Праздник "Масленица"
методическая разработка на тему

Фуникова Елена Шотаевна

Материал может пригодится педагогам-организаторам, воспитателям, классным руководителям, дефектологам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Масленица.

Цель: познакомить учащихся с русским народным праздником « Масленица».

Задачи:  - воспитывать уважительное отношение к русским традициям,

               - развивать логическое мышление, фантазию, воображение;

     - формировать устойчивый интерес к природе;

               - воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность;

               - формировать чувство командной взаимовыручки во время игры;

               - развитие творческих способностей учащихся;

     - привлекать к здоровому образу жизни;

               - совершенствование навыков правильной интонационной окраски речи;

               - соблюдение темпа и общей выразительности при чтении стихов;

               - соблюдение правильной артикуляции при произнесении звуков;

               - обогащение словарного запаса учащихся.

     

Скоморохи вместе: (Свистят кто на чём, используя свистки, рожки, колотушки)

- Пора! Ура!

Скоморох 1:

- Веселись, честной народ!

Масленица к нам идёт!

Больше шуток, больше смеха.

Нам погода не помеха.

Скоморох 2:

- Эй, народ, не унывай!

Праздник общий начинай!

Ну-ка, ну-ка, веселей

Смех, улыбку не жалей!

Ведущая:

- Дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы отметить русский народный праздник – Масленицу! С самых незапамятных времён он был самым весёлым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.

 1 день – «Встреча».

В этот день встречали Масленицу. На площадь вносили чучело. Фигура изображала девушку.

- Прежде, чем она сюда явится, позвольте провести небольшую подготовку по её встрече. И начнём мы с загадок. За правильный ответ приз – блин.

Итак, первая загадка:

            «Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце.

              Не пирог, а есть можно».    (блин)

Вторая загадка:

              «Белая, степенная, тепла боится.

                Пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдёт».       (зима)

Третья загадка:

               «Без рук рисует, без зубов кусает».        (мороз)

- Молодцы, ребята! Видно – видно, как заждались вы праздник.

2 день называется «Заигрыш».

Этот день посвящали играм на улице, катанию со снежных горок.

Давайте-ка и мы с вами поиграем!

Игра «Нарисуй лицо, повяжи косынку».

-Нам нужны две команды - 10 человек.(7-12кл). Первый участник берёт маркер, подбегает к шарику и рисует брови, второй – глаза, третий – нос, четвёртый – рот, пятый – повязывает косынку. Еще 2 участника держат шары.

3 день – «Лакомка».

На столах главным угощением были блины, пироги и душистый чай.

4 день назывался «Разгуляй».

В этот день все катались на санях. Девушки высматривали женихов, а парни – невест.

- А мы сейчас  поиграем с нашими малышами в задорную игру «Обнималки».

Игра «Обнималки».

- Выходят все малыши (1-5 кл), под весёлую музыку все танцуют, музыка заканчивается, ведущий показывает число 2 или 3 или 5, и по этому числу должны образоваться кучки – обнималки, кто неправильно - выбывает.

5 и 6 день назывались «Тёщины вечера» и «Золовкины посиделки».

В эти дни было принято ходить друг к другу в гости и одаривать подарками.

На 7 день наступало «Прощенное воскресенье».

На площади сжигали чучело Масленицы, просили друг у друга прощение.

Ведущая:

- До этого дня ещё далеко, а сейчас мы встречаем нашу дорогую Масленицу.

- Надо в празднике всерьёз

Всем принять участие,

Чтобы Масленица вам

Пожелала счастья!

Есть народное поверье: плохо встретишь Масленицу – худо будешь жить…  Поэтому   не жалейте ладоши, давайте все вместе позовём  Масленицу:

«Дорогая Масленица! Добро пожаловать к нам!».

(под весёлую народную музыку скоморохи выносят Чучело)

 Ведущая:

- Открывайте ворота –

Гостья жданная пришла.

Блинная, румяная

Весёлая, духмяная.

- Дорогая наша Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная

Коса длинная, лента алая.

Платок беленький, новомодненький.

Добро пожаловать!

Скоморох 1:

- Ой, смотрите, сама Матушка - Зима к нам на праздник идёт!

(выход Зимы).

Зима:

- Низкий вам поклон, люди добрые!

Поморозила я вас немножко

Ещё холода хотите? (все – нет!)

А раз нет, порадуйте меня, повеселите!

Покажите свою ловкость, да удаль молодецкую.

Игра «Бой петухов». (7-12кл).

(Примерно 5 человек в кругу на одной ноге, другую придерживают рукой. Грудью выталкивают соперников из круга).

Игра «Стенка на стенку» (1 – 5кл)

- Ребята делятся на две команды, берут в руки каждый шар, в разных командах шары разного цвета, между командами канат, с двух сторон  дети под музыку  бегут к канату  и бросают шары на чужую территорию, чья команда  больше шаров бросила противнику, та и выиграла.

Зима:

- Спасибо вам, ребята, повеселили меня. А теперь моя очередь вас позабавить. Посмотрите - ка этот замечательный танец.

Танец.

Ведущая:

- Спасибо тебе, Зимушка! Мы прощаемся с тобой. Не нужны нам твои морозы.

(Зима уходит под музыку)

Скоморох 1:

- Что за чудо?! Скок да скок!

Глянь-ка, тронули мешок.

Скоморох 2:

- Эй, хватайте, эй, держите

Поскорей мешок ловите!

(Из мешке вылезает Баба-Яга, на голове венок из весенних цветов. Она доедает блин).

Баба-Яга:

- Здорово, люди добрые!

Поклон вам от Весны – красны.

Скоморох 1:

- Ты – Весна - красна?

Не смеши честной народ!

Зачем съела все гостинцы для ребят?

Баба-Яга:

Так вы что ж, меня узнали?

Я недосыпала, недоедала

В гости к вам спешила.

Скоморох 2:

- Оставайся, Баба-Яга! Но за это ты должна повеселить ребят игрой.

Игра «Лихие наездники».(1 – 5кл).

Эстафета по 5 чел. Не сбить кегли.

Игра «Блинометатель». (7 – 12кл). 

- делимся на две команды, из фанеры 12 блинов, 2 команды бросают за черту (канат), итог – чьи блины дальше.

Ведущая:

- Весна, Весна, красная

Приди, Весна, ясная!

Принеси урожай

В наш счастливый Краснодарский край.

(выход Весны – хоровод)

Весна:

- Пробил Весны сегодня час,

Я очень рада видеть вас!

Всех одарить теплом,

Чтоб всё цвело кругом.

- А ещё я привела самый весёлый праздник – Масленицу!

Я приглашаю всех  ребят поиграть в игру.

Игра «Напеки блинов» (7 – 12кл).  Две  команды, бег со сковородками.

Игра «Заплети косу» (7 – 12кл).  Две  девочки, шесть мальчиков.

Весна:

- со мной пришла моя маленькая подруга «Веснушечка», она споёт про меня песню, а мы все вместе её поддержим.

 Ведущая.

- А до конца недели ещё далеко, а мы опять поиграем.

Игра «Накорми меня блином». (1 – 5кл). Два  участника садятся друг напротив друга и с завязанными глазами кормят друг друга блинами).

Игра «Лопни шар» (7 – 12кл). 

Ведущая:

- А какая же Масленица обходилась без кулачных боёв и перетягивания каната. Но драться мы с вами не будем, а силою померяемся.

Игра «Перетягивание каната».

Ведущая:

- Вот и наступил последний день Масленицы – «Прощенное воскресенье».

В этот день все просили друг у друга прощения и забывали обиды. Сейчас я приглашаю всех желающих подойти к нашей Масленице и положить к ней в карман записки с просьбой избавиться от плохих привычек.

(Скоморохи поджигают чучело)

Ведущая:

- Гори- гори ясно, чтобы не погасло (повторяют все)

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты не в среду пришла и не в пятницу

Ты пришла в понедельник

Всю неделю веселье

Ты ушла с добром,

Сыром, маслом да яйцом.

А мы Масленицу провожаем

Важно-важно по ней вздыхаем

Ой, ты, Масленица, воротись

Через год покажись!

Скоморох 1:

- А теперь за угощенье

Приниматься нам пора.

Вижу – кончилось терпенье

Угощайся, детвора!

Ведущая:

- На этом наш замечательный праздник заканчивается. Мы благодарим всех за подготовку и участие в празднике. До новых встреч!

Используемая литература:

  1. Масленичные гулянья. // Педсовет. – 2005. - №10. – С. 14-15
  2. Сударыня масленица.  // Воспитание школьников. – 2005. - №1. – С.72-75.
  3. Масленица : праздничное гулянье для учащихся 5-8 классов. // Воспитание школьников. – 2006. - №1. – С.73-78.
  4. Широкая Масленица: общешкольное мероприятие. // Педсовет. – 2006. – 39. – С.12-14.
  5. Душа моя Масленица : театрализованное представление. // Педсовет. – 2007. – С.13-15.
  6. Фольклорные традиции русского народа: Урок-импровизация «Широкая Масленица». // Начальная школа. – 2007. - №3. – С.3-9.
  7. Масленица широкая : Фольклорный праздник. // Начальная школа. – 2008. - №2. – С.82-85.
  8. «Проводы русской зимы, или как искали Масленицу»: сценарий праздника. //Классный руководитель. – 2008. - №6. – С.134-142.
  9. Праздник Масленица. // Начальная школа. – 2009. - №1. – С.97-99.
  10. Масленица блинница скоморошья подружница: театрализованное представление. // Педсовет. – 2010. - №1. – С.2-6.