Праздник "Масленица"
методическая разработка на тему
Материал может пригодится педагогам-организаторам, воспитателям, классным руководителям, дефектологам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Масленица.
Цель: познакомить учащихся с русским народным праздником « Масленица».
Задачи: - воспитывать уважительное отношение к русским традициям,
- развивать логическое мышление, фантазию, воображение;
- формировать устойчивый интерес к природе;
- воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность;
- формировать чувство командной взаимовыручки во время игры;
- развитие творческих способностей учащихся;
- привлекать к здоровому образу жизни;
- совершенствование навыков правильной интонационной окраски речи;
- соблюдение темпа и общей выразительности при чтении стихов;
- соблюдение правильной артикуляции при произнесении звуков;
- обогащение словарного запаса учащихся.
Скоморохи вместе: (Свистят кто на чём, используя свистки, рожки, колотушки)
- Пора! Ура!
Скоморох 1:
- Веселись, честной народ!
Масленица к нам идёт!
Больше шуток, больше смеха.
Нам погода не помеха.
Скоморох 2:
- Эй, народ, не унывай!
Праздник общий начинай!
Ну-ка, ну-ка, веселей
Смех, улыбку не жалей!
Ведущая:
- Дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы отметить русский народный праздник – Масленицу! С самых незапамятных времён он был самым весёлым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.
1 день – «Встреча».
В этот день встречали Масленицу. На площадь вносили чучело. Фигура изображала девушку.
- Прежде, чем она сюда явится, позвольте провести небольшую подготовку по её встрече. И начнём мы с загадок. За правильный ответ приз – блин.
Итак, первая загадка:
«Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце.
Не пирог, а есть можно». (блин)
Вторая загадка:
«Белая, степенная, тепла боится.
Пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдёт». (зима)
Третья загадка:
«Без рук рисует, без зубов кусает». (мороз)
- Молодцы, ребята! Видно – видно, как заждались вы праздник.
2 день называется «Заигрыш».
Этот день посвящали играм на улице, катанию со снежных горок.
Давайте-ка и мы с вами поиграем!
Игра «Нарисуй лицо, повяжи косынку».
-Нам нужны две команды - 10 человек.(7-12кл). Первый участник берёт маркер, подбегает к шарику и рисует брови, второй – глаза, третий – нос, четвёртый – рот, пятый – повязывает косынку. Еще 2 участника держат шары.
3 день – «Лакомка».
На столах главным угощением были блины, пироги и душистый чай.
4 день назывался «Разгуляй».
В этот день все катались на санях. Девушки высматривали женихов, а парни – невест.
- А мы сейчас поиграем с нашими малышами в задорную игру «Обнималки».
Игра «Обнималки».
- Выходят все малыши (1-5 кл), под весёлую музыку все танцуют, музыка заканчивается, ведущий показывает число 2 или 3 или 5, и по этому числу должны образоваться кучки – обнималки, кто неправильно - выбывает.
5 и 6 день назывались «Тёщины вечера» и «Золовкины посиделки».
В эти дни было принято ходить друг к другу в гости и одаривать подарками.
На 7 день наступало «Прощенное воскресенье».
На площади сжигали чучело Масленицы, просили друг у друга прощение.
Ведущая:
- До этого дня ещё далеко, а сейчас мы встречаем нашу дорогую Масленицу.
- Надо в празднике всерьёз
Всем принять участие,
Чтобы Масленица вам
Пожелала счастья!
Есть народное поверье: плохо встретишь Масленицу – худо будешь жить… Поэтому не жалейте ладоши, давайте все вместе позовём Масленицу:
«Дорогая Масленица! Добро пожаловать к нам!».
(под весёлую народную музыку скоморохи выносят Чучело)
Ведущая:
- Открывайте ворота –
Гостья жданная пришла.
Блинная, румяная
Весёлая, духмяная.
- Дорогая наша Масленица!
Дуня белая, Дуня румяная
Коса длинная, лента алая.
Платок беленький, новомодненький.
Добро пожаловать!
Скоморох 1:
- Ой, смотрите, сама Матушка - Зима к нам на праздник идёт!
(выход Зимы).
Зима:
- Низкий вам поклон, люди добрые!
Поморозила я вас немножко
Ещё холода хотите? (все – нет!)
А раз нет, порадуйте меня, повеселите!
Покажите свою ловкость, да удаль молодецкую.
Игра «Бой петухов». (7-12кл).
(Примерно 5 человек в кругу на одной ноге, другую придерживают рукой. Грудью выталкивают соперников из круга).
Игра «Стенка на стенку» (1 – 5кл)
- Ребята делятся на две команды, берут в руки каждый шар, в разных командах шары разного цвета, между командами канат, с двух сторон дети под музыку бегут к канату и бросают шары на чужую территорию, чья команда больше шаров бросила противнику, та и выиграла.
Зима:
- Спасибо вам, ребята, повеселили меня. А теперь моя очередь вас позабавить. Посмотрите - ка этот замечательный танец.
Танец.
Ведущая:
- Спасибо тебе, Зимушка! Мы прощаемся с тобой. Не нужны нам твои морозы.
(Зима уходит под музыку)
Скоморох 1:
- Что за чудо?! Скок да скок!
Глянь-ка, тронули мешок.
Скоморох 2:
- Эй, хватайте, эй, держите
Поскорей мешок ловите!
(Из мешке вылезает Баба-Яга, на голове венок из весенних цветов. Она доедает блин).
Баба-Яга:
- Здорово, люди добрые!
Поклон вам от Весны – красны.
Скоморох 1:
- Ты – Весна - красна?
Не смеши честной народ!
Зачем съела все гостинцы для ребят?
Баба-Яга:
Так вы что ж, меня узнали?
Я недосыпала, недоедала
В гости к вам спешила.
Скоморох 2:
- Оставайся, Баба-Яга! Но за это ты должна повеселить ребят игрой.
Игра «Лихие наездники».(1 – 5кл).
Эстафета по 5 чел. Не сбить кегли.
Игра «Блинометатель». (7 – 12кл).
- делимся на две команды, из фанеры 12 блинов, 2 команды бросают за черту (канат), итог – чьи блины дальше.
Ведущая:
- Весна, Весна, красная
Приди, Весна, ясная!
Принеси урожай
В наш счастливый Краснодарский край.
(выход Весны – хоровод)
Весна:
- Пробил Весны сегодня час,
Я очень рада видеть вас!
Всех одарить теплом,
Чтоб всё цвело кругом.
- А ещё я привела самый весёлый праздник – Масленицу!
Я приглашаю всех ребят поиграть в игру.
Игра «Напеки блинов» (7 – 12кл). Две команды, бег со сковородками.
Игра «Заплети косу» (7 – 12кл). Две девочки, шесть мальчиков.
Весна:
- со мной пришла моя маленькая подруга «Веснушечка», она споёт про меня песню, а мы все вместе её поддержим.
Ведущая.
- А до конца недели ещё далеко, а мы опять поиграем.
Игра «Накорми меня блином». (1 – 5кл). Два участника садятся друг напротив друга и с завязанными глазами кормят друг друга блинами).
Игра «Лопни шар» (7 – 12кл).
Ведущая:
- А какая же Масленица обходилась без кулачных боёв и перетягивания каната. Но драться мы с вами не будем, а силою померяемся.
Игра «Перетягивание каната».
Ведущая:
- Вот и наступил последний день Масленицы – «Прощенное воскресенье».
В этот день все просили друг у друга прощения и забывали обиды. Сейчас я приглашаю всех желающих подойти к нашей Масленице и положить к ней в карман записки с просьбой избавиться от плохих привычек.
(Скоморохи поджигают чучело)
Ведущая:
- Гори- гори ясно, чтобы не погасло (повторяют все)
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу
Ты пришла в понедельник
Всю неделю веселье
Ты ушла с добром,
Сыром, маслом да яйцом.
А мы Масленицу провожаем
Важно-важно по ней вздыхаем
Ой, ты, Масленица, воротись
Через год покажись!
Скоморох 1:
- А теперь за угощенье
Приниматься нам пора.
Вижу – кончилось терпенье
Угощайся, детвора!
Ведущая:
- На этом наш замечательный праздник заканчивается. Мы благодарим всех за подготовку и участие в празднике. До новых встреч!
Используемая литература:
- Масленичные гулянья. // Педсовет. – 2005. - №10. – С. 14-15
- Сударыня масленица. // Воспитание школьников. – 2005. - №1. – С.72-75.
- Масленица : праздничное гулянье для учащихся 5-8 классов. // Воспитание школьников. – 2006. - №1. – С.73-78.
- Широкая Масленица: общешкольное мероприятие. // Педсовет. – 2006. – 39. – С.12-14.
- Душа моя Масленица : театрализованное представление. // Педсовет. – 2007. – С.13-15.
- Фольклорные традиции русского народа: Урок-импровизация «Широкая Масленица». // Начальная школа. – 2007. - №3. – С.3-9.
- Масленица широкая : Фольклорный праздник. // Начальная школа. – 2008. - №2. – С.82-85.
- «Проводы русской зимы, или как искали Масленицу»: сценарий праздника. //Классный руководитель. – 2008. - №6. – С.134-142.
- Праздник Масленица. // Начальная школа. – 2009. - №1. – С.97-99.
- Масленица блинница скоморошья подружница: театрализованное представление. // Педсовет. – 2010. - №1. – С.2-6.