3-го куплета песни «Бухенвальдский набат».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка Памяти «Нам не забыть никогда…»
Линейка памяти, посвященная воинам погибшим в Чечне...
"Нам не дано забыть!" Внеклассное мероприятие по математике
Внеклассное мероприятие по математике, посвященнное Дню Победы "Нам не дано забыть" 5-9 классы...
Презентация "Нам не дано забыть!"
Презентация к внеклассному мероприятию по математике, посвященное Дню Победы "Нам не дано забыть". 5-9 классы...
Сценарий линейки памяти "Нам не дано забыть"
Сценарий линейки памяти "Нам не дано забыть" для детей среднего школного возраста...
Урок Мужества "НАМ НЕ ДАНО ЗАБЫТЬ....".
Урок Мужества рассказывает о трагических событиях Второй мировой войны.Рекомендован для проведения в старших классах....
Нам не дано забыть!
Отчёт о проведённом мероприятии....
Нам не дано забыть
Человек, как личность формируется в процессе реальной деятельностии во взаимодействии с другими людьми.На формирование нравственных ценностных ориентаций существенное влияние оказывают знания, эмоции ...