Игры в переливах северной поэзии
методическая разработка на тему

Дякун Любовь Васильевна

Данное мероприятие знакомит детей с поэзией Э. Мартышева, жителя Ямала, который родился в Тульской области г.Щекино. Его прекрасные стихи переплелись с современными и национальными играми детей Ямала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_perelivah.doc649 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

Конкурсно – игровая      программа

«Игры в переливах северной поэзии»

                                             

                                 

                                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                        воспитатель Дякун Л.В.                                                      

                                            с. Мыс Каменный

                                                       2016 г.

Цель:

- познакомить детей с поэзией Э. Мартышева;

        

Задачи:

- развивать ловкость, гибкость, глазомер, координацию движений;

-совершенствовать пространственную ориентацию детей;

-воспитывать настойчивость, терпение, внимательное отношение друг к другу, чувства товарищества, дружбы,  взаимопомощи.

Реквизит:

- салфетки, ножницы к конкурсу «Снежинки»;

- готовые вырезанные салфетки к конкурсу «Ледяное дыхание»;

- 2 маленьких мяча, обёрнутых в фольгу к конкурсу «Пронеси ком»;

- 12 цветных прищепок к конкурсу «Наряди ёлку»;

-  2 обруча, 2 кегли к конкурсу «Бросание тынзяна на хорей».

- яркий небольшой мешочек с бантом, 9 кедровых орешков к конкурсу «Подарок от белок»;

- следы «песца», вырезанные из бумаги к конкурсу «Следы песца»;

- палка (длина 1метр) к конкурсу «Борьба с палкой»;

- детские санки к конкурсу «Перепрыгни через нарты».

Воспитатель. Ребята, сегодня мы проведём игровую программу, которая называется «Поэзия и игры». Мы с вами знакомы со многими известными поэтами севера.

- Назовите, пожалуйста, поэтов, которых вы знаете. (Дети перечисляют  фамилии известных поэтов).  

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с поэзией Эдуарда Мартышева. Родился он  в городе Щёкино Тульской области. Стихи пишет с 16 лет. Произведения Эдуарда Мартышева публиковались в газетах и журналах Ямала и Тульской области. На нашем необычном мероприятии мы свяжем эти прекрасные стихи с играми.  Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и для детей, и для взрослых.

Для коренных жителей Крайнего Севера состязания и физические упражнения являются неотъемлемой частью их духовной культуры.  В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и обычаи.

Сегодня мы поиграем не только в северные народные игры, но и в современные.

Итак, послушайте стихотворение «Царица Севера»

                                  Слепит твоя алмазная корона,

                                  Венец хрустальный, сотканный из звёзд,

                                  Лучится месяц в изголовье трона,

                                  Лишь посох ледяной собою прост.

                                  Его в руке без трепета ты держишь,

                                  Царица Севера, великая Зима,

                                  Лишь ты одна им сотни лет владеешь,

                                  Им суд верша, лишь только ты права.

                                  Ты правишь миром гордо, правишь властно,

                                  И дни, и месяцы – всё превращая в лёд,

                                  И мироздание с тобой во всём согласно,

                                  Пока весна свой посох не возьмёт!

Воспитатель. А теперь мы проверим ваше мастерство. И в этом нам поможет конкурс «Снежинки».

Участники получают ножницы и салфетки, из которых они должны вырезать снежинку. Авторы лучших снежинок получают призы.

Воспитатель. А сейчас – конкурс «Ледяное дыхание». Нам пригодятся снежинки, вырезанные в предыдущем конкурсе.

Игроки кладут себе на ладонь снежинки, а затем дуют на них. Задача – сдуть снежинку как можно дальше.

Воспитатель. Следующее стихотворение  называется  «Снежок»

               

                                        Словно маленький зверек,

                                        Прыгнул на плечо снежок,

                                        Словно белая куница,

                                        Он играет и ластится,

                                        И тихонько и легонько

                                        Он скользит в мою ладонь.

                                        Я шепчу: «Тепло не тронь,

                                        Притуши на миг огонь»

                                        Я слеплю сейчас ежонка,

                                        Зайчика иль медвежонка.

- Теперь мы проведём конкурс «Пронеси ком»  

Соревнование заключается в том, чтобы ком (мяч, обвёрнутый фольгой), зажатый между коленями, прыжками донести до ориентировочных знаков (кеглей), обогнуть его и передать ком товарищу. Команда, которая выполнит раньше задание -  побеждает.

Воспитатель. Каждый из вас любит встречать весёлый новогодний праздник и поэтому, я думаю, стихотворение  «Новый год» поднимет вам настроение.

 

                                   Сегодня праздничный парад –

                                                                         наряженная ёлка,

                                   Вокруг неё за рядом ряд –

                                                                   олени, лисы, волки…

                                   Все замечательно поют,

                                                                  а в лапках их подарки,

                                   В домах у них покой, уют,

                                                                 вот так-то вот, ребятки.

                                   И в этот праздник нет вражды,

                                                           лишь только поздравленья,

                                   Улыбки радости важны –

                                                                     у года день рожденья.

Объявляется конкурс «Наряди ёлку»

От каждой команды выходят по три участника: один ребёнок наряжает другого в новогоднюю ёлочку (игрушками служат цветные прищепки). Затем третий участник (с завязанными глазами) собирает  все прищепки. Побеждает та команда, которая раньше выполнит задание.

Воспитатель. Все знают, что на севере месяц январь особенно суров, но ведь недаром в этом краю живёт, закалённый природными условиями, народ. Ему не страшны никакие морозы. Послушайте стихотворение «Январь».

                                       Среди заснеженных равнин

Весь в серебре дракон лютует,

И сердце изо льда ликует,

Как счастлив этот пилигрим!

Его дыханье – утренний туман,

И напрочь  мир вокруг завьюжен,

В далёкий бубен бьёт шаман,

В домах прильнули к окнам дети,

А старики вздыхают: «Да,

Крепки морозы нынче эти,

Январь суров, как никогда».

Дети, коренной национальности, едва  научившись ходить, начинают помогать своим родителям: учатся метать тынзян-аркан для ловли оленей, вязать сети, выстругивать детали нарт т.д. Сейчас мы поиграем в игру «Бросание тынзяна на хорей.

Участники команд по очереди пытаются набросить небольшой обруч на кеглю, стоящую в 3-5 метрах. Выигрывает команда, больше всех набросившая обручей на кеглю.

Воспитатель. Из стихотворения о белочках, вы узнаете об их трудолюбии.

                                        Белки щёлкают орешки

                                        Аккуратно и без спешки

                                        И увозят на тележке

                                        Ядра вкусные домой.

                                        Там, в уютной кладовой,

                                        Два бельчонка посчитают,

                                        Уж они-то точно знают,

                                        Хватит всем или не хватит

                                        Всем, чтоб поровну зимой.

- Ребята, вы убедились в том, что белки очень трудолюбивые жители леса и тайги. Они не только себе сделали запасы на зиму, но и вам передали орешки.

Сейчас мы проведём конкурс «Подарок от белок».

В моих руках вы видите яркий мешочек, в котором лежат вкусные орешки. Задание: нужно угадать, сколько их в мешочке. Называем число до пятнадцати. Кто первым назовёт – получит этот подарок.

Воспитатель. Давайте вспомним о других животных, а в этом нам поможет стихотворение «На Севере».

                                       На Севере, на  дальнем,

                                       Где вьюги и пурга,

                                       Лежат, лежат без края

                                       Глубокие снега,

                                       Там белые медведи,

                                       Огромные моржи,

                                       У них песцы – соседи,

                                       Их шубы хороши,

                                       В любой мороз согреют,

                                       Им стужа нипочём,

                                       Они как снег белеют,

                                       И жизнь в них бьёт ключом.

- Давайте проведём игру народов севера «Следы песца». 

Условия игры. Следы песца  (вырезанные из бумаги) располагают на полу на определённом расстоянии, в зависимости от возраста детей. Один из игроков становится в первый «след» т.е. принимает исходное положение – «стоя ноги врозь»,  - отталкиваясь двумя ногами, стараясь при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий след и т.д. Победителем становится тот, кто точнее всех прыгает по  «следам».

Воспитатель. А сейчас послушайте  стихотворение «Двенадцать месяцев»

                                        Двенадцать крепких старичков

                                        Глядят вперёд из-под очков

                                        И лишь пыхтят сердито.

                                        Внутри двенадцати мешков

                                        Таится много бед, грешков,

                                        Обманов и дурных смешков,

                                        И это всё зашито.

                                        Двенадцать месяцев в году

                                        Между собой они в ладу,

                                        Пройдут по снегу и по льду

                                        И в старом маленьком пруду

                                        Утопят зло людское.

 - Дети, я знаю, что вы, как и двенадцать месяцев, тоже между собой в ладу. И в следующем соревновании, я уверена, вы покажите такие качества, как: взаимопонимание, терпение, уважение друг к другу. Предлагаю вам провести ненецкую игру «Борьба с палкой».

От каждой команды выходят по одному участнику и садятся на пол друг напротив друга, соединив ступни ног с соперником. Затем обеими руками каждый из них берется за одну палку. Задача игроков – перетянуть соперника на свою сторону.

Воспитатель. А закончим мы наше мероприятие тоже ненецкой игрой «Перепрыгни через нарты».  

Каждая команда выдвигает самого сильного и ловкого участника. Они должны как можно больше сделать прыжков через нарты (детские санки),  разворачиваясь после каждого прыжка  на сто восемьдесят градусов.

Слово жюри. Награждение.

Литература.

  1. Газета « Красный Север», 12 января 2008г., №5
  2. Лучшие сценарии школьных праздников для учащихся 1 – 11 классов. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  3. Газета «Педсовет» № 3, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звёздная ночь-переливы созвездий! Сценарий выпускного вечера.

Сценарий представляет собой методическую разработку, составленную с использованием материалов печатных изданий и ресурсов Интернет...

Объединене "Бсерные переливы"

Фотографии детей моего объединения....

Небесные переливы

Слайдовый ряд разработан для учащихся 2 классов. Основное представление - погружение ребят в образ. С помощью наводящих вопросов водящего (учитель) для зрителей (ученики)идет восприятие картин....

Игра "Путешествие по Северной Америке"

Материал содержит разработку и интерактивную презентацию игры, предназначенной для проведения обобщающего урока по теме "Северная Америка" в 7 классе. Игра состоит из семи категорий, в каждой из котор...

Итоговый урок-игра по теме «Северная Америка».

Итоговый урок-игра по теме «Северная Америка»....

Литературная игра, посвящённая Всемирному дню поэзии

quot;Литературная игра, посвящённая всемирному дню поэзии", 7-й классЦели:- расширить познавательный интерес учащихся к литературе;- развить речь, мышление, внимание, память;- дать возможность у...