«Перелистывая сказки Пушкина…»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perelistyvaya_skazki_pushkina.docx | 25.18 КБ |
aleksandr_sergeevich_pushkin.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по предмету.
Урок-сказка( мотивация к чтению)
«Перелистывая сказки Пушкина…»
Цель урока:
- Предметная: «Слово о писателе» , понятия о жанре произведения.
- Метапредметные: умение думать, размышлять, рефлексировать.
- Личностные: расширение читательского опыта, развитие эмпатии и рефлексии, «Расширение» ценностно- смыслового слоя сознания.
УУД: выбираю, корректирую, оцениваю, ищу информацию, общаюсь, обсуждаю, взаимодействую.
Необходимый материал: Книжная выставка разных изданий сказок А.С. Пушкина.
-карточки с телеграммами;
-чудо-дерево (нарисованное на плакате) с листочками, на которых написаны номера вопросов;
-карточки с буквами;
-волшебный ящик и предметы, которые в нем находятся
-призы для победителей;
(Организационный момент)
Имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому русскому человеку. Его знают и любят все- и малыши, и взрослые, потому что Пушкин – наша гордость, наше национальное достояние.
В детстве у Александра была няня , которая присматривала за ним, кормила, гуляла, рассказывала сказки, пела колыбельные песни. Звали её Арина Родионовна, и была она большая мастерица сказки сказывать, которых знала великое множество. Маленький Саша, бывало сидел на скамеечке и заворожено слушал её. Любил он и страшные истории и часто просил, чтобы няня повторила сказку еще и еще, и запоминал их.
Когда Пушкин учился в лицее в Царском Селе, он был самый сильный, ловкий и подвижный, за что получил прозвище Искра и Обезьяна. Во время учебы у него хорошо получалось писать стихи, сочинять…И учителя понимали , что из Александра выйдет большой поэт. Очень скоро так и случилось. И писал он всегда то, что думал, а иначе не мог. За смелые строки о свободе царь сослав поэта в имение его родителей Михайловское. Ссылка означает, что человек не может никуда уехать без разрешения.
Два года пробыл Пушкин в ссылке и каждый вечер проводил, как в детстве, со своей няней Ариной Родионовной. Шел в её домик, забирался на лежанку, подпирал курчавую голову рукой и часами слушал нянины сказки. Теперь А.С. слушал их не просто так, ради забавы, а вслушивался в каждое слово, просил повторить понравившуюся ему историю снова и снова.
Все нянины сказки поэт записал и дословно пересказал в своих стихах. Так в нянюшкиных рассказах берут начало волшебные пушкинские сказки, которые все так любят. Они не похожи одна на другую, но каждая говорит, что в мире есть и злодейство, и ложь, и красота, а добро и любовь всегда побеждают.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Кому пришлось хуже всех? (Старухе у разбитого корыта) А кто в этом виноват? (Она сама и виновата)
В этой сказке много народных выражений «бог с тобой», «синее море», «вольная царица» и т.д.
Много таких выражений и в «Сказка о царе Салтане» - «для батюшки-царя», «голубушки сестрицы», «гости-господа», «грусть-тоска», «молвит русским языком». Поэт говорит языком народа.
А есть еще и сказочный прием: Вот, например, цифра 3 не простая, а сказочная:
«три девицы под окном…», еще какие?
-Сколько чудес было в государстве князя Гвидона? «три чуда в государстве князя Гвидона»
-Сколько богатырей? ( 33 богатыря)
-Сколько раз Гвидон превращался в насекомых?
Образ Царевны Лебеди тоже не случаен! -Как вы думаете почему она лебедь?
В старину красивых женщин называли лебедушками. Сравнение с лебедем- народное представление о женской красоте.
-А знаете почему остров Буян? Это тоже сказочный образ, мечта народа о лучшей жизни, о том, чтобы все были богаты и счастливы:
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
<…>
Все в том острове богаты.
Изоб нет, везде палаты…
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» самая грустная, в ней мало волшебства, и оно не такое, как в других сказках. Зеркальце признает красоту царевны, но ничем ей не помогает.
Здесь Пушкин подчеркивает, что не всегда у того, кто внешне красив, есть красота внутренняя- доброта, сердечность, верность.
А самая страшная и загадочная «Сказка о золотом Петушке»
В ней все фантастично!
-Откуда взялась и куда исчезла Шамаханская царица?
-Для чего она явилась в царство Дадона и зачем понадобилась звездочёту?
Пушкин дает нам понять, что государство, которым правит царь-преступник, обречено на погибель
А теперь пришла пора начинать наш сказочно-литературный ринг.
1 раунд
«Конкурс детективов»
У каждого уважающего себя детектива есть картотека, в которых записаны словесные портреты разыскиваемых людей. Узнайте по описанию героя сказки и назовите её.
- Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Злая царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Белолица, черноброва,
Нраву краткого такого.
(Царевна, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
- В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый…
(Звездочёт, «Сказка о золотом петушке»)
- В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни…
(Старуха, «сказка о золотой рыбке»)
- Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
(Братья, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
- Нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса.
(Злая царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Волшебный ящик»
(в этом ящике сказочные предметы, я задаю вопросы, если угадываем вытаскиваем предмет)
Вопросы
- Назовите предмет послуживший причиной смерти одной царевны. (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Здесь лежит волшебный предмет, который мог разговаривать. (Зеркальце. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Назовите одно из чудес в царстве князя Гвидона, из которого лили монету. (Золотые орешки. «Сказка о царе Салтане»)
- Она пела песню « Во саду ли в огороде» Кто это? (Белка. «Сказка о царе Салтане»)
- Если бы не она, то у старика не было бы проблем со старухою. ( Золотая рыбка. «Сказка о золотой рыбке»)
- Он сидел на спице. (Петушок. «Сказка о золотом петушке»)
«Вам телеграмма»
Утром, когда я спешила к вам, почтальон передал мне телеграммы. Давайте посмотрим, что в них? Только вот от кого телеграмма не указано, и нам нужно угадать кто они.
- Телеграмма
За такое одолженье
Волю первую твою
Я исполню, как мою.
(Царь Дадон)
- Ты, царевич,
мой спаситель,
Мой могучий избавитель.
(Царевна лебедь)
- Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
(Звездочёт)
- Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна
(Ткачиха)
- И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
(Петушок)
- «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
(Старуха)
- «Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(Злая царица)
2 раунд
«Пушкинский словарик»
Объясните старинный русские слова, которых так много в сказках Пушкина.
Задание:
Светлица- светлая, чистая комната.
Палата- большой зал во дворце, а также сами дворцы и богатые обширные здания.
Рать- войско.
Душегрейка- теплая короткая кофта, кофта без рукавов.
Перст- палец.
Супостат- враг, противник.
Престол- трон, особое кресло на возвышении, на котором сидел царь.
«Назови персонаж»
Сейчас я буду вам по очереди показывать буквы, а вы должный вспомнить героев, имена которых начинаются именно на эту букву.
Задания:
- Г- Гвидон
- Д- Дадон
- Е- Елисей
- З- золотая рыбка, звездочёт, золотой петушок
- Л- Лебедь
- П- повариха
- С- Салтан, старик, старуха
- Ш- Шамаханская царица
3 раунд
«Чудо-дерево»
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. На его листочках вопросы. Вам предстоит подходить по очереди к нашему чудо- дереву и срывать с него листочки. А затем правильно на него ответить.
Вопросы:
- Кому было готово приданное «Семь торговых городов да сто сорок теремов» в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Царевне)
- Как звали жениха Царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» (Елисей)
- Почему умерла злая царица в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?» (С досады)
- У кого спрашивал королевич Елисей, где искать ему невесту в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (У Солнца, Месяца и Ветра)
- Сколько времени жил старик со своею старухой «у самого синего моря» (30 лет и 3 года)
- Как старуха ругала старика в «Сказке о золотой рыбке?» ( «Дурачина ты, простофиля»)
- «Четырьмя все три глядят» - кто это? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха из «Сказки о царе Салтане»
- В кого превращается Гвидон в «Сказке о царе Салтане», чтобы увидеть отца? ( В муху, комара и шмеля)
- Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (« Кири-куку, царствуй лежа на боку»)
- Как золотой петушок предупреждал царя об опасности? ( «Закричит и встрепенется и в то место обернется»)
- Сколько сыновей было у царя Дадона в «Сказке о золотом петушке» (Двое)
(Подведение итогов викторины, награждение победителей)
Анализ урока:
Урок касается проблемы чтения. Детям в детстве читали сказки, но, к сожалению, не всем. Поэтому этот урок я решила сделать мотивирующим, познавательным, эмоциональным.
Мы не скупились на персонажей, мысли и идеи. Очень хотелось создать тонкую душевно-эмоциональную организацию. Вызвать у детей не только восхищение и радость, но и дать им новые знания. Также этот урок я хотела использовать в ходе эксперимента к моей курсовой «Взаимосвязь всех сфер восприятия, как способ активизации интереса к чтению» Самым замечательным отзывом после урока, было высказывание мальчика «мне нравиться читать у вас на уроках!» Я провела урок полностью, как планировала, но времени все равно мало. Хотелось бы использовать еще музыку, фильмы, подключить зрительный контакт с героями сказок. Открыть ребенку бескрайний мир фантазий. Им понравился урок. И я бы хотела проводить еще, усовершенствовать и пополнять свою копилку знаний и опыта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Сергеевич в детстве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра по сказкам Пушкина
Данная разработка состоит из 2- х частей. 1 часть - это сама игра (Класс делится на команды. Бросается кубик, команды делают ходы и перемещаются по секторам. Количество команд должно быть равно ...
Путешествие по сказкам Пушкина
Разноуровневые задачи по теме "Пропорции" с сюжетами из сказок Пушкина А.С....
Сказки Пушкина. Урок КВН в 5 классе
Материал включает в себя методическую разработку урока КВН по сказкам А.С.Пушкина, викторину и презентацию к уроку. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....
Урок - конкурс по теме "Сказки Пушкина" в 5 классе
Урок - конкурс поможет учителю в увлекательной для ребят форме проверить знания учащихся по прочитанным ими сказкам Пушкина....
Викторина по сказкам Пушкина.
Для викторины использованы задания: "Назови А.С.Пушкина", "Из какой сказки отрывок?", "Подскажи словечко", "Из каких сказок потерялись предметы?", "Вопросы", "О ком говорится?", "Кто из героев сказок ...
Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).
Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и лит...
Презентация к уроку литературы по сказкам Пушкина " Что за прелесть эти сказки ! "
В этой презентации дети познакомятся со сказками А.С.Пушкина....