Из опыта педагогической деятельности Поляковой Натальи Григорьевны
статья (11 класс) на тему

Полякова Наталья Григорьевна

Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль в работе  с детьми. Основная задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта педагогической деятельности Поляковой Натальи Григорьевны, учителя технологии и географии  МБОУ КР ОО

«Кривчиковская средняя общеобразовательная школа».

 

 Год рождения – 1972. Окончила в 1994 году ОГПИ  «Орловский государственный   педагогический институт». Имею первую квалификационную категорию, стаж педагогической работы 22 года. Являюсь классным руководителем 10 и 11 классов.

Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль в работе  с детьми. Основная задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

В условиях рыночной экономики с ее жесткими требованиями к обще трудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками. И детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Цель педагогической деятельности – формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.

Цель индивидуальной педагогической деятельности — подготовить школьников к самостоятельному выполнению сложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного производства.

Эта цель достигается решением ряда задач:

•        коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

•        вырабатывать у учащихся специальные трудовые навыки

•        воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду

•        формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);  

•         подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве

•        активно способствовать духовному росту и эстетическому развитию учащихся, развивать творческие способности

  1. Проектирование образовательного процесса

При подготовке к урокам учитываю 3 этапа-диагностика, прогнозирование, проектирование. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Провожу диагностику  всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат времени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — проектированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

При проектировании урока использую системный подход, который рассматривает каждый объект,  как целое, имеющее определенную структуру и состоящее из определенного числа взаимосвязанных компонентов:

  • характеристика темы
  • система целей (триединая дидактическая цель), включающая образовательный аспект, воспитательный аспект, развивающий аспект+ коррекционный аспект.
  • тип урока
  • структура урока
  • формы познавательной деятельности
  • методы и средства обучения
  • система контроля

Методы, формы  и средства обучения проектирую таким образом, чтобы они были адекватными тем целям, для достижения которых они были применены. Применяемые формы познавательной деятельности - групповая и индивидуальная, метод обучения - объяснительно-иллюстративный, средства обучения – наглядные  (опорные карты, таблицы, изделия), раздаточный материал.

Системный подход позволяет рассматривать конкретный  урок в системе других уроков по каждой теме. Урок проектирую как систему моделей: изучение нового материала, формирование умений и навыков, закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

В системном аспекте контроль рассматриваю как внешний контроль (контроль учителя), взаимоконтроль, самоконтроль. При оценивании практических работ учитываю технико-экономические требования - качество выполненной работы, затраты времени, соблюдение технологий, соблюдение правил безопасности труда и санитарно-гигиенических требований. При взаимоконтроле и самоконтроле разработала специальный раздаточный материал  (памятки учащимся) в соответствии с критериями оценивания учащихся.

По данному направлению делюсь опытом работы с коллегами при проведение открытых уроков (Мастер-классы), на РМО учителей технологии («Методика составления проекта урока», «Конструирование современного урока» Контроль знаний и умений»). Имею публикации в социальной сети работников образовании.  

  1. Создание условий для развития каждого обучающего.

С целью создания комфортного микроклимата уроки конструирую в рамках личностно-ориентированного обучения.

  1. Использую субъектный опыт ученика:

•        применяю разнообразный дидактический материал:

•        использую разные источники сообщения информации;

•        инициирую выполнение учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных;

•        стимулирую учащихся к выбору материала в соответствии с их личными потребностями (выбор типа изделия);

•        применяю индивидуальные опорные карты, плакаты, технологические карты.

  1. Придаю уважительный характер педагогического общения на уроке:

•        уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, не зависимо от уровня его успеваемости;

•        обращение к ученику по имени;

•        беседа с учеником не с высока, а  глаза в глаза;

•        поддержка учеников улыбкой.

  1. Активизирую способы учебной работы:

•        стимулирую учеников к применению разнообразных способов учебной работы;

•        обсуждаю с учениками наиболее рациональные способы;

•        выявляю наиболее личностно-значимые способы сложившихся у учеников;

•        оцениваю не только результат, но и процесс выполнения задания.

  1. Стараюсь проявлять гибкость  в своей работе на уроке:

•        организовывать атмосферу  включенности каждого ученика в работу класса;

•        предоставлять детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке;

•        создавать условия позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку - использование памятки самооценки);

•        проявлять свою отзывчивость к эмоциям ученика (не прерывать радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимать негативные реакции);

•        оказывать помощь детям не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы.

  1. Использую на уроках средства активизации учения:

•        поддерживаю, укрепляю и развиваю положительную мотивацию;

•        стараюсь способствовать сокращению времени и объема готовых знаний и стимулирую самостоятельную учебно-профессиональную деятельность;

•        стараюсь обеспечивать формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развития волевой сферы по достижению учебно-познавательной цели, самооценку действий;

•        предоставляю возможность для коллективного делового общения; способствую созданию внутреннего комфорта.

  1. Организую самостоятельную работу, как ведущее средство активизации учения и достижения ТДЦ урока.

Требования к СР:

•        Наличие конкретных цели и задания;

•        Четкая форма выражения результата;

•        Определение формы проверки СР

•        Обязательность выполнения каждым учеником, получившим задание;

•        Соответствие содержания СР и  ТДЦ урока;

•        Содержание и методический аппарат должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной активности(репродуктивном, конструктивном,  творческом);

•        Задания должны быть индивидуализированы для обеспечения выполнения УУД всеми уч-ся.

  1. Опыт использования современных образовательных технологий и методик

        Повышению качества профессиональной подготовки учащихся способствует  совершенствование методики преподавания – системное  использование в течение нескольких лет инновационных образовательных технологий в рамках личностно- ориентированного обучения:

Образовательная технология (методика)

Результативность

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (на основе ЛОО) (с 2008 года)

•        более способные с опережением осваивают школьную программу, малоспособные не отстают от них благодаря тому, что учитель вызывает у них интерес к учению, они стремятся добиться успеха;

•        развивается и укрепляется память;

•        дети работают самостоятельно, они не боятся трудных работ, заранее зная, что они им под силу;

•        опорные сигналы  позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей;

•        ученики работают творчески, с увлечением, никто не шалит на уроках, дисциплине в классе может позавидовать любой педагог;

•        все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке;

•        нет прогулов.

Технология коллективного взаимодействия

•        индивидуализация темпа обучения;

•        актуализация чувства коллективной ответственности;

•        формирование  адекватной самооценки;

•        более прочное усвоение знаний за счет увеличения объема ассоциативных связей.

ИКТ (с 2010 года)

  •  при подготовке к урокам (создание УМК, сбор информации в сети интернет)
  • на уроках (в 9 классах при подготовке к экзаменам -презентация «электронный словарь по столярному делу»)
  • в методической работе (при подготовке выступлений, оформление опыта работы, в социальной сети работников образования,  электронного портфолио)

У учащихся – повышение мотивации и  познавательной активности

У учителя–возможность интегрирование учебного процесса с компьютером, повышение уровня педагогической компетентности (ИКТ-компетентность), педагогического мастерства, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта работы

Повышению эффективности урока способствуют разработанные мною и успешно применяемые в работе:

  • система моделей  уроков
  • система контроля

Элементы методики опубликованы в социальной сети работников образования, представлены в материалах по общению опыта.

  1. Ведение учебной документации

Классные и электронные журналы, личные дела обучающихся, дневники заполняю в максимальном соответствии с установленными требованиями.

Рабочие программы, планы, отчеты сдаю в строго установленное администрацией школы время.

  1. Уровень обобщения и распространения собственного положительного  опыта.

уровень

Содержание

Дата

ОУ

Выступления из опыта работы на РМО учителей технологии, классных руководителей.

Август 2015 -16 год

 Муниципальный

Представление  материалов по обобщению опыта работы на методическое объединение учителей технологии.

Декабрь 2016 г.

  1. Умение  анализировать педагогическую деятельность.

Аналитическую деятельность  направляю на анализ:

  1. состояние учебно-воспитательной деятельности;
  2. учебных занятий и воспитательных мероприятий;
  3. итогов учебно-воспитательного процесса;
  4. содержания школьной документации;
  5. качества знаний учащихся;
  6. отношения учащихся к учебному предмету;
  7. обще учебный уровень умений и навыков по трудовому обучению;
  8. итогов индивидуальной работы с учащимися;
  9. учебных занятий и воспитательных мероприятий коллег;

Самоанализ учителя определяю как средство успешного взаимодействия и взаимопонимания с учениками, родителями, коллегами. При этом особое место отвожу осознанности средств и методов изменений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности  рассматриваю как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами.

Для повышения качества учебно-воспитательного процесса применяю комбинированный анализ и самоанализ современного урока.

Алгоритм самоанализа урока включает: паспортные данные урока, анализ триединой цели урока, анализ этапа и структуры урока, анализ дидактических целей этапов, анализ содержания учебного материала, анализ методов и форм организации учебной деятельности учащихся, анализ межэтапных связей, анализ системы деятельности учителя, общие результаты урока, выводы и предложения.

  1. Степень участия в методической деятельности.

     на муниципальном уровне -  выступаю на   РМО учителей технологии

  1. Результативность образовательной деятельности.
  1. Результаты успеваемости, качества и  степени обученности учащихся

Реализация разработанных мною учебных и внеклассных программ, использование  педагогических технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика  уроков, научный подход и доступность в изложении изучаемого материала, придание урокам практической направленности, применение системы коррекционно-развивающих упражнений, применение разработанных и оформленных мною материалов для итоговой аттестации позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов учащихся:

Результаты обучения учащихся:

год

успеваемость

качество

Степень обученности

2013-2014 уч.г.

100%

100%

100%

2014-2015 уч.г.

100%

100%

100%

2016-2017 уч.г.

100%

100%

100%

Определение выпускников:

1.Большинство выпускников успешно продолжают учебную деятельность в ОГУ, ОГАУ Орел, с\х техникуме,  в компаниях по изготовлению стеклопакетов, на деревообрабатывающих предприятиях, в строительных компаниях.

                                                                                                                                               2. Формирование ключевых компетентностей обучающихся:

Для изучения динамики показателей качества обученности учащихся ежегодно провожу диагностику обще учебного уровня умений и навыков учащихся. Были отслежены следующие уровни трудовой подготовки:

•         деятельность учащихся на уроке;

•        самостоятельное выполнение  задания;

•        правильные приемы работы с инструментами;

•        запоминание  названий, терминов;

•        заинтересованность в конечном результате;

•        коррекция;

•        наличие эстетического вкуса.

  1. Организация внеурочной  работы.

 

Организация и охват  обучающихся разными формами внеурочной работы.

№п/п

Формы внеурочной работы

% охвата (от общего числа обучающихся у данного учителя)

2013-2014 уч.г.

1.

Факультатив «Экология»

20 %

2014-2015 уч.г.

1.

 Факультатив «Экология»

25 %

2016-2017 уч.г.

1.

Факультатив «Экология»

50 %

  1. Практическую направленность стараюсь реализовывать в творческой деятельности, которая  позволяет определять и развивать индивидуальные особенности и уникальность каждого учащегося. Благодаря творчеству ученики выявляют свои способности, узнают о сильных сторонах своей личности, достигают успеха.

  1. Организация воспитательной работы в детском коллективе.
  1. Воспитательный аспект обучения.

При проектировании и проведении уроков в воспитательный аспект включаю создание условий для воспитания мотивов труда, добросовестного отношения к труду, вкуса, усидчивости, самостоятельности, нравственных качеств.

При организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» решаются эффективные воспитательные  результаты:

  • каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
  • возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах,  способностях;
  • формируются ответственность, честность, товарищество.

Ежегодно организуем, разрабатываем и проводим совместно с учителями школы «Неделю технологии, ИЗО, черчения»

  1. На протяжении 20 лет являлась классным руководителем, ставя перед собой цель - создать условия для воспитания  адоптированной к современным социальным условиям самостоятельной личности готовой к самореализации в обществе, с нравственной позицией и самосознанием.

Для реализации поставленной цели проводилась работа:

  •  по повышению мотивации учения;
  •  по профилактике пропусков уроков без уважительной причины;
  •  профориентационные мероприятия для учащихся и их родителей;
  •  по формированию навыков здорового образа жизни;
  •  по укреплению дисциплины, профилактике правонарушений и асоциального поведения;
  •  по усилению эффективности от  взаимодействия между: учеником – учителем предметником – родителями.
  •  по подготовке учащихся, родителей, воспитателей к успешной сдаче  выпускных экзаменов;

Большая работа проводилась с трудными учащимися совместно с администрацией школы, педагогами, социально-психологической службой, КДН и ЗП.

С родителями учащихся осуществлялся постоянный контакт. Отношения строятся на взаимопонимании и взаимоуважении.

Результаты учебной деятельности обучающих

Учебный год

Количество учащихся

(8-11 классы)

Общая успеваемость

по технологии

Качество знаний

(число обучающихся, аттестованных по итогам года на «4» или «5», в % от общего числа обучающихся)

2013-2014 г.г.

21

100 %

100 %

2014-2015 г.г.

11

100 %

100 %

2016-2017 г.г.

11

100 %

100 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание личного опыта педагогической деятельности

Являясь руководителем творческой группы "Информатизация обучения" я добиваюсь, чтобы учителя поняли, что процесс информатизации и компьютеризации охватывает все сферы современного общества....

Публичная презентация профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Борисковой Натальи Ивановны

В статье обобщается опыт работы и результаты педагогической деятельности  по гражданско - патриотическому воспитанию обучающихся....

Обобщение опыта педагогической деятельности

   Обобщение опыта педагогической деятельностиучителя географии ГОБОУ МСКОШИГапенковой Людмилы Петровны   foto-0018.jpg...

Описание опыта педагогической деятельности

Методическая разработка  «Формирование лексических навыков в разноуровневых группах на среднем этапе обучения»...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....