Материаловедение. Ткацкие переплетения
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Крутолевич Наталья Николаевна

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет учащимся самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изучать теоретический материал, выполнять практические, лабораторные работы. Контролировать степень усвоения материала с помощью тестов самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkackie_perepleteniya.doc417.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЛОК – МОДУЛЬ

Материаловедение

7 КЛАСС

М-5  Натуральные волокна животного происхождения.

         Лабораторная работа «Определение свойств шерстяных и шёлковых тканей»

М-6  Ткацкие переплетения. Дефекты тканей.

         Лабораторная работа: зависимость свойств ткани от вида переплетения.

Комплексная дидактическая цель.

Дать краткие сведения о натуральных волокнах животного происхождения, производстве тканей из волокон шерсти и шёлка, ассортименте шерстяных и шёлковых тканей, ознакомить с правилами ухода за натуральными шерстяными и шёлковыми тканями.

Совершенствовать общеучебные навыки работы с книгой, инструкционной картой, информационным блоком, контрольными тестами, умения писать конспект.

Развивать логические способности, совершенствовать навыки описывать, характеризовать качества, свойства материалов, сравнивать данные, делать выводы.

Формировать аккуратность, точность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы.

Совершенствовать навыки самообучения, самоформирования знаний, умений.

Развивать познавательную потребность, исследовательскую активность.

В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:

Знать: натуральные волокна животного происхождения, основные характеристики и свойства натуральных волокон шерсти и шёлка, свойства шерстяных и шёлковых тканей, ткацкие переплетения, образованные в процессе ткачества, правила ухода за натуральными шерстяными и шёлковыми тканями.

Уметь: сравнивать натуральные волокна шерсти и шёлка, распознавать натуральные ткани животного и растительного происхождения, различать ткани разного переплетения, составлять коллекцию тканей, находить дефекты в ткани.


М - 6  ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ.

   Лабораторная работа «Изучение зависимости свойств ткани от вида переплетения»

Оборудование и наглядные пособия:

  1. коллекция образцов тканей с различными ткацкими дефектами,
  2. коллекция образцов тканей с разными ткацкими переплетениями,
  3. информационный блок «Дефекты тканей»,
  4. информационный блок «Ткацкие переплетения»,
  5. лабораторно – практическая работа «Зависимость свойств тканей от вида переплетения»,
  6. тест «Ткацкие переплетения»,
  7. рабочая тетрадь, клей, ножницы, линейка.

На доске девиз урока: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь»   К.Прутков

УЭ-0

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке

- проверка готовности учащихся к уроку;

- подготовка дежурными рабочих мест учебно-методическим комплексом.

УЭ-1

Цель: обозначить тему и цели урока

В ходе урока учащиеся должны

Знать: основные дефекты ткачества и дефекты печати, значение понятий: раппорт, сарже вое, сатиновое, атласное переплете ние, производные переплетения;

Уметь: характеризовать основные дефекты ткачества, дефекты печати, анализировать признаки  тканей сарже вого, сатинового, атласного переплете ния, самостоятельно делать выводы.

Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.

УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся о производстве и строении тканей.

     1. повторение пройденного материала, устный опрос.

     2.  учитель задаёт вопросы, контролирует ответы.

- Из каких нитей состоят ткани?

- Дайте определение ткацкого переплетения?

- Какие ткацкие переплетения вы уже знаете?

   - Каким видам отделки подвергается ткань?

   - К каким последствиям приводят дефекты тканей?

3. учащиеся отвечают на вопросы, контролируют ответы одноклассников, уточняют,    дополняют ответы.

УЭ-3

Цель: изучить дефекты, возникающие в тканях.

  1. Беседа учителя, работа с информационным блоком «Дефекты тканей»
  2. Слово учителя.    Дефект (лат.) – это изъян, недостаток. Называет основные виды ткацких дефектов, показывает их на образцах тканей.
  3. Учитель организует работу в парах по изучению темы, объясняет задание, обращает внимание на  взаимообучение при выполнении работы.

      4. учащиеся изучают материал информационного блока, выделяют главные моменты, находят

         ответы на вопро сы.

- Для чего нужно внимательно рассматривать ткань, прежде чем приступить к ее раскрою?

- Какова причина появления дефектов ткачества?

- Рассмотрите разновидности ткацких дефектов ткани. Назовите и объясните причины их возникновения.

- Каковы причины возникновения дефектов печати?

- Как учитывают дефекты тканей при изготовлении швейных изделий?

   Учащиеся записывают в рабочей тетради основные ткацкие дефекты.

УЭ-4

 Цель: изучить виды ткацких переплетений, их признаки и свойства.

        1. Объяснения учителя, работа с информационным блоком «Ткацкие переплетения»

2. Учитель демонстрирует образцы тканей разных переплетений, организует работу в парах по изучению темы, объясняет задание, обращает внимание на  взаимообучение и взаимоконтроль при выполнении работы. Слово учителя.    

- Найдите в  информационном блоке «Ткацкие переплетения» определение слова «раппорт». Раппорт (франц. – приносить обратно) – повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трикотаже, вышивке, обоях и пр.

- Каким показателем определяется раппорт? (Числом входя щих в него нитей.)

- Как различают раппорт? (Раппорт по основе и раппорт по утку)

- Какие виды переплетений встречаются в тканях?

- Какие переплетения относятся к простым?

- Охарактеризуйте достоинства и недостатки сатинового и атласного переплетений. Как эти качества нужно учитывать при технологии обработки сатиновых и атласных тканей?

- Какие переплетения относятся к производным?

        3. Учащиеся слушают объяснения учителя, изучают материал информационного блока, выделяют главные моменты. Учащиеся записывают в рабочей тетради основные понятия.

УЭ-5

Цель: научиться выполнять опытные исследования, делать аналитические заключения.

  1. Лабораторно - практическая ра бота «Зависимость свойств ткани от вида  переплетения»,

2. учитель проводит вводный инструктаж последовательности и приёмов выполнения исследования образцов тканей, объясняет условия оформления полученных результатов, организует работу в парах.

3. учащиеся изучают инструкционную карту для выполнения лабораторно-практической работы, выполняют опытные исследования, оформляют результаты исследований в тетради, делают выводы.

     УЭ-6

  1. Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о ткацких переплетениях, их влиянии на свойства тканей.
  2. Тест выходного контроля «Ткацкие переплетения»

3. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность работы.

4. учащиеся выполняют задания теста, выполняют взаимоконтроль и оценку тестового задания.

    УЭ-7

    Цель: подведение итогов урока и его оценка

  1. рефлексия, ответы на вопросы:

- С какими трудностями столкнулись при выполнении прак тической работы?

- Что было интересного, полезного на уроке?

- Что нового о тканях вы сегодня узнали?

- Какие сведения нужно учитывать при обработке ткани, ее раскрое?

2. разбор типичных ошибок,

3. заполнение шкалы оценок, выставление отметок,

4. ориентирование на домашнее задание. «Выполнение на рамке образцов саржевого, сатинового и атласного переплетений»

         Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М- 6    ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ.

      Лабораторная работа «Зависимость свойств ткани от вида переплетения»

УЭ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЭ-О

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

ИДЦ:

знать: основные дефекты тканей (дефекты ткачества и печати), значение понятий: раппорт, сарже вое, сатиновое, атласное переплете ние, производные переплетения;

уметь: характеризовать основные дефекты ткачества, дефекты печатания, анализировать признаки  тканей сарже вого, сатинового, атласного переплете ния, самостоятельно делать выводы.

Цель: повторить знания необходимые для изучения новой темы.

- Из каких нитей состоят ткани?

- Дайте определение ткацкого переплетения?

- Какие ткацкие переплетения вы уже знаете?

- Каким видам отделки подвергается ткань?

- К каким последствиям приводят дефекты тканей?

Цель: самостоятельная проверка данных информационного блока и закрепление изученного материала.

  1.  выслушайте рекомендации учителя по выполнению самостоятельной работы.

2. прочитайте текст информационного блока «Дефекты  тканей»

3. ответьте на вопросы:

- Для чего нужно внимательно рассматривать ткань, прежде чем приступить к ее раскрою?

- Каковы причины появления дефектов ткани?

- Рассмотрите разновидности ткацких дефектов ткани. Назовите и объясните причины их возникновения.

- Каковы причины возникновения дефектов печати?

4.  Работа с информационным блоком.

5. Внимательно изучите предложенные образцы тканей, рассмотрите дефекты, охарактеризуйте их.

Цель: изучить свойства тканей сатинового, саржевого и атласного переплетения.

1. выслушайте инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.

2. внимательно рассмотрите предложенные образцы тканей.

3. выполните действия, описанные в лабораторной работе «Зависимость свойств ткани от вида  переплетения».

4. обменяйтесь мнениями о принадлежности исследуемых образцов к виду ткани.

5. сделайте вывод по результатам выполнения лабораторной работы.

Цель: проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.

1. выполните задание теста выходного контроля.

2. проверьте правильность ответов

3. проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.

4. сверьте правильность ответов с контрольным экземпляром.

Цель: подведение итогов урока, его оценка.

1. сравните полученные знания с заданной целью

2. выслушайте анализ допущенных ошибок

3. заполните таблицу оценок, если вы набрали

   до 18 баллов оценка – 9, до 16 баллов оценка – 8,

   до 14 балла оценка 7, до 12 баллов оценка 6,

   до 10  баллов требуется дополнительное занятие,  

4. выставьте оценку за урок

5. уборка рабочих мест

Творческое домашнее задание: «Выполнение на рамке образцов саржевого, сатинового и атласного переплетений»

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Ответьте на поставленные вопросы устно.

Работа в парах. Ответьте на вопросы письменно.

Работа в парах. Подсказку можно найти в информационном блоке «Ткацкие переплетения». Внимательно слушайте рекомендации учителя.

Оформите лабораторную работу в рабочей тетради.

Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл).

Будьте объективны при самооценке.

Домашнее задание индивидуальное.

Домашнее задание по желанию

Сводная таблица оценок

УЭ- 3

УЭ-4

Рейтинговый балл

Сумма баллов

Итоговая оценка


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Ткацкие переплетения чрезвычайно разнообразны и в зависимо сти от сложности делятся на четыре класса: простые (гладкие) пе реплетения, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые.

При зарисовке ткацких переплетений на клетчатой бумаге ус ловно принято каждый вертикальный ряд клеток считать основной нитью, а каждый горизонтальный ряд клеток — уточной нитью. Каждая клетка представляет собой перекрещивание двух нитей (основной и уточной) и называется перекрытием. Если на лицевую поверхность ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую поверхность ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке остается белым.

Внимательно рассматривая ткацкие переплетения, зарисованные на клетчатой бумаге, и образцы тканей, можно найти рисунок, ко торый повторяется во всех направлениях. Повторяющийся рису нок переплетения называется раппортом.

В каждом ткацком переплетении различают раппорт по основе и раппорт по утку. Раппорт по основе - это количество основных нитей, образующих рисунок переплетения. Раппорт по утку — это количество уточных нитей, образующих рисунок переплетения. На схеме ткацкого переплетения раппорт обычно обозначается в левом нижнем углу линиями, которые при своем пересечении образуют квадрат или прямоугольник.

Ткацкие переплетения – переплетения нитей основы и утка в тканях. Вид переплетения, его конструкция влияют на внешний вид ткани, её прочность, толщину, растяжимость, износостойкость и другие свойства. Нити в тканях переплетаются по-разному. Все ткацкие переплетения подразделяются на простые, производные от них, комбинированные и сложные. К простым переплетениям относятся полотняное, саржевое, сатиновое, атласное.

Для полотняного переплетения характерно наиболее частое переплетение нитей основы и утка. Полотняное переплетение позволяет придать ткани высокую прочность. Эти ткани обладают малой растяжимостью и осыпаемостью нитей, поэтому раскрой их не вызывает затруднений.

При саржевом переплетении нити основы перекрывают две нити утка, пропуская одну. Саржевым переплетением вырабатывают более плотные, толстые и тяжёлые ткани, такие как саржа, кашемир, шотландка, фланель, бумазея. Из-за того, что перекрытие нитей получается не такое частое, как при полотняном переплетении, саржевая ткань мягче, её отличает рубчик, идущий по диагонали.

Ткани саржевого переплетения мягкие, хорошо драпируются, их используют для шитья лёгкой одежды, но они обладают большой растяжимостью и значительной осыпаемостью нитей, что усложняет раскрой и обработку изделий.

Сатиновое и атласное переплетения – это наиболее редкие переплетения нитей основы и утка. В сатиновом переплетении нить утка перекрывает четыре и более нитей основы, а в атласном нить основы перекрывает четыре и более нитей утка.

Ткани с сатиновым и атласным переплетением более плотные и тяжёлые, чем ткани полотняного и саржевого переплетений. Прочность на разрыв у таких тканей ниже, чем у тканей с полотняным и саржевым  переплетением. Ткани, выработанные сатиновым переплетением, очень мягкие, хорошо драпируются, их часто используют для шитья лёгкой одежды с расклешёнными деталями и отделками. Но такие ткани обладают большой осыпаемостью нитей, что необходимо учитывать при раскрое изделий и выборе способов обработки.

Сатиновым переплетением вырабатывают сатин, драп, а атласным – ластик, атлас, креп-сатин, сатин подкладочный.

Лабораторно - практическая работа

«Зависимость свойств ткани от вида переплетения»

Материально – техническое оснащение урока: информационный блок «ткацкие переплетения», лоскутки тканей различный переплетений, ножницы, клей ПВА.

                                            Ход работы:

  1. внимательно прочитайте текст информационного блока «Ткацкие переплетения»;
  2. начертите таблицу: Признаки и свойства тканей с различным переплетением нитей.

Признаки и свойства тканей

Полотняное

саржевое

сатиновое  и атласное

Поверхность ткани

Ровная

Вид с лицевой и изнаночной сторон

Одинаковая

Гладкость

Средняя

Осыпаемость нитей

Малая

Растяжимость

Малая

Мягкость

Средняя

Драпируемость

Средняя

Образец ткани

  1. исследуйте образцы тканей и заполните свободные столбцы таблицы, используя полученные знания;
  2. из предложенных лоскутков тканей выберите образцы тканей полотняного, саржевого и сатинового переплетения;
  3. аккуратно приклейте образцы тканей  в соответствующий столбец таблицы;
  4. сделайте вывод, ответив на вопросы:

- почему ткани сатинового (атласного) переплетения менее прочные и сильно осыпаемые?

- как можно использовать такие свойства тканей атласного переплетения как хорошая драпируемость при пошиве швейных изделий?

- как определить лицевую сторону ткани саржевого переплетения?

  1. выполните контрольное задание: к рисункам ткацких переплетений укажите фактуру ткани.


ТЕСТ «ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ»

ВАРИАНТ 1

1. «Рогожка» относится к группе переплетений, называемых:

    а) простые;  б) мелкоузорчатые;  в) сложные.

2. Наименьшее число нитей в раппорте саржевого переплетения равно:

    а) 2;     б) 3;      в) 5.

3. На лицевой поверхности сатиновых переплетений преобладают:

    а) уточные нити;   б) основные нити;  в) одинаковое число уточных и основных нитей.

4. Рубчик на лицевой стороне тканей с саржевым переплетением направлен:

    а) сверху вниз слева направо;  б) снизу вверх справа налево;  в) снизу вверх слева направо.

5. Репсовое переплетение относится к:

    а) простым;  б) мелкоузорчатым;  в) сложным.

6. С обеих сторон ткани рисунок одинаковый у тканей с … переплетением:

    а) полотняным;  б) саржевым простым; в) сатиновым .

7. В тканях с ворсом направление ворса и нити основы…:

    а) не совпадает; б) совпадает; в) ворс расположен хаотично.

8. Определите ткани, изготовленные полотняным переплетением:

    а) штапель, ситец, батист, бязь, фланель;

    б) ситец, батист, атлас, полотно льняное, крепдешин.

    в) атлас, трикотаж, льняное полотно, батист.

9. Меньшую прочность имеют ткани:

    а) полотняного переплетения;  б) саржевого переплетения;  в) атласного переплетения.

10. Самое распространенное переплетение у хлопчатобумажных тканей:

    а) саржевое;  б) полотняное;  в) сатиновое.


ВАРИАНТ 2

1. Минимальное количество нитей в раппорте сатинового переплетения равно:

    а) 2;        б) 3;      в) 5.

2. Как определить лицевую сторону в драпах и сукне:

а) на лицевой стороне ворс отсутствует;

б) на лицевой стороне ворс расположен упорядоченно;

в) на лицевой стороне ворс расположен хаотично.

3. Переплетения в тканях подразделяются на классы:

а) простые, мелкоузорчатые, сложные, крупноузорчатые;

б) простые, сложные, крупноузорчатые простые, крупноузорчатые сложные;

в) простые и сложные.

4. Какие из перечисленных переплетений относятся к производным от простых:

а) репс, рогожка, усиленное саржевое;

б) рогожка, основное саржевое, усиленный сатин;

в) двухлицевое, полотняное, атласное.

5. В саржевом переплетении нити основы и утка переплетены:

а) 1 нить утка через 1 нить основы;  б) 2 нити утка через 1 нить основы;

в) 4 нити основы через 1 нить утка.

6. . Рубчик на лицевой стороне имеют ткани:

   а) полотняного переплетения;  б) саржевого переплетения;  в) сатинового переплетения.

7. У тканей выполненных полотняным переплетением:

а) лицевая сторона более рельефна;  б) изнаночная сторона более рельефна;

в) поверхность лицевой и изнаночной сторон одинакова.

8. Ткань ситец вырабатывается переплетением:

    а) полотняным;  б) саржевым;   в) атласным.

9. Наибольшую прочность тканям придаёт:

    а) сатиновое переплетение:  б) полотняное переплетение;  в) репсовое переплетение.

10. Производными полотняного переплетения являются:

    а) саржа, атлас;  б) рогожка и сатин;  в) репс и рогожка.

        


ТЕСТ «СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»

Вариант 1

1. Способность тканей образовывать мягкие спадающие складки – это …:

а) удлинение;   б) драпируемость;   в) сминаемость.

2. Ткань, применяемая для изготовления зимней одежды, должна обладать:

а) теплозащитностью;   б) драпируемостью;  в) воздухопроницаемостью.

3. Прочность, удлинение, сминаемость относятся к свойствам …:

а) гигиеническим;  б) физико-механическим;  в) технологическим.

4. Свойство ткани уменьшать размеры после стирки, ВТО, называется:

а) осыпаемость;  б) сминаемость;   в) усадка.

5. К гигиеническим свойствам ткани относятся:

а) удлинение, сминаемость, драпируемость;

б) гигроскопичность, пылеемкость, электризуемость;

в) скольжение, осыпаемость, усадка.

6. Положительными свойствами тканей является…

а) усадка;   б) сминаемость;   в) гигроскопичность.

7. Скольжение, осыпаемость, прорубаемость, раздвижка нитей в швах – это свойства…:

а) технологические; б) физико-механические; в) гигиенические.

8. Льняная ткань в сравнении с хлопчатобумажной обладает:

а) меньшей гигроскопичностью;  б) одинаковой гигроскопичностью;  в) большей гигроскопичностью 

9. Самое распространенное переплетение у хлопчатобумажных тканей:

а) саржевое;  б) полотняное;  в) сатиновое.

10. Данный значок обозначает, что:

а) изделие не должно подвергаться химической чистке;

б) при химической чистке не требуется осторожность;

в) изделие нельзя гладить.


Вариант 2

1. Способность тканей образовывать при перегибах и давлении морщины и складки -это…

а) драпируемость;     б) удлинение;      в) сминаемость.

2. Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают:

а) высокой осыпаемостью;    б) значительной усадкой;  в) низкой гигроскопичностью. 

3. Пылеемкость, воздухопроницаемость, гигроскопичность относятся к свойствам:

а) физико-механическим;  б) технологическим;  в) гигиеническим.

4. Гигроскопичность – это способность ткани:

а) отталкивать влагу;  б) впитывать влагу;   в) уменьшаться в размере после ВТО.

5. К технологическим свойствам тканей относятся:

а) удлинение, сминаемость, драпируемость;

б) гигроскопичность, пылеемкость, электризуемость;

в) скольжение, осыпаемость, усадка.

6.  Отрицательными свойствами тканей являются:

а) прочность;   б) усадка;   в) теплозащитность.

7. Что не относится к физико-механическим свойствам ткани:

а) прочность и сминаемость;

б) усадка и осыпаемость;

в) драпируемость и растяжимость.

8. Укажите гигиенические свойства х/б и льняных тканей:

а) воздухопроницаемость;     б) теплозащитные свойства;   в) усадка.

9. Для пошива зимней одежды используют ткани:

а) батист;     б) фланель;     в) шотландку.

10. Символ по уходу за одеждой   обозначает:        

а) изделие не должно подвергаться химической чистке;

б) изделие не должно подвергаться отбеливанию;

в) изделие не следует отжимать после стирки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ткацкие переплетения

Урок технологии в 5 классе по теме "Ткацкие переплетения" (раздел "Материаловедение"). Основные понятия: нити основы и нити утка, виды простых переплетений (полотняное, атласное, саржевое)....

Материалловедение. Ткацкие переплетения

Презентация составлениа для уроков, как наглядное пособие с определенной информацией...

Ткацкие переплетения

В презентации рассмотрена классификация ткацких переплетений. Даны схемы саржевого, атласного и сатинового переплетений, рассмотрены достоинства и недостатки этих переплетений...

Технологическая карта урока технологии. "Виды ткацких переплетений."

Технологическая  карта  урока   технологии.Класс: 6УМК : Технология  6 класс  под  редакцией  В.Д.Симоненко  2002 годРаздел : МатериаловедениеМодуль : Созд...

урок: "Ткацкие переплетения" 5 класс

Ткацкие переплетения 5 класс....

Тест «Ткацкие переплетения и свойства тканей» 6 класс

Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь их определять. В 6 классе учащиеся знакомятся с волокнистым сос...