Выступление на педсовете "Мир общения"
учебно-методический материал по теме

Поскольку в прошлом году я начала работать с первоклассниками, основной моей целью было адаптировать детей к школе, к сверстникам, к взрослым.

А работа направленная на адаптацию детей тесно связана с общением. Потому что у ребенка расширяется круг общения, в его жизни появляются значимые взрослые: учитель, воспитатель и новые друзья, с которыми нужно строить отношения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_mir_obshcheniya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Приглашение в мир общения».

Поскольку в прошлом году я начала работать с первоклассниками, основной моей целью было адаптировать детей к школе, к сверстникам, к взрослым.

А работа направленная на адаптацию детей тесно связана с общением. Потому что у ребенка расширяется круг общения, в его жизни появляются значимые взрослые: учитель, воспитатель и новые друзья, с которыми нужно строить отношения.

Мне хотелось, чтобы процесс осмысленного формирования у ребят представлений, навыков необходимых для успешного общения с людьми шел через веселые игровые занятия. Чтоб занятия были интересными и полезными.

И поэтому за основу своей работы я взяла программу Пилипко Нели Владимировны «Приглашение в мир общения». К ней прилагаются рабочие тетради для учащихся. И « Шпаргалка для взрослых», в  котором описаны разминочные и тематические упражнения.

Программа включает тридцать занятий рассчитанных на весь учебный год (один раз в неделю, одно занятие).

Первые 8 занятий я посвятила  

Развитию  позитивного мышления, самопринятия учащихся и развития навыков самоорганизации, самостоятельности.

  1. Составляли визитную карточку, где отвечали на вопросы: мой любимый цвет, время года, книга, фильм, телепередача, сказочный герой, хобби, качество, которое я ценю в людях, профессии.
  2. Составляли режим дня c целью уметь распределять свое время с помощью родителей .
  3. Говорили о мечтах, желаниях, чувствах, представлениях о себе.
  4. Итогом было заполнение лепестков цветка «Я молодец»

Всеми этими занятиями я хотела подвигнуть детей к самопознанию, и осознанию себя в роли ученика.

Следующие 6 занятий были посвящены развитию групповой сплоченности коллектива детей, на доброжелательные отношения между одноклассниками.

  1. Составили сердце класса (каждый написал на маленьком сердечке имя одноклассника, с которым приятно общаться).
  2. Вырабатывали способы общения друг с другом.
  3. Правила хороших отношений.
  4. Оценивали выполнение обязанностей каждого ребёнка  внутри коллектива (раскрашивали шарфики у дракончиков, отвечая на вопрос: «Как у тебя получается выполнять школьные обязанности.»).

Т.е. через занятия, игры и упражнения, я стремилась к сплоченности внутри класса, к закреплению ориентации на одноклассников, как субъектов общения

Следующие 8 занятий были направлены на развитие компетентности учащихся в общении. На первом занятии учились обращаться с просьбой: с вежливой просьбой, приказом, или клянча.

Выполняли упражнения в парах, разыгрывая ситуации: Например:

Попроси пассажира передать деньги на билет;

Спроси у прохожего, который час;

Попроси у товарища  цветные карандаши.

И сделали вывод, что общению в ситуации просьбы помогает:

  1. Спокойный доброжелательный голос;
  2. Вежливые слова;
  3. Контакт;
  4. Внимательное отношение к собеседнику;
  5. Четкое изложение просьбы.

В общении, люди не всегда соглашаются друг с другом. Бывает ,что приходится говорить «нет», отказаться от того, что тебе предлагают или о чем просят. Надо уметь говорить «НЕТ» ,  хотя это сложно по разным причинам.

Каждому была предложена картинка, на которой варианты, почему я не могу сказать «нет». Каждый ребенок индивидуально выбирал причины.

Что удивительно, причины оказались одинаковые: «Ребята могу подумать, что я плохой друг». И я объясняла детям, что действительно, отказывать сложно, но иногда бывает важно это сделать, чтобы отстоять свои собственные желания и интересы.

Конечно, что если отказывать, не объясняя причины, то можно сильно обидеть другого человека.

Но, если, отказывая, ты объясняешь причину отказа, то твой собеседник может понять тебя и ваши отношения не станут хуже. И в парах дети упражнялись вежливо отказывать. Один человек обращается с просьбой. Задача  другого - вежливо отказать.

На следующих занятиях мы проигрывали ситуации:  Как попросить извинения? Как важно уметь  сочувствовать другому человеку. Уметь проявить своё сочувствие. При подведении итогов  этих занятий я попросила расположить на лесенке по порядку умения и качества, помогающие общению. И 80%  детей  верно определи, что помогает правильно общаться. Например, Паша  на первое место поставил желание понять других людей, на 2-уважительное отношение к другим людям, на 3-доброжелательность, на 4-умение уступать, на  - умение слушать, на 6-сопереживание, на 7- умение выражать своё мнение, на 8-вежливость, на 9- тактичность, на 10- наблюдательность.

Практическим результатом моей работы стало: создание доброжелательной атмосферы в классе, благодаря тому , что дети начинают понимать и приобретать навыки и умения правильного общения  друг с другом, и как следствие этого во второй половине дня остаются большая половина класса, родители видя, что их детям комфортно, становятся нашими союзниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Общение учителя с родителями как диалог"

Данная работа предназначенна в помощь учителям и классным руководителям....

Выступление на родительском собрании "Общение родителей и детей".

Данный материал знакомит родителей с правилами общения с детьми, обращает их внимание на особенности поведения в разных сиитуациях....

Выступление на РМО: Особенности общения ученик - учитель

Материал для выступления....Особенности общения ученик - учитель.Как ГОВОРИТЬ, чтобы ПОДРОСТКИ СЛУШАЛИ, и как СЛУШАТЬ, чтобы ПОДРОСТКИ ГОВОРИЛИ....

Выступление на школьном методическом совете на тему: "Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности"

Среди критериев эффективности школьного образования особо выделяется обеспечение выпускникам готовности и умения активно включаться во все сферы социальной жизни. В связи с этим, как отмечает И.Л. Бим...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...