Читательская конференция. Л.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»
учебно-методический материал (6 класс) на тему
Цель: Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Читательская конференция. Л.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки» | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по книге Л.А.Кассиля
«Дорогие мои мальчишки»
(6 класс).
Цель:
- Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам.
Оборудование:
- Книги Л.А.Кассиля.
- Ноутбук.
- Проектор.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
- Вступительное слово учителя.
- Биография Л.А.Кассиля (сообщение подготовленного ученика).
- Обсуждение повести «Дорогие мои мальчишки».
- Слайдовая презентация «Дорогие мои мальчишки».
- Заключительное слово учителя.
I. Вступление. Слайд№1
Учитель (Немальцева А.Н.):
Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня мы проводим читательскую конференцию, посвященную творчеству Льва Абрамовича Кассиля. Книга, о которой сегодня пойдет разговор - «Дорогие мои мальчишки».
II. Биографическая справка о писателе. Слайд №2.
(Выходят ученики 6к1 и 6к классов и кратко рассказывают творческую биографию Л.А.Кассиля, параллельно с этим учащиеся смотрят интерактивную презентацию).
Ученица: Иванова Любовь.
Лев Абрамович Кассиль, известный писатель и журналист, родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе Саратовской губернии (ныне город Энгельс).
Ученик: Абайдулин Айдар. Слайд №3
Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врачом. Мама, Анна Исааковна, — музыкантом. Учился Лев Кассиль сначала в старой царской гимназии. Окончить её не успел. И вместе с товарищами, продолжил обучение в советской Единой трудовой школе.
Ученица: Долгих Екатерина. Слайд №4
Лев принадлежал к числу тех мальчиков, которых окружающие называют «разносторонне одарёнными». Он долго не знал, чем же ему следует заняться всерьёз. Художники находили у него определённые склонности по их части, и он послушно учился рисованию. Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле. А приехавший из Петрограда учитель словесности А. Д. Суздалев, прочитав написанные Кассилем по его заданию домашние сочинения, заявил его родителям, что, чему бы Льва ни учили, всё равно он в будущем станет литератором… Самому Льву Кассилю было трудно поверить Суздалеву, что его призвание — литература, но слова его он запомнил.
Ученик: Сухинин Михаил. Слайд №5
В 1923 году, окончив школу, Лев Кассиль за хорошую общественную работу в библиотеке-читальне получил командировку в высшее учебное заведение. Сдав вступительные экзамены, он начал учиться на физико-математическом факультете Московского государственного университета (МГУ). Но уже к третьему курсу его неодолимо потянуло писать. Желанию этому противостоять он не мог. Писать Лев учился в письмах домой. Он описывал в них Москву, которую в свободные от занятий часы исходил пешком вдоль и поперёк, от центра до пригородов. Описывал новостройки и шествия, театры и стадионы, магазины и Зоопарк, выставки и музеи. Некоторые письма доходили до 28 страниц. Эти письма младший брат перепечатывал и публиковал в местной газете под заголовком «Письма из Москвы».
Ученица: Иванова Любовь. Слайд № 6
Большинство его книг написаны о детях и для детей. Повесть «Дорогие мои мальчишки» была написана в годы Великой Отечественной войны и вышла в свет в 1944 году.
Во время войны писатель работал в редакции детского журнала «Мурзилка» и много писал о детях. В годы войны издал сборник рассказов «Обыкновенные ребята», произведение «Твои защитники» (1942 г.). В них повествуется о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. В 1943 г. издан сборник рассказов «Всем сердцем».
Накопившийся за 1941-1943-е годы материал вылился в повесть «Дорогие мои мальчишки».
Ученик: Абайдулин Айдар. Слайд № 7,8
Лев Абрамович Кассиль принят в почётные пионеры советской страны. Лауреат государственных премий. Его произведения переведены на иностранные языки. По его книгам сняты фильмы: «Вратарь», «Синегория», «Мальчишки» и другие. На родине писателя создан музей. Умер Лев Абрамович 21 июня 1970 года в Москве.
Учитель (Немальцева А.Н.):
Слайд №9 «Дорогие мои мальчишки» — знаменитое произведение классика отечественной литературы Льва Абрамовича Кассиля о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны.
Это история трудностей, опасностей и приключений — выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости — о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах.
«Для Вас, друзья, дорогие мои мальчишки и девчонки, написал я в дни Великой войны эту книгу. В ней рассказывается о мальчишках и девчонках, которые вместе с нашей Родиной стойко выдержали горькие испытания и, как ни бушевала буря, как тяжко ни приходилось им порой, учились, работали, не расставались с самыми заветными мечтами.
Мне очень хочется, чтобы из этих мальчиков и девочек – и из всех вас тоже – выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми и настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.
Может быть, и вам пригодится в жизни боевой клич моих мальчишек: «Отвага, Верность, Труд – Победа!»
Так обратился Лев Кассиль к читателям в предисловии к своей книге «Дорогие мои мальчишки».
III. Обсуждение содержания повести «Дорогие мои мальчишки». Слайд №10, 11.
Учитель (Соломенникова М.А.): (обращается к шестиклассникам):
Ребята, вы познакомились с книгой Лева Абрамовича Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
1.Скажите, почему так называется эта книга? Как вы понимаете смысл названия произведения - «Дорогие мои мальчишки»?
2.Какую страну придумал Арсений Петрович Гай? (Синегорию)
3. Что случилось с Арсением Петровичем? (Погиб)
4.Ребята, где и когда происходят события, описанные в книге?
Ответы: Тайна Лазоревых гор тесно связана с жизнью приволжских мальчишек. На их долю выпало тяжелое испытание – Великая Отечественная война. Конечно, героям не пришлось воевать на передовой в силу их возраста, однако многие из них, как могли, в тылу помогали своей родине. К таким героям, в первую очередь, нужно отнести Капку Бутырева. Этот мальчишка, на попеченье которого остались младшие сестры, был своеобразной знаменитостью и гордостью города Затонска.
IV. Обсуждение фрагмента фильма «Мальчишки» (1978 года). (Фрагмент из фильма от 0:19 мин.)
Учитель (Соломенникова М.А.): Ребята, давайте поближе познакомимся с героями повести, предлагаем посмотреть фрагмент художественного фильма «Дорогие мои мальчишки» (1978 года).
(Вопросы по фильму «Мальчишки»)
1. Кто является главным героем произведения?
Ответы: Капитон Бутырев.
Капитон Бутырев. Несмотря на свой маленький рост и щуплость, этот мальчишка отлично работал на Судоремонтом заводе и уже стал фрезеровщиком четвертого разряда. Кроме того, он успевал хорошо учиться в училище. Также Капка был бригадиром, и его команда всегда была в первых рядах по выполнению плана.
Герой пользовался уважением и авторитетом у всего города, может быть еще и потому, что все знали - война сделала Капитона сиротой.
2.Где жили синегорцы и кто это? Слайд№12
Ответы: в городе Затонске
Ответы: Валерий Черепашкин, Капка, Тимсон и пионеры, которые должны были совершать добрые дела.
Такого «выдающегося» человека не могли не заметить синегорцы – Валерка Черепашкин и его друг-телохранитель Тимка. Они, исполняя «свой долг», оберегали Бутырева, старались защитить его в меру своих сил. Вернее, защищал в основном большой и толстый Тимка, Валерка же в их команде был «мозгом».
3. Символ синегорцев и девиз?
Ответы: Радуга, стрела и вьюнок (Книга. Стр.137-142).
Ответы: «Отвага, Верность, Труд – Победа!»
4. Ребята, скажите, чем занималась команда синегорцев?
Ответы: Должны были совершать разные добрые дела.
5. А в каком произведении еще есть описание дел пионеров?
Ответы: Аркадий Гайдар. Повесть «Тимур и его команда». Тимур (племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки.
6. Ребята, расскажите о взаимоотношениях синегорцев?
Ответы: Тщедушный и болезненный, Черепашкин «был историком города Затонска и аккуратно записывал в свою памятку все выдающиеся события и явления и интересные случаи, которые были в городе».
Вначале Валерку удручало то, что в городе практически ничего не происходит. Вот разве что Капка конфликтовал с длинновязым Лешкой Дульковым, который воровал, не хотел хорошо работать и всячески портил репутацию бригады Бутырева.
7. Как отреагировали старые Затонцы, когда узнали, что судоремонтному заводу пришел особый заказ?
Ответы: старая затонская гвардия: сторожилы, пенсионеры, ветераны пришли помочь на завод. Ребята решили работать по 2 лишних часа, чтобы освоить новые детали.
8. Какими событиями начала наполняться жизнь Затонска?
Ответы: Жизнь Затонска начала наполняться событиями. Сначала в город прибыла команда юнг, с которыми учащиеся училища и молодые рабочие завода стали конфликтовать.
9. Как синегорцы отнеслись к юнгам?
Ответы: Они ни за что не хотели принимать этих «героев», считая их просто задаваками: «Юнги казались им бездельниками и щеголями». Однако писатель сразу предупреждает нас, что «не знали ремесленники Рыбачьего Затона, что эти аккуратно подобранные парни в бушлатах и в бескозырках хлебнули такого, что и не снилось затонским».
10. Какое дело объединило синегорцев и юнг?
Ответы: восстановление старого баркаса.
11. Почему баркас забрали?
Ответы: Для разминирования Волги необходимы были маленькие суда. А этот баркас был деревянным и как нельзя лучше подходил для этой работы.
12. Почему синегорцы не покинули город? Слайд 13
Ответы: Совсем скоро юнгам пришлось продемонстрировать свои умения. Затонск окружили фашисты. Из города срочно эвакуировали многих жителей, в том числе и детей. Но Капка и синегорцы остались. Остались вместе с юнгами, своими недавними соперниками, защищать родной Затонск. И пред лицом серьезной опасности помирились и объединились все. Лешка Ходуля отдал Рите, сестре Бутырева, свое самое дорогое сокровище – «маленькую медную зажигалку», а Капка подружился со своими соперниками – юнгами.
13. Какую роль сыграл Капка в бою?
Ответы: Фашисты наступали все плотнее, силы защитников Затонска иссякали. И тут Капка, под перекрестным огнем, пробрался к юнгам и рассказал обо всем. А потом вывел их в тыл к фашистам, прорыл ход и один обезвредил немецкого пулеметчика.
14. Как закончился бой с фашистами? Какие потери принес бой?
Ответы: Все закончилось хорошо – герои не пустили фашистов на русскую землю. Но сам бой принес много потерь. Погиб Сережа Палихин: «Он обливался кровью. Вот Палихин свалился, но оперся сперва на одно колено, потом подтянулся, встал и опять бросился на немцев, ухватив обеими руками дуло автомата у одного из парашютистов».
V. Обсуждение отрывка из повести «Дорогие мои мальчишки».
Учитель: Прослушаем отрывок из аудиокниги, в котором мичман рассказывает сказку... (Аудиозапись №26. Сказочку слышали про русский огонек. Поймал наш боец в плен ………………………….... пуще распалишь).
1. Какую черту русского характера рассматривает мичман в своей сказке?
2. О чем эта сказка? (О войне)
3. Какова основная мысль текста? Что хотел показать автор, какую проблему?
Ответы: Дети рано взрослели, приходилось работать… дети войны… Главная проблема героев повести заключается в том, что в военное время детям приходится переносить все тяготы жизни наравне со взрослыми.
Учитель (Соломенникова М.А.): Ребята, задайте вопросы друг другу. Какой эпизод книги вам больше всего запомнился и почему?
Учитель (Соломенникова М.А.): Понравилось ли вам произведение «Дорогие мои мальчишки» Льва Абрамовича Кассиля? Поделитесь своими мыслями, чувствами после этой встречи. Почему вы порекомендовали бы прочитать данную книгу вашим сверстникам?
VI. Подведение итогов. Слайд №14
Учитель (Немальцева А.Н.): Вы познакомились только с одной книгой Льва Кассиля, но это только малая доля того, что создал этот автор. Надеемся, вы продолжите знакомство с его произведениями и не расстанетесь уже никогда.
Слайд №15 Учитель (Немальцева А.Н.): Предлагаем написать отзыв о прочитанной книге Льва Абрамовича Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и опубликовать в дневнике ру. на странице вашего класса (Форум Лев Кассиль «Дорогие мои мальчишки»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская конференция. Л.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»
«Для Вас, друзья, дорогие мои мальчишки и девчонки, написал я в дни Великой войны эту книгу. В ней рассказывается о мальчишках и девчонках, которые вместе с нашей Родиной стойко выдержали горькие испы...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Цикл уроков по повести Л.Кассиля "Дорогие мои мальчишки". Предмет родная литература.
Цикл уроков по повести Л.Кассиля "Дорогие мои мальчишки " поможет рассмотреть разные темы: сказка и сказочные персонажи в повести, реальные события , происходившие в годы Великой Отечественн...
Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"
В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...
Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.
Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель чтения, и у...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...