Читательская конференция. Л.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Немальцева Анна Николаевна

Цель:   Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших  школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по книге Л.А.Кассиля  

 «Дорогие мои мальчишки»                    

 (6 класс).

Цель:

  1. Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших  школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам.

Оборудование:

  • Книги Л.А.Кассиля.
  • Ноутбук.
  • Проектор.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Биография Л.А.Кассиля   (сообщение подготовленного ученика).
  3. Обсуждение повести «Дорогие мои мальчишки».
  4. Слайдовая презентация «Дорогие мои мальчишки».
  5. Заключительное слово учителя.

I. Вступление.  Слайд№1

Учитель (Немальцева А.Н.):

Добрый день, дорогие ребята, гости.  Сегодня  мы проводим читательскую  конференцию, посвященную  творчеству Льва Абрамовича  Кассиля.           Книга, о которой сегодня пойдет разговор  - «Дорогие мои мальчишки».

II. Биографическая справка о писателе. Слайд №2.

 (Выходят  ученики 6к1 и 6к  классов  и кратко рассказывают творческую биографию Л.А.Кассиля, параллельно с этим учащиеся смотрят интерактивную презентацию). 

Ученица: Иванова Любовь.

Лев Абрамович Кассиль, известный писатель и журналист,  родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе Саратовской губернии (ныне город Энгельс).

Ученик: Абайдулин Айдар.  Слайд №3

Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врачом. Мама, Анна Исааковна, — музыкантом. Учился Лев Кассиль сначала в старой царской гимназии. Окончить её не успел. И вместе с товарищами, продолжил обучение в советской Единой трудовой школе.

Ученица: Долгих Екатерина. Слайд №4

Лев принадлежал к числу тех мальчиков, которых окружающие называют «разносторонне одарёнными». Он долго не знал, чем же ему следует заняться всерьёз.  Художники находили у него определённые склонности по их части, и он послушно учился рисованию. Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле. А приехавший из Петрограда учитель словесности А. Д. Суздалев, прочитав  написанные Кассилем по его заданию домашние сочинения, заявил его родителям, что, чему бы Льва ни учили, всё равно он в будущем станет литератором… Самому Льву Кассилю было трудно поверить Суздалеву, что его призвание — литература, но слова его он запомнил.

Ученик: Сухинин  Михаил. Слайд №5

В 1923 году, окончив школу, Лев Кассиль за хорошую общественную работу в библиотеке-читальне получил командировку в высшее учебное заведение. Сдав вступительные экзамены, он начал учиться на физико-математическом факультете Московского государственного университета (МГУ). Но уже к третьему курсу его неодолимо  потянуло писать. Желанию этому противостоять он не мог. Писать Лев учился в письмах домой. Он описывал в них Москву, которую в свободные от занятий часы исходил пешком вдоль и поперёк, от центра до пригородов. Описывал новостройки и шествия, театры и стадионы, магазины и Зоопарк, выставки и музеи. Некоторые письма доходили до 28 страниц. Эти письма младший брат перепечатывал и публиковал в местной газете под заголовком  «Письма из Москвы».

Ученица: Иванова Любовь. Слайд № 6

Большинство его книг написаны о детях и для детей. Повесть «Дорогие мои мальчишки» была написана в годы Великой Отечественной войны и вышла в свет в 1944 году.

Во время войны писатель работал в редакции детского журнала «Мурзилка» и много писал о детях. В годы войны издал сборник рассказов «Обыкновенные ребята», произведение «Твои защитники» (1942 г.). В них повествуется о повседневном героизме не только взрослых, но и детей.          В 1943 г. издан сборник рассказов «Всем сердцем».

Накопившийся за 1941-1943-е годы  материал вылился в повесть «Дорогие мои мальчишки».

Ученик: Абайдулин Айдар. Слайд № 7,8

Лев Абрамович  Кассиль  принят в почётные пионеры советской страны. Лауреат государственных премий. Его произведения  переведены  на иностранные языки. По его книгам сняты фильмы: «Вратарь», «Синегория», «Мальчишки» и другие. На родине  писателя создан музей. Умер  Лев Абрамович  21 июня 1970 года в Москве.

Учитель  (Немальцева А.Н.):  

Слайд №9 «Дорогие мои мальчишки» — знаменитое произведение классика отечественной литературы Льва Абрамовича Кассиля о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны.
Это история трудностей, опасностей и приключений — выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости — о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах.

«Для Вас, друзья, дорогие мои мальчишки и девчонки, написал я в дни Великой войны эту книгу. В ней рассказывается о мальчишках и девчонках, которые вместе с нашей Родиной стойко выдержали горькие испытания и, как ни бушевала буря, как тяжко ни приходилось им порой, учились, работали, не расставались с самыми заветными мечтами.  

Мне очень хочется, чтобы из этих мальчиков и девочек – и из всех вас тоже – выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми и настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.

Может быть, и вам пригодится в жизни боевой клич моих мальчишек: «Отвага, Верность, Труд – Победа!»

Так обратился Лев Кассиль к читателям в предисловии к своей книге «Дорогие мои мальчишки».

III.  Обсуждение  содержания повести «Дорогие мои мальчишки». Слайд №10, 11.

Учитель (Соломенникова М.А.):  (обращается к шестиклассникам): 

Ребята, вы познакомились с книгой Лева  Абрамовича  Кассиля «Дорогие мои мальчишки».  

1.Скажите,  почему так называется эта книга? Как вы  понимаете  смысл  названия  произведения  - «Дорогие мои  мальчишки»?

2.Какую страну придумал Арсений Петрович Гай? (Синегорию)

3. Что случилось с Арсением Петровичем? (Погиб)

4.Ребята, где и когда происходят события, описанные в книге?

Ответы: Тайна Лазоревых гор тесно связана с жизнью приволжских мальчишек. На их долю выпало тяжелое испытание – Великая Отечественная война. Конечно, героям не пришлось воевать на передовой в силу их возраста, однако многие из них, как могли, в тылу помогали своей родине. К таким героям, в первую очередь, нужно отнести Капку Бутырева. Этот мальчишка, на попеченье которого остались младшие сестры, был своеобразной знаменитостью и гордостью города Затонска.

IV. Обсуждение фрагмента  фильма  «Мальчишки» (1978 года). (Фрагмент  из фильма от 0:19 мин.)

Учитель (Соломенникова М.А.):  Ребята, давайте  поближе познакомимся  с героями  повести, предлагаем посмотреть  фрагмент художественного фильма «Дорогие мои мальчишки» (1978 года).                

(Вопросы по фильму «Мальчишки»)

1. Кто является главным героем  произведения?

Ответы: Капитон Бутырев.

Капитон Бутырев. Несмотря на свой маленький рост и щуплость, этот мальчишка отлично работал на Судоремонтом заводе и уже стал фрезеровщиком четвертого разряда. Кроме того, он успевал хорошо учиться в училище. Также Капка был бригадиром, и его команда всегда была в первых рядах по выполнению плана. 
Герой пользовался уважением и авторитетом у всего города, может быть еще и потому, что все знали - война сделала Капитона сиротой. 

2.Где жили синегорцы и кто это? Слайд№12

Ответы: в городе Затонске

Ответы: Валерий Черепашкин, Капка, Тимсон и пионеры, которые должны были совершать добрые дела.

Такого «выдающегося» человека не могли не заметить синегорцы – Валерка Черепашкин и его друг-телохранитель Тимка. Они, исполняя «свой долг», оберегали Бутырева, старались защитить его в меру своих сил. Вернее, защищал в основном большой и толстый Тимка, Валерка же в их команде был «мозгом». 

3. Символ синегорцев и девиз?

Ответы: Радуга, стрела и вьюнок (Книга. Стр.137-142). 

Ответы: «Отвага, Верность, Труд – Победа!»

4. Ребята, скажите, чем занималась команда синегорцев?

Ответы: Должны были совершать разные добрые дела.

5. А в каком произведении еще есть описание дел пионеров?

Ответы: Аркадий Гайдар. Повесть «Тимур и его команда». Тимур (племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки.

6. Ребята, расскажите о взаимоотношениях синегорцев?

Ответы: Тщедушный и болезненный, Черепашкин «был историком города Затонска и аккуратно записывал в свою памятку все выдающиеся события и явления и интересные случаи, которые были в городе». 

Вначале Валерку удручало то, что в городе практически ничего не происходит. Вот разве что Капка конфликтовал с длинновязым Лешкой Дульковым, который воровал, не хотел хорошо работать и всячески портил репутацию бригады Бутырева.

 7. Как отреагировали старые Затонцы, когда узнали,  что судоремонтному заводу пришел особый заказ?

Ответы: старая затонская гвардия: сторожилы, пенсионеры, ветераны пришли помочь на завод. Ребята решили работать по 2 лишних часа, чтобы освоить новые детали.

 8. Какими событиями начала наполняться жизнь Затонска?  

Ответы:    Жизнь Затонска начала наполняться событиями. Сначала в город прибыла команда юнг, с которыми учащиеся училища и молодые рабочие завода стали конфликтовать.

 9. Как синегорцы отнеслись к юнгам?

Ответы:    Они ни за что не хотели принимать этих «героев», считая их просто задаваками: «Юнги казались им бездельниками и щеголями». Однако писатель сразу предупреждает нас, что «не знали ремесленники Рыбачьего Затона, что эти аккуратно подобранные парни в бушлатах и в бескозырках хлебнули такого, что и не снилось затонским». 

 10. Какое дело объединило синегорцев и юнг?

 Ответы: восстановление старого баркаса.

11. Почему баркас забрали?

Ответы:    Для разминирования Волги необходимы были маленькие суда. А этот баркас был деревянным и как нельзя лучше подходил для этой работы.

12. Почему синегорцы не покинули город? Слайд 13

Ответы:    Совсем скоро юнгам пришлось продемонстрировать свои умения. Затонск окружили фашисты. Из города срочно эвакуировали многих жителей, в том числе и детей. Но Капка и синегорцы остались. Остались вместе с юнгами, своими недавними соперниками, защищать родной Затонск. И пред лицом серьезной опасности помирились и объединились все. Лешка Ходуля отдал Рите, сестре Бутырева, свое самое дорогое сокровище – «маленькую медную зажигалку», а Капка подружился со своими соперниками – юнгами. 

13. Какую роль сыграл Капка в бою? 

Ответы: Фашисты наступали все плотнее, силы защитников Затонска иссякали. И тут Капка, под перекрестным огнем, пробрался к юнгам и рассказал обо всем. А потом вывел их в тыл к фашистам, прорыл ход и один обезвредил немецкого пулеметчика.
 

 14.  Как закончился бой  с фашистами? Какие потери принес бой?

Ответы:   Все закончилось хорошо – герои не пустили фашистов на русскую землю. Но сам бой принес много потерь.  Погиб Сережа Палихин: «Он обливался кровью. Вот Палихин свалился, но оперся сперва на одно колено, потом подтянулся, встал и опять бросился на немцев, ухватив обеими руками дуло автомата у одного из парашютистов».

V. Обсуждение  отрывка из  повести «Дорогие мои мальчишки».

Учитель: Прослушаем  отрывок из аудиокниги, в котором мичман рассказывает сказку... (Аудиозапись №26. Сказочку слышали  про русский огонек.  Поймал наш боец в плен ………………………….... пуще распалишь).

1. Какую черту русского характера  рассматривает  мичман в своей сказке?

2. О чем эта сказка? (О войне)

3. Какова основная мысль текста? Что хотел показать автор, какую проблему?  

Ответы:   Дети рано взрослели,  приходилось работать… дети войны… Главная проблема героев повести заключается в том, что в военное время детям приходится переносить все тяготы жизни наравне со взрослыми.

Учитель (Соломенникова М.А.): Ребята, задайте вопросы друг другу. Какой  эпизод  книги  вам больше  всего запомнился и почему?          

Учитель (Соломенникова М.А.):  Понравилось ли вам произведение «Дорогие мои мальчишки»  Льва Абрамовича Кассиля?  Поделитесь своими мыслями, чувствами после этой встречи. Почему  вы порекомендовали  бы  прочитать  данную книгу вашим сверстникам?

VI.  Подведение итогов. Слайд №14  

Учитель (Немальцева А.Н.):  Вы познакомились только с одной книгой Льва Кассиля, но это только малая доля того, что создал этот автор. Надеемся, вы продолжите знакомство с его произведениями и не расстанетесь уже никогда.

Слайд №15 Учитель (Немальцева А.Н.):  Предлагаем  написать отзыв  о прочитанной   книге   Льва Абрамовича Кассиля «Дорогие мои мальчишки»  и опубликовать в дневнике ру.  на странице вашего класса  (Форум Лев Кассиль «Дорогие мои мальчишки»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция. Л.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»

«Для Вас, друзья, дорогие мои мальчишки и девчонки, написал я в дни Великой войны эту книгу. В ней рассказывается о мальчишках и девчонках, которые вместе с нашей Родиной стойко выдержали горькие испы...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Цикл уроков по повести Л.Кассиля "Дорогие мои мальчишки". Предмет родная литература.

Цикл уроков по повести Л.Кассиля "Дорогие мои мальчишки " поможет рассмотреть разные темы: сказка и сказочные персонажи в повести, реальные события , происходившие в годы Великой Отечественн...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...

Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.

      Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель  чтения, и у...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...