Земля просит защиты
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Рощина Светлана Ивановна

Внеклассное мероприятие , посвященное защите озонового слоя для 4-5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_meropriyatie_o_ozone_dokument_microsoft_office_word_2.docx944.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для обучающихся 4- 5 классов

«Земля просит защиты!»

Цель: формирование у учащихся экологического сознания, чувства ответственности за окружающую среду

 Задачи:

  • Образовательные:
  1. Систематизировать и расширить знания учащихся о экологическом  состоянии природы нашей планеты;
  2. Формировать представление о Земле как общечеловеческом доме;
  3. Показать значимость и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • Воспитательные:
  1. Формировать коллективизм, сплоченность, дружбу.
  2. Прививать любовь и уважение к природе.
  • Развивающие:
  1. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  2. Развивать мыслительную деятельность через решение проблемы.

Форма проведения: мероприятие- исследование

 Оборудование:    1)глобус

                           2) кроссворд

                           3)рисунок планеты Земля

                           4)звукозапись голоса Земли

                           5)картинки монреальского договора

                           6) эмблемы

                           7) пазлы Земли

                                8) компьютер

                                9) мелодия из песни «Звездная страна», муз. М.Таривердиева

Методические советы на подготовительный этап.

Для подготовки этого внеклассного мероприятия   всем обучающимся класса дается  задание найти интересный материал об озоне и нарисовать плакаты и рисунки по теме,  а 3-м обучающимся  поручается подготовить определенные роли ( Озона, ученого, эколога) и соответствующие костюмы и реквизиты

План мероприятия.

I. Организационный этап.
II. Подготовительный этап.

III. Формирование мотивации

IV. Создание проблемной ситуации

V. Постановка проблемы исследования.
VI. Определение темы исследования.
VII. Формулирование цели исследования.
VIII. Интерпретация полученных данных.

IX. Подведение итогов

Ход мероприятия.

I. Организационный этап.

Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне учитель читает стихи.

Лесoв и рек немало, их много на Земле,
Они любовь и счастье подарят друг тебе.
Oни очистят воздух и жажду утолят,
И в жаркий летний полдень от зноя защитят.

Леса ты береги и не руби так зря.
И знай, что вся Земля – родная мать твоя.
Прекрасней не найти нигде гармонии такой.
Oдна лишь во Вселенной – и нет другой такой!

Учитель – Наша Земля является для нас с амии самой  прекрасной планетой во  всей вселенной. Она для нас самая лучшая ,т.к. это наша планета. (Учитель вывешивает на доску плакат с планетой Земля)

http://www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1239981330_1239884167_shutterstock_21955486.jpg

II. Подготовительный этап.

Учитель: В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН  провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя. День установлен в память о подписании Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и отмечается с 1995 года. Девизом Международного дня охраны озонового слоя стали слова: «Сохрани небо: защити себя — защити озоновый слой».

http://post.kards.qip.ru/images/postcard/eb/08/1313003.jpg

Наша  планета нуждается в защите  от влияния жёстких ультрафиолетовых солнечных лучей. Такой защитник есть . Это  наш гость.

Озон. (выходит с  грустный  видом мальчик, в костюме)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Озон. Я покрываю нашу планету Земля своим огромным  пологом  и защищаю от пылающих солнечных лучей, но обо всем по порядку. Жизнь на Земле появилась только потому, что  возник озоновый слой, который поглощает до 98%  ультрафиолетовой радиации, приходящей от Солнца. Если бы все сoлнечные лучи, попадая на Землю, достигали ее поверхности, то растения и животные просто спеклись бы, как в духовке. А более 800 миллионов лет назад животным, чтобы  защититься от палящих  солнечных лучей приходилось укрываться под водой, или надевать панцирь как например черепаха, или защитные пластинки, как  древние пресмыкающиеся (динозавры). Сохранились они и у таких древних животных, которые дожили до наших дней. Это броненосец, игуана, гаттерия.[3]

Я, озоновый слой, защищая вас от влияния жёстких ультрафиолетовых сoлнечных лучей, и черепахам даю «щадящий режим», но от панциря им теперь уже никогда не избавиться, ведь эволюция на них как бы остановилась. И панцирь черепахи – это свидетельство нехватки озона в те времена, когда природа дала возможность в подобной защите от Солнца, создав панцирь и броню.

В атмосфере - воздушной обoлочке нашей планеты происходит постоянное образование озона из кислорода воздуха. Одновременно с образованием озоновых молекул идёт   разрушение  их молекул. Оно может происходить в результате действия тех же солнечных лучей, но есть и  «убийцы озона» это - озоноразрушающие вещества. Я пришел просить помощи т. к. моё озоновое покрывало в некоторых местах стало иметь дыры и  я не могу теперь защитить всю землю.[4]

III. Формирование  мотивации.

(Учитель читает стихи, держа в руках глобус.)

Самая прекрасная, рoдная.

Разнoцветная, веселая, живая.

Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красoта твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи oкеаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в oтвете.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля с тoбой одна семья.

IV. Создание проблемной ситуации.

Звучит голос  планеты  Земля:

- Мне радостно слышать вас и обидно.

Учитель.- Ребята, нас услышала наша  планета Земля, но что-то голос у неё печальный. Что  же случилось?

Голос Земли:

- Это было  очень , очень давно. Я просыпалась каждое утро и была очень счастлива и радостна. Неужели я когда-то могла так  радоваться, могла так любить? Я любила  всё вокруг: солнце, небо, облака, цветы, журчание бегущих рек, пение  звонких птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка, а теперь мой защитник Озон сам просит помочь. Помогите!

-У вас ещё есть чуть- чуть времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в вас, в ваш  светлый ум и добрые сердца.

(На доску крепится плакат с изображением плачущей планеты.) http://www.chakreview.com/wp-content/uploads/2012/09/Child-Sexual-abuse-in-Shelter-Homes-Chakreview.com_-300x254.jpg

V. Постановка проблемы исследования.

- Ребята, что же случилось с нашей планетой Земля ? Почему она огорчена? С нашей планетой произошло большое несчастье, её здоровью угрожает опасность.

VI. Определение темы исследования.

- Тема нашего исследования так и звучит «Земля просит защиты».

- Сегодня я превращаю вас  в учёных-специалистов, которые помогут нам всем разобраться в этой проблеме.

Вы должны исследовать эту беду и понять, как можно спасти нашу любимую планету – Земля.

VII. Формулирование цели исследования.

- Вспомним Маленького принца. Что угрожало его планете? Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не разорвали бы своими корнями его планету.

- А что угрожает нашей планете Земля?

VIII. Интерпретация полученных данных.

Ученый  (выходит мальчик в костюме ученого)

- Озон – это газообразное вещество с запахом, состоящее из 3-х атомов кислорода, образующих молекулу. Озон появляется во время грозы при разряде молнии, при тихом электрическом разряде в лабораторных условиях, при работе оргтехники или при действии ультрафиолетовых лучей на кислород. [1]

(Ученый показывает  всем 3 шарика, соединенных вместе - это молекула озона, каждый шарик – это атом кислорода, к двум  атомам кислорода присоединяется третий во время в атмосфере грозы, демонстрация  на шариках).

Озоновым слоем называют область его наибольшего скопления. Озон: вид молекулы

Различные причины в природе приводят к изменению озонового слоя. Среди них есть естественные причины, как, например, извержения вулканов. Известно, что когда извергаются вулканы, происходят выбросы газов, содержащих  серу, они  разрушают озоновый слой.[2]

Эколог (выходит девочка в костюме эколога)

- Но гораздо больше разрушает озоновый «зонтик» сам человек, а именно его деятельность. И она  очень многообразна. Это заводы, использующие при работе, газ фреон, а так же различные аэрозоли. Попадая  в атмосферу газы разрушаются и выделяют хлор, он то и приводит к гибели озонового слоя. В последнее время также стали учитывать влияния авиации, космических ракет. [5]


        Сниженная концентрация озона уже не так хорошо поглощает ультрафиолетовые лучи солнца, которые начинают проникать на поверхность Земли и угнетать жизненные процессы у всего живого на Земле. То есть это и есть те самые «озоновые дыры», о которых сейчас так много говорят. От излишнего солнечного излучения нужно оберегаться.

Учитель - Как надо оберегаться?

- Носить в солнечные дни головные уборы с широкими полями, чтобы защитить лицо и голову от вертикальных палящих лучей солнца. Предохранять сетчатку глаз темными очками, загорать в безопасное время дня, а именно до12.00 или после 17.00.

Учитель - Как же люди решили защитить озоновый слой? (ответы учащихся)

Люди разработали специальный договор об охране озонового слоя, который защищает  все живое на Земле от смертельных доз ультрафиолетового излучения. Этот договор  занял главное место в истории международных экологических соглашений.  В городе Монреале было подписано  соглашение о прекращении выпуска и  использовании озоноразрушающих веществ. 189 стран мира приняли участие в этом экологическом соглашении.[3]

Все понимают, чтобы не возникло экологической катастрофы надо своевременно принимать меры для защиты озонового слоя. Даже при быстрых и решительных действиях правительств согласно Монреальскому протоколу, полное восстановление защитного слоя Земли займет еще 40-50 лет. http://www.topclimat.ru/images/news/2012/1309_unido_02.jpg 

Учитель - Подскажите, а что мы с вами можем предпринять для защиты озонового слоя?

Ответы обучающихся:

- Мы можем сажать деревья и другие растения, заниматься озеленением. Ведь  все растения выделяют кислород, а он неoбходим для образования озона.

- А ещё  нам надо хорошо учиться, чтобы у нас были отличные знания,

для того, чтобы потом получить хорошую профессию и помочь нашей Земле.

Учитель: Молодцы, правильно! Ну что же, юные защитники нашей планеты Земля , готовы учавствовать в соревнованиях? Какая команда будет носить звание «лучшие экологи класса»

Задание для 1  команды.

На листoчках покажите, как озоновый слoй защищает нашу Землю (заготовки делали дома)

Задание для 2 команды.

 Нарисуйте, как мы должны защищаться от вредных солнечных лучей. Свой рисунок нужно защитить.

 (конкурс рисунков)

Задание для 3 команды. (Они отвечают сразу без подготовки, пока ребята из других команд выполняют свои рисунки)

  1. Озон состоит из 3-х атомов……(кислород)
  2. Как по- другому  называют озоновый слой для Земли? (щит)
  1. и 4.   Озоноразрушающие вещества. (сера, хлор)

5. Газообразное вещество образующее щит нашей Земли. (озон)

6. Природное явление , при котором образуется озон?(гроза)

7. Город. в котором было подписано международное  соглашение об охране      озонового слоя? (Монреаль)

8. Что образуется в местах наименьшего скопления озона, например над Антарктидой? (дыры)

9. Естественная причина, влияющая на разрушение озонового слоя ? (вулканы)

( После этих конкурсов выбираются лучшие команды.)

Для них следующее задание:

(Сложите пазлы. Какая получилась картинка? Что на ней изображено?)

Дети собирают две картинки. На одной изображена планета Земля в опасности (дети называют, что именно угрожает Земле). На другой охрана планеты (как люди мира должны защищать озоновой слой).

                 Песня ( на мотив « Бьют свинцовые ливни…» В. Трошин)

Нам небесные дыры,

Угрожают  бедой!

Но как зонтик над миром,

Есть озоновый слой.

Только если одним прекрасным днем,

Небо вспыхнет огнем,

V. Подведение итогов

 Учитель -Наше мероприятие подошло  к концу.  Мы сегодня много узнали нового.

Вы, молодцы, вы настоящие маленькие защитники нашей планеты, можно всем присвоить звание «Лучшего эколога», а когда станете взрослыми, докажите это в своей работе. Награждение всех детей  эмблемами в виде нашей планеты Земля, на память.

Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне учитель читает стихи.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся
.

Методические советы организаторам.

Данное мероприятие рассчитано  на проведение в классной комнате  с обучающимися одного класса (ученики 4 или 5 класса).  Классная комната предварительно оформляется рисунками детей по теме «Моя любимая планета».  На доску вывешивается плакат с изображением планеты Земля.  Для создания эмоционального настроения используется мелодия песни Звездная страна, музыка М. Таривердиева.

Методические советы на период ближайшего последействия.

Подведение  итогов мероприятия должно быть  эмоционально окрашено . Это может быть музыкальное произведение, стихи .  В память об этом мероприятии каждый ребенок получает  памятный подарок  эмблему планеты Земля в виде яблочка.

Список литературы

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Экология Учебное пособие под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС,1996, 192с.

2.Загрязнений наземных экосистем /Под ред. Р. Шуберт. М.: Мир, 1998, 65с.

3. Кузьмин А.В., Жиров В.К., Исаков В.Н. Озоновые дыры // Экология. – 1989. - № 5. – с. 68

4. В.С.Николаевский  Озоновый слой - наша беда// Экология.-1981.-№4.-с.56.

5. Петров В.В. Экологические проблемы современности, 2-е изд., Москва «Просвещение», 1991, с32

Интернет ресурсы:

http://www.rаstut-gоda.ru

http://www.ideа.uz

http://www.xn--80аaaaа2cjbcb1dcdcgded.com

http://love-energy.ru/collection

Автор разработки – Рощина Светлана Ивановна, учитель географии МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»

Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

Разработка урока по БЖ для 7 класса по теме:Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения».

Мозговой штурм "Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения»....

Зубы просят защиты

Открытое мероприятие кружка , посвященное теме защиты зубов. Материал построен в интерсной игровой форме в виде компьютерной игры....

Классный час " Земля защиты просит у людей"

Классный час по экологическому воспитанию школьников...

Классный час "Земля защиты просит у людей"

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президенто...

Викторина « Знаешь ли ты землю Донскую?», посвященная Дню защиты Земли.

Цель: формировать экологическую культуру личности ребенка, навыки работы с дополнительными источниками информации.Развивать дифференцированное восприятие.Воспитывать  чувства патриотизма и любви ...