Сценарий Единого Дня чтения " Коростель" автор-разработчик МБУ «ЦБС» г.Дзержинска, Нижегородской области ЦДБ имени А.П. Гайдара, методический отдел библиотеки
методическая разработка (5 класс) по теме

Ильчибаева Валентина Александровна

Цели:

Обучающие:

•          развивать культуру речи через активизацию словаря;

•          закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных средств.

Развивающие:

•          формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, переносить знания в новые ситуации;

•          развитие связной речи учащихся, мышления;

Воспитательные:

•          воспитание человечности, чуткости и гуманности, принципиальности и самокритичности, ответственности за свои поступки;

•          воспитание интереса к русскому языку и литературе.

Оборудование: текст рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», слайды или звуковое сопровождение (по возможности).

 

Возрастная категория: 3-5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единый урок чтения

Рассказ В.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Цели:

Обучающие:

•        развивать культуру речи через активизацию словаря;

•        закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных средств.

Развивающие:

•        формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, переносить знания в новые ситуации;

•        развитие связной речи учащихся, мышления;

Воспитательные:

•        воспитание человечности, чуткости и гуманности, принципиальности и самокритичности, ответственности за свои поступки;

•        воспитание интереса к русскому языку и литературе.

Оборудование: текст рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», слайды или звуковое сопровождение (по возможности).

Возрастная категория: 3-5 класс

Ход мероприятия:

Как прекрасна ты, наша Родина! В любое время года ты чаруешь глаз то пестрыми красками леса или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны. Но любой самый красивый  уголок природы остается мертвым, если ……..

Вопрос: Чем человек способен нарушить красоту природы, причинить ей вред?

Ответы детей: 

Вопрос:  А если природу перестанут  оживлять птицы? К чему это может привести?

Ответы детей: 

Одни из самых полезных для человека вида птиц – насекомоядные – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают во множестве мелких грызунов - вредителей полей и этим приносят пользу сельскому хозяйству. К самым древним способам прямого использования птиц относится сбор яиц, ловля уток и гусей. Скорлупа крупных птичьих яиц использовалась как посуда, а перьями люди украшали свои волосы и одежду, использовали пух и перья для спальных принадлежностей. Одомашнивание птиц принесло много пользы. На первом месте, разумеется, стоят куры, утки, гуси и индюки, которые дают человеку мясо и яйца. 

Исследуя строение организма пернатых, ученые переносят некоторые принципы на технические конструкции. Так, идея создания летательного аппарата была осуществлена благодаря птицам. 

Было бы неправильным рассматривать птиц только как положительные. Голуби, прочно обосновавшиеся в городах, радуют глаз, но в, то, же время они портят скульптуры и памятники, а иногда служат источниками распространения инфекционных заболеваний. Воробьи вредят посевам зерновых культур. Птицефермы часто осаждают пернатые хищники, которые не прочь поживиться доступной добычей. Увеличение скоростей самолетов сделало очень опасными столкновения с птицами, такие аварии если и не заканчиваются катастрофой, то ведут к очень серьезным повреждениям. 

Но тем не менее – птицы приносят пользу.

Только за один день синицы съедают столько насекомых, сколько весят сами. Представляете, сколько десятков тысяч вредителей истребляют синички в течение лета?

Набор питания скворцов исключительно разнообразен. Обычная его пища - слизни, черви, различные насекомые, ну и, конечно, ягоды. Скворец очень прожорлив. По данным орнитологов, в течение дня он может съесть не меньше трехсот червей и слизней, так представьте себе, сколько врагов урожая уничтожает целое семейство этих птиц!

Ласточки - прекрасные помощники: количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной ласточкой в течение суток, по данным орнитологов, достигает нескольких десятков тысяч!

Нашу  планету нельзя представить без птиц.  На территории  Российской  Федерации   обитают 760 видов птиц. В нашей Нижегородской области – 290 видов.  Птицы сопровождают нас всю жизнь.

Давайте вспомним, каких птиц мы встречаем в нашем крае.

Люди давно стали привечать птиц: строить скворечники, обустраивать гнездовья, подкармливать птиц зимой. В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами. Вспомним сегодня некоторые из них.

Куры пьют излишне много воды, значит быть засухе. Если же они ложатся рано спать – наоборот, к дождю.

Если в дом залетела случайно птица с улицы – ждёт вас неприятное известие либо чья-то смерть.

Низко летящие ласточки предвещают дождь.

Севшая на подоконник птица по приметам означает скорые денежные растраты.

Держать в своем доме дикую птицу (попугаи не в счет) – привлекать в него несчастье.

Если над вами кружится стая птиц, ждите скорой болезни.

Птицы неожиданно меняют направление полёта? Значит где-то рядом с вами серьёзная опасность.

Если дятел долбит крышу дома – быть беде.

Гуси прячут свои клюва под крылья, стоя на одной лапе – скоро будет сильное похолодание.

Если аист на вашей крыше свил гнездо – в семье будет счастье и благополучие.

На пороге поёт петух – к приходу долгожданных гостей.

Интересны и происхождения названий птиц и легенды.

Некоторых птиц называют по звукам, которые они издают: кукушка – какие звуки издаёт? (дети кукуют)

А утка какие звуки издаёт? (дети крякают) Подумайте, как может кряканье влиять на название утки? Вообще ничего общего, кажется? А на самом деле – дикую утку, которая живет на болотах – официально зовут кряква.

Как вы думаете, с вечера и до утра в лугах раздаются далеко слышимые резкие скрипящие звуки "дерг-дерг", что за птица прячется за этими звуками? Послушать звук на слайде №4.

Дергач или дергун, а научное название этой птицы коростель. 

Коростель,

или легенда о том,

как люди научились добывать огонь (алтайская легенда)

Коростель - есть такая длинноногая, нескладная птица. У нее сильные крылья, крепкий клюв и короткое, сжатое с боков тело. Коростель стремительно бродит в густых травах, вытягивая вперед шею, пригибаясь к земле. Наблюдательные охотники давно поняли: он похож на сутулого человека, у которого болит спина.

Легенда утверждает, что когда-то он был человеком, да не простым. Состоял Коростель в чиновниках. Отличался крутым нравом, упрямством, друзей не имел, жил обособленно, не стремясь к общению с соседями.

Была у него причина сторониться людей: болела спина у Коростеля. Скрутила его болезнь, сделала хромым и кособоким. Боялся Коростель насмешек, редко выходил к людям. При этом все, кто сталкивался с Коростелем, считали его человеком грамотным и красноречивым.

Одиночество приучило Коростеля к разговорам с самим собой. Люди примечали: скособочится Коростель, ходит по двору и бубнит себе под нос без умолку. Чего бубнит, непонятно. Ходили слухи: знает Коростель, как огонь добыть. Да разве кому расскажет! Больно гордый и заносчивый, не чета простым людям.

Между тем жить становилось всё труднее. Слышали люди, что огонь жизнь облегчает, тепло дает, свет. Можно пищу приготовить вместо того, чтобы грызть сырое мясо.

Решили собрать всеобщее собрание, посоветоваться, как жить дальше. Пригласили Коростеля. Зная его смешную походку и крутой нрав, договорились: не дай бог кому засмеяться! Обидится Коростель, секрета не расскажет. Но беспечная Сорока, конечно, не выдержала, увидев Коростеля. Захохотала во все горло.

     Повернулся Коростель и зашагал обратно.

     Тогда решили действовать другим путем.

     Зная привычку кособокого вести бесконечные разговоры с самим собой, послали мягкокрылую Сову подслушать, о чем ворчит старый Коростель.

Темной ночью тихо подлетела Сова к юрте Коростеля, а тот бродит в потемках и возмущается: «Ничего не умеют делать, а еще смеются. Ударил камень о камень, вот и будет огонь!»

     Сова секрет выведала, а Коростель обиды людям не простил. Ушел в леса, стал птицей. Но и там, среди птиц, он друзей не завел. Живет скрытно, в одиночку, не образует стай. В дальнюю дорогу также отправляется один, без попутчиков.

     В мае, когда в здешних местах в полный рост поднимаются травы, отощавший взъерошенный Коростель возвращается в родные края к сырым лугам, болотам и опушкам. Ночной невидимкой он низко пролетает над поверхностью земли и, оберегая свое одиночество, привычно прячется от людей и других обитателей.

Герой нашего повествования коростель относится именно к загадочной и малоизученной группе птиц. Если вы когда-нибудь летней ночью проходили около луга или поля, то, конечно, слышали громкий резкий крик. Звук становится то громче, то тише. Это голос коростеля. Создается впечатление, что птица перемещается. Но на самом деле коростель лишь поворачивает голову, посылая звуковые сигналы в разные стороны. Если вы попробуете подойти ближе, птица сразу же замолкает. Увидеть коростеля сложно — он редко поднимается на крыло. Предпочитает убегать от опасности или затаиваться под прикрытием высокой травы. В этом ему помогает окраска оперения. Сверху коростель — желтовато-бурый, с темными пестринами под цвет пожухлой травы. Нижняя сторона тела более яркая — серая, с охристо-бурыми и белыми полосами. Но если вам удастся поднять коростеля на крыло, можно заметить яркие красно-бурые пятна на крыльях.

Селится коростель на сырых лугах, вырубках, вдоль поймы рек и по берегам озер. Частенько занимает сельскохозяйственные поля, засеянные клевером или зерновыми. Коростель любит влажные места, но на болотах и закочкаренных лугах его не встретить. Основная его еда - насекомые и их личинки, слизни, дождевые черви, мелкие моллюски, семена дикорастущих трав. Коростели не отказываются от зерен пшеницы, корешков и побегов. Осенью зерновое питание способствует накоплению запасов жира, который необходим для длительных перелетов.

Коростели - консерваторы: они заселяют одни и те же гнездовые участки из года в год. Самец энергично защищает свою территорию. Птицы редко дерутся. Они подолгу кричат и принимают угрожающие позы. Обычно этого бывает достаточно. Но если незваный пришелец переступает невидимую границу участка, хозяин атакует его, широко раскрыв крылья.

Самка следует за тем самцом, который громче и красивее кричит. При приближении дамы самец исполняет своеобразный танец. Он приспускает крылья, надувает шею, топорщит перышки на голове и ходит вокруг подруги на прямых ногах. Однако коростель очень непостоянен: он может завести «новую семью». Самка в одиночестве строит на земле простенькое гнездо: выкапывает ямку диаметром 12-15 см и тщательно выкладывает ее соломинками, травой, осокой и мхом. Гнездо, как правило, спрятано среди стеблей крапивы или у подножия ивовой поросли. Если его разорят хищники, то самка принимается за постройку нового, но уже на другом месте. Она откладывает 9-12 яиц глинисто-голубоватого или красновато-бурого цвета с пестринами и насиживает их 18-20 дней. Вылупившиеся птенцы покрыты темным пухом. В первые часы жизни они нуждаются в обогреве матери и находятся в гнезде, но затем самка уводит пуховичков оттуда. Птица учит их находить пищу самостоятельно, и через 3-4 дня птенцы уже прекрасно разбираются, что съедобно, а что нет. Малыши очень уязвимы. При опасности самка старается отвлечь врага, перепархивая с места на место, делая перебежки, и отводит его подальше от птенцов. Они же в это время затаиваются в траве до особого сигнала матери. 10-15 дней птенцы держатся вместе с самкой, а потом расходятся. Молодые коростели начинают летать в возрасте 35 дней. Взрослые же, напротив, теряют способность летать в июле - августе во время линьки.

К осени и дети, и родители готовы к перелету в Северную Африку и Танзанию. Это трудное испытание, ведь летают они неважно. Перелеты у них короткие, ночные, высоко птицы не поднимаются, часто останавливаются. Дергачи летят небольшими группами, крупных скоплений не образуют, перед восходом солнца останавливаются на дневку - отдыхают и кормятся. В пути коростелей подстерегает множество опасностей. Как правило, они летят по прямой, повинуясь «внутреннему компасу». Часто этот «компас» ведет их через город, где много птиц гибнет. Они становятся жертвами кошек, ворон и собак, разбиваются о провода и оконные стекла. В России, в отличие от Европы, на коростеля разрешена охота. На него ходят с легавыми и спаниелями. Однако птицу не так просто добыть. Коростели искусно прячутся, и понять, что они сидят рядом в траве, невозможно. Только собака может их учуять, но ей придется хорошо поработать, чтобы поднять добычу. Коростель неохотно взлетает. Он бегает среди травы, делает круги, двойки и петли - путает собаку, как настоящий заяц, и частенько скрывается от преследователя. Некоторые старые охотники не стреляют коростеля - им кажется, что улетая эта диковинная птица смотрит на них как бы с укором своими большими темными глазам.

А сейчас мы прочитаем рассказ Виктора Петровича Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

•        В заглавии есть вопросительное слово «зачем». Замените его синонимами.

•        Кто кому задает вопрос? А кто это Я?

•        Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, но и старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить? (о совестливости, порядочности)

•        О чем спрашивает себя автор? Выясним, какое толкование слова «убить» дается в словаре (Убить – 1. Лишить жизни. 2. Перен. Привести в полное отчаяние, в состояние безнадежности. 3. Перен. Уничтожить, подавить. 4. Потратить, израсходовать). В каком значении, по вашему мнению, будет употреблено слово «убил»?

Чтение рассказа «Зачем я убил коростеля?»

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником (кустарниковая ива), увидел птицу. (Божачина – глубокая грязная лужа)

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

 

Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Вопросы после прочтения:

•        Какова тема рассказа? (рассказ о том, как 40 лет назад рассказчик убил в мальчишеском азарте коростеля)

•        Как вы думаете, почему герой рассказа, человек уже взрослый и много повидавший за свою жизнь, не может забыть того, что произошло много лет назад, и воспоминание это для него мучительно? (героя мучает совесть)

•        Какова основная мысль рассказа?  (в бессмысленности убийства живого существа; в ответственности человека за свои поступки; в неотвратимости расплаты за то зло, которое причинил другим)

•        Почему беспомощность птицы не остановила рассказчика? Какие выразительные средства использует автор, описывая себя в момент погони? (сравнение с гончей собакой: потерял всё человеческое, забыл о разуме, превратился в слепое животное « слепой от погони, охотничьей страсти». Эпитет «дикий» азарт, то есть необузданный, не имеющий отношение к человеку,  подчеркивается, усиливается  риторическим восклицанием «Берегись тогда, живая душа!». Яркий контраст: маленькая беспомощная птица – «захлестал сырым удилищем»)

•        Начало рассказа очень динамично. Где и почему время как бы остановилось? (Когда мальчик рассматривает загубленную им птицу. Смерть птицы поразила его настолько, что он застыл с безжизненным тельцем жертвы в руках)

•        Почему так подробно дано описание мертвой птицы? (мальчик внимательно рассматривает на ладони ее завядшее тельце, как бы определяя степень своей  вины. Подробности в описании птицы усиливают чувство вины)  

•        В экспозиции рассказа описание природы очень кратко. Для чего вдруг в середине текста дается подробный местный пейзаж, наполненный красками, запахами, звуками?  (показать, что великолепный летний пейзаж, наполненный красками и звуками, кажется рассказчику несовершенным, пока не вернулись коростели. И скрип коростеля дороже соловьиных трелей)

•        Какова роль восклицательных предложений «Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит!» (показывают чувство признательности птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось... значит, все в порядке»)  

•        Действительно ли все в порядке? (нет. «И каждый год вот так. Томлюсь и жду я коростеля…»)

•        Почему же каждый год с нетерпением и виной ждет автор прилета коростелей? (словно хочет увидеть среди птиц ту, которую когда-то глупо загубил. Ему кажется, что если увидит, то почувствует прощение от птицы)

•        Какую роль играет прилагательное «закоренелой» виной?  (эпитет подчеркивает мучительное воспоминание-вину, преследующее рассказчика в течение всей жизни)

•        Почему автор заканчивает рассказ по сути одним и тем же вопросом «…зачем я убил коростеля? Зачем?»  (чтобы показать, насколько мучителен он для рассказчика. На него нет ответа,  как нет возможности повернуть все вспять)

•        Над какими вопросами заставляет задуматься короткий рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» (Может ли остаться без следа поступок, совершенный в детстве? Можно ли оправдать свою жестокость малым возрастом? Зачем нам дана совесть? Должны ли мы  чувствовать  ответственность за все, что совершаем? Можно ли было поступить иначе?)

Домашнее задание:  прочитать  рассказы  В.П. Астафьева «Глухарь», «Орлан-могильник», «Вороны-охотницы», «Радость первого полета», «Он живой», «И милосердия», «Жизнь Трезора», «Гнездышки», «Алеха», «Тихая птица».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Коростель (дергач)

Слайд 4

Виктор Петрович Астафьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция школы "Школа Храм Души", МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области

Вопрос воспитания – один из важнейших вопросов. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека, поэтому от правильной пост...

Презентация МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа" г. Дзержинский Московской области

Презентация Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа" г. Дзержинский Московской области...

План работы дружины имени А.П. Гайдара в МОУ "Акчеевская СОШ"

План работы дружина имени А.П.Гайдара в МОУ "Акчеевская средняя общеобразовательная школа" на 2013-2014 учебный год...

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.

Содержит вопросы  и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области.

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области....