Урок - путешествие "Занимательные страницы жизни средневековых людей", 6 класс
материал (6 класс) на тему
Урок - путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestvie_po_istorii_srednih_vekov.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- повторение ранее изученного материала об основных вехах истории стран Западной Европы в эпоху классического средневековья. Систематизация и обобщение знаний о развитии средневекового общества в этот период и о развитии быта в Средние века.
Задачи:
- развитие интеллектуальных учебных умений обучаемых, а также умения обрабатывать и систематизировать информацию из любых источников.
- воспитание умения работать в коллективе, коммуникабельность и эмпатию к одноклассникам.
«Методическое описание урока»:
Занятие основано на системе дидактических игр. В данной модели урока представлена возможность проверить и дать информацию по различным сторонам жизни и быта средневекового человека. Игровая форма занятия позволяет в занимательной форме проверять и дополнять историческую информацию. Игровая деятельность является ускорителем психических процессов, таких как восприятие, память, мышление, также дает дифференцированный подход к обучению.
Возраст: 11-12 лет, 6 класс.
Оборудование: карточки с заданиями, рисунки гербов и храмов, одежды, раздаточный материал (описание к костюмам; правила этикета).
Для участия в игре класс предварительно разбивается на три команды по пять человек. В жюри выбираются наиболее сильные обучаемые, либо приглашаются учителя. В качестве домашнего задания командам необходимо придумать название команды и представится.
Ход игры
I. Оргмомент.
II. Начало игры – вводное слово учителя.
– Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательнейшее и необычное путешествие. Мы окажемся в Европе в период средних веков. Поможет вам в этом «Занимательные страницы жизни средневековых людей». Каждая из команд должна будет проехать как можно дальше в эпоху средневековья, а помогут вам в этом ваши знания по истории. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем больше верст вы сможете проехать. Та команда, которая проедет больше верст и будет победителем. Поможет вам определить, какая из команд продвинется дальше наше уважаемое жюри. Далее учитель представляет членов жюри.
А теперь самое время командам представится.
Первый конкурс: «Приветствие».
Команды представляют свое название и девиз. Оценивается конкурс от тридцати до пятидесяти верст.
Второй конкурс: «Сеньоры и вассалы».
Командам даются карточки с титулами сеньоров и вассалов, из них необходимо правильно собрать феодальную лестницу. На выполнения задания дается одна минута. Конкурс оценивается в пятьдесят верст.
Надписи на карточках: король, герцог, граф, барон, рыцарь, крестьянин
(Среди карточек есть лишняя – крестьяне – они не входили в феодальную лестницу).
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Как называлась самая высокая башня средневекового замка?
- Почему городские власти обещали денежную помощь и освобождение от налогов тем, кто хотел покрыть крышу своего дома черепицей?
Третий конкурс: «Исторические портреты».
Задание на доске или на экране: изображены известные средневековые личности. (Жанна д‘Арк, Фридрих 1 Барбаросса, Мария Стюарт, Купец, Рыцарь, Ричард 1 львиное сердце).
Ведущий: По описанию вам необходимо определить о ком идет речь, и показать портрет этого деятеля.
(Та команда, которая быстрее всех поднимет руку и ответит правильно, получит двести верст).
Бой кипел… Она скакала
На коне, на вороном –
Гордо поднято забрало,
С орифламмой и копьём,
И везде, где чуть опасно,
Уж звенит, на страх врагам,
Этот звонкий этот ясный,
Женский голос по рядам.
(Жанна д‘Арк)
В каком доме могла жить Жанна д, Арк?
Командам раздаются рабочие листы с заданием. Команды отвечают письменно на задание. Потом капитаны команд сдают листы с ответами жюри для оценки. За правильно выполненное задание команда получает пятьдесят верст. Время выполнения одна минута.
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Где преимущественно возводили замок в Средние века?
- Какую функцию выполняла капелла?
- Как обозначались дома в средневековом городе?
В каком празднике могла принимать участие Жанна д, Арк?
Командам раздаются рабочие листы с заданием. Команды отвечают письменно на задание. Потом капитаны команд сдают листы с ответами жюри для оценки. За правильно выполненное задание команда получает пятьдесят верст. Время выполенения одна минута.
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Чем была охота в жизни феодалов: развлечением или жизненной необходимостью?
- В какой стране отмечается Майский праздник?
Выберите предметы быта, которые могли быть в крестьянском доме?
Командам раздаются рабочие листы с заданием. Команды отвечают письменно на задание. Потом капитаны команд сдают листы с ответами жюри для оценки. За правильно выполненное задание команда получает пятьдесят верст. Время выполенения одна минута.
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Какая вещь была использована вместо тарелки?
- Как вы думаете, вилка была уже известна в Средневековье?
- Какую функцию в средневеком замке выполнял гобелен?
Ведущий: Большую часть жизни он провёл в войнах в Европе, а когда возглавил третий крестовый поход, утонул при переправе через горную речку (Фридрих 1 Барбаросса).
(Та команда, которая быстрее всех поднимет руку и ответит правильно, то команда получает двести верст).
На каком изображении Фридрих 1 Барбаросса принимает непосредственное участие в празднике?
Командам раздаются рабочие листы с заданием. Команды обсуждают все вместе задание и потом отвечают письменно на него. Потом капитаны команд сдают листы с ответами жюри для оценки. За правильно выполненное задание команда получает пятьдесят верст. Время выполенения две минуты.
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Чем торговали люди в позднем Средневековье?
- Если в средние века использовали свечи, то, что стало появляться различных форм и размеров для свечей?
Задание для команд: дорисуйте предметы, которые могли быть в доме у феодала. Время выполнения задания пять минут.
Дорисовать:
1) зеркало
2) кровать
3) сундук
Командам раздаются рабочие листы с заданием. Команды отвечают письменно на задание. Потом капитаны команд сдают листы с ответами жюри для оценки. За правильно выполненное задание команда получает сто верст.
Ведущий: прежде чем их дорисовать прослушайте следующую информацию: зеркала были маленьких размеров, чащё всего круглые и выпуклые. Они были вставлены либо в декорированную рамку, либо в обычную деревянную без украшений. Внешний вид кровати: высоко поднимаются шитые шелками подушки. Занавесы, передвигающиеся на железных прутьях, совершенно отдернуты. Резко выделяется богатое горностаевое одеяло. С обеих сторон у самой постели брошены на каменном, узорчатом полузвериные шкуры. Принцип средневековой кровати – рама и балдахин.
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Как одежда отражала социальное положение людей?
- Какие ткани использовали для пошива одежды?
- Как вы думаете, шкаф мог быть основным предметом в спальне в средние века?
- Почему обувь имела клювообразный носок?
- Как вы думаете, что отражала длина туфель?
Ведущий: При дворе короля или крупного феодала на службе находились составители герба – герольды. Согласно законам геральдической символики герольды составляли гербы того или иного феодала. Все цвета имели четкую символику:
красный – страсть,
пурпурный – власть;
синий – честь, возвышенность;
зеленый – свобода;
черный – постоянство;
желтый или золотой – знатность;
белый или серебряный – благородство.
Все фигуры на гербе имели свое значение:
Лев – отвага, великодушие;
Роза – чистота, святость;
Лилия – расцвет, жизнь;
Ключ – открытость;
Поднятый меч – оборона;
Опущенный меч – мир.
Задание: Каждый феодал обязательно должен был иметь герб и девиз. Вам необходимо соотнести герб с девизом: командам раздаются рабочие листы с заданием. Команды отвечают письменно на задание. Потом капитаны команд сдают листы с ответами жюри для оценки. За правильно выполненное задание команда получает сто пятьдесят верст. Время выполенения три минуты.
А) Герцог Савойи, иду своей дорогой.
Б) Я не король и не принц, а сеньор де Куси!
В) Всегда полная чаша.
Г) Оборона и мир – мой земной удел.
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Какое занятие для феодала было основным в Средние века?
- Каковы любимые развлечения рыцаря?
- Для чего каждый рыцарь имел свой герб?
- Когда феодалов начинали готовить к военной службе?
Ведущий:
Всему что подобает, выучен герой
Ни страха, ни упрёка не зная за собой,
За это восхищались им знатные девицы
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться
Итак, он был отважным, как нам твердит молва
Что мстил врагам и близких, отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки, и песни на родине пели.
(Рыцарь без страха и упрека)
(Та команда, которая быстрее всех поднимет руку и ответит правильно, получает двести верст).
Задание: раскрась костюм рыцаря и назови составные части его доспехов и стрелками укажи их. Время выполнения задания шесть минут (командам раздаются рабочие листы с изображением рыцаря. Команды отвечают письменно на задание. Потом капитаны команд сдают листы с ответами жюри для оценки. За правильно выполненное задание команда получает сто верст.
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?
- Что такое турниры и кто их устраивал?
- Чем обычно завершался рыцарский турнир?
- Какие виды крестьянской зависимости в средние века вы знаете?
- Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?
Четвертый конкурс: «Найди ошибку в костюме».
Ведущий: перед вами изображение средневековых костюмов, вам нужно найти, где допущена ошибка в костюме. Внимательно прочитайте описание к костюмам, возможно, оно вам поможет при ответе на задание. Время на проведение конкурса четыре минуты. Командам раздаются рабочие листы с заданием. Команды отвечают письменно на задание. Потом капитаны команд сдают листы с ответами жюри для оценки. За правильно выполненное задание команда получает двести пятьдесят верст.
Вопросы для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст):
- Как вы думаете, какими аксессуарами дополнялась средневековая одежда?
- Что отражала длина шлейфа женского платья?
- Что было общего в средневековом костюме всех сословий?
- Почему мода на головные уборы все время менялась?
Пятый конкурс: «Исторические задачи».
Ведущий: на рисунках вы видите архитектурные сооружения средневековья (см. «ПРИЛОЖЕНИЕ II» Рисунок 4 и 5), та команда, которая быстрее всех поднимет руку и правильно ответит на вопрос, получает сто пятьдесят верст.
Какому из этих сооружений посвящены следующие строки:
Взлетали стены, суживаясь, к солнцу
И свод, как череп изнутри,
Вздымал надбровицы и дуги,
Без позолот и мишуры,
Лишь щеки пышно надувая
В серебрянные дудочки играют
Младенцы – ангелы в раю.
Одеты в ризы кружевные,
Стоят надменные святые.
Как назывался этот архитектурный стиль?
Шестой конкурс: «Сцены из жизни».
Ведущий: Этикет Средневековья нередко называют этикетом жестов. Действительно, культура жестов, движений человеческого тела, наделенных особым значением, получила наивысшее развитие именно в средние века. В средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиршестве.
Вежливости и опрятности уделялось огромное внимание: именно они считались основополагающими хороших манер. Надо сказать, что этикет в средние века имел такое серьезное значение, что многие знатные люди бережно переписывали правила благородного поведения от руки для того, чтобы позже передать своим потомкам.
Сейчас вам предлагаются три ситуации, и вы должны найти решение в данных ситуациях в соответствии с правилами этикета. Время выполнения задания пять минут. За правильное выполнение задания командам дается сто верст. Командам раздаются рабочие листы с правилами этикета (см. «ПРИЛОЖЕНИЕ II» Задание 9), и они пишут ответы на данные ситуации, после чего капитаны команд отдают листы жюри для оценивания в данном конкурсе.
Задание для команд:
1. Участникам команд предлагается выпить компот с вишней: по правилам средневекового этикета необходимо выпить сначала жидкость, затем с помощью ложки достать ягоды; косточки выплевываются сначала в ложку, потом выкладываются на блюдце.
2. Ситуация: вечером хозяин созвал гостей и радушно пригласил присутствующих пройти в обеденный зал, чтобы послушать там исполнителя
исторических песен. После завершения выступления слуги вносили в зал свечи и вновь накрывали стол, но уже для парадного ужина. Только после
окончания ужина некоторые из гостей покидали замок гостеприимного барона.
Что должен делать барон согласно правилам этикета, в том случае, когда гости покидают замок?
3. Ситуация: Вы находитесь на пиру и вам нужно вытереть руки. Как вы поступите в данной ситуации, придерживаясь правилам средневекового этикета?
Задание для болельщиков: (обучаемый, который правильно отвечает на вопрос, решает какой команде он отдает десять верст) на обсуждение задания дается одна минута:
Болельщикам дается ситуация в день рождения: вам дарят подарок в упаковке. Что вы должны делать согласно правилам этикета?
По этикету: необходимо развернуть упаковку, поблагодарить за подарок. Если это сладости – угостить всех гостей.
- Как назывался церковный суд в средневековье?
- Какая торговля считалась очень прибыльной в средние века?
- Почему в средневековом городе улицы были узкие?
Ведущий: Вот и подходит к завершению наше путешествие и сейчас жюри подсчитывает, сколько верст проехала по европейскому средневековью
каждая из наших команд. И узнаем, какая из команд выиграла в этом путешествии.
III. Выступление жюри, подведение итогов и награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "По страницам жизни и творчества Баки Урманче"
Урок-экскурсия в творчество известного татарского художника в русскоязычной группе 10 класса...
Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".
Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....
Презентация к уроку литературы "Страницы жизни и творчества А.П. Чехова."
Данная презентация, предназначенная для проведения урока русской литературы, расскажет Вам о великом писателе – Антоне Павловиче Чехове. Вы узнаете о детстве писателя, его родителях. Кроме того,...
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».
систематизация и контроль качества знаний по теме; развивать коммуникативные способности учащихся – умение отстаивать свое мнение, вести диалог; формировать уважительное отношение к отечественной исто...
Урок "Неклеточные формы жизни. Вирусы" 10 класс.
конспект урока...
Разработка урока "Здоровый образ жизни" для 7 класса
Разоаботка урока "Здоровый образ жизни" для 7 класса в виде презентации...
Урок истории. Путешествие в Средневековье. 6 класс.
«Путешествие в Средневековье»...