СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uchenicheskogo_samoupravleniya.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Позиционный блок | Организационный блок |
Управленческий блок | Нормативно-правовой блок |
Технологический блок | Содержательный блок |
ПОЗИЦИОННЫЙ
БЛОК
Самоуправление, на наш взгляд, должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
1. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6. Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
7. Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
БЛОК
Структура самоуправления в нашей школе трехуровневая.
Третий уровень | Общешкольное самоуправление. Совет школы. |
Второй уровень | Школьное ученическое самоуправление. Ученическое собрание (парламент). Совет учащихся. Школьные ученические отделы. |
Первый уровень | Ученическое самоуправление в классных коллективах. Классное собрание. Совет класса. Рабочие органы самоуправления. |
Первый уровень.
Ученическое самоуправление в классах
Второй уровень.
Школьное ученическое самоуправление
Третий уровень.
Общешкольное самоуправление
Орган третьего уровня – совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель и заместитель председателя общешкольного родительского комитета).
Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
БЛОК
Основные функции органов ученического самоуправления:
Школьный парламент:
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
- формирует органы самоуправления в школе;
- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет министров:
- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
- устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
- готовит и проводит собрания и конференции учеников;
- организует выпуск стенной и радиогазет;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;
- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
- принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег;
- организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги;
- утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания и конференции.
Министерства
Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.
Министерство образования | Отвечает за:
|
Министерство культуры | Отвечает за подготовку и проведение:
|
Министерство спорта | Отвечает за:
|
Министерство экологии | Отвечает за:
|
Министерство печати и информации | Отвечает за:
|
Министерство внутренних дел | Отвечает за:
|
Классное ученическое собрание
Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.
Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются.
Практикуются в классных коллективах не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
Классный ученический совет
Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции:
- анализ;
- контроль;
- регулирование;
- оценка и самооценка.
Временный совет дела:
- организует подготовку и проведение коллективных творческих дел;
- анализирует эффективность проведения КТД;
- осуществляет связь с классными советами дела.
НОРМАТИВНО-
ПРАВОВОЙ БЛОК
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе:
- Устав школы.
- Положение о президенте и президентском совете.
- Правила для учащихся;
- Положение о министерствах.
В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
БЛОК
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
анализ планирование организация
Основные функции управления
контроль регулирование коррекция
Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом
уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
Результата планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе).
Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.
Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.
Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
БЛОК
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черта характера.
Не следует, однако, думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьезной работы с ученическим самоуправлением, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым.
Поэтому в нашей школе существуют педагоги, оказывающие помощь различным органам ученического самоуправления.
В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и четко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. «Правила» стали теми нормами поведения, за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник.
Работа над правилами для учащихся постоянно проводится лекторской группой, которая состоит из старшеклассников.
Развитие детской самодеятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер – специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал.
Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. Рубрики самые разные:
- «Вести из классов»;
- «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся);
- «Библиотека первого стихотворения» (для ребят, пишущих стихи);
- «Наш календарь» (краткие рассказы об исторических датах, днях рождениях великих людей и т.д.);
- «Высокая поэзия» (стихи известных авторов);
- «Поздравляем!» (информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т.д.).
Газеты выпускаются один раз в месяц.
Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности, и результаты подаются в отдел науки и образования. Там определяют, кто нуждается в помощи товарищей, назначают «репетиторов». Мы пришли к выводу, что учащийся, по каким-то причинам отстающий или не усвоивший учебный материал, чувствует себя комфортней, когда ему помогает его товарищ, а не учитель. Часто бывает так, что ребята, получившие помощь такого рода, сами хотят стать помощниками и стремятся к членству в учебной комиссии.
Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль школьного самоуправления тут прослеживается особенно отчетливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предложения по поводу того, как их можно провести. Для подготовки мероприятий создается совет дела (СД). Разрабатывается сценарий, распределяются роли. Министерство культуры назначает время и место проведения репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т.д. Совет дела определяет также качество и эффективность КТД.
ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ СОВЕТА
МИНИСТРОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь | I.
II.
|
Октябрь | I.
II.
|
Ноябрь | I.
II.
|
Декабрь | I.
Отчет отдела труда и заботы.
II.
|
Январь | I.
II.
|
Февраль | I.
II.
|
Март | I.
II.
|
Апрель | I.
II.
|
Май | I.
II.
|
ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Месяц | Сентябрь | Октябрь |
Министерство образования | Праздник знаний. Оформление классных уголков. Подготовка ко Дню самообразования. | Исследование занятости учащихся в системе дополнительного образования. Проведение Дня самоуправления. |
Министерство культуры | Торжественная линейка, посвященная 1 сентября. Музыкальное оформление и украшение площадки. Организация записи в кружки, секции. Подготовка к Празднику осени. | Концерт, посвященный Дню учителя. Праздник «Очей очарованье».Выставка рисунков. |
Министерство спорта | День здоровья «Удаль богатырская». Организация подвижных перемен. | Соревнования по футболу (5-8-е классы). Соревнования по пионерболу. Проведение подвижных перемен. |
Министерство печати и информации | Выпуск стенгазеты. Подготовка объявлений по текущим событиям в жизни школы. | Выпуск праздничных номеров стенгазет. |
Министерство экологии | Распределение трудовых зон. Распределение шефов по классам. Планирование работы с подшефным классом. Каждая пятница – экологический субботник. | Подготовка классов к зимнему периоду. Поздравление пожилых людей в микрорайоне с Днем пожилого человека. Благоустройство школьного двора и микрорайона школы. |
Министерство внутренних дел | Беседа «О правилах для учащихся». Организация дежурства. | Контроль за качеством дежурства. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). Участие в работе Совета профилактики. Рейд «Внешний вид учащихся». |
Месяц | Ноябрь | Декабрь |
Министерство образования | Историческая викторина «Колесо истории». | Анализ успеваемости за полугодие. |
Министерство культуры | Выпуск стенгазет «Как мы провели каникулы». | Подготовка к проведению новогодних праздников. Новогодние праздники. |
Министерство спорта | Беседы: «Как правильно организовать свой день» (1-4-е классы); «Твое свободное время» (5-8-е классы); «Укрепи свое здоровье» (9-11-е классы). Конкурс «За здоровый образ жизни». «Белая ладья» - соревнования по шахматам. | Городские соревнования по шахматам. Подготовка плана каникул. |
Министерство печати и информации | Выставка рисунков «Скажи наркотикам – “нет”» | Выпуск праздничных стенгазет, посвященных новогодним утренникам. |
Министерство экологии | Подготовка школы к зимнему периоду. Игра «Путешествие по профессиям». Изготовление кормушек для птиц. | Ремонт наглядных пособий и книг в школьной библиотеке. Работа в мастерской Деда Мороза. Благотворительная акция «С Новым годом, друг!» - поздравление ребят из соцприюта. Подведение итогов трудовой деятельности за полугодие. |
Министерство внутренних дел | Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). | Анализ пропусков уроков без уважительной причины и опозданий. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). |
Месяц | Январь | Февраль |
Министерство образования | Интеллектуальный марафон. | Уроки краеведения «Край мой родной». Книжная выставка «Солдаты Родины своей». Интеллектуальный марафон. |
Министерство культуры | Выставка рисунков «Моя семья». Подготовка к празднику «Встреча со школой». | Выставка, посвященная Дню защитника Отечества. Вечер школьных друзей. |
Министерство спорта | Встреча с врачом-наркологом. Мини-футбол (5-11-е классы). Баскетбол (5-7-е классы). Волейбол (8-9-е классы). | Военно-спортивный конкурс «К защите Родины готов!» Анкетирование учащихся об их отношении к здоровому образу жизни. Неделя здоровья. |
Министерство печати и информации | Выпуск стенгазеты:
| Выставка стенгазет ко Дню памяти А.С. Пушкина, ко Дню защитника Отечества. |
Министерство экологии | Подготовка изделий и поделок для выставки технического творчества. Подготовка подшефными поделок – сувениров для ветеранов. Подкормка зимующих птиц. | Трудовой десант. Рейд по проверке состояния классных комнат. Встреча с ветеранами ВОВ. Акция «Подарок воинам». |
Министерство внутренних дел | Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). Контроль за качеством дежурства. | Индивидуальные беседы с учащимися, входящими в «группу риска». Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). |
Месяц | Март | Апрель | Май |
Министерство образования | Подведение итогов интеллектуального марафона. Рейд по сохранности учебников. | Итоги успеваемости учащихся по классам. | Классные часы, посвященные Дню Победы. Праздник «Последний звонок». |
Министерство культуры | Выставка стенгазет «Милым и дорогим..» Конкурс «Мисс Золушка» (1-4-е классы). Конкурс «Мисс 2005» (6-8-е классы). Вечер «В честь прекрасных дам» (9-11-е классы). | Праздник «Веселый балаганчик», посвященный Дню смеха. Городской конкурс-фестиваль самодеятельного художественного творчества. | Репетиции к празднику «Последний звонок» и выпускному вечеру |
Министерство спорта | Спортивные соревнования допризывной молодежи (10-11-е классы). Подготовка к военно-спортивной игре «Зарница». | Игра-соревнование «Безопасное колесо». Выставка рисунков «Алкоголь – яд и обман». Военно-спортивная игра «Зарница». Веселые старты (2-3-е классы). День здоровья. | Эстафета, посвященная 9 мая. Однодневные походы. Учебно-полевые сборы. |
Министерство печати и информации | Подготовка информации для статьи в газету «Приазовские степи». Выпуск стенгазеты о Международном женском дне. | Выпуск стенгазет:
Радиогазета «Не дай себе погибнуть». | Выпуск стенгазеты, посвященной Дню Победы. |
Министерство экологии | Генеральная уборка школы, классных комнат. Помощь ветеранам. Подготовка к каникулам. | Подготовка сувениров-поделок для ветеранов. Рейд по проверке чистоты закрепленных участков. | Подготовка классных комнат к каникулам. Встреча с ветеранами войны. Операция «Сюрприз ветеранам». Беседы по профориентации. |
Министерство внутренних дел | Анализ пропусков учащихся за 3 четверть. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). | Контроль за дежурством по классу, школе. Индивидуальные беседы с нарушителями порядка и прогульщиками. Работа над «Правилами для учащихся» (по программе). | Подведение итогов соревнования «Лучший класс». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся
Данная работа раскрывает сущность школьного самоуправления, его основное предназначение, задачи ,принципы построения и развития,его воспитательное значение, а также какую роль играет школьное самоупра...
ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы
В форме деловой игры проходят выборы ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов в этот же день. Написан по...
система ученического самоуправления
Система школьного ученического самоуправления представляет собой взаимосвязующие звенья одной цепи, где дети и взрослые делят функции управления школьной жизнью. Детское самоуправление начинается с ма...
«Управление развитием системы ученического самоуправления».
Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание воспитательных систем в общеобразова...
«Построение системы ученического самоуправления в классном коллективе для обеспечения позитивной социализации каждого ученика»
Возрождение школьного, классного, ученического самоуправления...
Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»
Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»...
Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»
Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...