Музыкальные инструменты народов Башкортостана.
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Сирбаева Айсылу Раисовна

Интегрированный урок музыки и "Истории и культуры Башкортостана" составлен по проектной технологии, с использованием логико-смысловой модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx428.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного урока на тему:

Инструментальная культура народов

Республики Башкортостан

Подготовили: Валеев С.Р.,

    преподаватель музыки

   Сирбаева А.Р.,

   преподователь башкирского

        языка и литературы и КБ

2016

Тема: Инструментальная культура народов Республики Башкортостан.

Цель:  углубить и систематизировать знания студентов о музыкальных инструментах.

Задачи: дидактические (образовательные):

  • ознакомить с классификацией музыкальных инструментов;
  • расширить и обобщить   знания   учащихся об   инструментальной культуре народов республики Башкортостан; 

        воспитательные:

  • стремиться воспитывать чувство гордости за культуру родного народа;
  • способствовать духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности студента;

        развивающие:

  • способствовать формированию коммуникативных  компетенций, развитию познавательного интереса и владению  выразительными свойствами языка.

Методическое обеспечение:

  • время проведения 90 минут;
  • место проведения – учебная аудитория;
  • участники – студенты II курса колледжа;
  • межпредметные связи – музыка, литература, история, скульптура, изодеятельность.

Форма проведения: бинарный урок (культура Башкортостана и музыка).

Оборудование и ТСО: компьютерная презентация, выставка книг, музыкальные инструменты, оформление доски.

Ход урока:

Организационный момент: приветствие, проверка готовности студентов к уроку.

  1. Определение новой темы урока.  Создание проблемной ситуации.

Прочитайте, пожалуйста, афоризмы и определите тему нашего урока.  

(на медиапроекторе высвечиваются афоризмы)

Музыка - универсальный язык человечества. (Лонгфелло- американский поэт)

Чувства всегда можно передать абстрактными звуками. (Эдуард Артемьев - советский и российский композитор, народный артист России)

«В музыке нет ничего особенного. Надо просто ударять по правильным клавишам в правильное время – а инструмент играет сам». (Иога́нн Себастья́н Бах - немецкий композитор)

- Итак, о чем сегодня будем говорить?  Что создает музыку? Да, музыку создает звук, музыкальные инструменты и сегодня поговорим о музыкальных инструментах.

II. Вводная беседа:

Упоминания о музыкальных инструментах содержатся в древнем башкирском эпосе "Заятуляк и Хыухылу", где говорится о думбыре, кыл - кубызе, сорнае. Ансамблевые формы встречались крайне редко и были связаны с большими праздниками, на которые собирался народ. Наиболее популярными инструментами являлись курай, кубыз, думбыра и кыл - кубыз. За каждым из них закрепилась определенная общественно - социальная функция: курай - разновидность пастушеской свирели, кубыз - домашний, преимущественно женский инструмент; под сопровождение думбыры воссоздавали картины прошлого сэсэны - сказители, создатели народного эпоса, кыл - кубыз использовали в своей магической деятельности шаманы.  

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно: первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века. Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых Рахимов  Р.Г. посвятил 2 монографии (обзор выставки книг).

Мы же рассмотрим только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения в нашей республике.

III. Актуализация знаний учащихся:

- А что вы знаете о инструментальной культуре?  Какие музыкальные инструменты вам изестны? Что вы знаете о башкирских музыкальных инструментах и что хотите узнать сегодня на уроке укажите в следующей таблице.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

IV. Объяснение новой темы урока:

- Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом. Кто они  Э.Хорнбостель и К.Закс? (студент читает сообщение).

Составляя «кластер»  мы рассмотрим эту классификацию.  Слово «кластер» происходит от английского cluster – гроздь, груда, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы (высвечивается на медиапроекторе, читает студент).

Э.Хорнбостель-К.Закс предлагают рассматривать все музыкальные инструменты мира по следующей классификации: Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.

Рассказ преподавателя музыки о данной классификации, оформление «кластер»а на доске.

Муз.инструменты

Аэрофоны

Хордофоны

Мембранофоны

Идиофоны

- Сначала рассмотрим первую группу – аэрофоны.

Курай по классификации Хорнбостеля-Закса относится к аэрофонам. И предлагаем посмотреть  видеофильм о курае. Внимательно просмотрите, пожалуйста,  видео, все наши знания о курае мы отметим на ЛСМ-ке. Что вы знали и узнали после просмотра? (оформление ЛСМ-ки на доске)

Составление ЛСМ:

К-1. Характеристика (аэрофон, древний иструмент, все жанры  и т.)

К-2. Виды (дерев., металлич., из растения, ишкурай)

К-3. Символика (герб, флаг, гимн).

- Где можно встретить изображение курая?

Цветок курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан. Раньше он символизировал единение башкирских родов, сегодня это национальная эмблема. При исполнении Гимна Башкортостана (мелодия "Республика" на музыку Ф.Идрисова) используется тембр курая. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.

К-4. УНТ

- В каких жанрах УНТ отражается курай? (легенда, сказка, пословица). Какие пословицы о курае вы знаете?

 "Не пляши под чужой курай", "Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону".  Как вы понимаете эти пословицы?

К-5. Литература

- В произведениях каких писателей отражается курай? (Р.Гарипов, З.Биишева, К.Мерген и т.)

К-6. Искусство (памятник, балет, мелодия «Сыңрау торна», песни)

Какие скульптуры и композиторы посвятили кураю свои произведения?

Единственный в мире памятник кураю установлен на горе Тугажман в Мукасовском сельсовете Баймакского района. Автором идеи и проекта, организатором, доведшим её до исполнения, является самодеятельный художник Мидхат Байрамгулов. Сделать памятник помог совхоз «Ирандыкский».  Установлен памятник кураю 13 июня 1993 года, то есть 20 лет назад. Памятник из металла представляет собой растение курай, который коронуют не семь венчиков, как в природе, а 19- в память о 19 великих кураистах региона (Г.Сулейманов, Сабир Байбулатов, Сунагат Байбулатов и других). Памятник отмечен Благодарственным письмом ЮНЕСКО как памятник материального наследия.

Автор балета «Легенда о курае» Р.Хасанов (сообщение читает студент), мелодия «Сыңрау торна» -  «Звенящие журавли» с древних времён исполняется только на курае.

Прослушивание мелодии «Сыңрау торна» (исполняет преподаватель музыки)

К-7. Известные кураисты

Каких известных кураистов вы знаете?  (Г.Сулейманов, Юмабай Исянбаев (1891–1943) — основоположник профессионального исполнительского искусства на курае, одним из первых башкирских музыкантов представлявший национальное искусство на зарубежных сценах — Франции, Германии, Швеции, Бельгии, Голландии. А родом он из Хайбуллинского района, из деревни Верхний Смак. Кахым-Туря, герой Отечественной войны 1812 года, вошёл в Париж, играя на серебряном курае, специально для него отлитом на родине.)

- Каких молодых, современных кураистов вы знаете? (Р.Юлдашев, А.Бикчурин, Р.Биктимеров ит.)

К-8. Интересные факты (конкурсы, праздник курая, «Семь чудес» ит.д.)

В 2009 году по итогам конкурса «Семь чудес Башкортостана», проведенного Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, курай был признан одним из чудес Башкирии.

Обобщение логико-смысловой модели.

- Какие еще аэрофоны известны?

Рассказ преподавателя музыки. Оформление на доске «кластер»а.

Из фольклорных источников известные  аэрофоны:

Хорнай (Сорнай) –труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда; сигнальный духовой инструмент, изготавливаемый из рога.    

Борго – духовой сигнальный инструмент, сделанный из дерева без пальцевых отверстий, имеющий мундштук.  

Кыйык курай или сур-курай - это девичья разновидность курая, так называемая губно-щелевая свистковая флейта.    

Камыш-курай - национальная разновидность флейты.

Сыбызгы - это разновидность поперечной флейты.    

Подробных описаний внешнего вида этих инструментов и их репертуара пока не найдено.  

Гармонь  и баян. В системе Хорнбостеля-Закса гармонь и баян располагаются в классе аэрофонов. В  этноинструментарии многих народов они представляют собой конкретные разновидности инструментов, объединенных под общим названием "Гармоника". Вышеуказанные инструменты в башкирском этномузицировании – явление сравнительно новое. Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века. Региональное название инструмента самое различное: "русская" или "гармонь русского строя", тальянка (тальян-гармун), минорка (минёрка), "батская" ("Вятская") гармонь, "Бараксин" (гармони династии казанских  мастеров Вараксиных), бирская тальянка (инструменты бирских мастеров) и так далее.

- Следующая группа музыкальных инструментов – это хордофоны.

Рассказ преподавателя музыки. Оформление на доске «кластер»а.

Мандолина и скрипка. Из струнных музыкальных инструментов наибольшее  распространение в  Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме.

Думбыра (студент читает сообщение).  Просмотр видеофильма о думбыре.    

С 1985 года ведется  реконструкция башкирской «думбыры»  (предшественника мандолины) и  смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки).  Удалось восстановить и их  репертуар – преимущественно  аккомпанемент к пению песен  исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау,  Хар-харнау и др.).

По преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле» (иногда - «Гюслэ») (разновидность лютни) и «Ятаган» (разновидность цитры), на которых играли щипком или ударом специальных палочек.

- Следующая группа музыкальных инструментов – это мембранофоны.

Рассказ преподавателя музыки. Оформление на доске «кластер»а.

Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам. В одном из башкирских районов Челябинской области экспедицией под руководством фольклориста  Ф.Камаева зафиксирована женская игра на "Донгоре" – гладкого обрезка ствола дерева, подвешенного за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название "Донгора" - "Кабак". Из устных сведений известен и другой "Донгор" (в некоторых районах «Награ»), мембранофон из специально выделанной кожи, туго натянутой на каркас и предположительно использовавшийся для камлания.

Легенды донесли до нас название башкирского "Дыбыла", рамного ударного мембранофона воинов и охотников. Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах - «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» - бочку с конским хвостом.

Каких-то других специфичных национальных  ударных инструментов в Башкирии не отмечено. Башкирская музыкальная культура не имеет развитую традицию игры на мембранофонах, как это культивируется у многих тюркских народов.

- Следующая группа музыкальных инструментов – это идиофоны.

Рассказ преподавателя музыки. Оформление на доске «кластер»а.

Кубыз. В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий (идиофонический) вариант инструмента. Это -  "Агас-кубыз" – деревянный кубыз и "Тимер-кубыз" – железный кубыз. Данные музыкальные орудия под различными названиями распространены во всем мире. На тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины.

Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим инструментом. Но в 1985 году автору данной статьи удалось найти исполнительницу на агас-кубызе в Мечетлинском районе Республики.

Просмотр проекта-презентации «Известные кубызисты Башкортостана» (защита проекта студентом).

Прослушивание мелодий кубыза.

Легенды сохранили названия некоторых башкирских идиофонов: «Кэбе», «Сыбырткы», «Тэйме»,  «Шакылдак» и другие.  Известен также «Янкыл-кубыз» или "Жэя-кубыз"   – музыкальный лук, на котором играют щипком, приложив ко рту.    

Обобщение и вывод:                  

Что нового узнали сегодня на уроке? Обобщение «кластер»а и таблицы «Знаю - хочу узнать – узнал».

Мы рассмотрели не все музыкальные инструменты, а только имеющие массовое распространение. Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям.

Башкирские народные музыкальные инструменты своеобразны. Уникальные условия Республики позволили им сохраниться в подлинном виде, имеющем многовековые традиции. Их изучение позволяет заключить, что башкирский инструментализм, представляет собой важный пласт национальной культуры.

Список использованных источников

1. Ахметжанова, Н.В. Башкирская инструментальная музыка [Текст] / Н.В. Ахметжанова. – Уфа: Китап, 1996. – 268 с.

2. Лебединский, Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши [Текст] / Л.Н. Лебединский.  – М.: Музыка, 1965. – 542 с.

3. Рахимов, Р.Г. Фактура башкирской инструментальной мелодии [Текст]  / Р.Г. Рахимов. – Уфа: Китап, 2001. – 432 с.

4. Рахимов, Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганология [Текст] /  Р.Г Рахимов. – Уфа: Китап, 2006. – 358 с.

5. Рахимов, Р.Г. Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции [Текст] / Р.Г. Рахимов. – Уфа: Китап, 2008. – 394 с.

6. Рыбаков, С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта [Текст] / С.Г. Рыбаков. – СПб: Наследие, 1997. – 425 с.

7. Руденко,  С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки [Текст] / С.И. Руденко. – М.: АН СССР, 1995. – 587 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты народов севера

Данное методическое пособие  "Музыкальные инструменты народов севера" знакомит  с инструментами народав ханты и манси, проживающими в Ханты - Мансийском автономном округе. Учителя, воспитате...

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

Музыкальные инструменты разных народов

Урок МХК 8 класс по курсу Даниловой. Содержит материалы, которые можно использовать и на уроках музыки....

Музыкальные инструменты народов мира

Проект, подготовленный к выступлдению на конкурсе "3D-Бум", номанация "Дети детям". Проект...

Методическая разработка "Музыкальные инструменты народов мира" с интерактивными играми на сервере LearningApps.

Методическая разработка "Музыкальные инструменты  народов мира" с интерактивными играми на сервере LearningApps.Видеоуроки:Английский видео-словарь. Музыкальные инструменты на английско...

Мастер класс - Музыкальные инструменты Народов Севера

Основная идея предлагаемого опыта  в том чтобы популяризовать предложенную   технику, и, чтобы привлечь внимание педагогов  к пути поиска, который, возможно, приведет к использован...