Классный час: «Если хочешь быть здоров, откажись!» (профилактика употребления ПАВ)
классный час (8 класс) на тему

Плаунова Наталия Владимировна

- По-разному беда приходит к нам –

Болезнью, непризнанием, потерей…

Наперекор судьбе, назло врагам

Жить остаемся, в будущее веря

И если в час твоей большой беды

Подавишь боль, сумев в строю остаться,

То это будет значить, что и ты

Имеешь право человеком называться.

- Грустно осознавать, что в последние годы наблюдается падение нравов, рост пьянства, наркомании. Становится тревожно за человека и окружающую его среду. Сегодняшний час общения  посвящается пагубным привычкам и болезням, к которым они приводят. Мы должны сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Как вы знаете, в нашей стране, в нашем городе,  на улицах нередко можно встретить неблагополучных или бездомных людей, где-то существует организованная преступность. И хотя мы, возможно, не можем решить проблемы бедности, преступности или алкоголизма, мы можем принимать ответственные решения, затрагивающие нашу жизнь и жизнь наших близких. Пословица гласит: «Смеется тот, кто смеется последним». Поэтому каждому стоит задуматься, какая жизнь имеет больше возможностей: жизнь безрассудная или со смыслом, жизнь с сигаретой , алкоголем, наркотиком  или без них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: «Если хочешь быть здоров, откажись!»

(профилактика употребления ПАВ)

Цель: формировать у учащихся негативное отношение к употреблению психоактивных веществ ,формировать потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний о вреде употребления ПАВ обучение учащихся пониманию и осознанию влияния табака, алкоголя и наркотиков на будущее человека.

Воспитательная: вырабатывать у учащихся негативное отношение к употреблению ПАВ , способствовать развитию навыков участия в дискуссии, Формировать толерантное отношение к другим мнениям.

Развивающая:  довести до сознания детей преимущества отказа от употребления ПАВ ,совершенствовать у учащихся способность отказа от принятия ПАВ в компании подростков.

Форма проведения: классный час.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, карточки зеленого и красного цветов для каждого учащегося в классе, на доске цветок с лепестками (из бумаги).

Прилагаемые медиаматериалы: презентация №1 - «Профилактика употребления ПАВ»; презентация №2 – «Табак»; презентация №3 – «Алкоголь»; презентация №4 – «Наркотики».

Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):  

1. Немцов А. Алкоголь и смертность в России, 1980—1990-е годы. - М., 2001.                                                                                         2. Стребиж В. В. Внимание: опасность! (Дети и наркотики) /Науч.ред. - Екатеринбург, “Диамант”, 1996.      

 Информационная основа – сайты в Интернете:  

http://rudocs.exdat.com/docs/index-508178.html?page=2;                                                      http://www.zor-da.ru/muz/metodichsekie-materialy/;                              http://medkirov.ru/site/LSPC95581;                                                                  http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/stsenarii-klassnogo-chasa-za-zdorovyi-obraz-zhizni;                                                                                                                                                             http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha.

Участники: учащиеся 8класса

План занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап. Игра-активатор.
  3. Основной этап
  • Обсуждение темы «Вредные привычки»
  • Обсуждение вопроса «Причины употребления и причины отказа»
  • Обсуждение вопроса: «Способы отказа от ПАВ». Упражнение «Просьба - отказ».
  • Разбор ситуаций.
  • Блиц-опрос учащихся.
  • Советы детей родителям.
  • Анкетирование
  1. Итоговый этап. Упражнение-круг «Интересное-полезное».

                                                  Ход занятия:

1. Организационный этап. При входе дети выбирают одну из фигурок:              

           ,       ,          , рассаживаются за три стола.

2. Мотивационный этап.

  • Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, что касается каждого из здесь присутствующих.

- Что означает слово, которое мы слышим и произносим по несколько раз в день? (Пожелание здоровья.)

- А что такое здоровье?  

- Здоровье это отсутствие болезней, при этом есть болезни, которые зависят только от нашего образа жизни и поведения. Именно об этих заболеваниях, которыми,  к огромному сожалению, болеет большое количество молодежи мы и поговорим.

- Как вы думаете, отчего зависит здоровье человека?

- По-разному беда приходит к нам –

Болезнью, непризнанием, потерей…

Наперекор судьбе, назло врагам

Жить остаемся, в будущее веря

И если в час твоей большой беды

Подавишь боль, сумев в строю остаться,

То это будет значить, что и ты

Имеешь право человеком называться.

- Грустно осознавать, что в последние годы наблюдается падение нравов, рост пьянства, наркомании. Становится тревожно за человека и окружающую его среду. Сегодняшний час общения  посвящается пагубным привычкам и болезням, к которым они приводят. Мы должны сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Как вы знаете, в нашей стране, в нашем городе,  на улицах нередко можно встретить неблагополучных или бездомных людей, где-то существует организованная преступность. И хотя мы, возможно, не можем решить проблемы бедности, преступности или алкоголизма, мы можем принимать ответственные решения, затрагивающие нашу жизнь и жизнь наших близких. Пословица гласит: «Смеется тот, кто смеется последним». Поэтому каждому стоит задуматься, какая жизнь имеет больше возможностей: жизнь безрассудная или со смыслом, жизнь с сигаретой , алкоголем, наркотиком  или без них.

  • Игра-активатор «Круг, треугольник, квадрат», направленная на сплочение коллектива и активизацию участников классного часа  (работа в группах).

Инструкция: Дети встают группами. Каждой группе предлагается шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, из шнура предлагается сделать КРУГ. Открыв глаза, участники смотрят, что получилось. Задание усложняется, с закрытыми глазами предлагается сделать КВАДРАТ.  Следующее задание – сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.

Рефлексия:

- что понравилось/не понравилось в этом упражнении? Что почувствовали? Какие испытывали трудности?

Вывод:

- Вместе мы – сила, нам любая трудность по плечу, вместе можно противостоять тому, чему посвящён наш сегодняшний разговор.

3. Основной этап.

  • Обсуждение темы «Привычки. Вредные привычки».

Участникам предлагается

- дать понятие «привычки» (Привычки — это устойчивые способы действий человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью). 

- дать понятие «вредные привычки» (Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности).

- назвать известные вредные привычки.

Сегодня подробнее остановимся на вредных привычках: курение, алкоголь, наркотики.

- Вспомним, какие вредные привычки вы знаете? 

- Познакомимся с ними поближе.                                  

(Трем учащимся заранее было дано задание: подобрать материал и подготовить доклад с использованием презентации по трем направлениям: «Табак» - презентация №2,  «Алкоголь» - презентация №3, «Наркотики» - презентация №4.)

Выступающий 1. Рассказывает о вреде табака. См. приложение. Презентация №2.

Выступающий 2.  Рассказывает о вреде алкоголя. См. приложение. Презентация №3.

Выступающий 3. Рассказывает о наркотиках. См. приложение. Презентация №4.

Почему молодые люди начинают употреблять наркотики. Распространенным заблуждением является то, что к наркотикам обращаются в основном дети из неблагополучных семей. На самом деле очень часто причины совсем в другом. В чем же?

(Дать старшеклассникам высказаться о том, что они сами думают по этому поводу. Учитель затем подытоживает и что-то добавляет, систематизируя ответы.)    

  • Обсуждение вопроса «Причины употребления и причины отказа» (работа в группах).

Обсуждение, анализ предложенного материала в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы. Предлагается назвать:

      Группа        : Причины курения.

Материал для анализа

Причины курения (заполняют дети в группе)

Многие курильщики – абсолютно здоровые люди, имеют семью, счастливы. Однако мало кто задумывается  о тех последствиях, к которым приводит каждая выкуренная сигарета.

отсутствие знаний о вреде курения

Многие курильщики утверждают, что курение может смягчать стрессовые нагрузки, является средством расслабления, переключения активности, что особенно важно в сложных, конфликтных или неопределенных ситуациях. Курение – попытка ухода от трудностей реальной жизни. Однако при этом не учитывается, что при каждой затяжке в организм курильщика (легкие и ток крови) проникает большое число вредных химических соединений. Между тем, трудности реальной жизни остаются, и их все равно приходится преодолевать ...

необходимость расслабиться, снять эмоциональное напряжение, забыться

Решение о начале курения принимается под влиянием сверстников, друзей, родителей, старших братьев и сестер, более старших подростков.

Курение нередко связано с ложно понятыми соображениями, так называемого престижа и независимости. Немаловажную роль играет попытка подражать взрослым, самоутвердиться, приблизить свое поведение к поведению взрослых.

чужой пример, «за компанию», «престиж»

Свою лепту в курение детей и подростков вносят средства массовой информации, прежде всего телевидение: реклама и кино. Начинающие курить дети и подростки большей частью не имеют никакого впечатления об опасностях, связанных с курением, степени риска.

реклама через СМИ

     Делаем вывод о том, что среди тех, кто курит, существует несколько обманчивых представлений (иллюзий), при помощи которых они объясняют причины курения.

 Группа       : Причины употребления алкоголя.

Материал для анализа

Причины употребления алкоголя (заполняют дети в группе)

Взрослым человека делает самостоятельность, ответственность за свою жизнь и жизнь близких людей, мудрость и личные достижения, но чем раньше человек начинает употреблять алкоголь, тем у него меньше шансов стать по-настоящему взрослой состоявшейся личностью. В этом и заключается понятия «ИСТИННОЙ» И «ЛОЖНОЙ» ВЗРОСЛОСТИ.

желание быть взрослым, интерес к возникающим при этом ощущениям

Средства массовой информации (кино, реклама на ТВ, журналы и т. п.) формируют образ успешного, общительного, уверенного в себе человека, который употребляет алкоголь. Но, если вы спросите не персонажа кино или рекламы, а реального человека, который успешен, уверен в себе и востребован в жизни, н скажет, что секрет его успеха заключается в сильном желании стать таким, в целеустремленности и позитивном настрое, а уж никак не в алкоголе. Алкоголь искажает реальность, создает иллюзию, обманывает человека на пути к успеху в жизни. Образ успешности - совсем не успешность!

желание быть успешным, модным и особенным

Социальное давление действительно бывает очень сильным, но запомните, что человеку, который не умеет говорить «нет», привык делать то, чего от него хотят другие, а не то, чего он хочет сам, придется всю жизнь угождать чужим желаниям и быть тем, кого используют. Сначала человек пьет «за компанию», а потом уже без нее.

социальные обычаи,

желание быть таким, как все

Стресс - естественная реакция на нестандартные и сложные ситуации в нашей жизни. Если молодой человек не учится правильно вести себя в стрессовых ситуациях, « убегает» от решения даже небольших проблем, он и в дальнейшем неминуемо будет искать «допинг» для поддержания радости и счастья в жизни, станет слабым и зависимым, в том числе от алкоголя. Алкоголь снижает чувствительность к проблемам, но не учит решать их.

помогает бороться со стрессом и разбираться с проблемами в жизни, получить облегчение в горе

Алкоголь помогает найти друзей, помогают свободно общаться. Но.… Во – первых, не всегда эти отношения оказываются позитивными. Во – вторых, когда люди много пьют, они теряют контроль над собой, злятся, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана с употреблением алкоголя. Кроме того, выпившие люди часто совершают поступки, которых, в дальнейшем, стыдятся. В состоянии алкогольного опьянения пошлость приобретает оттенок оригинальности, разнузданность принимается за смелость… но, только в глазах пьяного человека. К тому же, человек, который привыкает завязывать общение с другими людьми при помощи алкоголя, со временем рискует стать зависимым от него.

помогает общаться, знакомиться и завязывать отношения

Каждый человек имеет потенциал для своего развития. Мало, кто понимает свое предназначение или цель в жизни в молодом возрасте. Многие великие и известные люди попробовали множество профессий, увлечений в своей жизни, прежде чем найти что-то свое. Если вы еще не знаете цель своей жизни, это вовсе не значит, что ее нет. Если бы каждый знал свое будущее, жизнь потеряла бы всякий смысл. Как говорится, «не попробуешь – не узнаешь». Есть простой прием, как сделать свою жизнь более интересной и насыщенной – каждый день делать что –то новое для себя, пускай даже по мелочи. Еще лучше – каждый день записывать эти большие или маленькие «подвиги» и через месяц подвести итоги. Результаты и изменения в жизни поразят вас, если, конечно, не будете «халтурить».

На самом деле существует огромное количество интересных занятий без алкоголя. И это не только спорт, образование. Даже праздники зачастую гораздо веселее проводить без алкоголя.

весёлое, беззаботное  времяпровождение

Делаем вывод о том, что алкоголь это не магическое средство и не выполняет тех функций, которые ему часто приписывают люди, алкоголь влияет на рассудок, и пьющий часто не осознает опасности своих действий.

Группа           : Причины отказа от употребления ПАВ (курение , алкоголь,наркотики).

 Дети третей группы перечисляют причины того, почему стоит отказаться от курения  алкоголя и наркотиков.

- Сохранить здоровую и красивую внешность;

- избежать болезней, сохранить здоровье и жизнь;

- противные на вкус;

- семейные принципы не позволяют: никто не курит и не пьёт;

- создать семью, быть счастливым и т.д.

Делаем вывод о том, что существует множество прекрасного в жизни, ради чего стоит отказаться от ПАВ. Существует много здоровых способов, которые помогают справляться с проблемами и весело проводить время. Например: игры, спорт, обучение навыкам общения, преодоления отрицательных эмоций.

  • Разбор ситуаций.

 Каждая ситуация обсуждается. Учащимся предлагается найти выход из создавшейся ситуации.

Ситуации:

  • Алина и Марина пошли на дискотеку. Там их друзья и подруги предлагают покурить, Алина раньше уже пробовала, но ей не понравилось. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей трусливой или смешной, но с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила и ей очень интересно, какие от этого ощущения.
  • В отсутствие родителей ребята собрались встречать Новый год, накрыли на стол. Двое ребят уже пробовали алкоголь. Они предложили выпить. Двое еще не пробовали. Один хочет попробовать, а другой относится отрицательно. Ребята знают, что родители не догадаются о случившемся.
  • Обсуждение вопроса: «Способы отказа от ПАВ». Упражнение: «Просьба - отказ».

- Можно ли отказаться от приема ПАВ, и каким образом?

(ответы уч-ся обсуждаются). Упражнение: «Просьба - отказ».

Инструкция:

           Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.

        Во   второй   части   этого   упражнения   меняется   задание.   Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».

Законы выполнения упражнения (на доске):

  1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
  2. Попросить разъяснения, если что-то не ясно.
  3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
  4. Объяснить, почему Вы говорите «нет».
  5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
    Рефлексия:

- что понравилось,/не понравилось в этом упражнении? Что ты чувствовал, когда  говорил «Нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?

Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить?
Есть кроме “да”, и получше ответ,
Скажем же вредным привычкам-   “нет”!

Хочется, чтобы в вашей памяти   напутствием и  девизом стала фраза:  «Если хочешь быть здоров, откажись!»

- А сейчас проведем блиц – опрос. У вас на партах лежат карточки красного и зеленого цвета, я буду задавать вопросы, а вы отвечаете, поднимая карточку да – зеленая, нет - красная.

  • Многие ли из ваших друзей курят?
  • Пробовал ли ты курить?
  • Самое опасное вещество в табаке – никотин.
  • Алкоголизм – это болезнь?
  • Пробовал ли ты спиртные напитки?
  • Есть ли польза от наркотиков?
  • Знаком ли ты с наркоманами?
  • Некоторые люди успокаивают себя  сильнодействующими таблетками. Может ли возникнуть зависимость?

- Вы и так всё знаете, о чём здесь вам рассказали!

Просто знать – недостаточно!

Нужно правильно действовать в определённой ситуации.

*Нужно уметь говорить «Нет!»

*Никогда не соглашайся с теми, кто говорит, что дурман может помочь в беде и горе.

*За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям.

*Посмотри: их так много вокруг – улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.

- Но иногда родители бывают очень заняты, давайте поможем им…

- На доске вы видите цветок, вам необходимо оторвать по 1 лепестку и дать советы родителям, как уберечь ребенка от пагубных привычек.

  1. Мама и папа вы можете уберечь меня от наркотиков и алкоголя, если не будете сравнивать меня с другими «Неужели не можешь быть таким, как другие?» - а станете говорить: «Ты имеешь право быть другим, непохожим!»
  2. Не будете командовать мной «Убери быстро!» - а разрешите делать что–то вместе с вами, даже если я еще маленький.
  3. Не будете диктовать, как мне себя чувствовать. «Нечего реветь. Ничего страшного не случилось», а просто скажите «Мы понимаем тебя»
  4. Не будете обвинять меня: «Это из-за тебя у нас в жизни так много неудач», а скажите « Ты не виноват в том, что у взрослых проблемы в жизни»
  5. Не будете угрожать и пугать: «Еще раз так сделаешь – тогда получишь» - а скажете «Мы поможем тебе справиться с трудностями»
  6. Не будете мешать надежде «Из тебя не получится ничего хорошего. Полный нуль» - а станете, оптимистичны в отношении меня: «Хочется верить, что ты что-то достигнешь в жизни»

- Каждому из нас нужно такое место, где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!

Чтоб колокольчиком звенел веселый смех

Давайте станем  каплю терпеливее

Давайте станем чуточку добрей!

Давайте жить в спокойствии, согласии!

Пусть свет земли нам освещает путь!

Трудиться будем творчески и радостно, но так

Чтобы здоровый образ жизни сохранить!

4. Заключительный этап. Итоговое упражнение - круг «Интересное-полезное».

Ведущий благодарит участников  за хорошую работу. Предлагает по очереди в нескольких словах высказать свое мнение о том, что на этом занятии оказалось интересным и полезным. А, может быть, что-то показалось неправильным или обидным? Что заставляет задуматься.

             Литература:

  1. Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. А.Г. Жиляев, Т.И.Палачева, А.Т. Кулагин – Казань 2002 год.
  2. Предупреждение употребления алкоголизма и наркотиков в школе. В.Н. Касаткин и др. – Казань 2002 год
  3. Педагогические ситуации. Е. Бодина, К. Ащеулова - Москва 2002 год
  4. Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов – Москва 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Если хочешь быть здоров»

Классный час «Если хочешь быть здоров»...

Классный час "Если хочешь быть здоров...."

Цель:  формирование у детей положительного отношения к своему              Здоровью, питанию;Задачи: - определить отношение школь...

Классный час "Если хочешь быть здоров - правильно питайся".

Классный час для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида....

КЛАССНЫЙ ЧАС " Если хочешь быть здоров - закаляйся!"

КЛАССНЫЙ ЧАСЕсли хочешь быть здоров - закаляйся!"...

Классный час "Если хочешь быть здоров..."

Цель: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем    здоровьеПредполагаемый результатЛичностные УУД :чувства ответственности за свое физическое и нравственное здор...

Классный час "Если хочешь быть здоров!"

-расширять знания детей о народных праздниках;-обучать изготовлению и  декоративному оформлению пасхальных яиц из соленого теста;-развивать образное и творческое мышление, наблюдательность;-воспи...