"Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству"
классный час (6 класс) на тему

БОЛДАРЕВА НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА

1.                Познакомить учеников с понятием «толерантность», «терпимость»;

2.                игра – «Страны»  (интерактивные методы)  

3.               составление синквейна (работа в микрогруппах);

3.                притча и ее обсуждение;

4.                проведение творческой работы (дерево толерантности).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_-put_k_miru_druzhbe_i_sotrudnichestvu.doc413 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат №19» среднего общего        образования ОАО «РЖД»

Творческая разработка

       Классный час

 

                                                                                                                                           

                                                                                           

                                                                                       

                                                                                 

                                                                                    Разработала и провела:

Воспитатель: Болдарева Н.С.

Новокузнецк

2015г

Есть праздник, который для всех

Людей, всех народов, традиций и тех,

Кто мыслит иначе, живет по-другому,

Но двери в его дом открыты любому,

Любому, готовому быть толерантным[6]!

Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене «культуры войны культурой мира». (Статья 1 Декларации принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) 

Особое значение имеет  формирование толерантного отношения в процессе социально-педагогической деятельности с воспитанниками школы-интерната. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Большинство воспитанников не ориентируются   в поликультурном воспитании, не умеют правильно оценивать себя и других, находить правильное без конфликтное решение.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности, необходимые для общего выживания и свободного развития. Воспитанники должны все больше приходить к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Цель: Формирование толерантного мышления, развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей.

Задачи:

  1. формировать у воспитанников понимания сущности и значения «толерантности», «терпимости»;
  2. развивать умения правильно оценивать себя и других;
  3. способствовать формированию активной жизненной позиции;
  4. создавать  условия для формирования терпимости к различиям между людьми.

Разработка классного часа предназначена для воспитанников среднего звена.

  1. познакомить учеников с понятием «толерантность», «терпимость»;
  2. игра – «Страны» и обсуждение (интерактивные методы);

     3.       составление синквейна (работа в микрогруппах);

  1. притча и ее обсуждение;
  2. проведение творческой работы.

Подготовка к мероприятию:

  • Выбор темы проведения мероприятия;
  • Анализ методической литературы;
  • Подготовить, как звучит слово «толерантность» на разных языках мира;
  • Подготовить канцелярские товары (бумагу, ручки, маркеры);
  • Изготовление листочков для творческой работы;
  • Подготовить презентацию.

Ход мероприятия:


        Воспитатель:
  На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во всех областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решении проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «Толерантность». Ежегодно 16 ноября, начиная с 1995 года, отмечается праздник дружбы и межкультурного диалога[6].

       Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: Воспитатель просит детей прочитать высказывания и обсудить(Слайд 3)

  • В испанском языке   -  оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  •  в английском — готовность быть терпимым, снисходительность;
  • в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • с латинского – «толерантум» - терпимость к чужим взглядам, образу жизни, поведению, обычаям, верованиям.
  • в русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Работа в микрогруппах:

Вопросы для обсуждения:

  • Какое из определений вам импонирует более всего?
  • Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • Что объединяет и что разделяет разные определения?
  • Какими способами можно определить наличие толерантности у человека?

После обсуждения в микрогруппах высказываются мнения ее представителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.

2. Игра «Страны»

Реквизит. Листы бумаги (А4) и маркеры по количеству участников.

Ход—игры. Участники садятся в круг. У каждого из них есть по листу бумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название которой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» друг другу зарубежные страны. Они не должны повторяться.

Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны, дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количестве участников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором из десяти ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являются наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной страной. Например Италия - пицца, макароны, сапоги; Германия-Гитлер, фашизм, пиво, машины; Англия - пунктуальность джентльмен, Шерлок Холмс, часы Биг Бен  и т. д .

Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций. Задача ведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить им, что у каждой страны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры, произведения искусства...

Следующий этап игры заключается в том, что ведущий по желанию приглашает одного воспитанника и задает ему роль. Он представляется участникам, как иностранец,  приехавший в Россию, и называет им свои ассоциации, связанные с названием нашей страны: матрешка, медведи, холод, угроза и т. д.

Задача воспитанника — описать свои ассоциации наиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только стереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к выводу о необходимости более терпимого и внимательного отношения к различным культурам, нациям[3].

После игровая рефлексия

Примерные вопросы для анализа:

  • Почему были названы именно такие ассоциации?
  • Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своих ассоциациях, связанных с Россией? Не было ли им обидно?
  • Каково же должно быть отношение к культурам других стран и народов?

В русском языке существуют два слова со сходным значением - «толерантность» и «терпимость».

В 1995 году Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В Декларации дословно говорилось, что толерантность – человеческая добродетель, это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира[6].

Толерантность – искусство жить в мире разных людей и идей, это способность иметь  права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей[1].

Толерантность -  это не уступка, не снисхождение и потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Толерантность -  политика диалога и открытости[1].

В каждом из определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.

            А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность понимать и принимать другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Терпимость - умение прощать, быть снисходительным к поступкам других людей.

Терпимость -  проявление сострадания и милосердия, готовый к примирению.

3. Составление синквейна со словом «терпимость».

«Терпимость»[6]

(с помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством)

Милосердный, великодушный, снисходительный…

(с помощью глаголов объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством)

Прощает, принимает…

Терпимость – это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, т.е. допускать, принимать, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.

(с помощью ключевого слова в виде имени существительного назовите ассоциацию слова  - «Терпимость»)

Выдержка, примирение, принятие, снисходительность, великодушие

  1. Обсуждение притчи (4 слайд):

Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появились жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну, хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться, да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!»

Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи, и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно[6].

Вопросы для обсуждения (5слайд):

- В чем смысл этой притчи?

- Какие возникают отношения между людьми разных народов из-за внешних различий?

- Можно ли оправдать поведение женщин?

- Кто в этой ситуации прав?

- К чему призывает эта притча? Чему она учит людей?

Вывод: 

Народы различаются между собой и часто те, кто смеётся над другими, не понимают своей ущербности, поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.

         Давайте подытожим и,  вы дадите определение «толерантности» в вашем понимании (воспитанники высказывают свое мнение)

Быть толерантным — это значит принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать, что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас». 

Если бы мы  с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.

Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и  объединяет. Давайте подумаем и определим,  какие качества человека помогают ему жить дружно со всеми детьми в классе, школе, на планете. Большими и маленькими, здоровыми и больными, разных народов и верований, говорящих на разных языках и соблюдающих разные обычаи и традиции.  Для этого мы образуем три группы по цвету листочков, которые вы выберете.  

  1. Творческая работа: Дерево толерантности "[5]

Все выбирают листочки, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на обратной стороне листочка  (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.

       После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символическое дерево, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.

Воспитатель: Мы выбрали те качества, которые позволяют нам жить вместе. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

Список литературы:

  1. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность". / И.В. Гревцева // Классный руководитель.- 2006.- №4.- С.81 - 88.
  2. Зайцева М.И. Проект «Подросток и толерантность»//Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.20 – 24.
  3. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //Семья и школа. - 2001.-  №№11-12. - C. 36-40.
  4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное      образование. - 2001. -  №  9. – С.91 – 97.
  5. Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. / Л.П. Шустова // Классный руководитель.-2006.-№4.-С.77-80.
  6. Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у

школьников  О.А.        Северина, Т.А. Дронова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорома, 2008. – 240с. (классное руководство).

ISBN 978-5-91497-035-9 (Панорама)

ISBN 978-5-9928-0053-1 (Глобус)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - путь к миру"

Толерантность — это милосердие.Толерантность — это сострадание.Толерантность — это уважение. Толерантность — это доброта души.Толерантность — это терпение.Толерантность — это дружба....

Толерантность - путь к миру.

Урок- диалог  обществознания в 10 классе. Материал урока способствует формированию  у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развит...

Толерантность - путь к миру.

Классный час по теме: "Толерантность - путь к миру" можно использовать в 3-4 классах....

Классный час "Толерантность - путь к миру!"

Классный час может быть проведен для учащихся 9-11 классов. Содержит толкование термина "толерантность", "толерантная личность", задания практического характера для групповой, фронтальной и индивидуал...

Презентация "Толерантность - путь к миру."

Презентация к празднику "День толерантности"....

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личн...

Внеклассное мероприятие приуроченное к международному ко Дню толерантности "Толерантность - путь к миру"

Форма проведения – интерактивное занятие. Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравстве...