Программа по профориентации
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Глоба Александр Викторович

Программа по профориентации "Кем быть" для 6 - 13 классов с пролемами слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_proforientatsii_6_-_13_klass_2016g.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профориентации «Кем быть»

Пояснительная записка

Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества неразрывно связана с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого уровня развития личности слабослышащего или глухого ребенка и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в условиях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слуха очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умению  адаптироваться к социальным условиям, налаживать производственные отношения.

Практика показывает, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Проведенное с учащимися 10 и 11 классов анкетирование (Н. Ярошевич) выявило, что у 70% выпускников отмечается завышенная личная самооценка, между тем, как профессиональная самооценка занижена. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие:

  1. нарушения слуха;
  2. низкой профессиональной подготовки;
  3. отсутствия информации о возможных рабочих местах для инвалидов.

Половина учащихся не имеют представления, какие документы надо оформить при поступлении на работу не владеют информацией о льготах при устройстве инвалидов на работу, о наличии мест по интересующей специальности.

Оценка  учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе-интернате для детей с нарушением слуха.

Профессиональная ориентация – это не только выбор школьником профессии одной на всю жизнь, но и формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней, исполнить свой статус человека общества.

Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, педагогами КГБОУ Минусинской общеобразовательной школы-интерната была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 6 - 13 классов. На изучение данной программы отводится  34 часа в год (1 час в неделю).

Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения  и активного отношения  к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.

Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:

  • сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
  • информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;
  • знакомство с  путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;
  • формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;
  • участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и  профессиями;
  • знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;
  • приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых,  ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
  • проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.
  • В процессе ознакомления  с профессиями и трудовой деятельностью учащихся входят  в мир социально-исторического опыта, у них формируются системные знания о труде и восприятие труда как важнейшей социально значимой деятельности.

Цели и задачи программы

Программа по профориентации «Кем быть?» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей и задач.

Цель программы: формирование у неслышащих подростков готовности к осознанному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создавать мотивацию к осознанному выбору профессии.
  2. Формировать у учащихся адекватное понимание своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей.
  3. Учить соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии;  сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда.
  4. Учить оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайший и перспективный).
  5. Формировать чувства ответственности за свои действия и решения.

Основные разделы  программы

Программа рассчитана на 8 лет и включает в себя  2 раздела с 7 – 13класс: «Человек и профессия», «Трудоустройство». В 6 классе учащиеся изучают только 1 раздел  - «Человек и профессия». 

В разделе «Человек и профессия» определяется отношение человека, как члена общества к профессии, которая обеспечит его жизнедеятельность и сосуществование в обществе. Из всего многообразия существующих профессий выделены те, которыми могут овладеть люди с недостатками слуха в связи с ограниченными возможностями. Рассматриваются квалификационные характеристики профессий, возможные варианты овладения теми или иными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Даются определения личностным качествам человека, которые помогут ученику достичь высокого профессионального мастерства, предугадать карьерный рост.

В разделе «Трудоустройство» изучаются такие темы, как «Куда подростку  можно устроиться на работу», «Варианты временной работы», «Документы, необходимые для поступления на работу», «Учреждения и отделы по трудоустройству», «Трудовые права несовершеннолетних», «Поступление на работу», «Заполнение документов при трудоустройстве», «Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков», «Закон о занятости населения», «Порядок увольнения», «Порядок  предоставления отпуска», «Основы трудовых отношений», «Варианты поиска работы», «Кодекс законов о труде», «Характеристика современного рынка труда», «Правила устройства на работу», «Социальные гарантии работающим инвалидам» и др. Обучающиеся и воспитанники изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании заявления о приеме на работу, автобиографии, резюме, анкеты; посещают отделы или учреждения по трудоустройству.

Формы и методы работы

Формы и методы работы, используемые при реализации программы:

  • экскурсии;
  • кружки по интересам;
  • наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда;
  • встречи с выпускниками школы и работниками предприятий;
  • информационные часы, беседы;
  • деловые, ролевые игры;
  • анкетирование учащихся;
  • моделирование ситуаций;
  • просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях различных профессий;
  • составление профессиограмм, презентаций своих будущих профессий и т.д;
  • ведение дневников экскурсий;
  • праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.

Основные условия  осознанного выбора профессии

  • информированность о многообразии мира профессий;
  • знание общественных потребностей в определенных специалистах в конкретном регионе;
  • адекватное представление о себе и своих возможностях;
  • наличие реальных жизненных и профессиональных планов.

Эффективность профориентационных мероприятий напрямую зависит от степени обеспечения данных условий.

Формы текущего и итогового контроля:

  • анкетирование;
  • тестирование с целью определения соответствия намеченной профессии со способностями и возможностями школьника;
  • сочинения, рефераты о выбранных профессиях;
  • кроссворды, викторины, праздники;
  • круглый стол  «Путевка в жизнь»;
  • наличие у выпускника плана профессионального развития  на ближайшее время.

Предполагаемые результаты  реализации программы

По окончании обучения и воспитания  по программе учащиеся

должны знать:

  • типы профессий;
  • адреса профессиональных учебных учреждений, принимающих учащихся с  проблемами слуха;
  • правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения;
  • профессии, рекомендуемые для лиц с ограниченными возможностями здоровья (неслышащим людям и неслышащим людям, закончившим обучение по программе VIII вида) и требования, предъявляемые профессией к человеку;
  • учреждения и отделы по трудоустройству;
  • варианты поиска работы;
  • трудовые права несовершеннолетних;
  • порядок оформления на работу, увольнения;
  • о социальных гарантиях работающим инвалидам;
  • профессиональные, квалификационные требования рынка труда;
  • свои  личностные качества, склонности, интересы и способности.

должны уметь:

  • ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования;
  •  соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования;
  • классифицировать профессии по признакам;
  • составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме, презентовать свои личностные качества;
  • подавать документы в  профессиональные учебные заведения;
  • составлять план своего профессионального развития (ближайший и перспективный);
  • проявлять ответственность, коммуникабельность, креативность, самостоятельность, активность, исполнительность;

В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов  в зависимости от возможностей учащихся.

Содержание программы

6 класс

Название темы

Общее количество часов

Раздел I. Человек и профессия  

34 ч

Профессии родителей.

3

Анкета по выявлению учебных интересов.

1

Профессии нашего города.

3

Тестирование «Потребности в достижениях».

1

Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения».

1

Труд как основе жизнеобеспечения и благополучия.

2

Престижные профессии. Мифы и реальность.

2

Востребованные профессии в Красноярском крае.

2

Встречи с представителями профессий.

5

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

2

Профессиональные качества человека.

3

Игра - путешествие «Планеты профессий».

2

Труд и творчество.

2

Информационные коммуникативные технологии основа моей будущей профессии.

2

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

Урок КВН по профориентации: Защита профессий

3

Итого

34

Ученик 6 класса должен

знать: профессии родителей, востребованные профессии в городе и Красноярском крае, профессиональные качества человека; значение труда в жизни человека

       уметь: пользоваться источниками информации о мире профессий и труда, ориентироваться в мире профессий.

       проявлять:  интерес к  выбору профессии.

      личностные качества:  оценивает   собственные   возможности,  при выборе профессии.

7 класс

Название темы

Общее количество часов

Раздел I. Человек и профессия  

32 ч

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

2

Типы профессий. Формула профессии.

2

Профессиональные качества человека.

2

Психологическая  карта профессий (профдиагностика)

2

Совершаем выбор (тестирование).

2

Профориентационная игра «Ассоциации».

2

Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов).    Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

16

Встречи с представителями профессий.

4

Раздел II. Трудоустройство

Как подростку устроиться на работу.

2

Итого

34

Ученик 7 класса должен

знать: типы  профессий, как устроиться на работу, профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.

уметь: классифицировать профессии по признакам.

        проявлять:  интерес к  выбору профессии.

       личностные качества: оценивает   собственные   возможности,  при выборе профессии.

8 класс

Название темы

Общее количество часов

 Раздел I. Человек и профессия  

29 ч

Сущность профессионального самоопределения, сфера профессиональных предпочтений учащихся.

2

Требования профессии к человеку. Профессиональные качества человека.

2

Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии.

2

Профессии, специальности, должности.

1

Профессиональная квалификация и мастерство.

1

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей).

3

Рабочие профессии: - (штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь).  Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

7

Профессии -  косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра. Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

5

Встречи с мастерами – профессионалами.

4

Профориентационная игра «Угадай профессию».

2

Раздел II. Трудоустройство

5 ч

Куда подростку  можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень).

Итого

34 ч

Ученик 8 класса должен

знать: адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование; общие  сведения о профессии косметолога, парикмахера, мастера наращивания ногтей и маникюра, автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, штукатура-маляра; требования к данным профессиям; о влиянии личностных качеств на выбор профессии; куда и как подростку устроиться на работу.

уметь: давать квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмерять свои способности и требования к специальности, уметь презентовать свои личностные качества.

      проявлять:  интерес к  выбору профессии.

     личностные качества: оценивает   собственные   возможности,  при выборе профессии.

9 класс

Название темы

Общее количество часов

 Раздел I. Человек и профессия  

21 ч.

Профессиональная деятельность и социальный статус человека.

1

Здоровье и выбор профессии.

1

Интересы, склонности, способности (профдиагностика)

3

Профориентационная игра «Новый город».

2

Профессии промышленных предприятий: токарь и фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

5

Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

5

Встречи с мастерами – профессионалами.

4

Раздел II. Трудоустройство

13 ч.

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, отдел по трудоустройству молодежи). Выбор предложенной работы.

2

Трудовые права несовершеннолетних.

1

Поступление на работу. Обращение,  собеседование и заполнение документов при трудоустройстве (заявление, анкета, резюме).

5

Написание заявления, автобиографий, резюме, анкета.

3

Порядок увольнения. Порядок  предоставления отпуска.

2

Итого

34 ч

Ученик 9 класса должен

знать: адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при  выборе профессии; общие сведения о профессии токаря, фрезеровщика, швеи, обувщика, условия труда; требования данных профессий к человеку; учреждения и отделы по трудоустройству; трудовые права несовершеннолетних; правила оформления на работу; правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.

    уметь: составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме.

    проявлять:  профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям.

    личностные качества: оценивает   собственные   возможности,  при выборе профессии; получает из разнообразных источников и  осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству.

10 класс

Название темы

Общее количество часов

Раздел I. Человек и профессия  

22 ч.

Цели профессиональной деятельности.

Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. Личные профессиональные цели.

3

Профоиентационная игра « Человек – человек». Культура общения и профессионализм.

2

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.

3

Справочно-информационная карта ссузов для учащихся с проблемами слуха г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.

6

Технология профессионального самоопределения в условиях меняющегося рынка труда.

1

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся класса.

7

Раздел II. Трудоустройство

12 ч.

Закон о занятости населения.

 1

Основы трудовых отношений.

1

Безработица. Порядок признания безработным (перечень документов, написание заявления).

3

Варианты поиска работы (кадровое агентство, биржа труда, знакомые, объявления, средства массовой информации)

3

Кодекс законов о труде. Работа подростков.

2

Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков.

2

Итого

34 ч

Ученик 10 класса должен

       знать: закон о занятости населения; общие сведения о  выбранных профессиях; требования, предъявляемые данными профессиями к человеку; основные качества, которыми должен обладать работающий; виды работ и профессий, запрещенных для подростков; варианты поиска работы; адреса ссузов г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.

уметь: определять свой профессиональный тип личности; конструировать образ будущей профессии; писать заявление на постановку на учёт по безработице.

проявлять:  профессиональный интерес к нюансам выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.

      личностные качества: оценивает   собственные   возможности,  при выборе профессии; получает из разнообразных источников и  осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.

11 класс

Название темы

Общее количество часов

Раздел I. Человек и профессия  

19 ч

Комплексная диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей): анкетирование, на предмет выбранной специальности (профессии).

4

Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Типичные ошибки при выборе профессионального пути.

2

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

Выбор пути и способа получения профессионального образования. Личные и профессиональные цели. Составление первичного профессионального плана выпускника.

4

Раздел II. Трудоустройство

15 ч

Варианты временной работы. Характеристика современного рынка труда.   Уровни профессионального образования. ЦЗН. Ярмарка вакансий.

5

Поступление   на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление (заявление, анкета, резюме, трудовой договор, контракт).   Правила устройства на работу.

6

Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приёме на работу.

2

 Социальные гарантии работающим инвалидам.

2

Итого

34 ч

Ученик 11 класса должен

знать: правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; правила написания резюме; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; о социальных гарантиях работающим инвалидам; о  факторах, влияющих на выбор профессии; адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.

уметь: составлять личный профессиональный план, резюме, анкету; писать заявление о приёме на работу; оформлять договор (контракт); презентовать свои личностные и деловые качества.

      проявлять: профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии, программировать карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей.

     личностные качества: оценивает   собственные   возможности,  при выборе профессии; получает из разнообразных источников и  осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и  анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости, пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.

12 класс

Название темы

Общее количество часов

Раздел I. Человек и профессия  

19 ч

Это мой выбор - диагностика профессиональных ориентаций учащихся. Я и мои профессиональные способности. Здоровье и выбор профессий. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.               

4

Что влияет на выбор профессии. Характер и темперамент в профессиональном становлении личности.

2

Суть жизненного и профессионального самоопределения (диспут).

1

Личный профессиональный план, как элемент профессионального самоопределения. Планирование профессионального пути.

2

Профессии, где вы можете себя реализовать.

1

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

Раздел II. Трудоустройство

15 ч

Источники информации о мире профессий и труда.

2

Молодежная безработица – что это такое? Спрос на рынке труда. Центр занятости населения. Постановка на учет в ЦЗН.

5

Технология поиска работы. Необходимые умения при поиске работы. Агентства по трудоустройству. Самопрезентация (как "подать" себя на собеседовании). Что такое испытательный срок и в чем особенности этого периода начала работы.

5

Мое право на труд.

2

Деловая игра «Трудоустройство».

1

Итого

34 ч

Ученик 12 класса должен

знать: сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;

значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

уметь: пользоваться услугами центра занятости населения; пользоваться источниками информации о мире профессий и труда, само презентовать себя при собеседовании; проводить профессиональный анализ профессий и соотносить требования профессий с его личными достижениями.

проявлять: профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии, программировать карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей.

личностные качества: оценивает   собственные   возможности,  при выборе профессии; получает из разнообразных источников и  осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и  анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости. Соотносит свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составляет  личный профессиональный план и мобильно изменяет его.

13 класс

Раздел I. Человек и профессия  

19 ч

Мое видение будущей профессии

- диагностика «осведомленность будущей профессии».

2

Экзамен как профессиональное достижение выпускника.

1

Межличностные отношения в профессиональной деятельности (методика «Эпмпатия», «Диалог», «Стратегия выхода из конфликта».

3

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

Социально – психологический портрет современного профессионала.

1

Профессии с большой перспективой. Рейтинг профессий.

1

Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха

(встречи с успешными  выпускниками школы).

2

Раздел II. Трудоустройство

15 ч

Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг города. Востребованность в профессиях.

3

Порядок приема в учебные заведения. Игра – погружение «У меня все получиться!» (собеседование  в приемной комиссии).

3

Состояние рынка труда и место выпускников в условиях рыночной экономики. ЦЗН. Ярмарка вакансий.

3

Мои трудовые идеалы.

1

Как правильно настроиться на поиск работы.

1

Как правильно подготовить документы для трудоустройства.

Подготовка и оформление документов. Технология эффективного собеседования (подготовка к собеседованию, встреча с работодателем, основные принципы  ведения деловой беседы).

4

Итого

34 ч

Ученик 13 класса должен

знать: пути получения профессии; рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям;

уметь: подготовить документы для трудоустройства на работу; сделать свой выбор в профессии и добиться успеха;

проявлять: профессиональный интерес к  выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.

личностные качества: оценивает   собственные   возможности,  при выборе профессии; получает из разнообразных источников и  осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и  анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости. Анализирует   информацию    о    профессиях    по    общим    признакам   профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.

Сопоставление требований ФГОС ООО и формируемых школой компетентностей обучающихся

Требования ФГОС ООО

Содержание

Компетентности

Личностные:

-  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

- формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Профориентационная компетентность

- формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

-  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

Метапредметные:

регулятивные УУД

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-  умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

Формы и методы психолого-педагогического мониторинга

Ключевые компетентности обучающихся

Методы педагогического мониторинга

Методы психологического мониторинга

Ожидаемый результат мониторинга

Профориентационная компетентность

1. Уровень освоения образовательной программы по технологии, программы «Кем быть?».

2. Организационно-деятельностные игры.
3. Защита проектов профессиональной направленности.

4. Отношение к труду,  участие в социально значимом труде.

«Диагностика профессионального самоопределения», методика кан. психол. наук Я.С. Сунцовой.

Основания для обобщения и анализа полученной информации.
2. Оценка и прогнозирование тенденций развития школы.
3. Оценка степени соответствия результатов и целей инновационного процесса, направленного на получение учащимися качественного образования. 
4. Принятие обоснованных управленческих решений для достижения соответствующего уровня качества образования

Литература

  1. Волкова Н.А. и др. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Волгоград. Учитель, 2002
  2. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – Москва. Просвещение, 2000
  3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс). Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под ред. Л.А. Обуховой – Москва. ВАКО, 2005
  4. Михайлов А.А. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 кл. – Москва. Просвещение, 2005
  5. Хрипков А.Г. Выбор профессии  и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации. – Москва. Педагогика, 2001
  6. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классы в школе: «Моя будущая профессия». - Ростов – на - Дону. Феникс, 2007
  7. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Санкт-Петербург. Питер, 2007
  8. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – Москва. Сфера, 2006
  9. Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – Москва. Генезис, 2006
  10.  Сгибнева Е.П., Солдатова Т.П. Классные часы в 10-11классах. (Серия «Сердце отдаю детям») - Ростов - на – Дону. Феникс, 2004
  11.  Пряжников H.C. Профориентация в школе: игры, упражнения, вопросники 8-11 кл. - Москва. ВАКО, 2008
  12.  Профориентация старшеклассников: сборник учебно-метод. Материалов /Сост., ред. коммент. T.B. Черниковой. — Волгоград. Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по профориентации воспитанника

Цель: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.   Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и спосо...

Программа по профориентации "Мой выбор"

Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....

Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы

Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...

Программа по профориентации "Мир профессий"

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана  профориентация. С этой целью...

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...