Выступление на педсовете "Мир общения"
учебно-методический материал по теме
Поскольку в прошлом году я начала работать с первоклассниками, основной моей целью было адаптировать детей к школе, к сверстникам, к взрослым.
А работа направленная на адаптацию детей тесно связана с общением. Потому что у ребенка расширяется круг общения, в его жизни появляются значимые взрослые: учитель, воспитатель и новые друзья, с которыми нужно строить отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_mir_obshcheniya.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приглашение в мир общения».
Поскольку в прошлом году я начала работать с первоклассниками, основной моей целью было адаптировать детей к школе, к сверстникам, к взрослым.
А работа направленная на адаптацию детей тесно связана с общением. Потому что у ребенка расширяется круг общения, в его жизни появляются значимые взрослые: учитель, воспитатель и новые друзья, с которыми нужно строить отношения.
Мне хотелось, чтобы процесс осмысленного формирования у ребят представлений, навыков необходимых для успешного общения с людьми шел через веселые игровые занятия. Чтоб занятия были интересными и полезными.
И поэтому за основу своей работы я взяла программу Пилипко Нели Владимировны «Приглашение в мир общения». К ней прилагаются рабочие тетради для учащихся. И « Шпаргалка для взрослых», в котором описаны разминочные и тематические упражнения.
Программа включает тридцать занятий рассчитанных на весь учебный год (один раз в неделю, одно занятие).
Первые 8 занятий я посвятила
Развитию позитивного мышления, самопринятия учащихся и развития навыков самоорганизации, самостоятельности.
- Составляли визитную карточку, где отвечали на вопросы: мой любимый цвет, время года, книга, фильм, телепередача, сказочный герой, хобби, качество, которое я ценю в людях, профессии.
- Составляли режим дня c целью уметь распределять свое время с помощью родителей .
- Говорили о мечтах, желаниях, чувствах, представлениях о себе.
- Итогом было заполнение лепестков цветка «Я молодец»
Всеми этими занятиями я хотела подвигнуть детей к самопознанию, и осознанию себя в роли ученика.
Следующие 6 занятий были посвящены развитию групповой сплоченности коллектива детей, на доброжелательные отношения между одноклассниками.
- Составили сердце класса (каждый написал на маленьком сердечке имя одноклассника, с которым приятно общаться).
- Вырабатывали способы общения друг с другом.
- Правила хороших отношений.
- Оценивали выполнение обязанностей каждого ребёнка внутри коллектива (раскрашивали шарфики у дракончиков, отвечая на вопрос: «Как у тебя получается выполнять школьные обязанности.»).
Т.е. через занятия, игры и упражнения, я стремилась к сплоченности внутри класса, к закреплению ориентации на одноклассников, как субъектов общения
Следующие 8 занятий были направлены на развитие компетентности учащихся в общении. На первом занятии учились обращаться с просьбой: с вежливой просьбой, приказом, или клянча.
Выполняли упражнения в парах, разыгрывая ситуации: Например:
Попроси пассажира передать деньги на билет;
Спроси у прохожего, который час;
Попроси у товарища цветные карандаши.
И сделали вывод, что общению в ситуации просьбы помогает:
- Спокойный доброжелательный голос;
- Вежливые слова;
- Контакт;
- Внимательное отношение к собеседнику;
- Четкое изложение просьбы.
В общении, люди не всегда соглашаются друг с другом. Бывает ,что приходится говорить «нет», отказаться от того, что тебе предлагают или о чем просят. Надо уметь говорить «НЕТ» , хотя это сложно по разным причинам.
Каждому была предложена картинка, на которой варианты, почему я не могу сказать «нет». Каждый ребенок индивидуально выбирал причины.
Что удивительно, причины оказались одинаковые: «Ребята могу подумать, что я плохой друг». И я объясняла детям, что действительно, отказывать сложно, но иногда бывает важно это сделать, чтобы отстоять свои собственные желания и интересы.
Конечно, что если отказывать, не объясняя причины, то можно сильно обидеть другого человека.
Но, если, отказывая, ты объясняешь причину отказа, то твой собеседник может понять тебя и ваши отношения не станут хуже. И в парах дети упражнялись вежливо отказывать. Один человек обращается с просьбой. Задача другого - вежливо отказать.
На следующих занятиях мы проигрывали ситуации: Как попросить извинения? Как важно уметь сочувствовать другому человеку. Уметь проявить своё сочувствие. При подведении итогов этих занятий я попросила расположить на лесенке по порядку умения и качества, помогающие общению. И 80% детей верно определи, что помогает правильно общаться. Например, Паша на первое место поставил желание понять других людей, на 2-уважительное отношение к другим людям, на 3-доброжелательность, на 4-умение уступать, на - умение слушать, на 6-сопереживание, на 7- умение выражать своё мнение, на 8-вежливость, на 9- тактичность, на 10- наблюдательность.
Практическим результатом моей работы стало: создание доброжелательной атмосферы в классе, благодаря тому , что дети начинают понимать и приобретать навыки и умения правильного общения друг с другом, и как следствие этого во второй половине дня остаются большая половина класса, родители видя, что их детям комфортно, становятся нашими союзниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...
Выступление на тему "Общение учителя с родителями как диалог"
Данная работа предназначенна в помощь учителям и классным руководителям....
Выступление на родительском собрании "Общение родителей и детей".
Данный материал знакомит родителей с правилами общения с детьми, обращает их внимание на особенности поведения в разных сиитуациях....
Выступление на РМО: Особенности общения ученик - учитель
Материал для выступления....Особенности общения ученик - учитель.Как ГОВОРИТЬ, чтобы ПОДРОСТКИ СЛУШАЛИ, и как СЛУШАТЬ, чтобы ПОДРОСТКИ ГОВОРИЛИ....
Выступление на школьном методическом совете на тему: "Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности"
Среди критериев эффективности школьного образования особо выделяется обеспечение выпускникам готовности и умения активно включаться во все сферы социальной жизни. В связи с этим, как отмечает И.Л. Бим...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"
Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...