Внеклассное мероприятие "Изображение Божьей Матери в историографии"
план-конспект урока (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Конспект и презентация к внеклассному мероприятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. | 1.13 МБ |
План занятия. | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться с различными типами изображения иконы Божьей Матери. Задачи: п ознакомиться с классификацией изображения Божьей Матери на иконах; р ассмотреть отличительные особенности каждого иконографического типа; познакомиться с наиболее известными иконописцами. Цели и задачи образовательного проекта:
Средства: электронные образовательные ресурсы, демонстрационные, печатные пособия. Технологии: проектная деятельность, групповая. Виды деятельности: работа с текстом, работа с православными сайтами Интернета. Формы работы: индивидуальная, групповая. Инновационность проекта:
Становление русской иконографии Богоматери. История русской иконографии Богоматери. Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии. Наиболее значимые русские иконы Богородицы. Заключение. План занятия:
Интернет-ресурсы: 1) http :// www.ukoha.ru/article/ludi/ikony_bogiei_materi.htm : 2) https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Православная_иконография_Богородицы 3) http:// gallerix.ru/album/ikony 4) http://mirikon.org/ikonografiya/bozhya_mater / 5) http://www.smolenskaya-fili.ru/index.php/2012-12-29-20-30-37/about-temple/icon/icons-typology Учебный материал на этапе объяснения:
Заполните таблицу Учебный материал на этапе закрепления Тип изображения иконы Божьей Матери Общие черты изображения Божьей Матери Характерная особенность изображения Божьей Матери Оранта Елеуса Одигитрия Панахранта Агиосоритисса
1) Сколько типов изображения Божьей Матери в иконографии? а ) 3 б) 4 в) 5 г) 6 2) Соотнесите тип изображения Божьей Матери и их греческое название. Учебное задание на этапе опроса ( КИМы ) 1. « Оранта » , «Панагия» , «Знамение» а) «Путеводительница» 2. «Одигитрия» б) «Всемилостивая» 3. « Елеуса » в)«Молящаяся» 4. « Панахранта » г) «Заступница» 5. « Агиосоритисса » д) «Умиление»
1) Какие типы изображения Божьей Матери Вы знаете? 2) Чем отличаются типы изображения Божьей Матери? 3) Кем были первые иконописцы? Проблемные вопросы и задания
1) « Оранта » , «Панагия» , «Знамение »; «Одигитрия »; « Елеуса »; « Панахранта »; « Агиосоритисса ». 2) Ора́нта — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы . Одиги́трия — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой . Елеу́са — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Панахра́нта — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская ( Свенская ) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в. Агиосорити́сса — один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук. 3) Первыми иконописцами были евангелисты. Примерные ответы учащихся
Если ты всё понял на занятии, то нарисуй улыбающийся смайлик. Если ты ничего не понял на занятии, то нарисуй расстроенный смайлик. Если у тебя есть вопросы по пройденному, то нарисуй смайлик без эмоций. Рефлексия
Отношение к содержанию учебного материала (положительное, отрицательное, равнодушное). Отношение между детьми в процессе усвоения материала (активный, пассивный, взаимопомощь). Отношение к учителю (положительное, нейтральное, дискуссионное, негативное). Рефлексия
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Видновская средняя общеобразовательная школа № 2»
Образовательный проект на тему:
«Традиции и новации. Золотая цепь святости на землях Подмосковья в традициях жизни наших предков и земляков»
«Изображение Божьей Матери в историографии»
Внеклассное мероприятие по духовному краеведению
для учащихся средних классов МБОУ «Видновская СОШ № 2» Московской области
Подготовил учитель истории и обществознания
МБОУ «Видновской СОШ № 2»
Анна Викторовна Заигралова
Видное, 2016
Цель: познакомиться с различными типами изображения иконы Божьей Матери.
Задачи:
- познакомиться с классификацией изображения Божьей Матери на иконах;
- рассмотреть отличительные особенности каждого иконографического типа;
- познакомиться с наиболее известными иконописцами.
Средства: электронные образовательные ресурсы, демонстрационные, печатные пособия.
Технологии: проектная деятельность, групповая.
Виды деятельности: работа с текстом, работа с православными сайтами Интернета.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Учащимся заранее были даны групповые задания – подготовить сообщения:
- Становление русской иконографии Божьей матери.
- История русской иконографии Божьей матери.
- Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии: а) «Оранта», б) «Елеуса»; в) «Одигитрия»; г) «Панахранта»; д) «Агиосоритисса».
Ход занятия
- Организационный момент.
- Работа по теме занятия.
- Вводное слово.
- К кому мы обращаемся чаще всего, когда испытываем различные чувства: радость, страх, скорбь, благодарность?
- Писатели и поэты золотого века, М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А. Солодовников и другие, изливали в стихах свои самые прекрасные мысли, которые до сих пор вдохнавляют нас на молитву!
Послушайте стихотворение «К Тебе, о Матерь Пресвятая» Н. В. Гоголя
К Тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час.
Прими мои теплейшие моленья,
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.
Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть,
Будь мне покров во горькой доле,
Не дай в печали умереть.
Ты всех прибежище несчастных,
За всех молитвенница нас;
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас.
Когда закроет вечность время,
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.
Покров Ты верным и ограда;
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердись надо мной
- О чем данное стихотворение?
- Кому оно посвящено?
- О чем мы будем сегодня с Вами беседовать?
- Как звали мать Иисуса Христа? Что Вы можете о ней рассказать?
- Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.
Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах.
Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам.
2. Работа по теме занятия.
1.Выступление 1 группы - «Становление русской иконографии Божьей матери».
2. Выступление 2 группы – «История русской иконографии Божьей матери».
Предполагаемый ответ:
За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Богородицей, Богоматерью.
Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже во II - V вв., в живописи катакомб есть сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себастьяна III-IV вв.). Часто встречается сцена Поклонения волхвов. В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства также есть сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху (VI-VII век) исследователи видят вполне сложившуюся иконографию. Примером тому могут служить т.н. Ампулы Монцы из Боббио - серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых присуствуют иконографические схемы, хорошо известные до сих пор - Сцены Благовещения, Крещения, Встречи Марии и Елизаветы, Жены у гроба Господня, Вознесение, Рождество и др.
Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова появляются, после Эфесского собора 431 года. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Св. Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв. Федора и Георгия. Икона написана пастозно, в стиле позднеантичной живописи, но в ней уже есть и новые черты, не известные античности - особое внимание к лику, фронтальный разворот и жест руки Марии, указывающей на Младенца Христа.
В ранних мозаиках также встречается изображение Богоматери - церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.), Сант Аполинаре Нуово в Равенне (VI в.), Панагия Ангелоктиста на Кипре (VII в.), Успения в Никее (VIII в.), Св. Софии в Салониках (IX в.) и т.д. Среди ранних фресок следует указать церковь Санта Мария Кастельсеприо в Италии (VII-VIII вв.).
В эпоху расцвета христианского искусства - на вершине средневековья образ Богоматери был самым излюбленным во всех уголках христианского мира - от Испании до Армении, от Сирии до Германии. Но самые, тонкие и гармоничные образы Богородицы созданы в Константинополе. В мозаиках Св. Софии присутствуют разнообразные иконографические типы, начиная от образа Богоматери с Младенцем Христом на престоле, изображенного в апсиде (876 г.), вплоть до Богородицы из деисусной композиции на южной галерее (XII в.). Византийское искусство знает немало и замечательных богородичных образов, запечатленных в иконах. Одна из них, получившая впоследствие наименование "Владимирской", прибыла на Русь и здесь стала эталоном иконописания.
Одно из преданий гласит, что эта икона Богоматери была создана еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. Икона была привезена в начале XII века в Киев из Константинополя. Имя "Владимирская" она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, князь Андрей Боголюбский. С возвышением Москвы в конце XIV века святыня перемещается в новый духовный и политический центр. Московский Успенский собор с тех пор называют Домом Богородицы, но за самой иконой закрепляется наименование "Владимирской". Торжественная встреча иконы описана в летописях, в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со святыней, получила название Сретенка. В 1395 г. вся Москва молилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествия Тамерлана и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 г. По преданию, икона, поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Богородицы, в этот год приступает к Москве Казы-Гирей. Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. В дни смуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения борются не просто за Москву и Кремль, но за свою национальную святыню - "яко уно есть нам умерети, нежели предати на поругание пречистыя Богородицы образ Владимирския".
Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Большое распространение на Руси богородичных икон начиная с XV-XVI вв., свидетельствует о большом почитании образа Богородицы в русской Церкви.
Начиная с XVII века в литературе появляется особый жанр - сочинения об иконах Богоматери и чудесах, от них происходивших. Это были своего рода первые исследования богородичных икон и осмысление иконографий, и в то же время это сказания в народном духе, где перемежаются реальные свидетельства о чудесах с полулегендарными рассказами.
Таким образом, сделаем несколько общих, для данной главы выводов: формированию и развитию иконографии Богородицы способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и Жития Святых. В истории Руси иконография Богородицы начинается с Владимирской иконы Божьей Матери, Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Большое распространение на Руси богородичных икон свидетельствует о большом почитании образа Богородицы в русской Церкви.
3.Выступление 3 группы – «Оранта»
Предполагаемые ответ:
Ора́нта (от лат. orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён.
От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова. В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. - с нами Бог - одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование - Зна́мение. Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии - от греч. Παναγία - Всесвятая) или Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородском Знамении или Курско-Коренной иконе
4.Выступление 4 группы – «Елеуса»
Предполагаемые ответ:
Елиуса - (греч. Ελεούσα - милующая от έλεος - сострадание, сочувствие), (Умиление). Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щек. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
Именно к этому типу относится упоминаемая выше Владимирская икона Богородицы. Также к этому типу, можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы: Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.
К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относится Корсунская икона. В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы.
5.Выступление 5 группы – «Одигитрия»
Предполагаемые ответ:
Одиги́трия (греч. Οδηγητρια - Указующая Путь), Путеводи́тельница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем: Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.
По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.
К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и др.
Этот тип известен по ряду византийских источников не позднее IX-X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII-XV вв. Оттуда перешел в русскую иконографию.
Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу) в русской иконописи получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду́хе Христу.
6. Выступление 6 группы – «Панахранта»
Предполагаемые ответ:
Панахра́нта (греч. Πανάχραντα — Всенепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в.
Такой тип изображения появился в Византии в XI—XII вв.
7. Выступление 7 группы – «Агиосоритисса»
Предполагаемые ответ:
Агиосорити́сса (греч. происходит от названия часовни греч. (Агиа Сорос — святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорачица, Халкопратийская — один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.
Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.
Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу) в русской иконописи получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду́хе Христу. Подлинная икона, находящаяся во Владимире, считается чудотворной. На таких иконах «восстанавливается» деисусная композиция, к части которой восходит икона Агиосоритиссы: Богородица представлена стоящей в рост, в молитвенном обращении к Своему Сыну, изображаемому в небесном сегменте в верхнем углу. К ногам Божией Матери припадает святой Андрей Боголюбский, а также часто и дополнительно избранные персонажи, число и состав которых чрезвычайно различен в разных изводах. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон
В процессе прослушивания индивидуальных и групповых сообщений, внесите в таблицу отличительные особенности:
«Оранта» | |
«Елеуса» | |
«Одигитрия» | |
«Панахранта» | |
«Агиосоритисса» |
- Закрепление прослушанного (на основе презентации и рассказа учителя о некоторых ионах Божьей Матери)
К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотен икон, однако, остановимся лишь на нескольких знаковых для русской культуры и истории икон: Владимирская икона Божией матери, Казанская икона Божией Матери, Ярославская (Печерская) икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. По легенде, после пожара в Казани в 1579,уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.
На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа). Уже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в казанском Богородицком монастыре.
29 июня 1904 из Богородицкого монастыря икона была похищена. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не разменял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
История почитания иконы тесно связана с приписываемыми ей чудесами, которые начали с ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.
Уже в 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV(Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенёсен в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, которую в 1811 году сменил Казанский собор.
Уже к XIX веку Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям. В конце XX века получили распространение мифы об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.
Иконографически Казанскую икону принято относить к варианту Одигитрии: Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, вид на только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.
Ярославская (Печерская) икона Божией Матери — православная русская икона, причислена к чудотворным образам Богородицы. В настоящее время безвозвратно утеряна. Празднование иконе совершается 14 мая по юлианскому календарю.
Происхождение иконы остаётся до сих пор неизвестным. Начало её почитания связано со следующей легендой.
Ярославская гражданка Александра Дмитриевна Добычкина семнадцать лет страдала психическим расстройством, называемым ныне депрессией. Будучи невыпеченной, болезнь привела к жестокой ломоте в руках и суставах. Бедная женщина не могла спокойно переносить страдания и часто кричала. Родные болезненно переживали происходящее и усердно молились о выздоровлении несчастной.
В 1823 году женщине приснился некий храм, в котором она отчетливо увидела изображение иконы Божией Матери. Посчитав сон вещим, она стала ходить по Ярославлю и искать явленный ей в сонном видении храм. Однажды (1 мая) зашла на территорию Архиерейского дома и, увидев церковь «Происхождения честных древ»,узнала в ней тот самый храм.
Войдя внутрь церкви, сразу же обнаружила на стене фреску, изображающую Божию Матерь Печерскую. Но тут с ней случилось нечто странное: она упала на пол, стала корчиться и потеряла сознание. Очнувшись, Александра почувствовала, что сможет получить исцеление. На следующий день она вновь была в церкви, усердно молилась пред образом о выздоровлении и только захотела приложиться к изображению, как почувствовала внутри себя некое непонятное движение и совершенное выздоровление.
С тех пор икона стала считаться способной на исцеления и, будучи причисленной к чудотворным, стала называться Ярославской (Печерской).
Впервой половине XX века чудотворное изображение было уничтожено.
Иконографический тип иконы — Одигитрия. На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях, благословляющим руками преп. Антония (слева) и Феодосия(справа), чудотворцев Печерских. За царским троном, на котором восседает Божия Матерь, изображены два ангела (возможно архангелы Михаил и Гавриил).Чудотворный образ напоминает более известную в России икону «Державную».
Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку легенда связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.
О появлении этой иконы на Руси ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку.
По распространённому преданию, в 1613 году Феодоровской иконой благословили при избрании на царство Михаила Фёдоровича, основателя династии Романовых. Это сделало икону особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636году по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 году по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой.
С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. Вначале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви.
Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой притчи не многие исследователи считают её списком-репликой.
Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта.
Донская икона Божией Матери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона является двусторонней: на лицевой стороне помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы.
По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692года), поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа (по юлианскому календарю).
Искусствоведы датируют время её написания 1382-1395 годами, автором считают Феофана Грека, либо одного из мастеров его круга. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского кремля.
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день — 19 августа русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.
В1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада. В 1919 году Донская икона поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.
Такова история и обретения нескольких знаковой для отечественной иконографии икон Божией матери.
К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотен икон, в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых ичудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон.
- Итог.
1) Какие типы изображения Божьей Матери Вы знаете?
2) Чем отличаются типы изображения Божьей Матери?
3) Кем были первые иконописцы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....
Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!» Презентация....
«ТАМ ИВЕРСКОЕ СЕРДЦЕ, ЧЕРВОННОЕ, ГОРИТ…» Внеклассное мероприятие, посвященное Иверской иконе Божией Матери.
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к Ней: тако и мою немощь пос...
Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "
Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....
Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "
Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....
Внеклассное мероприятие: "Праздник Иконы Казанской Божьей Матери"
У Казанской Божьей МатериТихо теплются огни.Жены, дочери и материК Ней приходят в эти дни. И цветы к Ее подножиюСтавят с жаркою мольбой:«Матерь-Дева, силой БожиейОхрани ушедших в бой....