"Чудеснейшая из сказок - это жизнь..." Викторина по сказкам Х.К. Андерсена.
методическая разработка (5 класс) по теме

Эта викторина предназначена для учащихся  5-х классов. Её можно проводить в неделю литературы в школе или после изучения сказок зарубежных писателей в 5-ом классе. Детям даётся домашнее задание – прочитать, повторить, вспомнить сказки великого сказочника. Викторина включает в себя различные задания, которые помогают проверить знания детьми сказок  Андерсена, их героев, учит добру, вере в справедливость; воспитывает интерес и любовь к литературе. Дети участвуют  в  викторине с удовольствием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anderson.docx76.08 КБ

Предварительный просмотр:

"Чудеснейшая из сказок - это жизнь..." Г.Х.Андерсен

День рождения Сказочника

Викторина по сказкам Х.К. Андерсена.

Вступительная беседа.

Ребята! К сегодняшнему уроку вы прочитали сказки писателя Ханса Кристиана Андерсена. Первая часть сегодняшней викторины посвящается биографии писателя.

Родился писатель в 1805 году в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. Родной город Оденсе казался Х.К. таинственным и прекрасным. Город славился своими резчиками по дереву. По словам одной простодушной прачки, прямо под Оденсе находится китайское королевство. Маленький Ханс поверил в это. Мальчик придумал, как однажды за ним приедет китайский принц и увезет его в свое королевство. Вернется же он в свой родной город богатым и знаменитым и выстроит замок. Как в сказке! Возможно, это была первая, сочиненная им сказка. Х.К. родился в семье башмачника, отец его рано умер, но мальчику повезло. Нашелся человек, который помог ему получить образование. Статский советник Йонас Коллин. В доме Коллина Андерсену было хорошо, здесь его поддерживали, верили, что юношу ждет блестящее будущее. До сказок еще было далеко. Андерсен был певцом, обладал замечательным голосом. Был танцором. Но балет оставил, так как выдающихся способностей не было обнаружено. Писательскую деятельность он начал не со сказок. Писал театральные пьесы, стихи, романы. Кроме того, Андерсен был страстным путешественником. «Кто путешествует – живет», - считал писатель. Он объездил всю Европу, но в России так  и не побывал, хотя и считал ее жемчужиной всех государств Европы. А что до Америки, считается, что побоялся переезда через Атлантический океан. Он написал несколько книг о своих путешествиях. Во время путешествий Андерсен познакомился со многими интересными людьми: писателем Чарльзом Диккенсом, композиторами Ференцем Листом и Робертом Шуманом, писателями Виктором Гюго и Александром Дюма-отцом.
Однажды, будучи в Германии, после пышного приема в королевском дворце, Андерсен решил нанести визит старому Якобу Гримму. И представьте себе, тот не знал, кто такой Андерсен. И спросил его, что он написал? А Андерсен к тому времени создал  целый ряд своих самых гениальных сказок: «Соловей», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Тень»… Благодаря сказкам имя Андерсена обрело бессмертие. И до Андерсена в Дании были сказочники. Но о них знают только литературоведы. В чем загадка? Почему сказки Андерсена знают все? Что в них особенного?
Андерсен писал свои сказки так, как рассказывал бы ребенку. Язык его сказок прост и конкретен.

А сейчас мы начинаем викторину. 

 Тур 1.  «Знакомство»: придумать название команды, нарисовать эмблему (4 балла).

 Тур 2.  «Блиц-опрос» ( за каждый правильный ответ 1 балл).

  1. самая короткая сказка Андерсена («Принцесса на горошине»);
  2. самая грустная сказка («Русалочка»);
  3. самая зимняя сказка («Снежная королева»);
  4. самая смешная («Новый наряд короля»;
  5. самая крошечная девочка («Дюймовочка»);
  6. самая настоящая принцесса (на горошине);
  7. самая злая королева («Дикие лебеди»);
  8. самая старая и уродливая ведьма («Огниво»);
  9. самый гадкий и страшный жених (жаба);
  10. самый стойкий герой (оловянный солдатик);
  11. самый бедный принц («Свинопас»);
  12. самый бравый, добрый и находчивый солдат («Огниво»);
  13. самый красивый наряд короля (воображаемый);
  14. самая молчаливая героиня (танцовщица в «Стойком оловянном солдатике»);
  15. самые большие беды и несчастья выпали на долю  («гадкого утенка»).

Тур 3.  «Как ты знаешь содержание сказок?»

  1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (ребёнок).
  2. Какое слово складывал Кай из льдинок? (вечность).
  3. Чем отличался от своих братьев стойкий оловянный солдатик? (у него была одна нога).
  4. Какой сказочник носил с собой два зонта? (Оле-Лукойе).
  5. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? (Русалочка).
  6. Какая сказка начинается и заканчивается одной и той же буквой? («Огниво»).
  7. Как звали друга Герды? (Кай).
  8. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза).
  9. Кто так говорил: «Ко-акс, ко-акс, брехкеке-кекс!» (сын жабы).
  10. Какая птица вскоре заменила соловья во дворце императора? (искусственный соловей).

Тур 4.  «Хранилища волшебных предметов»

В старину музей, где хранились всякие диковинные вещи, называли «кунсткамерой»:

Кунсткамера наша полна экспонатов.

Все эти предметы служили когда-то

Принцессам, и принцам, и людям незнатным,

И бравым солдатам, и дамам богатым.

Об этих предметах историй забавных

Мы множество знаем – и грустных, и славных.

Узнать из какой сказки этот предмет или герой (за каждый правильный ответ 1 балл):

Свинарник

Роза

Олень

Маленькая разбойница

Птичий дом

Жаба

Солдат

Ячменное зернышко

Дворец

Индейский петух

Огниво

Волшебное зеркало

Кораблик

Бабушка

Тролль

Три собаки с большими глазами

Море

Лебеди

Табакерка

Санки

Город

Большая рыба

Ведьма

Старая утка испанской породы

Крапива

Полевая мышь

Эльф

Придворные

Тур 5.  «Дешефровщик». Конкурс для капитанов.

Расшифровать название сказок (за правильный ответ 3 балла).

«Койеу-Ело», «очкарулас», «вочкамодюйм» и т.п.

Задание для болельщиков

Отгадайте загадки:

  • Девочка спит и пока не знает,

Что в этой сказке её ожидает,

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка?

(«Дюймовочка»)

  • Разыгралась непогода,

А на улице темно.

В эту злую непогоду

Девушка стучит в окно.

Не сомневайся, принц,

Она хорошая, она несчастная…

(«Принцесса на горошине»)

  • Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга.

В царство льда умчался Кай!

Герда! Герда! Выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке… («Снежная королева»)

  • Принц влюбился, подарил

Соловья и розу.

Но капризная принцесса
Знать его не хочет.

Чтобы в замок к ней попасть,

Новым работником стал… («Свинопас»)

 


Тур 6. Конкурс «УЗНАЙ ГЕРОЯ» (За правильный ответ – 3 балла).

  1. «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше» (Гадкий утёнок).

  1. «Он восседал в своём золоченом кресле, читал-читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду» (Соловей ).

  1. «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп» (Крот, «Дюймовочка»).

  1. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса из «Принцесса на горошине»).

  1. «Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье» (Принц, «Русалочка»).

  1. «Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета – он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся… Под мышками у него по зонтику: один с картинками…, а другой совсем простой, гладкий…» (Оле-Лукойе).

Тур 7. «ДЕРЕВО СКАЗОК». Оторвать яблочко и по отрывку из сказки отгадать название. (5 баллов).

Тур 8. «КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?» (3 балла).

Русская пословица гласит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих  уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?

  • «А король-то голый!» (ребёнок, «Новое платье короля»);
  • «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься» (Крот, «Дюймовочка»);
  • «Как добры все люди и животные!» (Герда, «Снежная королева»);
  • «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!» (автор, «Гадкий утёнок»);
  • «Самая же трудная работа ещё впереди: надо снять с неба и пересчитать все звёздочки» (Оле-Лукойе).

Тур 9. «УГАДАЙ СКАЗКУ»: игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанные ими подборки слов (3 балла ).

  1. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение, карусель («Дикие лебеди»).
  2. Лебедь, яйца, мечта, утка, мороз, вода, курица («Гадкий утёнок»).
  3. Море, ветер, колдовской напиток, боль, волосы, принц («Русалочка»).
  4. Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, олень, дружба, ворона («Снежная королева»).
  5. Жук, лепесток, зёрнышко, жаба, ласточка, полевая мышья, крот («Дюймовочка»).
  6. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса («Принцесса на горошине»).

Тур 10. «ХУДОЖНИК». Нарисовать обложку для книги Андерсена ( 5 баллов ).

ИТОГ: В сказках Андерсена есть всё, что должно быть в человеке:

- уважение к мужеству;

- доброта и сочувствие;

- любовь к людям;

- презрение к чванству и бессердечности.

А вас чему научили эти истории?

(Подготовила и провела викторину Зарицкая В.М., учитель  русского языка и литературы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

«Сказки моей жизни» Турнир начитанных по сказкам Х.К.Андерсена

Цели: развивать интерес к творчеству Андерсена; воспитывать любовь к чтению;развивать навыки коммуникативного общения....

Конкурсный урок внеклассного чтения в 6 классе. Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.

Данная разработка является уроком внеклассного чтения. Можно использовать для любого класса....