Классный час "Холокост - незаживающая рана".
классный час на тему
"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями."
И. Бауэр
Аудитория: 7-11 классы.
Цель классного часа: изучение материала о таком явлении истории, как Холокост; демонстрация детям тесной взаимосвязи исторических судеб и поколений прошлого, настоящего и будущего, сформировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии, формирование духовно – нравственных ценностей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель:
Артемьева Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Куломзинская
средняя общеобразовательная школа»
Оконешниковского муниципального
района Омской области
Классный час
«Холокост – незаживающая рана »
"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями."
И. Бауэр
Аудитория: 7-11 классы.
Цель классного часа: изучение материала о таком явлении истории, как Холокост; демонстрация детям тесной взаимосвязи исторических судеб и поколений прошлого, настоящего и будущего, сформировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии, формирование духовно – нравственных ценностей .
Задачи классного часа:
1. Поддержка становления активной жизненной позиции школьников.
2. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
3. Создание условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация (во вложенном файле)
Фонотека: «Симфония № 7» Д. Шостакович, Jean Michel Jarre – Ethnicolor.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит «Симфония № 7» Д. Шостаковича
Ведущий: 1939 год. Над миром разразилась гроза II Мировой войны. Гитлеровская Германия марширует по Европе, топча своими сапогами жизни многих тысяч людей разных национальностей (слайд 2).
Вся в мире боль… и его изъяны
Слились в том слове—война... война... (Н.Гребенко)
Но ещё до 1 сентября 1939 года была пролита кровь многих тысяч людей.
В 1933 г. к власти в Германии приходит Гитлер, поставивший перед собой цель «очистить мир от людей второго, и даже третьего сорта»: евреев, цыган, инвалидов, славян. И начал он с евреев. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер открыто развивал расистскую теорию. Фюрер (вождь) считал себя мессией, призванным спасти мир от «еврейского засилья». Он призывал к беспощадной борьбе против евреев, нарушающих чистоту «арийской расы».
Приход нацистов к власти в Германии означал насаждение антисемитизма в государственном масштабе.
В апреле 1933 г. была инспирирована общегерманская антиеврейская акция. Нацисты пикетировали магазины, адвокатские бюро, врачебные кабинеты, принадлежавшие евреям.
В 1938 г. детям, отличающимся «неполноценными расовыми признаками», было запрещено посещать немецкие школы.
Постепенно нацисты перешли от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии.
В ночь на 10 ноября произошел еврейский погром, вошедший в историю как Хрустальная ночь (Ночь разбитых стекол). (слайд3)
Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом для этого послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии. (слайд 4)
Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря. В январе 1939 г. началась подготовка мероприятий второго этапа «решения еврейского вопроса». Речь шла о том, чтобы лишить евреев права жить в Германии.
После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу в сентябре 1939 г. руководство гитлеровского государства начало готовиться к установлению в Европе «нового порядка», отражавшего нацистскую идеологию.
В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р.Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши.
Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти. (слайд 5)
К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и эпидемии. Там тысячи и десятки тысяч людей ожидали окончательного решения своей участи.
Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса.
Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы.
В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов.
Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все люди умирали. Наиболее «производительным» был лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше миллиона человек. 9/10 всех жертв составили евреи.В 1941—1945 гг. нацисты истребили 6 000 000 евреев из оккупированных стран Европы.
( Просмотр слайдов 6 – 10, сопровождается музыкой Jean Michel Jarre – Ethnicolor )
В рамках программы уничтожения лиц, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны», которая получила своё название по адресу главного бюро в Берлине на Тиргартенштрассе, 4, в период с 1940 по 1941 год было уничтожено свыше 70 тысяч человек с психическими расстройствами, умственно отсталых больных, инвалидов, а также детей с неврологическими и соматическими заболеваниями. После официального закрытия программы уничтожение пациентов, тем не менее, продолжалось, и к 1945 число убитых превысило 200 тыс. человек; кроме того, в период с 1942 по 1945 около миллиона пациентов были замучены голодом в немецких психиатрических больницах.
Предпосылками этой программы было широкая распространённость в Германии популярной тогда в ряде стран евгеники, идей расовой чистоты и представлений о дегенеративных психических болезнях, передающихся из поколение в поколение. Такими учёными-идеологами, как Альфред Хохе, Карл Биндинг, высказывалось утверждение, что люди с психическими расстройствами являются носителями неизлечимых заболеваний, ослабляющих «господствующую расу», и в целях экономии государственных средств должны быть ликвидированы.
Массовые убийства осуществлялись на территории Германии, позднее на территории Польши, СССР и других оккупированных стран посредством введения отравляющих веществ, ядов, отравления газом, расстрелов. Именно в рамках программы Т-4 впервые (ещё до применения в концентрационных лагерях) нацистами были использованы газовые камеры ; первая газовая камера была испробована в Хадамаре (земля Гессен) в конце 1939 года.
С самого начала расовая принадлежность была одним из критериев отбора жертв.
В некоторых странах было уничтожено до 99 % цыганского населения. В результате геноцида, по исследованиям последних 30 лет, погибло 150 000—200 000 цыган и гораздо больше пострадало, но выжило.
По данным Американского Мемориального Музея Холокоста, поляков и прочих славян нацисты рассматривали как «низшую расу», которая должна быть покорена, обращена в рабство и в конечном счете уничтожена.
Историк Богдан Витвицкий (Bohdan Wytwycky) считает, что более четверти всех жертв нацистской оккупации СССР (в частности, 3 млн. украинцев и 1,5 млн. белорусов) было уничтожено по расовым мотивам.
Советские военнопленные в численности заключённых ( в статистике) часто не учитывались, т.к. их уничтожали в первую очередь, либо направлялись на самые жесточайшие работы или эксперименты. Так в сентябре 1941 года вблизи лагеря Бухенвальд расстреляны первые советские военнопленные. (слайд 11) Позднее, западнее от лагеря, в конюшне СС, появляется расстрельное устройство. По приблизительным подсчётам, под руководством СС только в Бухенвальде было расстреляно около 8000 советских военнопленных.
Одна из важных связанных с историей Холокоста тем — подвиг тех, кого в еврейской традиции называют праведники народов мира. (слайд 12) Повсеместно на оккупированных нацистами территориях были люди и семьи, спасавшие евреев. Они не подчинялись нацистским приказам и были готовы рисковать собственной жизнью.
Таких бесстрашных людей были сотни и тысячи. Они прятали у себя скрывавшихся от депортаций и бежавших из гетто, снабжали евреев необходимыми документами, оказывали преследуемым финансовую, продовольственную и медицинскую помощь.
Многим помогла спастись семья киевского священника А.А.Глаголева, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в деревнях у знакомых. Десятки евреев вывел из Рижского гетто и надежно укрыл портовый грузчик Жан Липке.
Многие праведники оказались в застенках, были казнены. Их имена чаще всего оставались лишь в памяти тех, кого они спасали...
(слайд 13)
Когда в ночи приоткрывают двери
чертоги скорбной памяти моей,
взираю я, глазам своим не веря,
на отпечатки тех далеких дней.
Вот Люблин. Спят дома в густом тумане.
Пустой Майданек. Вышка у ворот.
Ряды колючек. А на заднем плане
покрытый слоем пепла огород.
Живой пример немецкого порядка:
салат, редиска, свекла, лук, морковь…
И прямо тут же, на зеленых грядках
куски недогоревших черепов.
Еще всплывают в памяти картинки:
кусты сирени, а в кустах барак,
а в нем… ботинки, детские ботинки.
Размер – на бирке, бирка – на шнурках.
А вот еще картинка. (Сердце рвется,
и на сознанье наползает тьма.)
Забор, шлагбаум. Дальше двор с колодцем,
а во дворе еврейская тюрьма.
Подходишь к двери. Слышишь эти звуки.
Как хочешь их, при этом, назови:
стон, вздох, шипенье… А за дверью руки
торчат, торчат… Вся комната в крови.
Гора из теплых тел, гора живая
вздыхает, стонет, булькает, шипит.
Трехлетний мальчик приютился с краю.
Засомневаешься. Подумаешь, что спит…
Хотя уже прошло две трети века,
я не нашел ответа на вопрос:
Что за душа была у человека,
который мир обрек на холокост?!..
(ЛЮБЛИН, 1944 год Смирнов Александр Александрович)
И. Бауэр сказал : "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями."
Ребята, как вы объясните эти слова? Напишите отзыв об услышанном сегодня.
ИСТОЧНИКИ:
1. ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
2. www.holocf.ru/pages/50
Анкета участника
Артемьева Елена Михайловна, учитель МОУ «Куломзинская средняя общеобразовательная школа Оконешниковского муниципального района
Адрес ОУ: 646951, Омская обл., Оконешниковский р-н, с. Куломзино, ул. Центральная, 21
телефон ОУ: 8(38166)57126
эл. почта ОУ: kulomsosh@rambler.ru
личный телефон: 89059235924
личная эл. почта: artemiewa.len@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Афганистан - незаживающая рана.
Внеклассное мероприятие, посвящённое воинам-интернационалистам. Рассказывает об истории Афганской войны....
Афганистан- незаживающая рана (литературно-музыкальная композиция)
Литературно-музыкальная композиция «Афганистан – незаживающая рана»Автор: Шрейдер Н.Г., педагог дополнительного образованияМОУДОД "Центр детского творчества" (Звучит фонограмма из к/ф «Офиц...
Классный час "Афганистан-незаживающая рана"
Патриотическое воспитание обучающихся...
"Афганистан - незаживающая рана" к 25- летию вывода войск из Афганистана
Сценарий встречи с воинами -интернационалистами , выполнявшими свой воинский долг за пределами России....
классный час Афганистан –незаживающая рана
Цель:· ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан;· причиной вывода войск;&mi...
Классный час "Беслан - незаживающая рана"
Предлагаю Вашему вниманию разработку классного часа в 5 классе, посвященную Дню солидарности в борьбе с терроризмом....
Классный час "Афганистан - незаживающая рана"
Более 30 лет назад закончилась война в Афганистане. В учебниках истории еще не описаны толком эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необхо...