Классный час на тему: «Мир эмоций мальчиков и девочек», «Найти себя»
классный час по теме
О доброте одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему: «Мир эмоций мальчиков и девочек», «Найти себя» | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Мир эмоций мальчиков и девочек» в 6-б классе.
Цель: способность оптимизации взаимодействия воспитательной и психологической работы; расширить представление о значении эмоций в жизни; актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки анализировать и изменять своё эмоциональное состояние.
Форма проведения: тренинг.
Ход занятия.
- Организационный момент «Назови эмоцию».
Участники, перекидывая мяч, произносят название эмоции, которые зарисованы на доске: удивление, радость, боль, страх, ненависть, усталость, раздражение, злость, брезгливость, стыд, тревога, веселье, любовь, ревность.
Учитель просит назвать эмоцию, который каждый из участников чаще всего испытывает в своей жизни. Если участник называет негативную эмоцию, его просят назвать также положительную.
- Рисунок моего настроения.
- Вам необходимо с помощью карандашей и фломастеров нарисовать своё настроение.
На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам предстоит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым, четвёртое – обиженным. Т.е. задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.
- Упражнение «Мои эмоции».
- Одну фразу необходимо произнести несколько раз, вкладывая в неё различные эмоции.
Мы сегодня идём в гости. Радость Испуг Равнодушие | Мне купили новый костюм. Сердитость Восхищение Грусть | Я сегодня пойду в бассейн. Испуг Уверенность Тоска |
- Упражнение «Польза и вред эмоций».
- Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохо связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред дружбы. Вторая – пользу и вред лени.
- Выберите картинку, которая наиболее соответствует вашим чувствам на занятии.
- Изобразить эмоцию мимикой и жестами, а остальным – угадать эту эмоцию (злость, обида, грусть, радость и др.).
- Выберите одну из эмоций и расскажите о ней по плану:
- Какая эта эмоция: положительная или отрицательная?
- Как вы думаете, помогает ли данная эмоция взаимоотношения с противоположным полом?
- Нравится ли вам, когда кто-то использует эту эмоцию?
- В каких ситуациях вам приходится выражать эти эмоции?
- Сделать вывод.
- Научиться регулировать, приостанавливать и расслаблять напряжение по собственной воле, по своему желанию может каждый. Мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику, нормализует душевное равновесие, даёт необходимый отдых мозгу.
- Естественная регуляция организма: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, разговоры о приятном, расслабление мышц, прогулки на свежем воздухе.
- Упражнение «Лучик».
- Сидя, примите удобную для вас позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней части, возникает светлой луч, который медленно и постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей работой. Заканчиваем упражнение словами: «Я стала новым человеком! Я стала спокойной! Я всё буду делать хорошо!»
- Как управлять своими эмоциями.
1. - Каждое чувство нам зачем то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?
- В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвётся, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.
В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.
- Как поступить?
Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть на себя со стороны, с иной точки зрения, глазами другого. Это необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существует много способов посмотреть со стороны на свои эмоции.
Нет эмоций плохих или хороших. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно.
2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу – часто всё равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми.
4. В отношениях с близкими людьми нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
- Рефлексия.
- Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей?
- Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?
- Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей?
- Согласны ли вы с тем, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?
Классный час на тему «Найти себя» в 11 классе.
Цели: расширить представление детей о мире профессии, о профессиональном самоопределении; формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, воспитывать негативное отношение к пассивности, потребительскому отношению к жизни; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда.
Форма проведения: час общения.
Оформление:
- фотографии и картинки с изображением людей разных профессий, процессов труда;
- нарисовать на доске 3 варианта схемы «хочу – могу – надо».
План классного часа
- Вступительное слово.
- Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны».
- Подбери примеры профессии (Работа в группах).
- Найди профессии (Работа в группах).
- Информационный блок «Самый лучший выбор».
- Проблемная ситуация.
- Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем» (Ролевая игра).
- Заключительная беседа.
- Подведение итогов.
Ход классного часа.
- Вступительное слово.
Классный руководитель. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Училище и работа – такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
- Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны».
Подбери примеры профессии.
Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:
- Человек – природа.
- Человек – техника.
- Человек – человек.
- Человек – знаковая система.
- Человек – художественный образ.
Сейчас вы будете работать в группах. (Учитель предлагает способ объединения в 5 групп).
Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.
(Первая группа – «Человек - природа», вторая группа – «Человек - техника» и т.д.)
Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ответы.
Примерные ответы детей:
- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т.п.
- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.п.
- Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т.п.
- Бухгалтер, учёный, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т.п.
- Художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.
Найди профессии.
Классный руководитель. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотри вокруг себя, и вам всё станет ясно.
Составить список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:
- школьная парта (первая группа);
- школьный учебник (вторая группа);
- булочка (третья группа);
- фарфоровая чашка (четвёртая группа);
- джинсы (пятая группа).
(В течение 5 минут дети обсуждают ответы).
Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы.(Ответы детей).
Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер ,техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т.п.).
О чём это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и …(учителя, врача, строителя, сантехника и т.п.)
Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает – это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.
- Информационный блок «Самый лучший выбор».
Классный руководитель. Итак, профессии в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределении – от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу – надо».
Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трёх окружностей (показывает на рисунок).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы – реальные, конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем – они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения.
№1 | №2 | №3 |
могу хочу надо | могу хочу надо | могу хочу надо |
- Проблемная ситуация.
Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):
- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у неё нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№1)
- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звёзд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2)
- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.(№3)
(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)
Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, всё дело в наших «хочу» и «могу»?
Примерные ответы детей:
- У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
- У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.
Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Тане и Лене?
Примерные ответы детей:
- Тане нужно всё-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.
- Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем»
Классный руководитель. А сейчас вы познакомитесь с выбором, который сделали ваши одноклассники. Приглашаем вас на пресс-конференцию. Пресс-конференция – это собрание для прессы. Его проводят, чтобы сообщить журналистам важную информацию. В пресс-конференции участвуют журналисты.
Примерные вопросы «журналистов»:
- Почему ты выбрал именно эту профессию?
- Кто влиял на твой выбор?
- Это дело тебе по плечу?
- Какие качества характера нужны для этой профессии?
- Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?
- Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?
- Полезна ли эта профессия для общества?
- Где можно обучиться этой профессии?
- Где ты будешь работать?
- Много ли будешь получать?
- Не жалеешь ли, что уходишь из школы?
- Родители поддерживают твой выбор?
- Собираешься ли ты продолжить образование в институте?
- Какой карьерный рост может быть в этой профессии?
- Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?
- Заключительная беседа.
Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение – «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
- Найти применение своим талантам.
- Найти своё призвание.
Классный руководитель. Найти себя – значит понять своё призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)
Действительно, поиски себя – это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдёшь себя и своё счастье.
- Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Одобряете ли вы профессиональный выбор ваших одноклассников? Поможет ли вам их пример профессионального самоопределения? Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось? (Ответы детей.)
Литература
- Давыдова А.В. Классные часы: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе
1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....
Практико-ориентированный проект на тему: «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В РОССИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД».
Министерство образования и науки РФМинистерство образования Московской области ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» Факультет повышения квалиф...
Классный час "Найти себя"
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе по теме "Выбор профессии"...
Классный час по профориентации в 9 классе «Найти себя»
Дата проведения: 19 .04.2013.Кол-во присутствующих: 9 "Б" класс (22 учащихся)Цели и задачи: расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;п...
Классный час "Найти себя"
Классный час посвящён самоопределению учащихся в выборе профессий....
Классный час по теме " Найти себя " 9 кл
Самое воспитание, если желает счастья человеку,должно воспитывать его не для счастья,а приготовлять к труду жизни.(К.Д. Ушинский)Цели: расширить представление детей о мире профессий, о профессионально...
Классный час в 9 классе на тему «Найти себя»
Это мероприятие можно провести во втором полугодии, когда многие девятиклассники уже сделают свой профессиональный выбор. Учитель обобщает знания, полученные девятиклассниками в ходе занятий и т...