Лит-муз. композиция ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
методическая разработка на тему

Котова Анна Валерьевна

Лит-муз. композиция ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лит-муз. композиция ЧТОБЫ ПОМНИЛИ24.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы

(На сцене две девочки: одна в черном – символ печали, другая в белом – символ жизни. Со свечами в руках – оставляют их на сцене. Звучит музыка дождя.)

ВЕД.1 Я зарастаю памятью.
Как лесом зарастает пустошь. 
И птицы-память по утрам поют,                                                                                                                    И ветер-память по ночам гудит,                                                                                                                Деревья-память целый день лепечут.

ВЕД.2 Но в памяти моей такая скрыта мощь,                                                                                                           Что возвращает образы и множит...                                                                                                       Шумит, не умолкая, память-дождь,                                                                                                                       И память-снег летит и пасть не может.

ВЕД.1 - Вам, кому нет и шестнадцати лет,

ВЕД.2 - Вам, кому  уже 18,

ВЕД.1 - Вам, кто  не знает, что такое война,

ВЕД.2  - посвящается

ВЕД.1 - чтобы помнили

ВЕД.2 - чтобы поняли.

Звучит вальс.  Танцуют три пары.  На фоне музыки и танца    читают стихи.)

ВЕД.1 Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной музыка с утра.
В вихре вальса закружился радостный народ,
На площадке танцевальной
сорок первый год.

ВЕД.2 Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала страна.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Звучит запись  голоса Левитана о начале войны.Все пары застывают.

Музыка «Священная война».  Пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки одеваются в тёмное: платок. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам.

ВЕД.1 Важно с девочками простились.                                                                                                                   На ходу целовали мать, 
Во всё новое нарядились, 
Как в солдатики шли играть. 

ВЕД.2 Ни плохих, ни хороших, ни средних... 
Вес они по своим местам, 
Где ни первых нет, ни последних, 
Все они опочили там.

ДЕВОЧКИ:

1. Вспоминаем, вспоминаем это снова.  Вспоминаем эту ночь

2. и в этот час взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

3. сквозь повязки неумелые сочась, кровь народа заалела в том июне.

1.Шаг за шагом вспоминаем,

2.день за днем,

3.взрыв за взрывом,

1.смерть за смертью,

2.боль за болью.

 3.год за годом, опаленные огнем,  год за годом, истекающие кровью. 

(УХОДЯТ ДЕВОЧКИ. ВЫХОДЯТ МАЛЬЧИКИ)

Фоном Проза мальчики  привал!!!

МАЛЬЧИК 1 Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей - шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно?
Крик командира - беги, исполняй, оглушительно рявкай "Есть!", падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь... Гибнут друзья - рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо - три раза.
Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко.

МАЛЬЧИК 2 Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются  в тебя, становятся  символом.
Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я помнил до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног… Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть.

 
МАЛЬЧИК 3 Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не окончил... Я все пройду. До самого конца. До победного…

МАЛЬЧИКИ УХОДЯТ

СТИХОТВОРЕНИЕ «Варварство»

Души солдат.

МАЛЬЧИК 1Ну что с того, что я там был. 
Я был давно. Я все забыл.                                                                                                                                      Не помню дней. Не помню дат.                                                                                                                              Ни тех форсированных рек. 
Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед -
Я в нем, как мушка в янтаре.

МАЛЬЧИК 2Ну что с того, что я там был. 
Я все избыл. Я все забыл. 
Не помню дат. Не помню дней. 
Названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней.                                                                                                                                               Я хриплый окрик на бегу.                                                                                                                                                          Я миг непрожитого дня.                                                                                                                                               Я бой на дальнем рубеже.                                                                                                                                               Я пламя Вечного огня 
И пламя гильзы в блиндаже.

МАЛЬЧИК 3 Ну что с того, что я там был. 
В том грозном быть или не быть. 
Я это все почти забыл.                                                                                                                                                   Я это все хочу забыть.
Я не участвую в воине -                                                                                                                                             Война участвует во мне.                                                                                                                                         И пламя Вечного огня                                                                                                                                        Дрожит на скулах у меня.
Уже меня не исключить 
Из этих лет, из той войны, 
Уже меня не излечить 
От той зимы, от тех снегов. 
И с той землей, и с той зимой 
Уже меня не разлучить 
До тех снегов, где вам уже 
Моих следов не различить.
Ну что с того, что я там был!..

Фонограмма: звук трелей соловья, мелодия из фильма «Тегеран 43» 1-й ведущий: 
ВЕД.1 4 года шла война – это 1418 дней и ночей!

ВЕД.2 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

ВЕД.1 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно,

ВЕД.2 600 тысяч человек в час,

ВЕД.1 10 человек в каждую минуту.

ВЕД.2 Вот что такое 20 миллионов!

ВЕД.1 И если по каждому из погибших в стране объявить минуту молчания,

ВЕД.2 страна будет молчать… 32 года!

ВЕД.1 Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...
Это нужно не мертвым! Это надо живым!
Помните! 

ВЕД.2 Через века, через года, 
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!

ВЕД.1 В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших 
Будьте достойны! 
Люди! Покуда сердца стучатся, – 
Помните!

ВЕД.2 Какою ценой завоевано счастье, – 
Пожалуйста, помните!

ВЕД.1 Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну, 
Прокляните войну, 
Люди Земли!

ВЕД.2 Мечту пронесите через года 
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда, – 

ХОРОМ Заклинаю, помните!

Ведущий: Минутой молчания почтим память павших в годы Великой Отечественной войны.

(Звук метронома. )

Звучит сообщение Советского Информбюро об окончании войны.

Фильм.

“Журавли” – вальс.

Звуки вальса Снова танцуют пары

ВЕД.1 Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной музыка с утра.
В вихре вальса закружился радостный народ,
На площадке танцевальной
сорок пятый год.

ЗВУЧИТ «День Победы» все на сцену. Говорят по строчке.

  1. Спасибо всем, кто отстоял нашу Родину в Великой Отечественной войне.
  2. Мы радуемся, что можно под мирным небом спокойно учиться и  мечтать.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На страшную эту войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страдания пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами

Такими же, полными слез.

Памяти павших будьте достойны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили..." (посвящается блокадному Ленинграду)

Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать  как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать ...

Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили...Чтобы поняли..."

Литературно-музыкальная композиция, в которой охвачены все стороны жизни на войне: любовь, семья, дети на войне, женщины на войне. Разработка будет полезна при подготовке мероприятия, посвященного Дню...

Литературная композиция "Чтобы помнили"

Материал предназначен для детей школьного возраста....

Литературная композиция «Чтобы помнили…»

Литературная композиция "Чтобы помнили..." для детей среднего и старшего возраста....

Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили...»

Работа представлена на конкурс «Классный –классный» Это сценарий литературно-музыкальной композиции «Чтобы помнили…», посвящённой Дню Победы. Цель и задачи, к...