Парламентский урок
классный час (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Парламентский урок
" Конституционные права и обязанности гражданина ".
Я не верю, любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими. Должно приучить россиян к уважению собственного.
Н.М. Карамзин.
Спросите нас: - Откуда вы?
- Мы вольные волжане...
С. Хаким.
Цели:
обучающая:
- углубить представления учащихся об основных правах и обязанностях гражданина в Республике Татарстан.
развивающая:
- развивать у учащихся навыки работы с источниками;
- анализа и синтеза изученного материала;
- классификации;
- определения причинно-следственных связей;
- применения знаний в аналогичной ситуации;
- обобщения;
- проведения межпредметных (межкурсовых) связей;
воспитательная:
- развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование и материалы: плакат “Символы РФ и РТ”, мультимедиа пособие, технические средства: мультимедиапроектор, компьютер с возможностью просмотра CD, DVD дисков, экран.
Тип урока: деловая игра.
Методы: словесные, частично-поисковые.
Ход урока.
Учитель. Добрый день. Я рада видеть вас. ( слайд №2)
Сегодня мы начинаем наш урок с высказываний Н.М. Карамзина и С. Хакима, являющихся его эпиграфами. В них заключено стремление понять, кто мы, какие мы и какими быть должны. Обратите внимание, что в этих словах присутствует взаимосвязь между понятиями большой и малой родины. Действительно, история России – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского этноса, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика. Интересно, что 2012 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом российской истории.
Давайте попробуем вместе произнести «Я – гражданин своего Отечества». Произнося эти слова, каждый из нас непроизвольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, её прошлом, будущем и настоящем.
Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная судьбой, завещанная его предками. Понятие «Отечество» имеет для нас несколько значений. Это великая страна с великой историей. Это то, место, тот уголок, где человек родился и вырос, где проходит его жизнь.
Одним из таких уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является Республика Татарстан. И поэтому показателен тот факт, что нынешний год в нашем регионе объявлен годом историко-культурного наследия.
Мы не случайно в начале нашей сегодняшней встречи «увлеклись» историей, поскольку, выражаясь словами автора первого эпиграфа, настоящий гражданин должен уважать свое прошлое и, добавим от себя, настоящее. А уважение своего настоящего – залог прочной социализации каждого индивида, которая, в свою очередь, предполагает, знание и соблюдение конституционных прав и обязанностей.
Учитель. Итак, тема нашего классного часа ( слайд №3)
«Конституционные права и обязанности гражданина».
Сегодня мы с вами познакомимся с историей принятия основного закона Республики Татарстан, рассмотрим положения раздела II, посвященного основным правам и обязанностям человека и гражданина.
Прежде всего я предлагаю посмотреть короткий видео фильм об истории принятия основного закона нашей республики.
- Просмотр видео фильма. ( слайд №4)
Учитель.
- Скажите что такое Конституция?
Конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы существующего общественного, экономического и государственного строя, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления. Слово «конституция» в переводе с латинского означает «установление», «устройство». ( слайд №5)
- Сколько раз принималась Конституция в нашей республике?
В нашей республике Конституция принималась 4 раза:
- 13 марта 1926 года
- 25 июня 1937 года
- 31 мая 1978 года.
- 6 ноября 1992 года. ( слайд №6)
- Когда была принята ныне действующая Конституция?
Ныне действующая Конституция Республики Татарстан была принята Верховным Советом Республики Татарстан 6 ноября 1992 года.
Основной закон республики придал ее суверенитету правовую форму. (слайд №7)
Конституция подтверждала многие из принципов, отраженных в Декларации о государственном суверенитете 1990 года. В новой Конституции появилось ключевое положение о государственно-административном статусе Республики Татарстан: «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан».
Учитель.
Структура Конституции Республики Татарстан (слайд №8)
представляет собой систему конституционных норм и имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.
В Конституции Республики Татарстан 7 разделов, 4 главы и 126 статей.
- Какие разделы есть в Конституции РТ?
(слайд №9)
Раздел I Конституции посвящен основам конституционного строя.
Раздел II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина».
Раздел III «Административно-территориальное устройство» содержит перечень административно-территориальных единиц Республики Татарстан. Территория республики включает в себя 43 района и 15 городов республиканского значения.
(слайд №10)
Раздел IV «Организация государственной власти» посвящен органам государственной власти в Республике Татарстан. Государственная власть в республике состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной.
В разделе V «Местное самоуправление» говорится о том, что местное самоуправление в республике самостоятельно.
Раздел VI «Государственные символы и столица Республики Татарстан» посвящен государственным символам: гербу, флагу, гимну, а также столице Республики Татарстан, которые являются неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Татарстана.
(слайд №11)
Завершается основная часть Конституции разделом VII «Порядок принятия Конституции Республики Татарстан и внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», в котором говорится, что изменения или дополнения могут быть внесены в Конституцию только в результате референдума или Государственным Советом Республики Татарстан.
Учитель: Одна из важнейших структурных частей Конституции Республики Татарстан – это раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
- Внимание: задание!
Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текста республиканской Конституции, а именно: с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», попытается найти в нем:
3. Работа в мини – группах. (слайд №12)
1-я группа – гражданские (или личные) права граждан в Татарстане;
2-я группа – политические права;
3-я группа – социально - экономические права;
4-я группа – права граждан в духовной сфере;
5-я группа – обязанности граждан в Республике Татарстан.
(слайд №13 - 14)
Кроме того, каждой группе предлагается ответить на один проблемный вопрос, сформулированный, исходя из контекста ее (этой группы) задания.
отвечают на соответствующие проблемные вопросы: (слайд №15)
1-я группа. Почему Конституция Татарстана (ст. 27) не наделяет граждан свободой, а признает ее за ними?
2-я группа. Является ли участие конкретного человека в выборах способом реального участия в управлении государственными делами? Свой ответ аргументируйте.
3-я группа. Статья 51 Конституции РТ, в частности, провозглашает, что «Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав». Прокомментируйте это положение с точки зрения формирования в Татарстане гражданского общества.
4-я группа. Порассуждайте на тему: «Частное (коммерческое) образование: «за» и «против».
5-я группа. Одним из эпиграфов нашего урока стала цитата «Спросите нас: - Откуда вы? - Мы вольные волжане...» из стихотворения Сибгата Хакима. Прокомментируйте эти слова с точки зрения взаимосвязи прав и обязанностей гражданина.
- Ответы групп.
Учитель благодарит учащихся за участие в работе и подводит ее итоги.
Учитель: Таким образом, сегодня мы познакомились с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Республики Татарстан. Для того, чтобы этот материал помог вам в процессе подготовки к ГИА, мы еще раз обратим на него внимание и продолжим решение типовых заданий (но уже повышенной сложности).
Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты) по ранее изученному материалу (с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint).
( слайды №16 - 20)
Вопросы учителя:
1. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?
А. | Право на неприкосновенность жилища относится к социальным правам граждан в РТ. |
Б. | Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
2. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?
А. | Граждане в Республике Татарстан имеют право определять свою национальную принадлежность. |
Б. | Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
3. Верны ли следующие суждения о конституционных правах и обязанностях граждан в Республике Татарстан?
А. | Граждане в Республике Татарстан имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. |
Б. | Труд является почетной обязанностью граждан в Республике Татарстан. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
4. Верны ли следующие суждения о конституционных ограничениях политических свобод граждан в Республике Татарстан?
А. | Запрещение пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, является законным ограничением политических свобод граждан в Республике Татарстан. |
Б. | Запрет на создание оппозиционных политических организаций является законным ограничением политических свобод граждан в Республике Татарстан. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
5. Верны ли следующие суждения о конституционном праве граждан в Республике Татарстан на свободу совести?
А. | Право на свободу совести предполагает отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обязательного неверия. |
Б. | Право на свободу совести следует понимать как возможность человека поступать в соответствии с его собственными представлениями о добре и зле. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
( слайд №21)
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков (т.е. соотнесите цифру с буквой).
«В соответствии с ________(А) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и ________(Б) являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного ________(В) и обеспечиваются правосудием. ________(Г) неприкосновенно. Никто не вправе проникать в ________(Г) против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании ________(Д). Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и ________(Е) или отказу от них».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) | убеждение |
2) | Гражданско-процессуальный кодекс |
3) | жилище |
4) | гражданин |
5) | Конституция |
6) | самоуправление |
7) | законодательство |
8) | личность |
9) | судебное решение |
( Ответ: слайд 22-23)
- Учитель подводит итоги тестирования и переходит к завершению урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Учитель: Изучение Конституции РТ мы с вами продолжим на уроке обществознания. Сегодня же мы углубляли свои знания в области прав и обязанностей граждан согласно Конституции Республики Татарстан. Нам остается сформулировать главные выводы по итогам проделанной работы.
(слайд №24)
Итак,
- одним из основных структурных элементов Конституции Республики Татарстан является раздел II, посвященный …………………………………..
- конституционные права граждан в Татарстане соответствуют нормам Всеобщей ………………………… и Конституции……………………………………;
- базовые права человека и гражданина в Республике Татарстан носят ………………………..
- правовой статус гражданина в Республике Татарстан предполагает единство прав и ……………………………. (слайд №25)
- одним из основных структурных элементов Конституции Республики Татарстан является раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина;
- конституционные права граждан в Татарстане соответствуют нормам Всеобщей Декларации прав человека и Конституции Российской Федерации;
- базовые права человека и гражданина в Республике Татарстан носят естественный, неотчуждаемый характер;
- правовой статус гражданина в Республике Татарстан предполагает единство прав и обязанностей…
Учитель:
Наша сегодняшняя работа включала в себя решение типовых заданий базовой и повышенной сложности формата групп А и В Государственной итоговой аттестации по обществознанию. Однако, как вам хорошо известно, контрольно-измерительные материалы ГИА значительное внимание уделяют проверке ваших знаний, умений и способов деятельности в режиме развернутых ответов на задания высокой сложности.
Один из таких вопросов я предлагаю вам в качестве домашнего задания: (слайд №26)
Могут ли в государстве существовать права без обязанностей или обязанности без прав? Опираясь на знания обществоведческого курса (с учетом нашего сегодняшнего материала) и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту вашего ответа.
Предложенные вами варианты решения этого задания мы обсудим с вами в начале следующего урока.
А за активную работу на сегодняшнем уроке я благодарю всех его участников и хочу завершить нашу встречу известной цитатой (слайд №27)
К.С. Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
Хочется надеяться, что сегодняшний к таковым не относится.
Урок закончен.
До свидания.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами.
Всеобщая декларация прав человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парламентский урок 2011
Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему "Я ребенок! Я граждагин!"...
Парламентский урок
Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...
Парламентский урок
Парламентский урок "Где рождаются законы". Урок знакомит с парламентом РФ и Адыгеи....
Парламентский урок.
Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....
Парламентский урок
С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...
Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"
Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...
Парламентский урок, конспект урока
Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....