Устный журнал "День народного единства"
план-конспект
Устный журнал знакомит учащихся с историей празднования Дня примирения и согласия; с историей появления иконы Казанской Божьей Матери, с ее чудодейственными свойствами и её ролью в судьбе России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели .
- Обучающая: знакомство учащихся с историей празднования Дня примирения и согласия; с историей появления иконы Казанской Божьей Матери, с ее чудодейственными свойствами и её ролью в судьбе России.
- Развивающая: развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений; умения осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации; умения слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
- Воспитательная: воспитание патриотизма, уважительного отношения к своей Родине, её истории, святыням; уважительного отношения к христианскому отношению к воинскому долгу (выбор нравственной позиции), чувства сопереживания, бережного отношения к православным традициям; воспитание активной жизненной позиции.
Оборудование занятия: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран; костюмы героев, репродукции иконы Казанской Божьей Матери, листы рефлексии.
Предварительная работа: раздать детям для чтения наизусть отрывки из стихотворения И.С.Никитина «Русь»; раздать для разучивания по ролям слова действующих персонажей; подготовить костюмы; самостоятельно дома дети готовят синквейны к словам «Отечество», «Родина», «Мать».
Основное содержание занятия.
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Целеполагание.
4 ноября по новому стилю россияне и православные христиане нашей страны празднуют два праздника:
Государственный - День примирения и согласия и религиозный - Празднование иконы Казанской Божьей Матери. Что же это за праздники? Что их связывает? Об этом мы поговорим на нашем уроке.
- Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (проверка домашнего задания).
На экране проецируется высказывание: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия»
- Беседа по вопросам:
- Почему мы называем нашу страну Отечеством?
- Кто прочитает свой синквейн к этому слову?
- Почему мы называем нашу страну Родиной?
- Кто прочитает свой синквейн к этому слову?
- Почему мы называем нашу страну матушкой?
- Кто прочитает свой синквейн к этому слову?
2. Подведение итога беседы:
ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.
РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
МАТЕРЬЮ - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Велика наша Россия, широки ее просторы…
- Изучение нового материала.
- Под чтение стихотворения И.С. Никитина "Русь" на экран проецируются слайды с красивыми пейзажами России.
1 ученик:
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
2 ученик:
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
3 ученик:
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...
4 ученик:
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
Учитель: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны, ширились ее просторы.
В суровых испытаниях и героических битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза.
Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Именно о таких страницах русской истории и пойдёт наш сегодняшний рассказ.
Что помогало русским людям выстоять в трудное время? Кто давал им силу?
- Ребята, к кому чаще всего обращается человек в трудную для себя минуту? (К Богу, к Богородице). Да, именно к Богу обращают люди свои мольбы о помощи и Бог их слышит.
Рассказ ученика:
16 век был ознаменован громкой победой царя Ивана Грозного над Казанью - столицей могучего татарского ханства. Многие жители Казани стали обращаться в христианство.
Но в 1579 году страшный пожар обрушился на город Казань. Сгорела часть города и кремля. Тогда татары-магометане стали говорить, что Бог немилостив к русским, раз попустил такое ужасное бедствие. Они радовались, а христиане горевали.
Жил в то время в городе стрелец Данила Онучин. И была у него маленькая девочка Матронушка. Их дом сгорел, но они не унывали и на его месте стали строить новый. Однажды девочке открылось видение. [1]
Пресвятая Богородица повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девочка рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.
В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь…
Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ.
От иконы исходил чудный свет. Потом икону перенесли в Благовещенский собор. Это произошло 22 июля. С тех пор этот день считается датой обретения иконы.
Учитель:
Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий.
Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное время». Люди перестали искренне молиться Богу. Жажда власти привела к тому, что маленький невинный царевич Димитрий - сын Ивана Грозного - был убит. В стране начались смутные времена: грабежи и кровопролитие не прекращались. [2] Воспользовавшись этим, шведские войска захватили Новгород, а польские перешли границу, подошли к Москве и заняли ее. Это было Божье наказание за грехи.
В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель явления Казанской святыни, который сам перенёс в храм образ Казанской Божией Матери По всей стране поскакали гонцы с грамотами от патриарха Гермогена, призывая народ к посту и молитвам.
Гонец читает грамоту
"Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитывались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются наши святыни; как проливается кровь неповинных. На кого вы подымаете оружие – не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?" [3]
Летописец
Но смута продолжалась. По стране бродили отряды поляков и прочих разбойников, что пришли с Самозванцем на Русь. Храбро оборонялись русские города и крепости.
Бесстрашный патриарх Гермоген рассылал гонцов по городу звать москвичей в Кремль, в Успенский собор. До хрипоты говорил он в соборе, запрещая давать присягу на верность польскому королю-завоевателю.
Польская стража схватила патриарха Гермогена и заточила его в темницу.
Тогда по примеру патриарха города Смоленск и Москва стали рассылать грамоты, звали всю Русь собирать ополчение, идти освобождать Москву. Расходились грамоты по стране, соединяя ее заново. Народ во всех русских городах и селениях слушал призывы постоять за Отечество. [3]
Собираются нижегородцы и слушают слова грамоты.
В это время на заднем плане меняются декорации.
Гонец читает грамоту
"Будьте с нами заодно. Если корень крепок, то и дерево стоит крепко. Если корня не будет, то и дереву не удержаться. Москва – корень нашего царства, там Знамя Отечества! Освободим Москву..."
Летописец
В Нижнем Новгороде жил в то время мещанин Козьма Минин. На площади, где читали грамоты, сказал Минин народу…
Появляется Козьма Минин.
Минин
Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы, продадим свои дома, но выкупим из беды Отечество!
Нижегородцы
Защитим Россию!
Умрем за Русь святую!
Нижегородцы подходят к Минину.
Воевода
Я нижегородский воевода, вот моя дружина (показывает рукой в зрительный зал). Мы готовы идти защищать Москву!
Горожанин
И меня запишите в войско!
Другой горожанин
И меня запишите!
Богатая горожанка
Вот, батюшка Косьма, возьми мои украшения, жемчуга и алмазы в общую казну…
Простая горожанка
У нас немного денег, но и их возьми, батюшка Косьма, купи на них еды для воинов.
Воевода
Всё есть у нашего войска, нет только полководца…
Минин
Знаю я храброго полководца – князя Дмитрия Пожарского!
Воевода
Пойдем к нему, и от имени всех людей русских будем просить его спасти Россию…
Нижегородцы приходят на княжеский двор.
Минин
Честной князь, Димитрий! Просим тебя, вступись за Отечество, возглавь ополчение русское! А не то погибнет Россия наша.
Князь Пожарский
Это Русь-то наша погибнет?! Не бывать тому!
Широко наша, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У нее ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У нее ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?
У нее ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Русь унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
Отберем Москву у поляков, прогоним врага лютого!
Летописец
И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.
При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери.
Перед решающей битвой русские воины три дня постились и молили о помощи Богородицу пред Ее чудотворной иконой.
4 ноября 1612 года (22 октября по старому стилю) ополченцы Козьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву. [3]
В память о чудесной победе над поляками был установлен осенний праздник Казанской иконы Божией Матери, который отмечается 4 ноября в знак благодарности Богородице – Заступнице за Россию в Смутное время.
Учитель: Это не единственный случай, когда икона Казанской Божьей Матери защитила Россию от врагов. Послушаем об этом рассказы.
1 ученик:
Во времена Петра 1 началась война со шведами, которую потом назовут Северной войной. У шведов были самые сильные флот и армия. Во главе их стоял молодой и отважный король Карл 12. Он прославился многими победами над врагом. Он не сомневался в легкой победе над русскими. Перед Полтавской битвой русские носили икону перед полками, царь молился со слезами, умолял Небесную царицу о помощи. Непобедимая армия шведов была разбита. А Петр 1 в знак благодарности украсил икону драгоценными камнями. [4]
2 ученик:
В 1812 году Богородица даровала нашим воинам победу над Наполеоном. Фельдмаршал Кутузов, прежде чем принять командование войсками, долго молился перед иконой в Казанском соборе Петербурга. 22 октября, в день празднования иконы, русские одержали первую победу, враги начали отступать. Прошли годы. Кутузов нашел вечное упокоение а Казанском соборе. [4]
3 ученик:
Во время ВОВ патриарх Антиохийский затворился в каменной пещере без еды и питья, молился Богородице, пока Она не дала ему ответа, как спастись русскому народу. Через 3 дня Она велела ему открыть все храмы и монастыри, вернуть с фронта и тюрем священников и монахов. Помогла чудодейственная икона и осаждённому Ленинграду в годы Великой Отечественной войны. Когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. [5]
Отслужили молебны перед иконой под Москвой и Сталинградом. Икона шла перед войсками по всему фронту. Говорят, Жуков возил с собой повсюду икону. Киев был освобожден 22 октября.
Учитель: По всей нашей необъятной стране в честь Казанской иконы Божией матери построены церкви, храмы, соборы: в Москве и Санкт-Петербурге, в Казани и Новгороде, в Сибири и на юге…
К Казанской иконе Божьей Матери обращаются взоры верующих, взывающих:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим...».
Девочки со свечками у иконы Казанской Божьей Матери читают стихи.
1 девочка:
У Казанской божьей матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К ней приходят в эти дни.
2 девочка
И цветы к её подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божьею
Охрани ушедших в бой».
Мы воюем за спасение
Братьев - страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных наших стран.
3 девочка:
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел нежный взгляд.
Жёны, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят. [6]
4 девочка:
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
5 девочка
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
6 девочка
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
7 девочка
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
- Проверка усвоения материала.
- Фронтальная беседа по вопросам:
- Что же объединяет государственный и церковный праздник 4 ноября?
- Какую роль сыграла икона в истории России?
- В чём заключается чудодейственная сила иконы?
- Какими добродетелями люди должны заслужить Божьей помощи?
- Как вы понимаете выражение Райнер Марии Рильке: «Все страны граничат друг с другом, и только одна Россия граничит с Богом».
- Составление синквейна в парах .
Составьте синквейн «Икона Казанской Божией Матери»
- Домашнее задание.
Подготовить устные рассказы о других чудодейственных икон.
- Выводы
- Итог урока.
- Что узнали нового?
- Что особенно запомнилось?
- Чему научились?
- Анализ работы на уроке.
- Оценивание.
Библиографический список
- Икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. Deva-Maria.ru
- Ишимов А. История России для детей. –М.: Монолог,1993 г. - 272 стр
- 4 ноября – празднование Казанской иконе Божией Матери. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Logoslovo.ru
- 7 фактов об иконе Казанской Божьей Матери. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. historyteacher.ru
- 7 фактов об иконе Казанской Божьей Матери. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. historyteacher.ru
- «Слово и Дух. Антология русской духовной поэзии.(Х-ХХ вв.)». Свято-Елисаветинский монастырь. Минск. 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В единстве наша сила.(к дню Народного единства)
Данный урок проводится в рамках модуля «Основы православной культуры». Это заключительный урок изученного курса. На уроке предполагается дать представление о могуществе и единстве нашего н...

Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс
Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"
Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1. Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.
Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....

План-конспект воспитательного мероприятия квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства
Представляю план-конспект воспитательного мероприятия - квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства. Эту квест-игру я проводила 20 ноября 2019 года в рамках II мун...

Сценарий познавательно-спортивного досуга ко Дню народного единства на тему: «В единстве наша сила»
Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная.· Расширять представление о государственных праздниках, о праздни...