Конструкт внеклассного мероприятия устный журнал "Дети блокадного Ленинграда"
классный час (6 класс) по теме

Шабалина Ирина Вячеславовна

Проведение данного мероприятия формирует патриотизм, гражданскую позицию каждого школьника. Рассказывает о подвиге детей блокадного Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Городской округ Сухой Лог

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

 Конструкт внеклассного мероприятия

устный журнал: «Подвиг детей блокадного Ленинграда».

                               

Исполнитель:

Шабалина Ирина Вячеславовна

учитель технологии

Зырянова Светлана Владимировна

учитель математики

ГО Сухой Лог

с. Курьи

2015 год

Тема: Подвиг детей блокадного Ленинграда.

Тип мероприятия: Устный журнал.

Класс 6 «а», 6 «б».

Цели для ученика:

  1. Личностные: получить возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интерес к истории блокады; ясно и точно излагать свои мысли в устной речи; в процессе рефлексии проводить оценку и самооценку.
  2. Метапредметные: формирование коммуникативной компетенции в процессе выступления;  правильной читательской деятельности; чувства патриотизма и гордости за детей блокадного Ленинграда.

Цель для учителя: Формирование у учащихся чувства патриотизма, через страницы  устного журнала по теме «Дети блокадного Ленинграда».

Задачи:                

  • Формировать  гражданское самосознание, уважение к историческому прошлому нашей Родины;
  • Познакомить  с подвигом детей блокадного Ленинграда;
  • Вызвать у учащихся чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;
  • Развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.

Планируемый результат: развитие познавательный интерес к истории своей страны.

Методы: информационно-побуждающие, проблемные, наглядные, словестные.

Материально-техническое оснащение: проектор, ноутбук, экран, оформленная доска, свечи, интерактивная доска.

Место проведения: кабинет № 3 МАОУ СОШ № 4.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Сегодня вам расскажем о блокаде

Пройдем три вехи устного журнала,

В котором мы расскажем вам о детях

Блокаду, переживших на войне.

СТРАНИЦА 1: Память

Учитель читает слова на фоне музыки Моцарта «Реквием»

Учитель 1: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников.

 Учитель 2:Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.
Учитель 1: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
 
Учитель 2: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек.

СТРАНИЦА 2:Страшный 1941

Слова Ливитана о начале войны.

СТРАНИЦА 3: Кольцо Блокады

Учитель 1:Дети блокадного  Ленинграда, как много горя в этих трёх словах.

Стихи читают учащиеся.

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –
Шло ополчение на запад,
Навстречу беженцы текли…
Москву-то, всё же, отстояли,
Смоленск и Киев — не смогли.
Тогда кольцом германской стали
И был закован Ленинград…
Почти два года продержались
Те, кто не отступил назад…
Лишь часть заводов разобрали,
Чтобы к Уралу отойти-
От взрывов продыху не знали
Те, кто уехать не смогли.

И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.
120 грамм простого хлеба -
Вот весь был детский рацион.
Никто два года сытым не был,
Но много кто был погребён.

Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…

СТРАНИЦА 4: Дети блокады

Фильм о детях блокадного Ленинграда.
 

Учитель 2: А сейчас давайте совместно сформулируем тему нашего мероприятия.

Дети формулируют тему.

Учитель 1:Тема нашего мероприятия: Подвиг детей блокадного Ленинграда.

Учитель 2: У детей блокады было особое опалённое войной детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Учитель 1: Откройте сегодня монографию «Рисуют дети блокады» Шурик Игнатьев трёх с половиной лет от роду, 25 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок бумаги беспорядочными каракулями с небольшим овалом в центре. « Что ты нарисовал?» - спросила воспитательница. Он ответил: « Это война, вот и всё, а посередине булка. Больше не знаю ничего».

Учитель 2: Они были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но, тем не менее, для них делалось всё, что возможно.

Учитель 1:  «Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину».

Стихи читают учащиеся.

Убийство,  война и блокада
В тяжёлый для Родины час
Настигли детей Ленинграда –
Обычных детей, вроде нас.
Настигли за партою в школе
И отняли мать и отца.
От голода, страха и боли
Забились ребячьи сердца.
Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,
Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно,
холодно,
холодно очень...
Вставлена вместо стекла
картонка...
Вместо соседнего дома –
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой...
Утром...
Давно...
Вышла вода...
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка...

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
А Митька под ступенькою порога
Нашёл конфету, кто-то потерял.
Стоит и смотрит он на счастье.
Забыл уже и вкус, и даже цвет.
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.
Летел пацан к малой сестрёнке,
Зажав конфету в кулаке, домой.
Пусть будет радость у девчонки...
Вдвоём остались лютою зимой.
Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
Туда, где был когда-то магазин...
Но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...

Учитель 2: Несмотря на суровые блокадные условия было принято решение о необходимости продолжить обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ.

Учитель 1: Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Учителя стремились проводить занятия с учащимися как можно более интересно и содержательно. «К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 года в своем дневнике учительница истории 239-й школы Ксения Владимировна Ползикова-Рубец.  «Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжёлого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

Учитель 2: С каждым днем все меньше и меньше детей приходило в школу. Голодная смерть ежедневно уносила новые жизни. Поэтому в декабре 1941 года школам было разрешено временно прекратить занятия.

Девчонка руки протянула,

И - головой на край стола…

Сначала думали – уснула…

А, оказалось, - умерла.

Её ребята на носилках

Домой из школы понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли…

Никто не произнёс ни слова.

Лишь тихо сквозь метели стон

Учитель вымолвил, что снова

Занятья, после похорон…

Они, ленинградские дети,
Писали в своих дневниках
О самой последней конфете,
О ломящей боли в ногах,
О том, что на улицах трупы
Повсюду лежат и гниют,
О том, что кончаются крупы,
И хлеба всё меньше дают.
Война их терпеть научила
И сделала старше в сто раз.
В героев она превратила
Обычных детей, вроде нас

Учитель 1: Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Учитель 2: Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

Учитель 1: Дополнительно к скудному пайку дети получали в школе суп, за который не вырезались талоны из продовольственной карточки. В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником.

 Учитель 2: Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Учитель1: После зимних каникул школьники снова сели за парты. Борясь с голодом, холодом и собственной слабостью, они продолжали овладевать знаниями. В феврале 1942 года 39 тысяч ленинградских детей были приняты на полный рацион питания в школьных столовых. В апреле 1942 года учителя стали получать рабочие продуктовые карточки. К этому времени несколько десятков тысяч школьников были дополнительно эвакуированы по Ладожской ледовой трассе.

Учитель 2: А весной у школьников началась "огородная жизнь".

Учитель 1: В 1942 году в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

СТРАНИЦА 5: Дневник Тани

 Учитель2:  Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей. Жила-была девочка. Звали её Таня Савичева.

Учитель 1: Время - лучший врач. Когда люди придумывали эту поговорку, они не знали о существовании дневника Тани Савичевой.
Учитель 2: 

Эта толстая тетрадь стоит многих толстых книг.
Таня Савичева. Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив свои дыханья, слышит мир
Твои слова.
Соня:
Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года
Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года
Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

Учитель 1: Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.

Учитель 2:Дневник Тани Савичевой сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. И до сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова.

СТРАНИЦА 6: Подвиг

Дети читают стихи.

 Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и всё могла снести:
медаль "За оборону Ленинграда"
со мной, как память моего пути.
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда".
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвАлась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...
Не просто павшим —
нет,
а с думой о грядущем
воздвигнут монумент
и ныне всем живущим.
Та слава на века
принадлежит отчизне.
Да, нет черновика —
и не было! —
у жизни.
Все подлинно,
все так.
Стояли насмерть грудью
в кольце,
в дыму атак...
Такие были люди.
...Разорвано кольцо,
и в огненной метели
они в те дни
лицо
Победы разглядели.

СТРАНИЦА 7: Вечная память…

Учитель и дети зажигают свечи

Учитель1:

Я думаю о детях блокадного Ленинграда. И когда совсем догорит закат, я не включу свет. Зажгу белые свечи и память о них: и рядом с нами сядут Таня Савичева, Катя-санитарка, Ванечка с завода– многие дети блокадного Ленинграда.
 

Учитель2:Мы не будем говорить про блокаду, разве совсем немножко. Я доскажу им, когда и чем кончилась она. И буду сидеть, пока не догорят белые свечи

Учитель1: Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом детей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины:

Стремление быть достойными их

Наш долг ушедшим без времени неоплачен

Наш долг любить Родину так как они

Сделать для народа всё, что они не успели.


  Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!

Минута Молчания

 Учитель:

Закрыта последняя страница устного журнала. Я благодарю всех гостей нашего мероприятия, всех учеников и прошу каждого из присутствующих оценить мероприятие: если сегодня мероприятие для вас оказалось важным, интересным – опустите в капсулу «Памяти»  красную звездочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...