Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили...»
методическая разработка (7 класс)
Работа представлена на конкурс «Классный –классный» Это сценарий литературно-музыкальной композиции «Чтобы помнили…», посвящённой Дню Победы.
Цель и задачи, которые я преследовала, создавая литературно-музыкальную композицию «Чтобы помнили…», очень точно отражены в её названии. Композиция призвана через воздействие на эмоциональную сферу детей, вызвать, у школьников интерес к героическому прошлому страны, подвигу их дедов и прадедов, воспитывать чувство гордости за нашу Родину, глубокое уважение к людям, пережившим годы войны.
Литературно-музыкальная композиция составлена из очень серьёзного материала: стихи и песни поэтов и композиторов-фронтовиков. Используется видеоряд: фотографии фронтовиков-родственников; фото, иллюстрирующие используемый материал, видеоряд к военным песням.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_chtoby_pomni.docx | 218.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конкурс педагогических достижений «Ижорский лебедь»
Колпинского района Санкт-Петербурга
Номинация «Самый классный классный»
(основная школа – 7 класс)
Литературно-музыкальная композиция
«Чтобы помнили...»
Бершина Вероника Викторовна
Педагог-Организатор
государственного бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 523
Колпинского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2020 - 2021
Пояснительная записка.
Работа представлена на конкурс «Классный –классный» Это сценарий литературно-музыкальной композиции «Чтобы помнили…», посвящённой Дню Победы.
Цель и задачи, которые я преследовала, создавая литературно-музыкальную композицию «Чтобы помнили…», очень точно отражены в её названии. Композиция призвана через воздействие на эмоциональную сферу детей, вызвать, у школьников интерес к героическому прошлому страны, подвигу их дедов и прадедов, воспитывать чувство гордости за нашу Родину, глубокое уважение к людям, пережившим годы войны.
Литературно-музыкальная композиция составлена из очень серьёзного материала: стихи и песни поэтов и композиторов-фронтовиков. Используется видеоряд: фотографии фронтовиков-родственников; фото, иллюстрирующие используемый материал, видеоряд к военным песням.
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Приближается праздник 76 - летия Победы. Сегодня с вами мы вспомним героев, живущих и живших в наших семьях. О, русская земля! Многострадальная русская земля! Сколько повидала ты на своём веку за долгие годы своей истории! Сколько бед претерпела ты, русская земля! Сколько раз топтали злые вороги бескрайние просторы твои, Родина! Сколько раз жгли и пытали тебя! И уходили на бой кровавый воины твои, за землю русскую, за Отечество своё славное!
И на удивление врагам поднималась ты из пепла всё могущественней, всё величавее!
Много войн прокатилось по земле русской. Но самой кровопролитной и самой жестокой была Великая Отечественная война. Тогда наши бабушки и дедушки были еще совсем молодыми, только-только окончили школу. Строили новые планы, верили в светлое будущее.
Номер №1 Рио-Рита.
(Звучит мелодия «Рио-Рита». На танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди (три пары), они тихо беседуют, смеются. На лицах — выражение безмятежной радости, в глазах — счастливый блеск. Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов. Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Все разбегаются)
Ведущий 1. Июнь 41-го был теплый, солнечный, мирный…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
(С.Щипачев)
За сценой голос диктора радио:
22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик.
Небольшая группа людей напряженно слушает сообщение, стоя у репродуктора.
Юноша.
Война!
Девушка.
22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война…
Юноша.
Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Звучит песня В. Лебедева-Кумача «Священная война»:
Музыка обрывается. Голос Левитана, звуки бомбёжки. Фонограмма песни “Священная война
(На сцене — проводы новобранцев: девушки, еще в белых платьях, плачут, обнимая молодых солдат, уходящих на фронт. Солдаты строятся, проходят по сцене.)
Ученица.
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава
Песня и клип « О той весне»
Учитель. В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку бойцы. Изрезано рваными ранами тело бойца, но не сломлен дух русский.
Из воспоминаний об Арсеньевой Таисии Леонидовны расскажет Сунцов Кирилл.: Моя бабушка родилась 18.04.1922 года. Все ребята её класса почти сразу ушли на фронт. Она, как и многие девочки того времени стала медсестрой. Пережила всю Блокаду, на границе ставили флаги. Тяжело было, голодно, но в это время она, прежде всего, думала о других, о победе..
в форме тащит на себе раненого бойца.
Ученица: Миленький, ну потерпи! Потерпи! Сейчас будет легче. Сейчас, сейчас… Больно, да? Ну, ты же солдат! Крепись, боец! Война слабых не любит! Я тебя дотащу, обязательно вытащу тебя из боя. Ты не смотри, что я маленькая. Я сильная. Я и не таких вытаскивала. И где же вас таких здоровенных берут. Господи! Больно? .. Потерпи! Немножко осталось. Ты только не умирай. Слышишь! Не смей!... Господи! Боже мой! Помоги нам выстоять!
Учитель. Война не щадила никого: ни бойца, ни старика, ни женщины, ни ребёнка.
Страшная война уносила жизни, никого не жалея. Не щадила она и детей. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, в концентрационных лагерях.
История жизни своей прабабушки расскажет Севастьянов Ярослав. Моя прабабушка Севастьяновой Александры Тимофеевны.
Я хочу рассказать про свою прабабушку по отцовской линии, Севастьянову
Александру Тимофеевну. Прабабушка родилась в 01 мая 1917 года в рыбацкой семье Ленинградской области, Кингисеппского района, деревня Когомпя, на Сойкинском полуострове, девичья фамилия Андреева Александра. По национальности прабабушка ижорка, малые народности Ленинградской области. С 14 лет начала работать с рыбаками по вылову рыбы в Финском заливе. Началась Великая Отечественная война, муж ушел на фронт, а прабабушка с двумя детьми 3 и 4 года осталась проживать на
полуострове в деревне Суйжи-Гора. . Немецкие войска стремительно оккупировали территории Ленинградской области. В сентябре 1941 года полуостров был также занят немецкими войсками. В оккупации на полуострове прабабушка проживала с семьей до декабря 1943года, а в середине месяца декабря 1943года была вывезена с двумя детьми и свекровью в Финляндию. Жизнь в лагере с маленькими детьми была очень тяжелой. Поочередно дети заболели дизентерией и их истощение не дало им
возможности поправиться. Обе девочки умерли в лагере и захоронены в Финляндии. В лагере использовалась на различных работах. В конце декабря 1944 года была освобождена и отправлена в трудовой лагерь Ярославской области. В сентябре 1945 года разрешили вернуться на Родину. Деревня немецкими войсками была сожжена, и жить было негде. Прабабушка уехала проживать в г. Нарву, где и родился мой дед Севастьянов Леонид Васильевич. В Кингисеппский район, деревню Систу прабабушка переехала в августе 1957г. с маленьким ребенком на руках, где проживала до 2001 года. Имеется архивная справка Федеральной службы контрразведки Российской Федерации г. СанктПетербург сведений о совершении Севастьяновой Александрой Тимофеевной преступлений против Родины в период нахождения на временно оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны (1041-1945 гг.) не имеется. Умерла в возрасте 84 года в 2001 году и захоронена на Систенском кладбище рядом с прадедом Севастьяновым Василием Федоровичем.
Вывод. История жизни одного человека, история моей прабабушки, это история страны, нашей родины России. Знает мой отец свои корни по отцовской линии, теперь и я конкретно буду знать, и хранить в своей памяти. Считаю, что история предков имеет право жить, она преподает урок нам молодому поколению ценить, хранить, не забывать, помнить и передавать из поколения в поколение историю.
Заключение. Моя прабабушка и прадедушка Севастьяновы ижорцы по
национальности. . В настоящее время в Cойкинском крае, до сих пор можно услышать ижорскую речь, знаменитые ижорское пение, попробовать традиционные блюда.…
Прикоснуться поближе к самобытной ижорской культуре, можно заехать в Вистино —неофициальную ижорскую столицу сегодняшних дней. Именно здесь, на границе Вистино и соседней деревни Ручьи расположена сокровищница ижорской культуры.
Учитель. Как редки минуты тишины на войне! И в эти редкие минуты каждый солдат вспоминал свой родной дом, семью, детишек, жену, невесту, свой родной край, конечно, маму.
Песня М. Ножкина 1 куплет « Последний бой»
Учитель. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо – чудо воскрешения.
Ученицы. (В образе солдатской матери.)
Сыночек мой, кровиночка, украден ты войной,
Листочек мой, травиночка, как пусто мне одной.
Прокаркала вороною беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною она пришла ко мне.
Я ворога проклятого отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала - и всё тебя ждала.
Придёшь походкой лёгонькой, шинелька нараспах.
Живой придёшь, целёхонький, с улыбкой на губах.
Придёшь, огнём целованный, с наградой боевой,
Пускай и забинтованный, а всё-таки живой.
Неделя за неделею, за годом год идёт.
Устала я надеяться, лишь боль во мне живёт.
Сыночек мой, кровиночка, прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка, тебя всё нет и нет.
М. Пляцковский.
Учитель.
Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом.
Мы живём с вами в Колпино, а ведь именно Колпино стало передним краем обороны Ленинграда. И встал на защиту города Ижорский батальон.
Видеоролик 1 канала.
Учитель. «Мой прадедушка Дуенин Василий Евграфович родился в 1913 на Волге, село Малютинка, Владимирская область. Начал свой путь ВОВ с Финляндии, принимал участие в войне с Финляндией 1939–1940 годов. Потом, вернувшись к мирной жизни, работал помощником заведующего булочной. В мае 1941 Василий Евграфович был призван на сборы. С началом Великой Отечественной войны он участвовал в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками. Защищал Ленинград.
Летом 1943 года, когда развернулись активные действия в районе Синявинских высот, командир взвода противотанковых орудий сержант Дуенин Василий проявил особое умение и находчивость. За 17 суток непрерывных боёв ему не раз приходилось менять огневые позиции. За проявленные в этих боях стойкость и мужество Дуенин Василий был награждён медалью «За боевые заслуги». Позднее его полк был переправлен на Ораниенбаумский пятачок. В боях по снятию блокады Ленинграда в январе 1944 года взвод противотанковых орудий старшего сержанта Дуенина Василия находился в первых рядах наступающих подразделений и огнём из орудий уничтожал живую силу и огневые точки противника. Устав требует от командира батареи, чтобы он в течение боя следил за своевременным пополнением боеприпасов, принимая все меры к доставке их на огневую позицию.
Медаль «За отвагу», орден «Красной Звезды» стали этапами его мужества, роста боевого мастерства. Был тяжело ранен, лечился в полевом госпитале на освобожденной польской земле. Позже был демобилизован. Имеет так же награды: Орден Отечественной войны II степени , « За победу в Великой Отечественной войне». И сейчас в наше время я очень горжусь подвигами своего прадеда и тем, что могу смело дышать Ленинградским воздухом.
Учитель. Кто же помог выиграть эту войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации, блокады, и деревенские женщины и девочки, которые кормили армию и страну.
Ведущий 1. Но ту победу ждали не только на фронтах и в лагерях, ее ждали и в тылу. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых – бомбами, разлуками, холодом и голодом. На выезде из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – “Цветок жизни”. На его каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”. Этот памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей!
Чтец 4.
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Чтец 5.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
“Вновь не должно это все повториться!”
Учитель. Трудно найти семью, которую не обожгла бы горем война. Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии.
Чьи-то отцы, сыновья, братья, сестры, матери, чьи-то дети погибли во время войны. Но они рядом с нами, в наших сердцах, в старых семейных фотографиях. Их души всегда вокруг нас. И лучше всего об этом сказал Марк Бернес. И пусть у нас в классе летит такой клин.
Песня и клип «Журавли»
Учитель. Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории навечно. Наша Победа не померкнет никогда…
Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 26 миллионов минут, это почти 50 лет поминальных мгновений тишины.
Мы живём в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются, то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на Российской земле. Именно сейчас необходимо заново переосмыслить величие подвига тех, кто выстоял.
Ведущие выходят на сцену и читают заключительные строки.
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях
Улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить
В бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы
К подножьям обелисков!
Учитель. Наше мероприятие, посвященное Дню Победы, подошло к концу. Благодарим всех за внимание!
Список Литературы:
- Клюева Светлана Борисовна - "«Девять страничек. Страшные строчки».
- Степан Щипачев — 22 июня 1941: Стих
- Зиновьева, Л. П. Строки, опаленные войной: Литературная гостиная [Текст] / Зиновьева Л. П. // Литература в школе. – 2006. – № 5. – С. 44-47.
- Коробченко, О.Ю. «Строка, оборванная пулей...»: Сценарий фестиваля стихов, приуроченного ко Дню Победы / О.Ю. Коробченко // Российский учебник
- https://pamyat-naroda.ru/
- https://soldat.famiry.ru/?gclid=CjwKCAiAo5qABhBdEiwAOtGmbqRSCipxJMVhW0fu-V8RJFiiXHsNkBJX5lY5JaQ9O5QlThGfPNvtLhoCdXUQAvD_BwE
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "Чтобы помнили"
Мероприятие к 9 мая...
Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили..." (посвящается блокадному Ленинграду)
Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать ...
Театрализованная игра по произведению В. Распутина "Уроки французского" в рамках литературной композиции "Чтобы помнили", посвящённой 70 - годовщине Победы в битве за Москву.
Театрализованная игра по произведению В. Распутина "Уроки французского"...
Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили...Чтобы поняли..."
Литературно-музыкальная композиция, в которой охвачены все стороны жизни на войне: любовь, семья, дети на войне, женщины на войне. Разработка будет полезна при подготовке мероприятия, посвященного Дню...
Лит-муз. композиция ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Лит-муз. композиция ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...
Литературная композиция "Чтобы помнили"
Материал предназначен для детей школьного возраста....
Литературная композиция «Чтобы помнили…»
Литературная композиция "Чтобы помнили..." для детей среднего и старшего возраста....