Публикации
методическая разработка

Голубева Светлана Викторовна

1. Апробированный образовательный маршрут для обучающегося с ОВЗ (ментальные нарушения). Обучающиеся, прошедшие данный маршрут дали хорошие результаты по социализации в обществе.

2. Материал предназначен для работы с обучающимися с ОВЗ. Материал также размещен в брошюре Всероссийской научно-практической конференции "Образование лиц с ОВЗ в системе СПО: проблемы, опыт, перспективы", 2020 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГербСахОблЧернPaint

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №1»

(ГБПОУ СахПЦ№1)

 

Индивидуальный образовательный маршрут

 для обучающейся с ментальными нарушениями

разработал: педагог-психолог С.В.Голубева

Александровск-Сахалинский

2019

Аннотация

к индивидуальному образовательному маршруту

 для обучающейся с ментальными нарушениями

Индивидуальный образовательный маршрут призван помочь обучающимся с ментальными нарушениями социализироваться, раскрыть свой внутренний потенциал. Научить оценивать себя с положительной стороны, уметь эти качества презентовать в обществе для дальнейшей не только профессиональной, но и социальной деятельности. Цель индивидуального маршрута – помочь в становлении личности не только как профессионала, но и к выполнению других социальных ролей: в семье, в обществе, среди людей. Маршрут помогает активизировать процесс социализации, учитывая индивидуальные особенности.

Индивидуальный образовательный маршрут

 для обучающейся с ментальными нарушениями

Иванова Анна Сергеевна

Общие сведения

ФИО

Дата рождения

Профессия

Иванова Анна Сергеевна

 

маляр

ОВЗ (ментальные нарушения (интеллектуальные))

 

Категория: сирота

 

 

 

Образование

9 кл.   коррекцион. класс

Краткая характеристика. Иванова Анна Сергеевна поступила на обучения 01.09.2019 г. из специализированной(коррекционной) школы-интерната. Обучение по профессии «Маляр». Обучающаяся излишне стеснительна, неуверена в себе и своих силах. В группе занимает позицию «игнорируемая». Учится хорошо, но закомплексованность мешает отвечать на уроках перед группой. Хорошо рисует, любит петь. На контакт со взрослыми идет неохотно. С одногруппниками почти не общается.

Ф.,и.,о. педагогов

Основной

 

классный руководитель (ФИО)

Педагог-психолог

ФИО

Социальный педагог

ФИО

Инструктор ЛФК

ФИО

Рекомендации специалистов сопровождения

Педагог-психолог

Формирование независимости, уверенности в своих силах. Продолжать развивать активную жизненную позицию. Учить адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. Продолжать развивать коммуникативные компетенции.

Социальный педагог

Социальная адаптация по основным категориям жизнедеятельности: способность по контролю за своим поведением,  способность к общению, способность к обучению.

Медицинский работник

Наблюдение и лечение у терапевта, психиатра. Санаторно-курортное лечение по необходимости.

Организация коррекционно-развивающей работы

Специалист

Направления коррекционно-развивающей работы

Форма организации

Методы отслеживания динамики

Педагог-психолог

Коррекционно-развивающее

Тренинг консультирование занятия индивидуальные и групповые

беседа

кинозал

Опрос тестирование анкетирование активность участия в общественной жизни

Классный руководитель (мастер производственного обучения)

Выделение основных затруднений в обучении, помощь в преодолении

Беседа индивидуальные консультации поручения классные часы информационные часы

Диагностическое отслеживание механизма реализации коррекционной работы всех специалистов

Социальный педагог

Социально-реабилитационное сопровождение

Беседа индивидуальная консультация мероприятия по социализации

Анкетирование опрос участие в  общественной жизни

План реализации индивидуального маршрута

2019-2020 учебный год

Срок проведения

Специалист

Мероприятие

Форма работы

Результат

Сентябрь 2019

Педагог-психолог

Тренинг «Жизненные ценности»

групповая

участник

Упражнение «Ценности»

индивидуально

участник

Социальный педагог

Беседа «Право на медицинское обслуживание»

индивидуально

участник

Классный руководитель, мастер производственного обучения

Классный час «Моя профессия»

групповая

Участник

Октябрь 2019

Педагог-психолог

Тренинг «Умей найти компромисс»

групповая

участник

Беседа «Виды давления»

  индивидуально

 

участник

Руководитель физвоспитания

День здоровья

групповая

участник

Ноябрь 2019

Педагог-психолог

Тренинг «Курить или не курить»

групповая

участник

Ноябрь 2019

Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД»

групповая

участник

Декабрь 2019

Социальный педагог

Беседа «Банковская карта»

индивидуально

участник

Январь 2020

Педагог-психолог

Упражнение «Способы выхода из конфликта»

  индивидуально

участник

Социальный педагог

Беседа «Гражданские обязанности»

индивидуально

участник

Классный руководитель

Беседа «Как найти работу»

индивидуально

участник

Февраль 2020

Педагог-психолог

Тренинговое занятие «Мои сильные стороны»

индивидуально

участник

Руководитель физвоспитания

Месячник военно-патриотического воспитания

групповая

участник

Март 2020

Педагог-психолог

Тренинг «Я и другие»

групповая

участник

Апрель 2020

Педагог-психолог

Упражнение «Я и мое будущее»

индивидуально

участник

Классный руководитель

Классный час «Летние каникулы»

групповая

участник

Май 2020

Педагог-психолог

Упражнение «Как подготовиться к экзаменам»

индивидуально

участник

Индивидуальный маршрут сопровождения обучающейся способствовал укреплению уверенности в своих силах, удалось добиться раскрепощения и избавиться от излишней стеснительности, неуверенности. Активно участвует в общих и групповых мероприятиях. На уроках отвечает у доски. Участие  в мероприятиях группы составило: в 1 полугодии учебного года – 5%, на конец учебного года – 67% (особенно активно проявила себя в мероприятиях творческой направленности: разработка творческих заданий для одногруппников, конкурс рисунков, музыкальная открытка, участие в работе патриотического объединения «Родина»). Социальный статус в группе повысился, со 2 полугодия являлась председателем редколлегии, появились дружеские отношения с одногруппниками.

 План реализации индивидуального маршрута

2020-2021 учебный год

Срок проведения

Специалист

Мероприятие

Форма работы

Результат

Сентябрь 2020

Педагог-психолог

Тренинг  

 «Я через 10 лет»

групповая

участник

индивидуально

участник

Социальный педагог

Беседа «Право на получение жилья», «Моя банковская карта»

индивидуально

участник

Классный руководитель, мастер производственного обучения

Классный час «Моя профессия – мое будущее»

групповая

Участник

Октябрь 2020

Педагог-психолог

Тренинг «Выход из конфликтной ситуации»

групповая

участник

Беседа «Мои сильные стороны»

  индивидуально

 

участник

Руководитель физвоспитания

День здоровья

групповая

участник

Ноябрь 2020

Педагог-психолог

Тренинг «Курить или не курить»

групповая

участник

Ноябрь 2020

Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД»

групповая

участник

Декабрь 2020

Социальный педагог

Беседа «Правила общения»

индивидуально

участник

Январь 2021

Педагог-психолог

Упражнение «Давление среды»

  индивидуально

участник

Социальный педагог

Беседа «Что такое саморегуляция»

индивидуально

участник

Классный руководитель

Беседа «Трудовая деятельность»

индивидуально

участник

Февраль 2021

Педагог-психолог

Тренинговое занятие «Мои слабые стороны»

индивидуально

участник

Руководитель физвоспитания

Месячник военно-патриотического воспитания

групповая

участник

Март 2021

Педагог-психолог

Тренинг «Критическое мышление»

групповая

участник

Апрель 2021

Педагог-психолог

Упражнение «Как себя презентовать»

индивидуально

участник

Классный руководитель

Классный час «Мои обязанности»

групповая

участник

Май 2021

Педагог-психолог

Упражнение «Как подготовиться к экзаменам»

индивидуально

участник

Результат индивидуального сопровождения обучающейся. На начало 2020-2021 учебного года Анна получила поручение от группы – заместитель старосты. К поручению относилась ответственно. В течение года продолжила заниматься творческой деятельностью. Занималась в патриотическом объединении «Родина», выступала на классных часах в группе. По учебе занималась на «4» и «5». Участие  в мероприятиях группы составило: в 1 полугодии учебного года – 76%, на конец учебного года – 87% .

Вывод. Вместе с получением профессии обучающаяся получила уроки сотрудничества, умения себя презентовать, повышена самооценка, стала более коммуникабельной. Обучающаяся готова в саморазвитию и дальнейшему трудоустройству.



Предварительный просмотр:

ГербСахОблЧернPaint

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №1»

(ГБПОУ СахПЦ№1)

Рабочая ул., д. 7, Александровск-Сахалинский, 694420

Тел./факс (42434) 432-73/436-00. E-mail: mo.gbpouspts.1@sakhalin.gov.ru

ОКПО 77114493, ОГРН 1056505403756, ИНН/КПП 6502004634/650201001

   

В помощь классному руководителю.

Особенности работы с инвалидами и лицами с ОВЗ

 с ментальными нарушениями

Спикер:

С.В. Голубева,

педагог-психолог

Александровск-Сахалинский

 2020

Особенности работы с инвалидами и лицами с ОВЗ

 с ментальными нарушениями

Ментальные нарушения – нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к социальному взаимодействию и поведению.

В нашем учебном заведении обучаются ребята с нарушением интеллекта. Они получают профессию «Маляр». Наполняемость группы - от 9 до 15 человек. Срок обучения 1год 10 месяцев. Для каждого обучающегося разработан план психолого-педагогического сопровождения. Работа ведется индивидуально и в группе.

Работа с группой обучающихся - это взаимодействие не только с тренером, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.

Важным моментом в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта является процесс социализации. Он характеризуется рядом особенностей, которые встречаются наиболее часто.

Я остановлюсь на следующих:

 

Процесс  успешной социализации   усложняется рядом особенностей, которые часто уже сформированы у данных детей:

- формирование представления о собственной личности, как о ненужном человеке;

- формирование несамостоятельности, чувство незащищенности;

- нежелание становиться взрослым

        

Для успешной социализации важно обеспечить психологическую защищенность.  Условиями, обеспечивающими возникновение чувства психологической защищенности,  являются: развитие социальной компетентности  инвалида с нарушениями интеллекта, а именно,  знакомство с инфраструктурами, социальными ролями, которые предстоит освоить,  развитие ответственности перед собой и обществом, формирование адаптивных стратегий поведения, принятие себя со своими достоинствами и недостатками, умение видеть перспективу и планировать будущее.

 Я ставлю перед собой следующие задачи:

 

Задачи социального развития инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта:

 формирование навыков правильного поведения

бытовая ориентировка  

социальная адаптация к условиям самостоятельного проживания

 

Решая эти задачи, учу ребят   внимательному отношению к окружающим, чувству дружбы, товарищества, коллективизма, даю знания о правилах поведения в общественных местах.

         На сегодняшний день дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками и получать профессию.  Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с   нарушениями интеллекта оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

 Мною разработан комплекс мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, в ходе которых формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость ко внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с нею взаимодействовать.

 

Комплекс мероприятий «Мы вместе»

Мероприятие

Цель

Кто Я? Кто Мы? Какие Мы?

  1. Продолжи фразу о себе. Я – человек…

Выяснить, в каких социальных ролях обучающийся себя ощущает.

  1. Друг рядом. Какой он?

Формировать качества, необходимые в дружбе.

  1. Как я могу помочь другу, если он в беде?

Продолжать формировать умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения.

  1. Отправь СМС другу

Способствовать формированию дружеских отношений в группе, формировать правила общения.

  1. Что мы можем сделать вместе?

Помочь сформулировать правила дружеских отношений.

Посадим сад Дружбы

  1. Соберем пословицы

Подвести к пониманию, кого можно назвать другом.

  1. Игра «Коктейль дружбы»

Учить работать в команде, умения выслушивать друг друга, аргументировать свою позицию.

  1. Мастерская «Вырастим дерево дружбы»

Способствовать процессу самопознания.

  1. Аллея Дружбы

Развитие уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Формирование доброжелательных отношений в группе.

  1. Сад Дружбы

Подвести к пониманию, что дружба – нравственная ценность.

         Перед вами комплекс мероприятий по формированию понятия «дружба» в огромном мире общения.

Я начинаю с дружбы, как с самого важного в межличностном отношении.

  Ребенок должен понять, что он не один. Всегда есть люди, которые готовы прийти на помощь.

Начинается работа со знакомства и диагностики, где изучаю личность каждого ребенка, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаю  возможности и имеющиеся у ребенка способности.

Учитывая психологические особенности обучающихся, начинаю с самого простого упражнения «Продолжи фразу о себе…». Рассказ о себе начинается с фразы «Я человек». Цель упражнения выяснить, в каких социальных ролях он себя ощущает. Так у меня появляется возможность показать обучающимся насколько разнообразны в течение жизни у каждого социальные роли.

Постигая шаг за шагом значение   дружбы, мы учимся выбирать друзей, коротко и емко выражать свои мысли в СМС, работаем в проекте «Что мы можем сделать вместе».

Вторая часть приобретает деятельностный характер.

 Даю задание «Собери пословицы»

 Не тот друг, кто потакает,

В деле будет успех

Хочешь дружбы —

 а тот, кто помогает.

  Все за одного, один за всех

помогай в беде.

Назвался другом —

а человек — друзьями.

Дерево держится корнями,

будь другом.

Собирая пословицы, обсуждая их, приходим к пониманию, какими чертами обладает настоящий  друг.

        Теперь мы готовы к игре «Коктейль дружбы». Ребята делятся на две команды, каждая «готовит» свой  коктейль. На ватмане нарисован бокал для коктейля. Каждая команда должна включить в рецепт не менее 5 «ингредиентов» (качества для дружбы).  Команды общаются, выбирают форму и цвет для каждого качества. Оформляют бокал. Защищают свой проект. Приветствуется эмоциональная, творческая защита.

        Так как тема второго этапа работы «Посадим сад дружбы», мы переходим в мастерскую «Вырастим дерево».

 У каждого участника – полуватман, на котором  нарисовано дерево без листьев. Цель: нарядить дерево своими листьями – качествами.

Для этого каждый вырезает из цветной бумаги листья, на каждом указывается качество, помогающее в дружбе. Затем приклеивает  их на своё дерево. В конце занятия каждый представляет своё дерево. Приветствуется самое «пышное».

 Особый интерес представляет оформление Стены мнений. Ребята размещают свои деревья, выстраивая их в аллею Дружбы.

Заключительный этап -  игра «сад Дружбы», используем интернет-ресурсы. Ребята получают информацию, что аллея – это замечательно, а как нам вырастить сад?

Часто ребята говорят о том, что у них есть друзья из других городов. Цель игры. Используя интернет-ресурсы, найти картинки деревьев, которые будут обозначать в саду их друзей. Работа длится 30 минут (15 минут – на поиск картинок, 15 минут – на оформление). На Стене мнений образуется целый сад.

В течение всей работы включены упражнения по «борьбе с сорняками» (качествами, которые мешают дружбе: зависть, злоба, лень и др.) и упражнения на уверенность в своих силах (формирование уверенности в себе, преодоление стеснительности). 

 Моя работа строится на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с   нарушениями интеллекта получает возможность  самореализации и повышения самооценки.

  Главный принцип в работе с   инвалидами и лицами с ОВЗ с нарушениями интеллекта – принцип гуманизма.

Целенаправленная работа показывает

 

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.

Это принципы инклюзивного образования, которые важно соблюдать в работе с детьми с ментальными нарушениями.

 Итоговая таблица по результатам работы с понятием «дружба»

1 курс 2018-2019 учебный год

1 полугодие

2 полугодие

  

10 человек

 4 человека чрезмерно стеснительны  

   активны на занятиях

 

3 человека –  чувство незащищенности

  включены в дружеские отношения

2 человека – повышенная агрессивность  

    значительное снижение агрессивности

1 человек с хорошими лидерскими задатками (условно «указатель»)

  помощник тренера

2 курс 2019 – 2020 учебный год

    4 человека проявляют активность на уроках

   активно участвуют в мероприятиях внеурочной деятельности

9 человек

2 человека общительны, включаются в деятельность, вносят инициативу

Инициативны, высказывают свои мысли, приводят доводы

2 человека агрессивность снижена значительно, пытаются контролировать свое поведение

Поведение контролируют, адекватнее реагируют на замечания, при проявлении злости, извиняются

1 человек лидирующий помогает тренеру, обучающимся в случае необходимости

Предлагает темы для обсуждения, организует трудовые десанты, предлагает помощь

Я предложила комплекс мероприятий по формированию понятия «дружба».

По аналогии можно работать с любыми качествами.

Это только небольшая часть в процессе социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

        Процесс социализации проходит через весь курс обучения, куда включены активно педагог-психолог, социальный педагог, мастер производственного обучения, классный руководитель, библиотекарь, воспитатели общежития, педагоги.

         Так, для успешной социализации обучающихся социальный педагог СахПЦ№1 проводит экскурсии-походы в магазин, аптеку, отдел соцзащиты и т.п.

        Руководитель физического воспитания работает в спортивном направлении. Следует отметить, что обучающиеся с нарушением интеллекта очень любят спортивные мероприятия и с удовольствием в них участвуют, занимая призовые места. Ни одна городская спартакиада не проходит без участия данной категории обучающихся.

Воспитатели общежития готовят обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни через кружковую работу.

Наши выпускники овладевают навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия. Овладевают социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Имеют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Совместная и слаженная работа всего коллектива дает хорошие результаты.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...