Рабочая программа по программе дополнительного образования "Хоровой класс"
рабочая программа

Свяжина Светлана Сергеевна

Аннотация к программе "Хоровой класс"

Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

Хоровые занятия имеют особое значение т.к. проявляется коллективная форма занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое “ я”, открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании школьников. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки – непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена.

В условиях общеобразовательной школы кружок хорового пения – самый доступный вид исполнительской деятельности. Для того чтобы научить ребенка певческому искусству, необходимо работать над вокально-хоровыми навыками, а так же формировать интерес к хоровому искусству через репертуар. Существующие программы либо не уделяют должного внимания развитию показателей певческого голоса, либо предлагают репертуар, который не вполне подходит для работы с детьми начальных классов. Поэтому была создана программа “Хоровой класс” на основе программы для школьных учреждений и общеобразовательных школ Л.М.Аболяна, Е.Л.Гомбицкой, В.С.Попова, и программы дополнительного образования для детей 6-12лет “Музыкальная палитра” Е.Х.Афанасенко, С.А.Клюнеевой, К.Б.Шишовой, А.И.Коняшова.

Направленность программы  “Хоровой класс” по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – групповой; по времени реализации – длительной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovoy_klass_svyazhina.docx76.63 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета (протокол от 21.08.2020 № 1)

     

УТВЕРЖДЕНО

приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» от 21.08.2020 № 182-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

«ХОРОВОЙ КЛАСС»

Педагог дополнительного образования Свяжина Светлана Сергеевна

Объединение дополнительного образования художественной направленности

 «Вокально-хоровая студия»

 

2021 – 2022 учебный год

г. Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная  записка

3

2

Планируемые результаты и способы определения их результативности

3

Календарно-тематическое планирование

6

4

Содержание программы

10

5

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

12

6

Список литературы

13

Приложения

 

 


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Программы дополнительного образования общеразвивающей направленности «Хоровой класс» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения. Программа разработана педагогическим коллективом и  принята к реализации решением Педагогическим советом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» в марте 2020 года.  

Цель программы: музыкально-эстетическое воспитание детей путем подъема и развития хоровой культуры.

Задачи:

  • Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству;
  • Создавать условия реализации творческих способностей;
  • Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
  • Формировать вокально-хоровые навыков;
  • Развивать уровень исполнительского мастерства;
  • Развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.

Участники программы: учащиеся в возрасте 7–11-и лет.

Сроки реализации: 1 год обучения.

По окончании обучения по программе «Хоровой класс», дети, не освоившие минимальный уровень имеют право продолжать обучение в объединении дополнительного образования, но оставаясь на повторном году обучения, а те, кто успешно освоил программу продолжают  обучаться в составе ансамбля и вокалистов.

Режим занятий: 

Группы

Возраст

Общее кол-во человек

Продолжительность занятий (мин.)

Общее кол-во хоровых занятий

Кол-во часов работы с солистами и ансамблями

Всего количество в год

2 год обучения

204

Ансамбль (2 А кл.)

7-11

10

80

68

204

3 год обучения

Ансамбль (4 А кл.)

7-11

6

80

68

Ансамбль (4 Б кл.)

7-11

6

80

68

Всего:

204

        

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

К концу года обучения учащиеся должны:

Знать/ понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • основы музыкальной грамоты;
  • познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов.

Уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • пето короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать короткий вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь лёгким звуком без напряжения;
  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
  • к концу года показывать результат элементов двухголосия.

        Оценочные материалы 

На каждом году обучения в начале учебного года осуществляется:

  • вводный контроль - цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умения владеть певческим голосом и музыкального кругозора.
  • тематический контроль - целью которого является проверка полученных на занятии знаний.
  • итоговый контроль,  -  который проходит в виде участия в  концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня.

Для диагностики развития  учащихся по хоровому классу применяются следующие критерии:

Уровень вокально-хоровых навыков

2 год обучения

Критерии

Высокий (3б)

знание мелодии и текста попевок, фрагментов музыкальных произведений:

внимательное пение, способность улучшить качество пения;

понимание элементарных дирижёрских жестов.

Средний (2б)

допускает ошибки в воспроизведении мелодии;

неточное  знание текста;

 не всегда понимает, как можно улучшить качество пения;

понимает элементарные дирижёрские жесты, но допускает ошибки в исполнении.

Низкий (1б)

не может запомнить и воспроизвести мелодию и текст распевок, и фрагментов музыкальных произведений, попевок;

поёт неуверенно;

не понимает дирижёрские жесты.

        

Уровень вокально-хоровых навыков

3  год обучения

Критерии

Высокий (3б)

знание и точное воспроизведение мелодической линии в попевках и небольших музыкальных произведениях;

лёгкость и эмоциональность  в исполнении музыкального репертуара;

умение исполнить распевку в быстром темпе;

понимание элементарных дирижёрских жестов.

Средний (2б)

допускает незначительные  ошибки в воспроизведении мелодической линии в попевках и небольших музыкальных произведениях;

испытывает трудности в исполнении распевки в быстром темпе;

понимает элементарные дирижёрские жесты, но допускает ошибки в исполнении.

Низкий (1б)

испытывает трудности в запоминании текста и мелодии;

поёт неуверенно и неэмоционально;

плохо понимает дирижёрские жесты.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

        Необходимые требования к проведению занятий: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся;

  • целесообразное расходование времени на всех этапах занятия;
  • применение различных методов и средств обучения;
  • высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися;
  • практическая значимость полученных знаний и умений.

        Механизм оценки результатов:

   Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы:

  • открытые занятия;
  • сольные концерты;
  • участие в фестивалях, конкурсах.

        Воспитательная работа и досуговая деятельность:

  • работа с родителями – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т.д.;
  • досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.)  прививают навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят;
  • участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы;
  • посещение концертов, выставок, музеев воспитывает художественно-эстетический вкус.

Концертная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности хора. Хор имеет в своем репертуаре несколько концертных программ. Ежегодно репертуар пополняется новыми номерами, которые проходят апробацию на слушателя.

 Для пропаганды хорового искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса хора важно его участие в фестивалях и конкурсах.

Программа обучения предполагает:

  • занятия с солистами и ансамблями;
  • участие в городских и Региональных конкурсах и фестивалях;
  • участие в концертах и выступлениях разных уровней.

Средства, необходимые для реализации программы:

1.Учебно-методическое обеспечение:

  • нормативно-правовые документы;
  • образовательная программа;
  • методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором);
  • специальная литература  (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видеокассеты, аудиокассеты, СD- диски).

        2.  Материально- техническое обеспечение:

  • хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
  • стационарная аппаратура ( магнитофон , усилитель звука, колонки, записи фонограмм, микрофон, видеокамера для записи концертов);
  • музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
  • концертные костюмы, реквизит.

        3.  Организационное обеспечение:

  • необходимый контингент обучающихся;
  • утвержденное расписание занятий;
  • родительская помощь;
  • связь с общественностью (школы,  СУЗ ы и ВУЗы, СМИ ).


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ХОРОВОЙ КЛАСС»

 

Ансамбль, 68ч (68 уч. недели)

2 «А» кл.

№ п/п

Тема, содержание программы

Количество часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие

1

2/3

Начальная диагностика

1

4/5

Начальная диагностика

6

Знакомство с песней.

Дружная семейка: Названия нот. (2гр.)

1

7

Работа над дикцией в разучиваемой песне (1 куплет)

Музыкальная грамота: Нотная грамота. (3 гр)

1

8

Работа над звукообразованием в разучиваемой песне (1 куплет)

1

9

Разучивание 2 куплета

1

10

Работа над дыханием в разучиваемой песне (1,2 куплет)

1

11

Работа над выразительностью исполнения

1

12

Выступление на празднике к Дню учителя

1

13

Знакомство  с песней.

1

14

Работа над звукообразованием в разучиваемой песне (1 куплет)

1

15

Работа на дикцией в разучиваемой песне

1

16

Разучивание 2 куплета

1

17

Работа над ритмом в разучиваемой песне (1,2 куплет)

1

18

Работа над дыханием в разучиваемой песне

1

19

Работа над стройностью в разучиваемой песне

1

20

Работа над выразительностью исполнения

1

21

Знакомство с песней. Работа над чистотой интонирования.

1

22

Работа над звукообразованием в разучиваемой песне.

1

23

Работа над дыханием, фразировкой в разучиваемой песне.

1

24

Работа над выразительностью исполнения.

1

25

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

26

Выступление на концерте ко Дню Матери

1

27

Знакомство с песней. Разучивание 1 куплета. Работа над звукообразованием.

1

28

Работа над дыханием в разучиваемой песне

1

29

Соединение с фонограммой

1

30

Работа над выразительностью исполнения

1

31

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

32

Подготовка к празднику Новый год

1

33

Выступление на празднике

1

34

Срезовая диагностика

1

35

Знакомство с песней. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне (1 куплет)

1

36

Работа над дикцией в разучиваемой песне (1 куплет)

37

Разучивание 2 куплета

1

38

Работа над ритмом в разучиваемой песне (1,2 куплет)

1

39

Разучивание 3 куплета

1

40

Работа над дыханием в разучиваемой песне

1

41

Соединение с фонограммой

1

42

Работа над выразительностью исполнения

1

43

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

44

Подготовка к празднику 23 февраля

1

45

Подготовка к празднику 23 февраля

1

46

Подготовка к празднику 23 февраля

1

47

Выступление на празднике

1

48

Подготовка к празднику 8 Марта

1

49

Подготовка к празднику 8 Марта

1

50

Подготовка к празднику 8 Марта

1

51

Выступление на празднике к 8 Марта

1

52

Выступление на празднике ко Дню города

1

53

Конкурс на лучшее исполнение песни

1

54

Конкурс на лучшее исполнение песни

1

55

Знакомство с песней. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне (1 куплет)

1

56

Работа над дикцией в разучиваемой песне (1 куплет)

1

57

Разучивание 2,3 куплета

1

58

Работа над ритмом в разучиваемой песне

1

59

Работа над дыханием в разучиваемой песне

1

60

Соединение с фонограммой

1

61

Работа над выразительностью исполнения

1

62

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

63

Подготовка к 9 мая

1

64

Подготовка к 9 мая

1

65

Выступление на празднике 9 мая

1

66

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

67

Отчётный концерт

1

68

Итоговая диагностика.

1

68ч

Хор, ансамбль, 68ч (68 уч. недели)

4 «А», 4 «Б» кл.

№ п/п

Тема, содержание программы

Количество часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие

1

2/3

Начальная диагностика

1

4/5

Начальная диагностика

6

Знакомство с песней.

Дружная семейка: Названия нот. (2гр.)

1

7

Работа над дикцией в разучиваемой песне (1 куплет)

Музыкальная грамота: Нотная грамота. (3 гр)

1

8

Работа над звукообразованием в разучиваемой песне (1 куплет)

1

9

Разучивание 2 куплета

1

10

Работа над дыханием в разучиваемой песне (1,2 куплет)

1

11

Работа над выразительностью исполнения

1

12

Выступление на празднике к Дню учителя

1

13

Знакомство  с песней.

1

14

Работа над звукообразованием в разучиваемой песне (1 куплет)

1

15

Работа на дикцией в разучиваемой песне

1

16

Разучивание 2 куплета

1

17

Работа над ритмом в разучиваемой песне (1,2 куплет)

1

18

Работа над дыханием в разучиваемой песне

1

19

Работа над стройностью в разучиваемой песне

1

20

Работа над выразительностью исполнения

1

21

Знакомство с песней. Работа над чистотой интонирования.

1

22

Работа над звукообразованием в разучиваемой песне.

1

23

Работа над дыханием, фразировкой в разучиваемой песне.

1

24

Работа над выразительностью исполнения.

1

25

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

26

Выступление на концерте ко Дню Матери

1

27

Знакомство с песней. Разучивание 1 куплета. Работа над звукообразованием.

1

28

Работа над дыханием в разучиваемой песне

1

29

Соединение с фонограммой

1

30

Работа над выразительностью исполнения

1

31

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

32

Подготовка к празднику Новый год

1

33

Выступление на празднике

1

34

Срезовая диагностика

1

35

Знакомство с песней. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне (1 куплет)

1

36

Работа над дикцией в разучиваемой песне (1 куплет)

37

Разучивание 2 куплета

1

38

Работа над ритмом в разучиваемой песне (1,2 куплет)

1

39

Разучивание 3 куплета

1

40

Работа над дыханием в разучиваемой песне

1

41

Соединение с фонограммой

1

42

Работа над выразительностью исполнения

1

43

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

44

Подготовка к празднику 23 февраля

1

45

Подготовка к празднику 23 февраля

1

46

Подготовка к празднику 23 февраля

1

47

Выступление на празднике

1

48

Подготовка к празднику 8 Марта

1

49

Подготовка к празднику 8 Марта

1

50

Подготовка к празднику 8 Марта

1

51

Выступление на празднике к 8 Марта

1

52

Выступление на празднике ко Дню города

1

53

Конкурс на лучшее исполнение песни

1

54

Конкурс на лучшее исполнение песни

1

55

Знакомство с песней. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне (1 куплет)

1

56

Работа над дикцией в разучиваемой песне (1 куплет)

1

57

Разучивание 2,3 куплета

1

58

Работа над ритмом в разучиваемой песне

1

59

Работа над дыханием в разучиваемой песне

1

60

Соединение с фонограммой

1

61

Работа над выразительностью исполнения

1

62

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

63

Подготовка к 9 мая

1

64

Подготовка к 9 мая

1

65

Выступление на празднике 9 мая

1

66

Интонация и сценический образ при исполнении песни

1

67

Отчётный концерт

1

68

Итоговая диагностика.

1

68ч

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы (2 год обучения)

2 «А»

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  1. «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
  2. «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
  3.  «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
  4.  «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
  5. «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
  6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
  7. «Песенка-чудесенка»  
  8. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин,  А.Островский
  9. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
  10.  «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
  11. Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная».       «Медведи». «Танго».
  12. Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.
  13. Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.

Содержание программы

(3 год обучения)

4 «А», 4 «Б» классы

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

 1.3  Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков. 

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

5.3.  Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
  2. «Балалайка» Татьяна Морозова
  3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
  4.  «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
  5.  «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
  6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
  7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
  8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
  9.  «Новый год» Ал. Ермолов
  10. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
  11. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
  12.  «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
  13.  «Рождественская песенка»
  14. «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
  15. «Серебристые снежинки»  сл. и муз.  Андрей Варламов
  16. «Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

  • Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон,  аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
  • Основные способы  и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
  • Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

        

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
  2. Добровольская Н.Н. Распевание в школьном хоре. - М.: Музыка,2007.
  3. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 2009.
  5. Пигров К.К. Руководство хором. - М.: Музыка, 2007. ,
  6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
  7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
  8. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Москва 2001
  9. Шорин И.П. Развитие, воспитание и охрана певческого голоса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

Дата диагностирования: сентябрь 2021г                                                                                «Хоровой класс», 2 кл.

№п/п

Ф.И. ребенка

Класс

Критерии

Общий балл

знание мелодии и текста попевок, фрагментов музыкальных произведений

внимательное пение, способность улучшить качество пения

понимание элементарных дирижёрских жестов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего:

Высокий уровень – 9-7б  - 0%

Средний уровень – 6-4б –  3 (33%)

Низкий уровень – 3-1 б. – 6 чел. (67%)


ДИАГНОСТИКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

Дата диагностирования: сентябрь 2021 г                                                                                «Хоровой класс», 4 кл.

№п/п

Ф.И. ребенка

Класс

Критерии

Общий балл

знание и точное воспроизведение мелодической линии в попевках и небольших музыкальных произведениях;

лёгкость и эмоциональность  в исполнении музыкального репертуара;

умение исполнить распевку в быстром темпе;

понимание элементарных дирижёрских жестов.

допускает незначительные  ошибки в воспроизведении мелодической линии в попевках и небольших музыкальных произведениях;

испытывает трудности в исполнении распевки в быстром темпе;

понимает элементарные дирижёрские жесты, но допускает ошибки в исполнении.

испытывает трудности в запоминании текста и мелодии;

поёт неуверенно и неэмоционально;

плохо понимает дирижёрские жесты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего:

Высокий уровень – 9-7б  - 0%

Средний уровень – 6-4б –  5 (42%)

Низкий уровень – 3-1 б. – 7 чел. (58%)


ДИАГНОСТИКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

Дата диагностирования: апрель - май 2020г                                                                                «Хоровой класс», 2 кл.

№п/п

Ф.И. ребенка

Класс

Критерии

Общий балл

знание мелодии и текста попевок, фрагментов музыкальных произведений

внимательное пение, способность улучшить качество пения

понимание элементарных дирижёрских жестов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего:

Высокий уровень – 9-7б  -  3 (67%)

Средний уровень – 6-4б –  6  (33%)

Низкий уровень – 3-1 б. – 0%


ДИАГНОСТИКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

Дата диагностирования: апрель-май 2021г                                                                                «Хоровой класс», 4 кл.

№п/п

Ф.И. ребенка

Класс

Критерии

Общий балл

знание и точное воспроизведение мелодической линии в попевках и небольших музыкальных произведениях;

лёгкость и эмоциональность  в исполнении музыкального репертуара;

умение исполнить распевку в быстром темпе;

понимание элементарных дирижёрских жестов.

допускает незначительные  ошибки в воспроизведении мелодической линии в попевках и небольших музыкальных произведениях;

испытывает трудности в исполнении распевки в быстром темпе;

понимает элементарные дирижёрские жесты, но допускает ошибки в исполнении.

испытывает трудности в запоминании текста и мелодии;

поёт неуверенно и неэмоционально;

плохо понимает дирижёрские жесты.

1

Баглаев Николай

3 «А»

2

2

2

6

2

Джафарова Чинара

3 «А»

2

2

2

6

3

Изман Кирилл

3 «А»

3

3

3

9

4

Истомина Светлана

3 «А»

2

2

2

6

5

Куркова Полина

3 «А»

3

3

3

9

6

Михайлова Марина

3 «А»

2

2

2

6

7

Черникова Елена

3 «А»

2

2

2

6

8

Иогина Вера

3 «Б»

2

2

2

6

9

Симанчук Мария

3 «Б»

3

3

3

9

10

Дроздецкий Иван

3 «Б»

2

2

2

6

11

Рязанов Михаил

3 «Б»

2

2

2

6

12

Всего:

Высокий уровень – 9-7б   -  3 (37%)

Средний уровень – 6-4б –   8 (63%)

Низкий уровень – 3-1 б. – 0%

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Название: «Хоровой класс»

Педагог дополнительного образования: Свяжина С.С.

Дата изменения

Причина изменения

Корректирующие действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку 11 класса школы 8 вида

Представленная рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой умственной отсталостью....

Рабочая программа "Самоделкины" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория моделизма"

Программа предназначена для проведения внеурочных занятий по технической направленности. Содержание ориентировано на обучение начальному авиамоделированию и участие в соревновательной деятельности. Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся 1 дополнительного Б класса

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА   обучающихся 1 дополнительного Б класса...