Игра "Умники и умницы", посвящённая дню Наума Грамотника.
методическая разработка (6 класс) на тему
Цели:
· углубить знания учащихся о русском языке;
· развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность;
· прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать самостоятельность, собранность, чувство ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_umniki_i_umnitsy.docx | 30.96 КБ |
umniki_i_umnitsy.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Умники и умницы», посвящённая дню Наума Грамотника
Цели:
- углубить знания учащихся о русском языке;
- развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность;
- прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать самостоятельность, собранность, чувство ответственности.
Зал празднично украшен
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята, учителя, гости нашего праздника! Сегодня у нас в школе проходит день русского языка. Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот, кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь успеха. Сегодня мы проводим игру «Умники и Умницы», посвящённую дню Наума Грамотника, который отмечается ежегодно 14 декабря.
Святой пророк Наум жил за 700 лет до Рождества Христова.
На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати», что значит «хорошо постигать наставления». В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум», «Батюшка Наум, наведи на ум»… В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. Для семьи это был особый праздник, к нему готовились заранее, договариваясь с учителем – приходским дьячком. Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословение на учение отрока. Дома у ученика учителя встречали с почётом, сажали на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму. Затем ученика трижды легонько ударяли по спине плёткой, чтобы не озорничал, а учился прилежно. На следующий день спозаранку отрок отправлялся постигать церковнославянскую грамоту.
Кто усердно учился да Богу молился, у того и знания были.
Посмотрим, чему вы научились на уроках русского языка.
Напомню условия игры
Викторина состоит из трёх туров, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут только трое.
Финальное состязание определит одного победителя.
За каждый правильный ответ игроку вручается орден Шёлкового Умника.
В случае, если участник затрудняется ответить или ответ его не верен, Ведущий обращается к «теоретикам» (зрителям). Преимущество отдаётся одноклассникам, тех, кто находится на дорожках.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!
Розыгрыш дорожек.
- Красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего на 2 вопроса. Но, избрав красную дорожку, игрок подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на ошибку.
- На жёлтой дорожке участника викторины ожидает 3 вопроса, зато здесь допускается одна неточность в ответе.
- Зелёная дорожка длиннее предыдущих: ведущий задаёт 4 вопроса, но здесь можно ошибаться 2 раза.
Состязание судит Высокий ареопаг.
Первый тур.
Приглашаются учащиеся 5 класса: Чернышова Саша, Шелист Настя, Филатова Алина
Задание для розыгрыша дорожек.
Вы видите слово « ». За одну минуту напишите как можно больше слов, состоящих из букв данного слова.
Все слова только нарицательные и в И.п.
Зелёная дорожка
1. Кто создал славянскую азбуку?
а) Борис и Глеб;
б) Кирилл и Мефодий;
в) Ярослав Мудрый.
2. Какой частью речи являются выделенные слова?
Снег сказал:
«Когда я стаю станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю, разноцветных голубей»
Глалол+ сущ.
- Найдите четвертое «лишнее» слово
Мороз, хоровод, варежка, просьба.
- У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?».
Что это за белена и к кому в народе относятся слова: «Он точно белены объелся».
Жёлтая дорожка
- Продавщица оставила такую записку»
«Через полчаса буду есть апельсины». Как следует понять написанное с такими знаками препинания. Как следует расставить знаки препинания, чтобы передать мысль продавщицы?
(Через полчаса буду. Есть апельсины.)
- – Лиза, - зовёт бабушка внучку, иди пить кофе, пока он ещё горячий.
- А почему кофе – он?- спрашивает бабушку Лиза, усаживаясь за стол.- Кофе ведь похож на поле, поэтому надо говорить горячее кофе.
- Я уж не знаю почему, - отвечает бабушка, -Тебе лучше знать: ты ведь в школу ходишь. Только я с детства привыкла говорить горячий кофе.
Кто прав: бабушка или внучка?
- Сколько раз встречается звук [ж] в данном предложении?
Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит
5 раз
Красная дорожка
- Какое слово в предложении «Мой отец занимается отловом живых карасей» лишнее?
- Какое слово записано с ошибкой?
Небесный
Не навидеть
Не спешить
Нельзя
Второй тур
Приглашаются Сячина Даша, Мартыненко Валя, Вовакина Марина
Слово « »
Зелёная дорожка
- Замените устаревшие слова синонимами
Очи, чело, уста, перст Губы, лоб, глаза, палец
- Объясните, почему слово ёлка имеет разное написание в предложениях
На елИ развесили мандарины и конфеты.
На елкЕ развесили мандарины и конфеты.
- Что это за языковое явление? Как называют выделенные слова?
Суслик выскочил их норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У лисички.
- Что вы ели там?
- Лисички.
- Расставить знаки препинания, объясните
Мой сын летчик
Я побывал в городах Ростове, в Москве, в Киеве.
Жёлтая дорожка
- Поставить точку легче всего думаете вы и с лёгкостью ставите её даже вместо ! и ? знаков.
Точку поставить и в самом деле нетрудно, если знать, где кончается предложение гораздо труднее конец предложения найти. Попробуйте расставить точки
В реке рыбёшки на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
- Витя выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать 5 существительных мужского и женского рода. Взгляд его падает на часы, лежащие на комоде.
- Оля, часы какого рода?
- Какие часы? – кричит Оля из кухни.
- Папины.
Оля не задумываясь решает: «Если папины часы, значит м.р, а мамины- ж.р.
Права ли Оля?
- Назовите лишнее слово среди синонимов:
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный (Фиолетовый.)
Красная дорожка
- Что это? (Загадка- шутка).
Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?
(Вода)
2. Детей зовут Соня, Саша, Слава. Как их будут звать, когда они вырастут? (София, Александр и Александра, Вячеслав.)
Третий тур
Приглашаются Кизий Аня, Козенко Сергей, Потапов Данил
Розыгрыш дорожек
Слово « »
Зелёная дорожка
- Олег летом отдыхал в санатории. Однажды он получил письмо от своего приятеля Гриши, отдыхающего на море. Гриша писал:
«Мы здесь загораем, купаемся по несколько раз в день. Купание и горячее солнышко – чудесные вещи!. Заколись и ты, тогда не будешь болеть никогда»
В ответном письме Олег насмешливо заметил, что он не может воспользоваться советом друга, так как вовсе не собирается покончить с собой.
Какую ошибку допустил Гриша в своём письме?
- В комедии Грибоедова мы читаем:
«Я должен у вдове, у докторши крестить.
Найдите в данном предложении отклонения от современных норм склонения существительных
- Какая буква в русском языке находится всегда под ударением?
- Найди четвёртое лишнее слово
Росток, положил, долина, загар
Жёлтая дорожка
- Однокоренные ли это слова?
Вода, водитель, водяной, подводник
- Что это? (Загадка-шутка)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
(Уши)
- Вставьте нужные предлоги.
Я вернулся (со, из) школы.
Сестра пришла (с, из) концерта
Красная дорожка
- В книге А.Милна «Винни-пух и все-все-все» в пересказе Б.Заходера читаем « Сова жила в великолепном замке «Каштаны».. Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае так казалось медвежонку, потому что на двери был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком.
Под звонком было прибито объявление:
Прошу нажать, если не аткрывают.
А под колокольчиком другое объявление:
Прошу падёргать, если не аткрывают.
Эти объявления написал Кристофер Робин. Исправьте ошибки и скажите, какого правила не знает мальчик
(Правописание безударных гласных в приставках)
- Найдите в данном стихотворении изобразительно-выразительные средства языка
Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она
Финал
Розыгрыш дорожек.
Расставьте ударения в словах
Звонит, крапива, понял, красивее, свёкла, мельком, торты, столяр.
Зелёная дорожка
- В стих-и Ирины Токмаковой герой уверяет, что придумал новое слова. Послушайте и ответьте, так ли это?
Ложка-это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка-это кошка,
У кошки 5 котят.
Тряпка-это тряпка, тряпкой вытру стол.
Шапка-это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово «плим»,
И повторяю снова:
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Смешное слово плим
И ничего не значит,
Плим, плим, плим.
- Кто сказал правильно?
Маша:
- Надену пальто и пойду на санках кататься.
- Одену пальто и пойду на санках кататься.
3. Ученик рассуждает так: Если в словах женского рода ночь и дочь пишется мягкий знак, значит он должен стоять в словах ночька, дочька. Прав ли он?
4. Сколько букв в русском алфавите?
Жёлтая дорожка
- Составь слово
Приставка – ПОДЪЕХАЛ
Корень - СНЕЖИНКА.
Суффикс – ЛЕСНИК.
Окончание – СТОЛ
- Чем невежа отличается от невежды?
(Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный человек.)
- Объясните правописание
На солнце спину я ож…г
И третий день лечу ож…г
Красная дорожка
Кто это?
1. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
2. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Скажи одним словом
· Во весь дух. (Быстро)
· Рукой подать. ( Близко)
· Сломя голову. (Быстро)
· Прикусить язык. (Замолчать)
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пророк Наум
Такой была школа в 17 веке
5 класс
Зелёная дорожка Задание 1 1. Кто создал славянскую азбуку? а) Борис и Глеб; б) Кирилл и Мефодий ; в) Ярослав Мудрый.
Жёлтая дорожка Задание 1 Продавщица оставила такую записку: «Через полчаса буду есть апельсины». Как следует расставить знаки препинания, чтобы передать мысль продавщицы?
Красная дорожка Задание 1 Какое слово в предложении « Мой отец занимается отловом живых карасей» лишнее?
Зелёная дорожка Задание 2 Какой частью речи являются выделенные слова? Снег сказал: «Когда я стаю станет речка голубей, Потечёт, качая стаю , разноцветных голубей»
Жёлтая дорожка Бабушка Горячий кофе Кто прав? Внучка Горячее кофе
Красная дорожка Задание 2 Какое слово записано с ошибкой? Небесный Не навидеть Не спешить Нельзя
Зелёная дорожка Задание 3 Найдите четвертое «лишнее» слово Мороз , хоровод, варежка, просьба.
Жёлтая дорожка Задание 3 Сколько раз встречается звук [ж] в данном предложении? Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит
Зелёная дорожка Задание 4 У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?». Что это за белена и к кому в народе относятся слова: «Он точно белены объелся».
6 класс
Зелёная дорожка Задание 1 Замените устаревшие слова синонимами Очи, чело, уста, перст Губы, лоб, глаза, палец
Жёлтая дорожка Задание 1 Попробуйте расставить точки В реке рыбёшки на бугре Мычит корова в конуре Собака лает на заборе Поёт синичка в коридоре Играют дети на стене Висит картина на окне
Красная дорожка Задание 1 Загадка- шутка Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать . Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?
Зелёная дорожка Задание 2 Объясните, почему слово ёлка имеет разное написание в предложениях: На ел И развесили мандарины и конфеты. На елк Е развесили мандарины и конфеты
Жёлтая дорожка Задание 2 Какого рода слово «часы»?
Красная дорожка Задание 2 Детей зовут Соня, Саша, Слава. Как их будут звать, когда они вырастут?
Зелёная дорожка Задание 3 Как называют выделенные слова? Суслик выскочил их норки И спросил у рыжей норки: - Где вы были? - У лисички. - Что вы ели там? - Лисички.
Жёлтая дорожка Задание 3 Назовите лишнее слово среди синонимов: красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный
Зелёная дорожка Задание 4 Расставить знаки препинания, объясните Мой сын летчик Я побывал в городах Ростове, в Москве, в Киеве.
7 класс
Зелёная дорожка Задание 1 Гриша писал: «Мы здесь загораем, купаемся по несколько раз в день. Купание и горячее солнышко – чудесные вещи!. Заколись и ты, тогда не будешь болеть никогда ». Какую ошибку допустил Гриша?
Жёлтая дорожка Задание 1 Однокоренные ли это слова? Вода , водитель, водяной, подводник
Красная дорожка Задание 1 Под звонком было прибито объявление: Прошу нажать, если не аткрывают . А под колокольчиком другое объявление: Прошу падёргать , если не аткрывают .
Зелёная дорожка Задание 2 В комедии Грибоедова мы читаем: «Я должен у вдове, у докторши крестить». Н айдите отклонение от нормы.
Жёлтая дорожка Задание 2 Что это? (Загадка-шутка) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Красная дорожка Задание Найдите в данном стихотворении изобразительно-выразительные средства Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она
Зелёная дорожка Задание 3 Какая буква в русском языке всегда ударная?
Жёлтая дорожка Задание 3 Вставьте нужные предлоги. Я вернулся (со, из) школы. Сестра пришла (с, из) концерта
Зелёная дорожка Задание 4 Найди четвёртое «лишнее» слово. Росток, положил, долина, загар
Финал Расставьте ударения Звонит , крапива, понял, красивее, свекла, мельком, торты, столяр
Зелёная дорожка Задание 1 Вот прыгает и скачет Смешное слово плим . И ничего не значит Плим , плим , плим .
Жёлтая дорожка Задание 1 Составь слово Приставка – ПОДЪЕХАЛ Корень - СНЕЖИНКА. Суффикс – ЛЕСНИК. Окончание – СТОЛ
Красная дорожка Задание 1 Кто это? Странно, почему – то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. К то это?
Зелёная дорожка Задание 2 Как сказать правильно ? - Надену пальто и пойду на санках кататься . Или : - Одену пальто и пойду на санках кататься .
Жёлтая дорожка Задание 2 Чем невежа отличается от невежды?
Красная дорожка Задание 2 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Скажи одним словом · Во весь дух. · Рукой подать. · Сломя голову. · Прикусить язык.
Зелёная дорожка Задание 3 Ученик рассуждает так: Если в словах женского рода ночь и дочь пишется мягкий знак, значит он должен стоять в словах ночька , дочька . Прав ли он?
Жёлтая дорожка Задание 3 Объясните правописание: На солнце спину я ож …г И третий день лечу ож …г
Зелёная дорожка Задание 4 Сколько букв в русском алфавите?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Наума-грамотника
Это мероприятие проведено в декабре и приурочено к Дню Наума-грамотника 14 декабря. Цель данного мероприятия: мотивировать интерес к изучению родного языка и родной истории, воспитывать любовь к русск...
14 декабря - День Наума Грамотника
Данный материал может быть использован на уроках литературы, МХК, истории и для проведения классного часа. В файле представлен текстовый материал по истории возникновения праздника; вопросы и ответы д...
14 декабря - День Наума Грамотника
14 декабря - День Наума Грамотника...
Совместная образовательная деятельность с родителями и их детьми "Наум-грамотник"
Для того, чтобы пополнить знания родителей о приемах, способствующих закреплению поставленных звуков, усвоению изученных букв и приобритению навыков слогослияния, в группе был проведен праздник "Наум ...
"Наум -Грамотник" - материалы к урокам русского языка , подготовленные учениками 7 класса.
Эти материалы можно использовать как на уроках русского языка, так и на внеклассных мероприятиях. Они призваны привлечь внимание к родному языку, его истории....
День Наума Грамотника
Мероприятие было проведено в 2017 г. с детьми старшей и пдготовительной группы....
Слайды "День Наума - грамотника"
14 декабря - день Наума - Грамотника...