Открытое внеклассное мероприятие «А всё ли ты знаешь о математике?» для учащихся 10 класса
методическая разработка (10 класс) на тему

Данилова Оксана Михайловна
Связь математики с другими предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

                 

                 

  Открытое внеклассное мероприятие

  «А всё ли ты знаешь о математике?»

                  для учащихся  10 класса

подготовила учитель математики

Данилова Оксана  Михайловна.

с. Труновское

2016


Цель:

Привить интерес к предмету.

Развить интеллектуальную культуру средствами математики.

Воспитать самостоятельность,

чувство ответственности,

коллективизма.

Правила игры. В игре участвуют две  команды 10 класса. Команды заранее придумывают себе названия и девизы, а также отличительные знаки. Победители получают «5» по предмету.

Ход мероприятия:

Разве ты не заметил,

что способный

к математике

изощрен во всех

науках в природе?

 (Платон) 

Вступление (звучит музыка).

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.

Сегодня мы приглашаем на сцену команды 10 класса. Давайте с ними познакомимся поближе.

1) Представление команд

2) Представление жюри

1 ученик: (вбегая) Ребята, я слышал, что в школу будет день математики!!!

Представляете, весь день сплошная математика!

2 ученик: (с места) Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми!

3 ученик: У меня для вас - во-о-от такая новость! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики!

1 ученик: Ну, что я говорил!

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами.

Итак, первый урок - УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.

Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочинённых машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука – математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых  авторов. А. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико – математическом. Известный советский математик А. Я. Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов.

А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.

ПРАВИЛА: Время на обсуждение - 20 секунд. Готовность - поднятая рука.

                ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:

• Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: "Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама!"

         ( Омар Хайям)

•Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?        (А.С. Грибоедов)

• В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)

• Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)

• Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?

           ( Л.Н. Толстой)

• "В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

ПЕРЕМЕНА

Стихотворение «Слово о математике».

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учиться с тобой молодёжь
Развивать и волю и смекалку .

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный семнадцатиугольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами Н. И. Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.

Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - (20 секунд на размышление)

• Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)

• Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)

• Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)

• У греков это натянутая тетива, а у нас? ( гипотенуза)

• Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус)

Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

ПЕРЕМЕНА

Сценка «ТОЛИК-МАТЕМАТИК»

1-й: Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не люблю решать задач,

Потому что нет удачи на проклятые задачи,

Может быть, учебник скверный, может быть, таланта нет.

Но нашел я способ верный – сразу посмотреть в ответ.

2-й: Сколько чашек, сколько ложек? Можно проще, без затей.

Он сложил часы и кошек. Перемножил на людей

1-й: Занимайтесь на здоровье, если вам не жалко сил!

Ну, зачем читать условье? Раз – прибавил, два – решил.

В общем, нехитра наука. Если посмотреть в ответ!

3-й: Только дед моложе внука оказался на пять лет.

2-й: И к Свердловску город Нальчик ближе стал, чем Камышов.

3-й: И один индийский мальчик съел 125 слонов.

2-й: Стал до Марса путь недлинный – 200 метров от Земли...

3-й: Два мальчишки с половиной с пол девчонкой в школу шли.

2-й: Толик— математик бойкий! Множит, делит пополам.

2-й и 3-й (хором): Интересно, сколько двоек стоит лени килограмм?

УРОК МУЗЫКИ

Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?

Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.

Сначала мы с вами проведем разминку, предлагаю вам спеть песню, посвященную математике.

Команды поют песни о математике в их жизни (домашнее задание команд)

                           Вопросы музыкальные .

•  Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).

•  Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)

                                   Перемена.

 Учащиеся показывают математические фокусы.

(балл засчитывается той команде, за которую болеет выигравший)

                     Фокус 1           Число в конверте

Фокусник пишет на бумажке число 1089, вкладывает бумажку в конверт и заклеивает его. Предлагает кому-нибудь, дав ему этот конверт, написать на нем трехзначное число такое, чтобы крайние цифры в нем были различны и отличались бы друг от друга больше, чем на 1. Пусть затем он поменяет местами крайние цифры и вычтет из большего трехзначного числа меньшее. В результате пусть он снова переставит крайние цифры и получившееся трехзначное число прибавит к разности двух первых. Когда он получит сумму, фокусник предлагает ему вскрыть конверт. Там он найдет бумажку с числом 1089, которое у него и получилось. 
А секрет попробуйте раскрыть сами.

Фокус 2        Угадать задуманное число

Фокусник предлагает кому-нибудь из зрителей написать на листе бумаги любое трехзначное число. Далее передать его соседу, который должен приписать к нему это же число еще раз. Получится шестизначное число. Передать лист соседу, пусть он разделит это число на 7. Передать листочек дальше, пусть следующий зритель разделит полученное число на 11. Следующий, умножит это число на 2. Снова передать результат дальше, чтобы следующий зритель разделил полученное число на 13. Затем передать листочек “фокуснику”. Он может назвать задуманное число. Разгадка фокуса: 
Когда мы к трехзначному числу приписали такое же число, то мы тем самым умножили его на 1001, а затем, разделив последовательно на 7, 11, 13, мы разделили его на 1001, то есть получили задуманное трехзначное число умноженное на 2.

 В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра. Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Команды должны будут по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел. Эстафета заканчивается, если какая-либо команда замолкает.

Пока команды работают –

 вопросы болельщикам (20 секунд на размышление):

• Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).

• Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)

• Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? ( три)

•  С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)

ПЕРЕМЕНА

Сценка «Ода геометрии».

Мальчик  -Эй, сестренка, что ты учишь?

Девочка  -Геометрию, браток.

Мальчик  -Это что же за наука?

Девочка  -Подойди ко мне, дружок.

Это, брат, такая штука:

Без нее ты никуда!

В общем, так сказать короче:

Ни туда и ни сюда!

Без нее, браток не сможешь

Профессионалом стать.

Не сломать и не построить,

Не летать и не пахать,

Не нырять в морские бездны

И кроссворды сочинять,

И на древних экспонатах

Тайнопись расшифровать….

Мальчик  - Стоп! Стоп! Стоп! Во! Заливает!

Геометрия! Браток!

Проще в жизни все бывает!

И не в пользу твой урок!

Ну, сестренка, коль все знаешь

И, что б я знал наперед,

Объясни-ка по понятней:

Кто трусы ребятам шьёт?

Может, скажешь математик?

Геометр? Не пойдет!

Девочка  -Что я слышу? Ты смеёшься?

Не советую спешить.

И тебя я попытаюсь

Просто переубедить.

В лоб скажу, что б стало ясно

Всё моё намеренье:

«Геометрия» - по-русски,

Значит «землемеренье»

Вот, к примеру, без замеров

Мы сошьём трусы тебе.

Эти могут потеряться

(приставляет к нему очень большие трусы в горошек, вырезанные из картона)

При купании в воде.

Эти – будут длинноваты (приставляет длинные трусы),

Ну, а эти – коротки (приставляет очень короткие трусы).

Эти - будут узковаты (приставляет очень узкие трусы),

Ну, а эти – широки (приставляет очень широкие трусы).

А теперь, дружок, послушай:

Прежде, чем трусы пошить,

Их, наверно, кто-то все же

Должен будет раскроить!

Что б равны детали были,

Здесь важна симметрия.

Вот и тут, не дать, не взять:

Сплошная геометрия!

Мальчик  - Ну, довольно! Убедила!

Вот как только подрасту,

Я твою науку эту непременно изучу!

А пока я - на природу.

С одноклашками – в футбол!

Может быть и мне удастся

Залепить в ворота гол.

Ну, а ты грызи науку!

Как приду, что б понял я:

На кой лад нам – футболистам-

Геометрия твоя!

В Сиракузах, в Греции есть площадка Архимеда. Он был не только великий учёный, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стёкол, которые сам сконструировал. История помнит многих учёных не только за их математические открытия, но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.

УРОК ИСТОРИИ ( 20 секунд на размышление)

 1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)

 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?

 3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

 4. Какими бывают математические неравенства? А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными

 5) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин,,,"А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров

 6) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,"А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса

А сейчас, пока жюри подсчитывает общее количество баллов,  подводят итоги, я хотела бы закончить наш встречу словами:

Запомни, что Гаусс всем сказал

Наука математика - царица всех наук.

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.

Заключение

           Песня "Мы желаем счастья вам"

Нам без математики нельзя,

Математика для нас важна -

Делает нас сильными, мудрыми она.

Снова всех сплотила нас она,

В этом зале вместе собрала.

Рады всех приветствовать

И пропеть друзьям.

Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.

Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким -

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Математика везде нужна,

Помогает в жизни нам она,

Корабли водить на море, строить города.

Будем с математикой дружить,

Интересней будет в жизни жить.

Рады всех приветствовать и

Пропеть друзьям

Жюри объявляет результаты,

награждает команду – победительницу,

 которая выбирает приз:

«Урок без «2» ;

«Урок без домашнего задания» ;

«Урок ответов по желанию»;

 «Урок самоуправления»;

 «Урок-игра».

            Всем участникам спасибо за игру! А гостям, спасибо за внимание!


Оценочный лист

Название конкурса

1 ком

2 ком

1

Представление команд          

максимум –  5 баллов

2

Урок литературы          

 максимум –  6 баллов

3

Урок иностранного языка             максимум –  6 баллов

4

Урок музыки                

За каждый фрагмент – 1 балл

За всю песню – 5 баллов

За вопросы – 2 балла

5

За фокусы – 4 балла

6

Урок русского языка

За каждую пословицу или

поговорку – 1 балл

За вопросы болельщикам

максимум –  4 балла

7

Урок истории

максимум –  6 баллов

Итого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра для десятиклассников А всё ли ты знаешь о математике

Слайд 2

Цели: Привить интерес к предмету. Развить интеллектуальную культуру средствами математики. Воспитать самостоятельность, чувство ответственности, коллективизма.

Слайд 3

Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе? (Платон)

Слайд 4

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Представление команд

Слайд 5

Представление команд

Слайд 6

Урок литературы

Слайд 7

• Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: "Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама!» ( Омар Хайям) • Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов) • В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)

Слайд 8

• Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола) • Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой) • "В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

Слайд 9

ПЕРЕМЕНА

Слайд 10

Урок иностранного языка

Слайд 11

• Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много) • Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0) • Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия) • У греков это натянутая тетива, а у нас? ( гипотенуза) • Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус) • Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

Слайд 12

ПЕРЕМЕНА

Слайд 13

Урок музыки

Слайд 14

Песни о математике

Слайд 15

• Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби) • Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)

Слайд 16

ПЕРЕМЕНА

Слайд 17

Фокусы

Слайд 18

Урок русского языка

Слайд 19

Пословицы и поговорки

Слайд 20

и Вопросы болельщикам: • Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень) • Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? ( прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная) • Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? ( три) • С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника.

Слайд 21

ПЕРЕМЕНА

Слайд 22

Урок истории

Слайд 23

1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /) 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"? (дроби) 3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12) 4. Какими бывают математические неравенства? А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными 5) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин,,,» А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров 6) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,» А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса

Слайд 24

Слово жюри

Слайд 25

Запомни, что Гаусс всем сказал Наука математика - царица всех наук. Не зря, поэтому он завещал - Творить в огне трудов и мук. Безмерна роль её в открытии законов, В создании машин, воздушных кораблей Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов Каких дала история до наших дней Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы может быть Но будешь ты рабочим, иль ученым И будешь честно Родине служить.

Слайд 26

Нам без математики нельзя, Математика для нас важна - Делает нас сильными, мудрыми она. Снова всех сплотила нас она, В этом зале вместе собрала. Рады всех приветствовать И пропеть друзьям. Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом. Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом. Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким - Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим. Поют все

Слайд 27

Математика везде нужна, Помогает в жизни нам она, Корабли водить на море, строить города. Будем с математикой дружить, Интересней будет в жизни жить. Рады всех приветствовать и Пропеть друзьям. Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом. Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом. Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким - Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Слайд 28

Команда – победительница выбирает приз: «Урок без «2» ; «Урок без домашнего задания» ; «Урок ответов по желанию»; «Урок самоуправления»; «Урок-игра».

Слайд 29

Всем участникам, спасибо за игру! Всем гостям, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...

Открытое внеклассное мероприятие по английскому языку во 2 «В» классе как части УМК «Английский язык» 2 класс авторов Верещагиной И.Н., Бондаренко К.А., Притыкиной Т.А.

Данная разработка содержит пакет документов на представление УМК «Английский язык» 2 класс авторов Верещагиной И.Н., Бондаренко К.А., Притыкиной Т.А.  как учебно-методического комплекса с ра...

Открытое внеклассное мероприятие на тему: «Интернет- территория безопасности» (для учащихся 8 «А» класса)

Открытое внеклассное мероприятие   на тему: «Интернет- территория безопасности»    (для учащихся  8  класса)...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели биологии "Знаешь ли ты себя?"

Материал мероприятия позволяет пробудить интерес к изучению предмета биологии....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Великий и могучий русский язык!» (8 класс)

laquo;Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет». (К.Г.Паустовский)Цель: привить учащимся любовь к родному языку....