Классный час на тему: «Мир эмоций мальчиков и девочек», «Найти себя»
классный час по теме

Черкасова Людмила Валентиновна

О доброте одноклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Мир эмоций мальчиков и девочек» в 6-б классе.

Цель: способность оптимизации взаимодействия воспитательной и психологической работы; расширить представление о значении эмоций в жизни; актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки анализировать и изменять своё эмоциональное состояние.

Форма проведения: тренинг.

Ход занятия.

  1. Организационный момент «Назови эмоцию».

Участники, перекидывая мяч, произносят название эмоции, которые зарисованы на доске: удивление, радость, боль, страх, ненависть, усталость, раздражение, злость, брезгливость, стыд, тревога, веселье, любовь, ревность.

Учитель просит назвать эмоцию, который каждый из участников чаще всего испытывает в своей жизни. Если участник называет негативную эмоцию, его просят назвать также положительную.

  1. Рисунок моего настроения.

- Вам необходимо с помощью карандашей и фломастеров нарисовать своё настроение.

На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам предстоит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым, четвёртое – обиженным. Т.е. задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.

  1. Упражнение «Мои эмоции».

- Одну фразу необходимо произнести несколько раз, вкладывая в неё различные эмоции.

Мы сегодня идём в гости.

Радость

Испуг

Равнодушие

Мне купили новый костюм.

Сердитость

Восхищение

Грусть

Я сегодня пойду в бассейн.

Испуг

Уверенность

Тоска

  1. Упражнение «Польза и вред эмоций».
  1. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохо связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред дружбы. Вторая – пользу и вред лени.
  2. Выберите картинку, которая наиболее соответствует вашим чувствам на занятии.
  3. Изобразить эмоцию мимикой и жестами, а остальным – угадать эту эмоцию (злость, обида, грусть, радость и др.).
  4. Выберите одну из эмоций и расскажите о ней по плану:
  1. Какая эта эмоция: положительная или отрицательная?
  2. Как вы думаете, помогает ли данная эмоция взаимоотношения с противоположным полом?
  3. Нравится ли вам, когда кто-то использует эту эмоцию?
  4. В каких ситуациях вам приходится выражать эти эмоции?
  1. Сделать вывод.

- Научиться регулировать, приостанавливать и расслаблять напряжение по собственной воле, по своему желанию может каждый. Мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику, нормализует душевное равновесие, даёт необходимый отдых мозгу.

- Естественная регуляция организма: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, разговоры о приятном, расслабление мышц, прогулки на свежем воздухе.

  1. Упражнение «Лучик».

- Сидя, примите удобную для вас позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней части, возникает светлой луч, который медленно и постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей работой. Заканчиваем упражнение словами: «Я стала новым человеком! Я стала спокойной! Я всё буду делать хорошо!»

  1. Как управлять своими эмоциями.

1. - Каждое чувство нам зачем то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?

- В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвётся, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.

В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

- Как поступить?

Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть на себя со стороны, с иной точки зрения, глазами другого. Это необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существует много способов посмотреть со стороны на свои эмоции.

Нет эмоций плохих или хороших. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно.

2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу – часто всё равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

3.  Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми.

4.  В отношениях с близкими людьми нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

  1. Рефлексия.
  1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?
  2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?
  3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей?
  4. Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?
  5. Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей?
  6. Согласны ли вы с тем, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

Классный час на тему «Найти себя» в 11 классе.

Цели: расширить представление детей о мире профессии, о профессиональном самоопределении; формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, воспитывать негативное отношение к пассивности, потребительскому отношению к жизни; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда.

Форма проведения: час общения.

Оформление:

- фотографии и картинки с изображением людей разных профессий, процессов труда;

- нарисовать на доске 3 варианта схемы «хочу – могу – надо».

План классного часа

  1. Вступительное слово.
  2. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны».
  1. Подбери примеры профессии (Работа в группах).
  2. Найди профессии (Работа в группах).
  1. Информационный блок «Самый лучший выбор».
  2. Проблемная ситуация.
  3. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем» (Ролевая игра).
  4. Заключительная беседа.
  5. Подведение итогов.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Училище и работа – такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

  1. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны».

Подбери примеры профессии.

Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:

  1. Человек – природа.
  2. Человек – техника.
  3. Человек – человек.
  4. Человек – знаковая система.
  5. Человек – художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах. (Учитель предлагает способ объединения в 5 групп).

Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.

(Первая группа – «Человек - природа», вторая группа – «Человек - техника» и т.д.)

Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ответы.

Примерные ответы детей:

- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т.п.

- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.п.

- Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т.п.

- Бухгалтер, учёный, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т.п.

- Художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.

Найди профессии.

Классный руководитель. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотри вокруг себя, и вам всё станет ясно.

Составить список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

- школьная парта (первая группа);

- школьный учебник (вторая группа);

- булочка (третья группа);

- фарфоровая чашка (четвёртая группа);

- джинсы (пятая группа).

(В течение 5 минут дети обсуждают ответы).

Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы.(Ответы детей).

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер ,техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т.п.).

О чём это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и …(учителя, врача, строителя, сантехника и т.п.)

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает – это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.

  1. Информационный блок «Самый лучший выбор».

Классный руководитель. Итак, профессии в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределении – от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу – надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трёх окружностей (показывает на рисунок).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы – реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем – они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения.

№1

№2

№3

могу

хочу

надо

могу

хочу

надо

могу

хочу

надо

  1. Проблемная ситуация.

Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у неё нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№1)

- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звёзд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2)

- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.(№3)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)

Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, всё дело в наших «хочу» и «могу»?

Примерные ответы детей:

- У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

- У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

- Тане нужно всё-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

  1. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем»

Классный руководитель. А сейчас вы познакомитесь с выбором, который сделали ваши одноклассники. Приглашаем вас на пресс-конференцию. Пресс-конференция – это собрание для прессы. Его проводят, чтобы сообщить журналистам важную информацию. В пресс-конференции участвуют журналисты.

Примерные вопросы «журналистов»:

  1. Почему ты выбрал именно эту профессию?
  2. Кто влиял на твой выбор?
  3. Это дело тебе по плечу?
  4. Какие качества характера нужны для этой профессии?
  5. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?
  6. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?
  7. Полезна ли эта профессия для общества?
  8. Где можно обучиться этой профессии?
  9. Где ты будешь работать?
  10. Много ли будешь получать?
  11. Не жалеешь ли, что уходишь из школы?
  12. Родители поддерживают твой выбор?
  13. Собираешься ли ты продолжить образование в институте?
  14. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?
  15. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?

  1. Заключительная беседа.

Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение – «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

- Найти применение своим талантам.

- Найти своё призвание.

Классный руководитель. Найти себя – значит понять своё призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя – это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдёшь себя и своё счастье.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Одобряете ли вы профессиональный выбор ваших одноклассников? Поможет ли вам их пример профессионального самоопределения? Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось? (Ответы детей.)

Литература

  1. Давыдова А.В. Классные часы: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.
  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Практико-ориентированный проект на тему: «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В РОССИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД».

Министерство образования и науки РФМинистерство образования Московской области ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» Факультет повышения квалиф...

Классный час "Найти себя"

Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе по теме "Выбор профессии"...

Классный час по профориентации в 9 классе «Найти себя»

Дата проведения:   19 .04.2013.Кол-во присутствующих: 9 "Б" класс (22  учащихся)Цели и задачи: расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;п...

Классный час "Найти себя"

Классный час посвящён самоопределению учащихся в выборе профессий....

Классный час по теме " Найти себя " 9 кл

Самое воспитание, если желает счастья человеку,должно воспитывать его не для счастья,а приготовлять к труду жизни.(К.Д. Ушинский)Цели: расширить представление детей о мире профессий, о профессионально...

Классный час в 9 классе на тему «Найти себя»

Это мероприятие можно провести во втором полугодии, когда многие девятиклассники уже сделают свой профессиональный выбор. Учитель обобщает знания, полученные девятиклассниками в ходе занятий и т...