Графы и графики
классный час (6 класс) на тему

Папкова Мария Юрьевна

Внеклассное мероприятие для учеников 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grafy_i_grafiki_6_v.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                              Внеклассное мероприятие

                     по математике в 6 классах «Б» и «В».

                                      Графы и графики.

                                        Командная игра.

                  Учитель Папкова Мария Юрьевна.

                              2009 – 2010 учебный год.

Цели: развить навык построения на координатной плоскости фигуры по точкам с заданными координатами; расширить их познания о графиках; научить отличать на чертежах симметричные фигуры; повысить интеллектуальный уровень; работать с сильными учащимися дополнительно.

Подготовка: творческие работы, поверенные учителем; медали, нарисованные учениками, математические таблицы с изображением графиков.

Ход мероприятия:

Исторический экскурс.

Учитель рассказывает о координатной плоскости, дает исторические сведения о Рене Декарте.

Проверка учебных навыков.

Совместно с учениками учитель вспоминает, как строятся на плоскости точки.

Графики.

Учитель объясняет, что график – это ломаная или кривая  линия, наглядно показывающая изменение роста, движение, изменение температуры.  Демонстрируются таблицы с изображенными графиками, учитель говорит о том, что в старших классах графики будут строиться не по таблице значений, а по заданной функции. Сильным ученикам предлагается попробовать построить график параболы в тетрадях вместе с таблицей значений, остальные строят график гиперболы по заданной таблице значений. Построенные кривые проверяются учителем, поощряются наиболее аккуратные работы. Графы.

Дается определение графа: граф - это схема, состоящая из точек и соединяющих их дуг или стрелок (ненаправленный и направленный граф) Учитель объясняет, почему все творческие работы являются графами: одному значению абсциссы соответствует несколько значений ординат, а для графика это неприемлемо. Предлагается решить при помощи графа задачу № 1204 из учебника:

В спортивном зале собрались Витя, Петя, Сережа, Коля и Максим. Каждый из них знаком только с двумя другими.

Демонстрируются некоторые работы, в которых допущены ошибки и построена фигура, которую нельзя построить без отрыва карандаша от бумаги. Учитель предлагает построить в тетрадях фигуры без отрыва карандаша:

Учитель объясняет, что фигуры 1, 4 нельзя построить без отрыва карандаша, не проводя линию два раза. Разбирается задача.

На озере находятся 7 островов, которые соединены между собой так, как показано на рисунке. На какой остров должен доставить катер путешественников, чтобы они могли пройти по каждому мосту один раз? С какого острова катер должен будет снять этих людей? Почему нельзя доставить путешественников на остров А?

Дополнительно можно пояснить, что это задача о Кенигсбергских мостах, дать формулировку теоремы Эйлера для сильных учеников: «В любом замкнутом графе должно быть не более двух нечетных вершин», предварительно дав определение четных и нечетных вершин, проверить эту теорему для построенных фигур 1, 2, 3, 4. Практическая творческая работа.

Рассматриваются остальные творческие работы, выбираются симметричные относительно центра («Солнце»,  «Ромб») и относительно оси 0у ( «Колокол») фигуры. Дети стараются дать понятие симметрии ( лучшее предложение на мероприятии было: «По линии симметрии можно сложить фигуру и вырезать ее всю по половинке») Выполняется построение в тетрадях: Для сильных учеников предлагается фигура «Инопланетянин», для средних –«Кошка». Для слабых – «Колокол». Ученики строят рисунок и вписывают в  пустые клеточки его название.

«Колокол»

(1; 11)

(1; 10)

(6; -10)

(1; 10)

(1; -12)

(2; -13)

(1; -14)

(-1; -14)

(-2; -13)

(-1; -2)

(-1; -10)

(-6; -10)

(-1; 10)

(-1; 11)

«Собака»

(-8;10) (-7;9) (-6;7)(-5;3) (8;3) (9;2) (14;-4) (9;0) (9;-3) (11;-5) (11;-8) (10;-10) (8;-10) (9;-8) (8;-5) (6;-4) (5;-2) (3;-3) (-5;-3) (-5;-8) (-6;-10) (-8;-10) (-7;-8) (-7;-2) (-9;-1) (-8;5) (-9;6) (-12;6) (-13;8) (-10;8) (-10;9) (-8;9) (-8;10)

 «Кошка»

(-12;-4)

(-12;9)

(-11;3)

(-4;3)

(-4;4)

(-5;5)

(-5;7)

(-6;9)

(-4;8)

(-2;8)

(0;9)

(-1;7)

(-1;5)

(-2;4)

(-2;-4)

(-3;-4)

(-3;1)

(-4;1)

(-4;-4)  

(-5;-4)

(-5;1)

(-9;1)

(-9;-4)

(-10;-4)

(-10;1)

(-11;1)

(-11;-4)

Предлагается построить фигуру «Ваза» и достроить к ней второй граф «Цветок», построив его самостоятельно, и указать путь построения.

«Ваза»

(-2; 5)

(2; 5)

(1; 3)

(3; 1)

(1; -3)

(-1; -3)

(-3; 1)

(-1; 3)

Работы просматриваются, наиболее интересные изображения цветка демонстрируются классу. Делается вывод: рисунок в координатной плоскости всегда можно представит в виде графа или комбинации графов.

Итоги: награждение медалями, выставление оценок активным участникам..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Граф. Построение графов

РАЗДЕЛ«Логические рассуждения»ТИП УРОКА: Изучение и первичное закрепление новых знаний.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «граф», основными принципами его построения; формироват...

Элементы теории графов. Способы обхода графов

Любая система, предполагающая наличие дискретных состояний или наличие узлов и переходов между ними может быть описана графом. Первая работа по теории графов, принадлежащая известному швейцарскому мат...

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"...

«ГРАФЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ ГРАФОВ» (материал к уроку по теории вероятностей и статистики по теме: «Графы»)

Теория графов широко применяется в решении экономических и управленческих задач, в программировании, химии, конструировании и изучении электрических цепей, коммуникации, психологии, социологии, лингви...

Граф, связный граф, представление задачи с помощью графа.

Технологическая карта урока и презентация...