Воспитательная программа " Туризм от А до Я"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) по теме
программа расчитана на подростков от 12 - 16 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_turizm.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Няндомское специальное учебно- воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно- опасным) поведением»
Согласовано И.о заместителя директора по ВР Кротова Н.В.________________ «___»______________ 2016 | Рассмотрено на заседании педагогического совета «___»______________ 2016 | Утверждено Директор
Ковырзина И.В.______________ «___»______________ 2016 |
Рабочая программа воспитательной работы
«ТУРИЗМ ОТ А до Я»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы: воспитатель Панфилова Марина Александровна
Направленность: туристско-краеведческая
2016 год
Содержание программы
Методологический аппарат программы
Тематическое планирование в рамках программы «Туризм от А до Я»
Методическое обеспечение программы.
Список методических источников.
Пояснительная записка
Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Туризм как форма активного отдыха и воспитательной работы полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".
Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.
Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность
В туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретенные на уроках географии, биологии, математики, которые подчас усваиваются формально и остаются, по существу, обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.
Знакомясь во время походов с людьми различных профессий, школьники более осмысленно подходят к выбору будущей специальности.
Методологический аппарат программы
Цель программы:
- Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи программы.
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
Формы работы.
1. Активные: участие в туристических слетах, соревнованиях, военно-спортивных играх.
2. Полуактивные: практические занятия в помещениях и на местности.
3. Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы.
5. Пассивные лекции, беседы, просмотр видеофильмов.
Актуальность программы
Актуальность данной воспитательной программы заключается в том, что работа туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.
Критерии оценки программы
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.
Ожидаемые результаты программы
По завершении обучения воспитанники будут знать:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- опасные и ядовитые растения Архангельской области, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь:
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
Этапы и сроки реализации.
1. Подготовительно-организационный - сентябрь.
2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.
3. Заключительный (итоговый туристический слёт, летние походы, жизнь в палаточных лагерях) - июнь, июль.
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).
Тематическое планирование в рамках программы «Туризм от А до Я»
Наименование разделов | Цель | Тема занятия | Количество часов |
Введение в туризм | Ознакомление | Организация и комплектование группы. | 1 |
Введение в образовательную программу. | 1 | ||
История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта. | 1 | ||
Организация и подготовка похода. | ознакомление учащихся с основными навыками выживания | Укладка в рюкзак личного снаряжения. | 1 |
Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. | 2 | ||
Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. | 1 | ||
Туристское снаряжение. | Привитие культуры здорового образа жизни | Как готовить личное снаряжение к походу. | 1 |
Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). | 1 | ||
Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. | 1 | ||
Гигиена туриста | ознакомление учащихся с основными навыками выживания | Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. | 1 |
Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. | 1 | ||
Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. | 2 | ||
Туристский бивак. | ознакомление учащихся с основными навыками выживания | Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. | 1 |
Типы костров и их назначение. | 1 | ||
Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта | 1 | ||
План и карта | Расширение кругозора воспитанников в области географии | Ориентирование с помощью карты и компаса. | 1 |
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. | 1 | ||
Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде. | 2 | ||
Краеведение. | Расширение кругозора воспитанников в области краеведения | Летопись родного края | 1 |
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. | 1 | ||
Практические работы с картами атласа Архангельской области | 1 | ||
Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества. | 1 | ||
Обмен опытом | Обучение практическим навыкам техники спортивного туризма | Тренировочные соревнования с клубом «Дельта» г. Каргополь | 1 |
Мастер- класс от клуба «БАРС» | 1 | ||
Круглый стол с клубом «Поиск» | 1 | ||
Страховочные узлы | Практические навыки вязки и использования туристических узлов на практике | Узлы и их назначение. Вязка узлов. | 2 |
Приёмы обращения с верёвкой. | 1 | ||
Поход выходного дня | Отработка и применение полученных знаний на практике | Осенние каникулы | 1 |
Майский туристический слет | 1 | ||
Акция «Поможем природе» | 1 | ||
Подготовка к соревнованиям | Участие в областных соревнованиях между интернатными учреждениями | Летний туристический областной слет- соревнования по спортивному туризму. Правила, этапы, система оценивания. | 2 |
Итого 34 часа |
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:
1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.)
2.Туристическое индивидуальное снаряжение.
3.Палатки- 4шт., компас- 2шт, рюкзак, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,
4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки
5.Таблицы ориентирования на местности
Заключение.
Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия по программе дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности.
Список методических источников.
1. Нормативная:
1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.
1.3. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.
2. Туризм:
2.1. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.
2.2. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
3. Топография и ориентирование. Туристская техника:
3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.
3.2. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.
4. Подготовка и проведение похода:
4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.
4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.
5. Краеведение:
5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю
5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.
6. Зелёная аптека:
6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.
7. Медицина:
7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.
Приложение 1
Результаты мониторинга . Опрошено 24 человека
Цель: изучить потребность воспитанников в туризме, как в форме организации активного свободного времени.
Вопросы анкеты | Ответы на вопросы |
| Да – 16 человек, нет – 8, |
| Пешие - 24 |
Вело – походы - 16 | |
Сплав на байдарках - 5 | |
Горные походы - 2 | |
| Да- 12, нет – 6, незнаю - 6 |
| 3- 4 раза – 20, 2 раза – 4 человека |
| Самый популярный ответ – незнаю совсем |
| Самый популярный ответ – двойной проводник, восьмерка, морской |
| Да – 8 человек, нет 16 человек |
| Нет – 20, имют представление, но точно не знают как – 4 человека |
| Да - 10 человек, нет – 14 человек |
| Да – 10 человек, нет- 14человек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Туризм в начальной школе"
Программа юный турист –путешественник имеет туристско-краеведческую направленность является адаптированной при ее разработке была использована типовая программа Юный турист –путешественник. В от...
Рабочая программа Туризм
Рабочая программа по учебной дисциплине Физический досуг (Туризм) по ФГОС СПО II поколения...
программа туризм
Дополнительная образовательная адаптированная программа "Пешеходный туризм"...
Рабочая программа "Туризм" для 8-9 классов
Туризм и являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовност...
Рабочая программа туризм и краеведение
Программа расчитана на год обучения. Занятия 6 часов в неделю...
Проект программы «Туризм и здоровье»
Информационная карта проекта. 1. Полное название проектапрограмма «Туризм и здоровье»2. Цель реализации проекта- пропаганда туризма и здорового образа жизни,- привлечение учащихся школы к т...
Воспитательные аспекты туризма и краеведения
Встатье говорится о развитии туризма и краеведения...