Беседа с родителями "Как воспитать лидера в семье".
классный час (9 класс) на тему

Королькова Валентина Петровна

"Лидер по жизни!" - говорим мы об успешных людях. Как же воспитать личность и развить в ней задатки лидера? Данный тренинг поможет родителям поэтапно сформировать лидерские качества у детей разного возраста, начиная с рождения и до взросления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Бесседа с родителями «Как воспитать лидера в семье»

Маленькие секреты по воспитанию лидера

 «Лидер по жизни», говорим мы об успешных людях. А как воспитать в ребенке лидера? Есть ли какая-то формула? Особые – слова, способные разбудить лидерские качества в ребенке, помочь ему их развить, укрепить? Причем лидера, как человека достойного, которым можно гордиться, за то, что другие его ценят, уважают, следуют за ним…

Лидерские качества – не путаем с диктаторскими

Для начала нужно разобраться, что он за фрукт такой он этот «лидер». Заводила, способный подбить однокашников и ребят из соседнего двора на «вот с той крыши спрыгнуть» — лидер? Может тогда человек, без тени сомнения лихо вышагивающий по головам для достижения своей цели?

Или мастер манипуляции — самый популярный ребенок сначала в группе, классе, а потом в институте и дальше по лестнице, у которого есть все, кроме способности сопереживать, сочувствовать, сделать что-то самому, но лихо диктующий свои правила поведения? А может диктатор, которому легче подчиниться, чтобы не нажить неприятностей на свою голову?

В первую очередь лидер – ответственный, знающий цену себе, и уважающий мнения других человек, умеющий не шашкой махать направо и налево, а и за себя постоять, и других организовать и повести по наиболее рациональному пути решения проблемы. Он находчив, изобретателен, целеустремлен.

Кроме того, человек, обладающий лидерскими качествами, знает, как и когда нужно демонстрировать свои явные и скрытые, на первый взгляд, таланты и умеет это делать. А еще он не стесняется признавать свои ошибки и извлекать их них уроки. Имеет хорошее чувство юмора и знает толк в уместной самоиронии. Обязательно обладает хорошим чувством такта, слова и ораторскими навыками.

Все эти лидерские качества при желании можно воспитать в ребенке, особенно, если вы заметили, что ему это интересно.

Формирование потенциала

С какого возраста следует воспитывать лидера в ребенке? – с того самого момента, как он начинает держать голову и делать первые попытки переворачиваться. Поворот с животика на спинку и со спинки на животик, между прочим, одна из первых попыток добиться желаемого результата своими силами. Особенно если в поле зрения ребенка находится, например, игрушка, которую он хочет достать. Младенец видит цель и хочет её достичь. И если родители в этот момент делают так: «Ой, мой хороший, хочешь достать игрушечку?

Возьми, маленький. Не тянись», — они тут же перечеркивают его попытки достигать поставленную цель. Лишают права на самостоятельные действия.

Кстати, воспитывать лидера в семье никогда не поздно, и начать можно и в школьном возрасте.

Воспитывая лидера в ребенке, мы должны помнить, что он должен быть целеустремлен. Крохе можно помочь, направить его движения, но не делать их вместо него.

Это, кстати, одна из самых распространенных ошибок родителей – максимальное удовлетворение всех желаний маленького человека без всяческих усилий с его стороны. Жизнь чада должна быть комфортной, наполненной любовью, но не уподобляться теплице, где произрастает полностью зависимое от взрослого человека растение. Из теплолюбивого растения лидера воспитать невозможно.

А вот несколько простейших примеров, помогающих малышу развить первоначальные лидерские качества:

  • собираясь гулять с малышом, обязательно доверяем ему нести свой мячик, игрушку, лопатку, ведерко со словами: «ты мой помощник» или «ты же позаботишься о ней/нем?» — кроха, осознает свою ответственность;
  • выйдя с ребенком на прогулку, говорим не «пойдем на площадку», а, например, «веди нас на площадку» или «ты помнишь дорогу на площадку?» — малыш самостоятельно выбирает направление и сознательно ведет маму или папу по лично выбранному пути;
  • если на площадке никого нет и вы лишь вдвоем лепите снеговика или куличики из песка, не спешите бросаться на помощь, слыша «мама, у меня не получается», а предложите «может, попробуешь сделать чем-то другим», «как-то по-другому». Покажите чем и как, но свой выбор ребенок должен сделать сам (как получится – обязательно похвалите!) – развитие самостоятельного принятия решения и нахождение пути в обход той горы, что не идет к Магомеду;
  • если на площадке уже играют дети, предложите (!) ему с ними познакомиться, обязательно добавив слова «здравствуйте» или «привет» — вежливость обязательная составная часть лидера. Затем следуют и призыв к игре слова «давайте поиграем в…», не боясь делиться игрушкой — малыш, проявляя инициативу, утверждается. Кроме того, умение быстро войти в контакт, стать «своим», повести за собой – очень ценное приобретение для будущего лидера.

Кстати, для того, чтобы ребенок умел поддержать беседу или уверенно поддержать разговор (а без этого лидер – не лидер), его нужно научить говорить:

  • разговаривайте с ним, четко проговаривая слова, называя вещи своими именами, а не «вот эта штучка», «дёрни за пимпочку». Если малыш сразу не может выговорить слово, сложить предложение, поправьте, подбодрите его, а не подымайте на смех, он только учиться — грамотная речь обязательна для лидера;
  • обсуждайте совместно прочитанную книгу, просмотренный мультфильм – лидер умеет формулировать свои мысли и выражать мнение;
  • задавайте вопросы с обязательной формулировкой «как ты думаешь?» и обязательно добавляйте, «а я вот так» — лидер не только говорит, он слушает и слышит собеседника или оппонента;
  • советуйтесь, держа серьезное лицо, даже если малыш говорит забавные вещи, не бойтесь указать на ошибочное мнение, добавляя «это действительно интересно, но мне кажется» — настоящий лидер признает, что кроме его мнения есть и другие.

Еще одно обязательное условие при воспитании лидера: умение анализировать ситуацию. Если ему сделали замечание или кто-то в чем-то упрекнул, не спешите вставать на защиту своего чада, встав в позу «мой ребенок самый лучший». Разберите ситуацию по полочкам, найдите суть проблемы, просмотрите, какие варианты возможны для её решения и подтолкните его к этому решению (давая обязательно понять, что вы всегда рядом, но действовать придется самому). Действенный анализ, способность переступить свой страх при решении конфликтных ситуаций, выйдя из них с честью, очень пригодится лидеру в дальнейшем. Мало того, они ему необходимы.

Неприемлемые приемы

Важно помнить, что развить лидерские качества возможно лишь тогда, когда ваша кровинка уверена в себе. И еще – нельзя переусердствовать, подталкивая ребенка к совершению поступка. Запретите себе и своим близким:

  • толкать ребенка в спину во время проведения каких-то соревнований, игр, конкурсов: «Не стой тетехой! Иди, участвуй!» — принуждение порождает отторжение к действию;
  • перехваливать малыша, отрока, подростка: «ты у нас самый лучший, самый способный, самый замечательный, самый аккуратный»… И это только потому, что малыш вынес мусор, запомнил стишок, самостоятельно застелил кровать, вытер руки салфеткой. Здесь достаточно «хорошо», «молодец», «так и нужно». Перехваленный ребенок – дитя-зазнайка, ожидающий похвалы от всех и вся — всегда и без исключения. Это медвежья услуга. Во-первых, другим с ним не интересно. Во-вторых, не получая привычного, он начинает считать, что все вокруг плохие, а он один хороший. Становится совершенно неспособным к адаптации к внешнему миру, окружению;
  • безрассудно идти на поводу его «трудно», «устал», «не могу», «не умею». Любое начатое дело должно быть закончено. В крайнем случае (отъезд, приход гостей, позднее время), его можно отложить, но при этом следует подчеркнуть, что результат обязательно будет, если постараться. В конце концов «и ходить ты когда-то не умел, а научился же, хоть и падал», «ложку не держал в руках, размазывал кашу по лицу, но теперь ведь вон как уверенно орудуешь!». Тот, кто сдается изначально – не добивается желаемого результата никогда! Особенно это важно, когда родители хотят воспитать мальчика лидером;
  • обзывать ребенка, пускать в его сторону ядовитые шпильки, если он в чем-то не преуспел, особенно повышать на него голос. Яд вместо поддержки, убивает само желание делать что-то или же озлобляет и переквалифицирует лидера в деспота;
  • перезагружать дитя секциями, кружками, дополнительными уроками, занятиями с репетитором – у него атрофируется возможность выбора того, что по душе. Одно лишь подчинение установленному распорядку. Это не для воспитания лидера;
  • прощать маленькую ложь, видя её. Ваш маленький лидер, в процессе игры с друзьями невзначай разбил чашку, и вы, чтобы не расстраивать его перед друзьями соглашаетесь, что «он не знает, кто это сделал», «она сама упала». Так нельзя, точно так же как и устраивать разнос по этому поводу – правдивое признание нужно спрашивать и принимать чинно и спокойно. Как бы дорога посуда не была, дороже то, что ваше дитя, в котором вы развиваете лидерские качества, умеет признаваться и отвечать за свои поступки;
  • неуважительно, с насмешкой отзываться об увлечении ребенка. Это категорический запрет! Даже если ваш ребенок занимается в секции бокса или карате и одновременно кропотливо распознает разновидность рисунка на крыльях бабочек (спортивная секция, кстати, очень желательно для воспитания мальчика-лидера). Не мешайте ему всесторонне развиваться! Лидеру это необходимо;
  • сомневаться, что ребенку по силам преодолеть препятствие, говоря «ты только зря потратишь силы и время!». Найдите время, помогите, но не сбивайте его с выбранного пути;
  • устраивать ежедневные соревнования между родными детьми «кто сделает лучше, быстрее, ловчее». Так воспитывают не лидерство, а зависть, ревность и раздражение. «Помоги» — да, «вместе» — да, соревнование родители и дети – приемлемо и даже хорошо, «но не ты лучше, вот тебе конфетка». Учиться принимать поражения можно и нужно в конкурсах и соревнованиях между сверстниками – на спортивной площадке, в секции по гандболу, художественной гимнастики, контактных единоборствах… Но не в семье между единокровными (тем более сводными!) братьями и сестрами. Когда дети поддерживают друг другу, они помогают себе выработать чувство локтя, поддержки, умение работать вместе для достижения единой цели. В последующем лидер должен уметь организовать работу так, чтобы совместным трудом добиться желаемого результата
  • на глазах у ребенка отказывать в помощи тому, кто в ней нуждается (не путать с попрошайничеством!). Простейший пример, бабушка с сумкой переходит дорогу – и сами предложите ей помощь, и ребенка подключите к этому действию. У человека идет носом кровь, ему нечем её остановить, а у вас в кармане дорогой кружевной платок – не пожалейте, протяните его нуждающемуся, ведь не напрасно сказал Евгений Ханкин, что лидерство, которое не подкреплено ни добротой, ни сочувствием, перерастёт рано или поздно в тиранию — это неизбежно.

Воспитываем лидера в себе

Воспитывая лидера в своем ребенке, нужно самому быть лидером и авторитетом в его глазах. Возвращаясь к вопросам «кто такой лидер?», «в чем его задача?», лучше всего сформулировать ответ, используя наблюдения Николая Лескова.

Он подчёркивал, что первоочередная задача настоящего (стоящего) лидера – настроить коллектив или отдельно взятого человека на общую, единую цель, расставить все всех и по своим подходящим именно им местам, и главное — помочь поверить и не сомневаться в собственные силы. Это возможно только искренне любя и доверяя своему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать лидера

Рекомендации по воспитанию лидера среди детей среднего школьного возраста...

Беседа о поощрении и наказании в семье

  Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...

Беседа о духовно-нравственном воспитании в семье

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие  в первую очередь, ду...

Беседа для родителей «Воспитание ненасилием в семье»

Беседа для родителей «Воспитание ненасилием в семье»...

Беседа для родителей "Воспитать личность".

Беседа для родителей "Воспитать личность"....

Беседа для родителей "Воспитать личность"

Необходимо, чтобы каждое утро ребенок просыпался с установ­кой: «Я хороший, славный, любимый и замечательный». Зачем? А по­тому что такого человека начинают любить и другие. Образ для себя ста...

Как воспитать лидера

В публикация направлена на родителей. Как нужно общаться с ребенком, чтобы не подавлять его характер. В какое русло можно отправить энергимю гиперактивного ребенка....