Публикации
методическая разработка
1. Апробированный образовательный маршрут для обучающегося с ОВЗ (ментальные нарушения). Обучающиеся, прошедшие данный маршрут дали хорошие результаты по социализации в обществе.
2. Материал предназначен для работы с обучающимися с ОВЗ. Материал также размещен в брошюре Всероссийской научно-практической конференции "Образование лиц с ОВЗ в системе СПО: проблемы, опыт, перспективы", 2020 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр №1»
(ГБПОУ СахПЦ№1)
Индивидуальный образовательный маршрут
для обучающейся с ментальными нарушениями
разработал: педагог-психолог С.В.Голубева
Александровск-Сахалинский
2019
Аннотация
к индивидуальному образовательному маршруту
для обучающейся с ментальными нарушениями
Индивидуальный образовательный маршрут призван помочь обучающимся с ментальными нарушениями социализироваться, раскрыть свой внутренний потенциал. Научить оценивать себя с положительной стороны, уметь эти качества презентовать в обществе для дальнейшей не только профессиональной, но и социальной деятельности. Цель индивидуального маршрута – помочь в становлении личности не только как профессионала, но и к выполнению других социальных ролей: в семье, в обществе, среди людей. Маршрут помогает активизировать процесс социализации, учитывая индивидуальные особенности.
Индивидуальный образовательный маршрут
для обучающейся с ментальными нарушениями
Иванова Анна Сергеевна
Общие сведения
ФИО | Дата рождения | Профессия |
Иванова Анна Сергеевна |
| маляр |
ОВЗ (ментальные нарушения (интеллектуальные)) |
| Категория: сирота |
|
| |
| Образование | |
9 кл. коррекцион. класс |
Краткая характеристика. Иванова Анна Сергеевна поступила на обучения 01.09.2019 г. из специализированной(коррекционной) школы-интерната. Обучение по профессии «Маляр». Обучающаяся излишне стеснительна, неуверена в себе и своих силах. В группе занимает позицию «игнорируемая». Учится хорошо, но закомплексованность мешает отвечать на уроках перед группой. Хорошо рисует, любит петь. На контакт со взрослыми идет неохотно. С одногруппниками почти не общается.
Ф.,и.,о. педагогов
Основной |
классный руководитель (ФИО) |
Педагог-психолог | ФИО |
Социальный педагог | ФИО |
Инструктор ЛФК | ФИО |
Рекомендации специалистов сопровождения
Педагог-психолог | Формирование независимости, уверенности в своих силах. Продолжать развивать активную жизненную позицию. Учить адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. Продолжать развивать коммуникативные компетенции. |
Социальный педагог | Социальная адаптация по основным категориям жизнедеятельности: способность по контролю за своим поведением, способность к общению, способность к обучению. |
Медицинский работник | Наблюдение и лечение у терапевта, психиатра. Санаторно-курортное лечение по необходимости. |
Организация коррекционно-развивающей работы
Специалист | Направления коррекционно-развивающей работы | Форма организации | Методы отслеживания динамики |
Педагог-психолог | Коррекционно-развивающее | Тренинг консультирование занятия индивидуальные и групповые беседа кинозал | Опрос тестирование анкетирование активность участия в общественной жизни |
Классный руководитель (мастер производственного обучения) | Выделение основных затруднений в обучении, помощь в преодолении | Беседа индивидуальные консультации поручения классные часы информационные часы | Диагностическое отслеживание механизма реализации коррекционной работы всех специалистов |
Социальный педагог | Социально-реабилитационное сопровождение | Беседа индивидуальная консультация мероприятия по социализации | Анкетирование опрос участие в общественной жизни |
План реализации индивидуального маршрута
2019-2020 учебный год
Срок проведения | Специалист | Мероприятие | Форма работы | Результат |
Сентябрь 2019 | Педагог-психолог | Тренинг «Жизненные ценности» | групповая | участник |
Упражнение «Ценности» | индивидуально | участник | ||
Социальный педагог | Беседа «Право на медицинское обслуживание» | индивидуально | участник | |
Классный руководитель, мастер производственного обучения | Классный час «Моя профессия» | групповая | Участник | |
Октябрь 2019 | Педагог-психолог | Тренинг «Умей найти компромисс» | групповая | участник |
Беседа «Виды давления» | индивидуально
| участник | ||
Руководитель физвоспитания | День здоровья | групповая | участник | |
Ноябрь 2019 | Педагог-психолог | Тренинг «Курить или не курить» | групповая | участник |
Ноябрь 2019 | Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД» | групповая | участник | |
Декабрь 2019 | Социальный педагог | Беседа «Банковская карта» | индивидуально | участник |
Январь 2020 | Педагог-психолог | Упражнение «Способы выхода из конфликта» | индивидуально | участник |
Социальный педагог | Беседа «Гражданские обязанности» | индивидуально | участник | |
Классный руководитель | Беседа «Как найти работу» | индивидуально | участник | |
Февраль 2020 | Педагог-психолог | Тренинговое занятие «Мои сильные стороны» | индивидуально | участник |
Руководитель физвоспитания | Месячник военно-патриотического воспитания | групповая | участник | |
Март 2020 | Педагог-психолог | Тренинг «Я и другие» | групповая | участник |
Апрель 2020 | Педагог-психолог | Упражнение «Я и мое будущее» | индивидуально | участник |
Классный руководитель | Классный час «Летние каникулы» | групповая | участник | |
Май 2020 | Педагог-психолог | Упражнение «Как подготовиться к экзаменам» | индивидуально | участник |
Индивидуальный маршрут сопровождения обучающейся способствовал укреплению уверенности в своих силах, удалось добиться раскрепощения и избавиться от излишней стеснительности, неуверенности. Активно участвует в общих и групповых мероприятиях. На уроках отвечает у доски. Участие в мероприятиях группы составило: в 1 полугодии учебного года – 5%, на конец учебного года – 67% (особенно активно проявила себя в мероприятиях творческой направленности: разработка творческих заданий для одногруппников, конкурс рисунков, музыкальная открытка, участие в работе патриотического объединения «Родина»). Социальный статус в группе повысился, со 2 полугодия являлась председателем редколлегии, появились дружеские отношения с одногруппниками.
План реализации индивидуального маршрута
2020-2021 учебный год
Срок проведения | Специалист | Мероприятие | Форма работы | Результат |
Сентябрь 2020 | Педагог-психолог | Тренинг «Я через 10 лет» | групповая | участник |
индивидуально | участник | |||
Социальный педагог | Беседа «Право на получение жилья», «Моя банковская карта» | индивидуально | участник | |
Классный руководитель, мастер производственного обучения | Классный час «Моя профессия – мое будущее» | групповая | Участник | |
Октябрь 2020 | Педагог-психолог | Тренинг «Выход из конфликтной ситуации» | групповая | участник |
Беседа «Мои сильные стороны» | индивидуально
| участник | ||
Руководитель физвоспитания | День здоровья | групповая | участник | |
Ноябрь 2020 | Педагог-психолог | Тренинг «Курить или не курить» | групповая | участник |
Ноябрь 2020 | Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД» | групповая | участник | |
Декабрь 2020 | Социальный педагог | Беседа «Правила общения» | индивидуально | участник |
Январь 2021 | Педагог-психолог | Упражнение «Давление среды» | индивидуально | участник |
Социальный педагог | Беседа «Что такое саморегуляция» | индивидуально | участник | |
Классный руководитель | Беседа «Трудовая деятельность» | индивидуально | участник | |
Февраль 2021 | Педагог-психолог | Тренинговое занятие «Мои слабые стороны» | индивидуально | участник |
Руководитель физвоспитания | Месячник военно-патриотического воспитания | групповая | участник | |
Март 2021 | Педагог-психолог | Тренинг «Критическое мышление» | групповая | участник |
Апрель 2021 | Педагог-психолог | Упражнение «Как себя презентовать» | индивидуально | участник |
Классный руководитель | Классный час «Мои обязанности» | групповая | участник | |
Май 2021 | Педагог-психолог | Упражнение «Как подготовиться к экзаменам» | индивидуально | участник |
Результат индивидуального сопровождения обучающейся. На начало 2020-2021 учебного года Анна получила поручение от группы – заместитель старосты. К поручению относилась ответственно. В течение года продолжила заниматься творческой деятельностью. Занималась в патриотическом объединении «Родина», выступала на классных часах в группе. По учебе занималась на «4» и «5». Участие в мероприятиях группы составило: в 1 полугодии учебного года – 76%, на конец учебного года – 87% .
Вывод. Вместе с получением профессии обучающаяся получила уроки сотрудничества, умения себя презентовать, повышена самооценка, стала более коммуникабельной. Обучающаяся готова в саморазвитию и дальнейшему трудоустройству.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр №1»
(ГБПОУ СахПЦ№1)
Рабочая ул., д. 7, Александровск-Сахалинский, 694420
Тел./факс (42434) 432-73/436-00. E-mail: mo.gbpouspts.1@sakhalin.gov.ru
ОКПО 77114493, ОГРН 1056505403756, ИНН/КПП 6502004634/650201001
В помощь классному руководителю.
Особенности работы с инвалидами и лицами с ОВЗ
с ментальными нарушениями
Спикер:
С.В. Голубева,
педагог-психолог
Александровск-Сахалинский
2020
Особенности работы с инвалидами и лицами с ОВЗ
с ментальными нарушениями
Ментальные нарушения – нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к социальному взаимодействию и поведению.
В нашем учебном заведении обучаются ребята с нарушением интеллекта. Они получают профессию «Маляр». Наполняемость группы - от 9 до 15 человек. Срок обучения 1год 10 месяцев. Для каждого обучающегося разработан план психолого-педагогического сопровождения. Работа ведется индивидуально и в группе.
Работа с группой обучающихся - это взаимодействие не только с тренером, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.
Важным моментом в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта является процесс социализации. Он характеризуется рядом особенностей, которые встречаются наиболее часто.
Я остановлюсь на следующих:
Процесс успешной социализации усложняется рядом особенностей, которые часто уже сформированы у данных детей: - формирование представления о собственной личности, как о ненужном человеке; - формирование несамостоятельности, чувство незащищенности; - нежелание становиться взрослым |
Для успешной социализации важно обеспечить психологическую защищенность. Условиями, обеспечивающими возникновение чувства психологической защищенности, являются: развитие социальной компетентности инвалида с нарушениями интеллекта, а именно, знакомство с инфраструктурами, социальными ролями, которые предстоит освоить, развитие ответственности перед собой и обществом, формирование адаптивных стратегий поведения, принятие себя со своими достоинствами и недостатками, умение видеть перспективу и планировать будущее.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
Задачи социального развития инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта: формирование навыков правильного поведения бытовая ориентировка социальная адаптация к условиям самостоятельного проживания
|
Решая эти задачи, учу ребят внимательному отношению к окружающим, чувству дружбы, товарищества, коллективизма, даю знания о правилах поведения в общественных местах.
На сегодняшний день дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками и получать профессию. Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с нарушениями интеллекта оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Мною разработан комплекс мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, в ходе которых формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость ко внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с нею взаимодействовать.
Перед вами комплекс мероприятий по формированию понятия «дружба» в огромном мире общения.
Я начинаю с дружбы, как с самого важного в межличностном отношении.
Ребенок должен понять, что он не один. Всегда есть люди, которые готовы прийти на помощь.
Начинается работа со знакомства и диагностики, где изучаю личность каждого ребенка, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаю возможности и имеющиеся у ребенка способности.
Учитывая психологические особенности обучающихся, начинаю с самого простого упражнения «Продолжи фразу о себе…». Рассказ о себе начинается с фразы «Я человек». Цель упражнения выяснить, в каких социальных ролях он себя ощущает. Так у меня появляется возможность показать обучающимся насколько разнообразны в течение жизни у каждого социальные роли.
Постигая шаг за шагом значение дружбы, мы учимся выбирать друзей, коротко и емко выражать свои мысли в СМС, работаем в проекте «Что мы можем сделать вместе».
Вторая часть приобретает деятельностный характер.
Даю задание «Собери пословицы»
|
Собирая пословицы, обсуждая их, приходим к пониманию, какими чертами обладает настоящий друг.
Теперь мы готовы к игре «Коктейль дружбы». Ребята делятся на две команды, каждая «готовит» свой коктейль. На ватмане нарисован бокал для коктейля. Каждая команда должна включить в рецепт не менее 5 «ингредиентов» (качества для дружбы). Команды общаются, выбирают форму и цвет для каждого качества. Оформляют бокал. Защищают свой проект. Приветствуется эмоциональная, творческая защита.
Так как тема второго этапа работы «Посадим сад дружбы», мы переходим в мастерскую «Вырастим дерево».
У каждого участника – полуватман, на котором нарисовано дерево без листьев. Цель: нарядить дерево своими листьями – качествами.
Для этого каждый вырезает из цветной бумаги листья, на каждом указывается качество, помогающее в дружбе. Затем приклеивает их на своё дерево. В конце занятия каждый представляет своё дерево. Приветствуется самое «пышное».
Особый интерес представляет оформление Стены мнений. Ребята размещают свои деревья, выстраивая их в аллею Дружбы.
Заключительный этап - игра «сад Дружбы», используем интернет-ресурсы. Ребята получают информацию, что аллея – это замечательно, а как нам вырастить сад?
Часто ребята говорят о том, что у них есть друзья из других городов. Цель игры. Используя интернет-ресурсы, найти картинки деревьев, которые будут обозначать в саду их друзей. Работа длится 30 минут (15 минут – на поиск картинок, 15 минут – на оформление). На Стене мнений образуется целый сад.
В течение всей работы включены упражнения по «борьбе с сорняками» (качествами, которые мешают дружбе: зависть, злоба, лень и др.) и упражнения на уверенность в своих силах (формирование уверенности в себе, преодоление стеснительности).
Моя работа строится на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с нарушениями интеллекта получает возможность самореализации и повышения самооценки.
Главный принцип в работе с инвалидами и лицами с ОВЗ с нарушениями интеллекта – принцип гуманизма.
Целенаправленная работа показывает
|
Это принципы инклюзивного образования, которые важно соблюдать в работе с детьми с ментальными нарушениями.
Итоговая таблица по результатам работы с понятием «дружба»
|
Я предложила комплекс мероприятий по формированию понятия «дружба».
По аналогии можно работать с любыми качествами.
Это только небольшая часть в процессе социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
Процесс социализации проходит через весь курс обучения, куда включены активно педагог-психолог, социальный педагог, мастер производственного обучения, классный руководитель, библиотекарь, воспитатели общежития, педагоги.
Так, для успешной социализации обучающихся социальный педагог СахПЦ№1 проводит экскурсии-походы в магазин, аптеку, отдел соцзащиты и т.п.
Руководитель физического воспитания работает в спортивном направлении. Следует отметить, что обучающиеся с нарушением интеллекта очень любят спортивные мероприятия и с удовольствием в них участвуют, занимая призовые места. Ни одна городская спартакиада не проходит без участия данной категории обучающихся.
Воспитатели общежития готовят обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни через кружковую работу.
Наши выпускники овладевают навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия. Овладевают социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Имеют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Совместная и слаженная работа всего коллектива дает хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...