Программа по профориентации
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Программа по профориентации "Кем быть" для 6 - 13 классов с пролемами слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii_6_-_13_klass_2016g.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профориентации «Кем быть»
Пояснительная записка
Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества неразрывно связана с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого уровня развития личности слабослышащего или глухого ребенка и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в условиях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слуха очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умению адаптироваться к социальным условиям, налаживать производственные отношения.
Практика показывает, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Проведенное с учащимися 10 и 11 классов анкетирование (Н. Ярошевич) выявило, что у 70% выпускников отмечается завышенная личная самооценка, между тем, как профессиональная самооценка занижена. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие:
- нарушения слуха;
- низкой профессиональной подготовки;
- отсутствия информации о возможных рабочих местах для инвалидов.
Половина учащихся не имеют представления, какие документы надо оформить при поступлении на работу не владеют информацией о льготах при устройстве инвалидов на работу, о наличии мест по интересующей специальности.
Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе-интернате для детей с нарушением слуха.
Профессиональная ориентация – это не только выбор школьником профессии одной на всю жизнь, но и формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней, исполнить свой статус человека общества.
Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, педагогами КГБОУ Минусинской общеобразовательной школы-интерната была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 6 - 13 классов. На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.
Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:
- сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
- информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;
- знакомство с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;
- формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;
- участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и профессиями;
- знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;
- приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
- проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.
- В процессе ознакомления с профессиями и трудовой деятельностью учащихся входят в мир социально-исторического опыта, у них формируются системные знания о труде и восприятие труда как важнейшей социально значимой деятельности.
Цели и задачи программы
Программа по профориентации «Кем быть?» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей и задач.
Цель программы: формирование у неслышащих подростков готовности к осознанному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития.
Задачи:
- Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создавать мотивацию к осознанному выбору профессии.
- Формировать у учащихся адекватное понимание своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей.
- Учить соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда.
- Учить оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайший и перспективный).
- Формировать чувства ответственности за свои действия и решения.
Основные разделы программы
Программа рассчитана на 8 лет и включает в себя 2 раздела с 7 – 13класс: «Человек и профессия», «Трудоустройство». В 6 классе учащиеся изучают только 1 раздел - «Человек и профессия».
В разделе «Человек и профессия» определяется отношение человека, как члена общества к профессии, которая обеспечит его жизнедеятельность и сосуществование в обществе. Из всего многообразия существующих профессий выделены те, которыми могут овладеть люди с недостатками слуха в связи с ограниченными возможностями. Рассматриваются квалификационные характеристики профессий, возможные варианты овладения теми или иными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Даются определения личностным качествам человека, которые помогут ученику достичь высокого профессионального мастерства, предугадать карьерный рост.
В разделе «Трудоустройство» изучаются такие темы, как «Куда подростку можно устроиться на работу», «Варианты временной работы», «Документы, необходимые для поступления на работу», «Учреждения и отделы по трудоустройству», «Трудовые права несовершеннолетних», «Поступление на работу», «Заполнение документов при трудоустройстве», «Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков», «Закон о занятости населения», «Порядок увольнения», «Порядок предоставления отпуска», «Основы трудовых отношений», «Варианты поиска работы», «Кодекс законов о труде», «Характеристика современного рынка труда», «Правила устройства на работу», «Социальные гарантии работающим инвалидам» и др. Обучающиеся и воспитанники изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании заявления о приеме на работу, автобиографии, резюме, анкеты; посещают отделы или учреждения по трудоустройству.
Формы и методы работы
Формы и методы работы, используемые при реализации программы:
- экскурсии;
- кружки по интересам;
- наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда;
- встречи с выпускниками школы и работниками предприятий;
- информационные часы, беседы;
- деловые, ролевые игры;
- анкетирование учащихся;
- моделирование ситуаций;
- просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях различных профессий;
- составление профессиограмм, презентаций своих будущих профессий и т.д;
- ведение дневников экскурсий;
- праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.
Основные условия осознанного выбора профессии
- информированность о многообразии мира профессий;
- знание общественных потребностей в определенных специалистах в конкретном регионе;
- адекватное представление о себе и своих возможностях;
- наличие реальных жизненных и профессиональных планов.
Эффективность профориентационных мероприятий напрямую зависит от степени обеспечения данных условий.
Формы текущего и итогового контроля:
- анкетирование;
- тестирование с целью определения соответствия намеченной профессии со способностями и возможностями школьника;
- сочинения, рефераты о выбранных профессиях;
- кроссворды, викторины, праздники;
- круглый стол «Путевка в жизнь»;
- наличие у выпускника плана профессионального развития на ближайшее время.
Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании обучения и воспитания по программе учащиеся
должны знать:
- типы профессий;
- адреса профессиональных учебных учреждений, принимающих учащихся с проблемами слуха;
- правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения;
- профессии, рекомендуемые для лиц с ограниченными возможностями здоровья (неслышащим людям и неслышащим людям, закончившим обучение по программе VIII вида) и требования, предъявляемые профессией к человеку;
- учреждения и отделы по трудоустройству;
- варианты поиска работы;
- трудовые права несовершеннолетних;
- порядок оформления на работу, увольнения;
- о социальных гарантиях работающим инвалидам;
- профессиональные, квалификационные требования рынка труда;
- свои личностные качества, склонности, интересы и способности.
должны уметь:
- ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования;
- соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования;
- классифицировать профессии по признакам;
- составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме, презентовать свои личностные качества;
- подавать документы в профессиональные учебные заведения;
- составлять план своего профессионального развития (ближайший и перспективный);
- проявлять ответственность, коммуникабельность, креативность, самостоятельность, активность, исполнительность;
В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов в зависимости от возможностей учащихся.
Содержание программы
6 класс
Название темы | Общее количество часов |
Раздел I. Человек и профессия | 34 ч |
Профессии родителей. | 3 |
Анкета по выявлению учебных интересов. | 1 |
Профессии нашего города. | 3 |
Тестирование «Потребности в достижениях». | 1 |
Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения». | 1 |
Труд как основе жизнеобеспечения и благополучия. | 2 |
Престижные профессии. Мифы и реальность. | 2 |
Востребованные профессии в Красноярском крае. | 2 |
Встречи с представителями профессий. | 5 |
Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 2 |
Профессиональные качества человека. | 3 |
Игра - путешествие «Планеты профессий». | 2 |
Труд и творчество. | 2 |
Информационные коммуникативные технологии основа моей будущей профессии. | 2 |
Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
Урок КВН по профориентации: Защита профессий | 3 |
Итого | 34 |
Ученик 6 класса должен
знать: профессии родителей, востребованные профессии в городе и Красноярском крае, профессиональные качества человека; значение труда в жизни человека
уметь: пользоваться источниками информации о мире профессий и труда, ориентироваться в мире профессий.
проявлять: интерес к выбору профессии.
личностные качества: оценивает собственные возможности, при выборе профессии.
7 класс
Название темы | Общее количество часов |
Раздел I. Человек и профессия | 32 ч |
Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 2 |
Типы профессий. Формула профессии. | 2 |
Профессиональные качества человека. | 2 |
Психологическая карта профессий (профдиагностика) | 2 |
Совершаем выбор (тестирование). | 2 |
Профориентационная игра «Ассоциации». | 2 |
Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 16 |
Встречи с представителями профессий. | 4 |
Раздел II. Трудоустройство | 2ч |
Как подростку устроиться на работу. | 2 |
Итого | 34 |
Ученик 7 класса должен
знать: типы профессий, как устроиться на работу, профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.
уметь: классифицировать профессии по признакам.
проявлять: интерес к выбору профессии.
личностные качества: оценивает собственные возможности, при выборе профессии.
8 класс
Название темы | Общее количество часов |
Раздел I. Человек и профессия | 29 ч |
Сущность профессионального самоопределения, сфера профессиональных предпочтений учащихся. | 2 |
Требования профессии к человеку. Профессиональные качества человека. | 2 |
Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии. | 2 |
Профессии, специальности, должности. | 1 |
Профессиональная квалификация и мастерство. | 1 |
Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). | 3 |
Рабочие профессии: - (штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 7 |
Профессии - косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 5 |
Встречи с мастерами – профессионалами. | 4 |
Профориентационная игра «Угадай профессию». | 2 |
Раздел II. Трудоустройство | 5 ч |
Куда подростку можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень). | |
Итого | 34 ч |
Ученик 8 класса должен
знать: адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование; общие сведения о профессии косметолога, парикмахера, мастера наращивания ногтей и маникюра, автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, штукатура-маляра; требования к данным профессиям; о влиянии личностных качеств на выбор профессии; куда и как подростку устроиться на работу.
уметь: давать квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмерять свои способности и требования к специальности, уметь презентовать свои личностные качества.
проявлять: интерес к выбору профессии.
личностные качества: оценивает собственные возможности, при выборе профессии.
9 класс
Название темы | Общее количество часов |
Раздел I. Человек и профессия | 21 ч. |
Профессиональная деятельность и социальный статус человека. | 1 |
Здоровье и выбор профессии. | 1 |
Интересы, склонности, способности (профдиагностика) | 3 |
Профориентационная игра «Новый город». | 2 |
Профессии промышленных предприятий: токарь и фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 5 |
Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 5 |
Встречи с мастерами – профессионалами. | 4 |
Раздел II. Трудоустройство | 13 ч. |
Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, отдел по трудоустройству молодежи). Выбор предложенной работы. | 2 |
Трудовые права несовершеннолетних. | 1 |
Поступление на работу. Обращение, собеседование и заполнение документов при трудоустройстве (заявление, анкета, резюме). | 5 |
Написание заявления, автобиографий, резюме, анкета. | 3 |
Порядок увольнения. Порядок предоставления отпуска. | 2 |
Итого | 34 ч |
Ученик 9 класса должен
знать: адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при выборе профессии; общие сведения о профессии токаря, фрезеровщика, швеи, обувщика, условия труда; требования данных профессий к человеку; учреждения и отделы по трудоустройству; трудовые права несовершеннолетних; правила оформления на работу; правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.
уметь: составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме.
проявлять: профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям.
личностные качества: оценивает собственные возможности, при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству.
10 класс
Название темы | Общее количество часов |
Раздел I. Человек и профессия | 22 ч. |
Цели профессиональной деятельности. Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. Личные профессиональные цели. | 3 |
Профоиентационная игра « Человек – человек». Культура общения и профессионализм. | 2 |
Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. | 3 |
Справочно-информационная карта ссузов для учащихся с проблемами слуха г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ. | 6 |
Технология профессионального самоопределения в условиях меняющегося рынка труда. | 1 |
Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся класса. | 7 |
Раздел II. Трудоустройство | 12 ч. |
Закон о занятости населения. | 1 |
Основы трудовых отношений. | 1 |
Безработица. Порядок признания безработным (перечень документов, написание заявления). | 3 |
Варианты поиска работы (кадровое агентство, биржа труда, знакомые, объявления, средства массовой информации) | 3 |
Кодекс законов о труде. Работа подростков. | 2 |
Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков. | 2 |
Итого | 34 ч |
Ученик 10 класса должен
знать: закон о занятости населения; общие сведения о выбранных профессиях; требования, предъявляемые данными профессиями к человеку; основные качества, которыми должен обладать работающий; виды работ и профессий, запрещенных для подростков; варианты поиска работы; адреса ссузов г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.
уметь: определять свой профессиональный тип личности; конструировать образ будущей профессии; писать заявление на постановку на учёт по безработице.
проявлять: профессиональный интерес к нюансам выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.
личностные качества: оценивает собственные возможности, при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.
11 класс
Название темы | Общее количество часов |
Раздел I. Человек и профессия | 19 ч |
Комплексная диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей): анкетирование, на предмет выбранной специальности (профессии). | 4 |
Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Типичные ошибки при выборе профессионального пути. | 2 |
Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9 |
Выбор пути и способа получения профессионального образования. Личные и профессиональные цели. Составление первичного профессионального плана выпускника. | 4 |
Раздел II. Трудоустройство | 15 ч |
Варианты временной работы. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования. ЦЗН. Ярмарка вакансий. | 5 |
Поступление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление (заявление, анкета, резюме, трудовой договор, контракт). Правила устройства на работу. | 6 |
Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приёме на работу. | 2 |
Социальные гарантии работающим инвалидам. | 2 |
Итого | 34 ч |
Ученик 11 класса должен
знать: правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; правила написания резюме; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; о социальных гарантиях работающим инвалидам; о факторах, влияющих на выбор профессии; адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.
уметь: составлять личный профессиональный план, резюме, анкету; писать заявление о приёме на работу; оформлять договор (контракт); презентовать свои личностные и деловые качества.
проявлять: профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии, программировать карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей.
личностные качества: оценивает собственные возможности, при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости, пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.
12 класс
Ученик 12 класса должен
знать: сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
уметь: пользоваться услугами центра занятости населения; пользоваться источниками информации о мире профессий и труда, само презентовать себя при собеседовании; проводить профессиональный анализ профессий и соотносить требования профессий с его личными достижениями.
проявлять: профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии, программировать карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей.
личностные качества: оценивает собственные возможности, при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости. Соотносит свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составляет личный профессиональный план и мобильно изменяет его.
13 класс
Раздел I. Человек и профессия | 19 ч |
Мое видение будущей профессии - диагностика «осведомленность будущей профессии». | 2 |
Экзамен как профессиональное достижение выпускника. | 1 |
Межличностные отношения в профессиональной деятельности (методика «Эпмпатия», «Диалог», «Стратегия выхода из конфликта». | 3 |
Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9 |
Социально – психологический портрет современного профессионала. | 1 |
Профессии с большой перспективой. Рейтинг профессий. | 1 |
Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха (встречи с успешными выпускниками школы). | 2 |
Раздел II. Трудоустройство | 15 ч |
Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг города. Востребованность в профессиях. | 3 |
Порядок приема в учебные заведения. Игра – погружение «У меня все получиться!» (собеседование в приемной комиссии). | 3 |
Состояние рынка труда и место выпускников в условиях рыночной экономики. ЦЗН. Ярмарка вакансий. | 3 |
Мои трудовые идеалы. | 1 |
Как правильно настроиться на поиск работы. | 1 |
Как правильно подготовить документы для трудоустройства. Подготовка и оформление документов. Технология эффективного собеседования (подготовка к собеседованию, встреча с работодателем, основные принципы ведения деловой беседы). | 4 |
Итого | 34 ч |
Ученик 13 класса должен
знать: пути получения профессии; рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям;
уметь: подготовить документы для трудоустройства на работу; сделать свой выбор в профессии и добиться успеха;
проявлять: профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.
личностные качества: оценивает собственные возможности, при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости. Анализирует информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.
Сопоставление требований ФГОС ООО и формируемых школой компетентностей обучающихся
Требования ФГОС ООО | Содержание | Компетентности |
Личностные: | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; - формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | Профориентационная компетентность |
- формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | ||
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; | ||
Метапредметные: регулятивные УУД | - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; | |
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей; |
Формы и методы психолого-педагогического мониторинга
Ключевые компетентности обучающихся | Методы педагогического мониторинга | Методы психологического мониторинга | Ожидаемый результат мониторинга |
Профориентационная компетентность | 1. Уровень освоения образовательной программы по технологии, программы «Кем быть?». 2. Организационно-деятельностные игры. 4. Отношение к труду, участие в социально значимом труде. | «Диагностика профессионального самоопределения», методика кан. психол. наук Я.С. Сунцовой. | Основания для обобщения и анализа полученной информации. |
Литература
- Волкова Н.А. и др. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Волгоград. Учитель, 2002
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – Москва. Просвещение, 2000
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс). Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под ред. Л.А. Обуховой – Москва. ВАКО, 2005
- Михайлов А.А. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 кл. – Москва. Просвещение, 2005
- Хрипков А.Г. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации. – Москва. Педагогика, 2001
- Дик Н.Ф. Лучшие профильные классы в школе: «Моя будущая профессия». - Ростов – на - Дону. Феникс, 2007
- Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Санкт-Петербург. Питер, 2007
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – Москва. Сфера, 2006
- Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – Москва. Генезис, 2006
- Сгибнева Е.П., Солдатова Т.П. Классные часы в 10-11классах. (Серия «Сердце отдаю детям») - Ростов - на – Дону. Феникс, 2004
- Пряжников H.C. Профориентация в школе: игры, упражнения, вопросники 8-11 кл. - Москва. ВАКО, 2008
- Профориентация старшеклассников: сборник учебно-метод. Материалов /Сост., ред. коммент. T.B. Черниковой. — Волгоград. Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа по профориентации воспитанника
Цель: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника. Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и спосо...
Программа по профориентации "Мой выбор"
Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....
Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы
Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...
Программа по профориентации старшеклассников "Мой профессиональный выбор".
Автор: Белоногова Н.И....
Программа по профориентации "Мир профессий"
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. С этой целью...
Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...