УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
материал на тему
Тема: Родные мотивы в стихах обско-угорских поэтов.
Цель: 1. Привлечь внимание учащихся к изучению литературного наследия поэтов Югры; познакомить с авторами произведений, изучение которых не представлено школьной программой, с творчеством поэтов-земляков.
2. Развивать навыки выразительного чтения, творческие и артистические способности учащихся. Научить учащихся поиску информации в различных источниках.
3. Воспитывать интерес учащихся к творчеству поэтов, к творческому наследию поэтов Октябрьского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
Открытое внеклассное мероприятие в рамках образовательного проекта «Родные мотивы» и предметного декадника «Диалог культур»
(для учащихся 5 – 8 классов)
Тема: Родные мотивы в стихах обско-угорских поэтов.
Цель: 1. Привлечь внимание учащихся к изучению литературного наследия поэтов Югры; познакомить с авторами произведений, изучение которых не представлено школьной программой, с творчеством поэтов-земляков.
2. Развивать навыки выразительного чтения, творческие и артистические способности учащихся. Научить учащихся поиску информации в различных источниках.
3. Воспитывать интерес учащихся к творчеству поэтов, к творческому наследию поэтов Октябрьского района.
Оборудование: Презентация; выставка книг со стихами поэтов, карта ХМАО-Югры.
Предварительная работа: Найти и прочитать биографии поэтов, связанных с пребыванием в Октябрьском районе, распределение поиска нужной информации между учащимися, разучивание наизусть стихов.
Жюри: Пакина М. В. – председатель жюри
Плеханова К.С. – член жюри
Максимова Е.В. – член жюри
Звучит мелодия. Под звуки лирической мелодии гости занимают места.
Учитель: На уроках литературы, ребята, мы с вами изучаем творчество русских и зарубежных поэтов и писателей. Но очень мало уделяем внимания авторам, которые живут рядом с нами.
Устный журнал посвящён теме «Родные мотивы в стихах обско-угорских поэтов.
Я приглашаю вас, друзья, совершить небольшое путешествие по страницам книг, написанным поэтами-земляками и посвящённым нашему сибирскому краю.
Давайте, перелистывая их, побываем на речке, в поле, в лесу родной Югры.
Я надеюсь, что вы узнаете много нового, интересного, до сих пор вам неизвестного. А провести устный журнал мне помогут ученики 8 класса, которые подготовили небольшие сообщения о поэтах.
I страница
Земляки – наша гордость (слайд № 1)
На сцене появляются двое ведущих.
Ведущий 1: Страна ханты и манси в древности называлась Югрой. На Руси Югрой называли и народ этой обширной страны, лежавшей по всему нижнему течению Иртыша и Оби.
10 декабря 1930 года решением Советского правительства были организованы Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные национальные округа.
Ведущий 2: Север – край земли, каким он был раньше, в прямом смысле слова, теперь стал одним из развитых центров страны. Развитие промышленности ускорило темпы роста культуры и благосостояния малых народностей Севера. Не имеющие до революции даже своей письменности ханты и манси, ненцы, коми, селькупы создали свою самобытную литературу и искусство. Пышным цветом поднялись на Хантыйской земле народные таланты. Теперь у народов Севера есть свои певцы, чей поэтический голос услышала вся наша великая страна.
Ведущий 1: Основным мотивом лирики поэтов-северян – это родная природа. Из каждой вещи они извлекли музыку, смысл красоты, видели так, словно мир только возник. В одно мгновение они умели вместить целый мир, край и целую жизнь, небо, реки, горы и события.
Когда мы читаем стихи югорских поэтов, то чувствуем, воспевая природу, литераторы Югры умеют находить особо точные эпитеты и сравнения, образные выражения.
Ведущий 2: Многогранно и разнообразно творчество хантыйского поэта Микуля Шульгина. Его стихи вызывают глубокие раздумья. Источником творчества поэта стала жизнь родного народа, неповторимая прелесть северной природы. О людях, пробудивших тайгу, о новых профессиях северного края, о бесконечной красоте и богатстве родного края пишет поэт.
Стихи М. Шульгина коротки, лаконичны, слова – точны, образы – органичны, нет в них ничего лишнего, инородного. Он говорит лишь о том, что очень хорошо знакомо ему, близко и дорого.
Древний лес…Голубая тайга!
И под солнцем, и под дождем
Ты мне, словно бы жизнь, дорога:
Ты – для ханты – родимый дом!
Ведущий 1: В 1937 году в деревне Камрадка на берегу реки Сосьвы родился будущий мансийский поэт Юван Шесталов. Как и многих детей манси, Ювана подняла и выучила школа-интернат. Любовь к своей Земле Юван связал с ритмом движения. Его стих хлестким коротким ударом слога гонит оленью упряжку, в его строках мечется пурга, бежит лисица, даже снежинки и морозный воздух он не оставляет в покое – все перемещается в пространство, и само перемещение это не безгласно, а многозвучно.
***
В морозной свежести Земля
И шубы в бисере на ней.
Зима спешит, снежком пыля.
Под стук копыт, под скрип саней.
В пушистом инее леса
Сверкает золотом насквозь.
Костром в кустах мелькнет лиса,
В снегу по грудь проходит лось.
Ведущий 2: Другой мансийский поэт Андрей Семёнович Тарханов посвятил много стихотворений природе родного края. Литературоведы говорят, что от его стихов «веет свежестью и какой-то удивительной чистотой».
Его детство прошло на берегах одного из притоков Конды. Это поэт – лирик
Березонька.
. Воют бураны синие
Над моей березонькой,
Полушалок в инее,
Полушалок тоненький.
В нем тебе не зябко ли,
Белая красавица?
Просят солнца зяблики,
Для тебя стараются.
А уж ветры с санями
За весной отправлены
Для тебя, сияние.
Яркое, полярное.
Во всех стихах А. Тарханова, ранних и поздних, читатель чувствует изумительную легкость языка, его художественную выразительность, высоту стиля и слога. В музыке стихов, в сочной палитре красок природа становится одухотворенной и слитной воедино с человеком.
Ведущий 1: Одной из особенностей творчества поэта-земляка Галины Илларионовны Макаровой является обращение к самым различным жанрам литературы. Постоянно размышляя о своей родине, о «северной державе», Галина Илларионовна естественно обращается к думам, поэмам, которые сопровождает изображением картин природы: падающего на землю снега, течению полноводной реки Оби, солнечного лучика на быстрой реке. С думами в поэзии Макаровой Г.И. тесно соседствуют лирико-философские размышления о сложности жизни, о разрушении отчего дома, о руинах на месте прежних селений, монастырей.
Ведущий 2:
Малая Родина-
Простые слова.
Ну-ка, ответь мне,
Кто же она?
Она - это жук,
Что ползет по листу.
Она - это
Капля росинки в лесу.
Так проникновенно звучат стихи, рожденные тревогой за судьбу красоты в живом мире самобытного поэта - земляка Урванцева Николая Евстафьевича. В своих стихах он воспевает природу, труд рыбаков, охотников. В его изображении охота и рыбалка – вовсе не забава, не развлечение, не прогулка. Это трудная работа, выполнение которой требует не только затраты необходимой энергии, но и смелости, силы, терпения и даже…вдохновения. Любимый жанр Николая Евстафьевича – басня. В ней автор в иносказательной форме показал человеческие пороки: глупость, взяточничество, лицемерие. Тематика басен разнообразна, все они отличаются яркостью красок, правдивостью, выразительностью языка.
Ведущий 1:
Всё услышанное и увиденное им объединяется в облик милой Родины, малой и большой. И может быть, прочитав небольшое стихотворение «Малая Родина», вы поймёте, что Родина – это всё то, что окружает вас с детства, это – родная природа, родная сибирская земля.
Ведущий 2: Замечательна лирика Валентины Иосифовны Шестаковой. В жанровом отношении весьма разнообразна. Есть тут и песни, и пейзажные зарисовки, и лирические портреты, и сказы, и послания. Лирика Валентины Иосифовны основывается главным образом на живых впечатлениях, полученных автором в ходе её наблюдений над окружающей действительностью. Каждое стихотворение как будто вписывает новые краски в яркий ковёр природы нашего края. Она осмысливается многообразно: и как преданность великой Отчизне, объединяющей различные края и этносы, и как верность своей малой родине, отчему краю, где жили предки.
II страница
«Переливами трав, перезвонами рек околдовано сердце навек…»(слайд № 2)
Ведущий 1: Богато литературное наследие земли Тюменской. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Роман Прокопьевич Ругин, Владимир Семёнович Волдин, Галина Илларионовна Макарова, Юрий Александрович Нехороших, Валерий Фёдорович Кугаевских и многие другие воспевают наш прекрасный край, достоинства и красоту своей малой родины, Октябрьского района. Представим вашему вниманию конкурсное чтение стихов.
Конкурс чтецов стихотворений обско-угорских поэтов.
Чтение стихов начинающих поэтов (ученики читают стихи собственного сочинения)
III страница
Подведение итогов предметного декадника «Диалог культур»
Ведущий 2: Наше занятие подошло к концу, но оно не исчерпало этот удивительный мир поэзии, который связан с именами наших северных литераторов. Сегодня мы можем считать свою задачу выполненной, если кому-то из вас захочется взять в руки сборники стихов обско-угорских поэтов. Пусть знакомство с ними продолжается.
Библиотекарь делает обзор литературы и рекомендует стихи поэтов для прочтения.
В заключении группой «Миснэ» акапелло исполняется песня «Обской вальс» (слова и музыка неизвестного автора).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"
Устный журнал был подготовлен с учениками 8 класса и их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....
Устный журнал "Ты и твое здоровье"
Устный журнал расскажет о том, какие факторы (положительные и отрицательные) влияют на здоровье человека и как сохранить и укрепить свое здоровье....
Устный журнал "Формула здоровья"
Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...

Устный журнал "Школьное обозрение" с презентацией
1. День Наума Грамотника. 2. Каникулы. 3. Тетрадкознание. 4. Доскоизучение. 5. Блицтурнир. Источник: Внеклассные мероприятия в 5-11 классах. Издательство "Учитель", Волгоград, 2007....
Устный журнал
Как подойти к выбору профессии...

"О пользе и вреде" Устный журнал.
Материал этого занятия посвящён проблемам здоровья, которые мы создаём для себя сами, используя вредные продукты, аксессуары и современные увлечения(компьютер, компьютерные игры)....