Волшебный квиллинг
рабочая программа (6 класс) на тему

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_kvilling.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка "Волшебный квиллинг"

Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие: 

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

· Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не менее 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) Группа формируется из детей в возрасте  12-13 лет.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

 практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповой – организация работы в группах.

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 и другие.

Ожидаемые результаты в результате обучения по данной программе: 

Личностные:

  • Учащиеся осваивают первоначальные умения проявлять особый интерес к новому предмету;
  • стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими.

Регулятивные:

  • ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • планируют и определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составляют план и последовательность действий;
  • прогнозируют результат;
  • осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • корректируют и вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Оценивают результат;
  • мобилизуют силы и энергию, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Общеучебные:

  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • моделируют и преобразовывают объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • составляют целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

  • планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • видят указанную ошибку и исправляют её по указанию взрослого;
  • контролируют свою деятельность по результату;
  • адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся.

• Участие в ежегодной муниципальной и региональной выставке прикладного  творчества.

Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата

1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

2 Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

2

5.Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

2

9. Изготовление простых, несложных цветов.

3

10. Изготовление бахромчатых цветов.

3

11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

2

12. Базовые формы.

2

13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.

2

14. Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.

2

15. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы.

2

16. Изготовление сувениров к празднику.

3

17. Оформление итоговой выставки.

2

Всего

34

Содержание программы

Вводный блок.

1. Инструменты и материалы.

Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал — бумага.

2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.

3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование.

4. Вырезание полосок для квиллинга.

Основные правила работы. Разметка.

5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Техника изготовления. Применение формы в композициях.

7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Технология изготовления. Применение формы в композициях.

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

9. Изготовление простых, несложных цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

10. Изготовление бахромчатых цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

Изготовление животных в технике.

12. Базовые формы.

Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.

Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

14. Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.

Творческие работы.

15. Коллективные работы.

Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.

Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.

Праздники и подготовка к ним.

16. Изготовление сувениров к праздникам.

Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.

17. Оформление итоговой выставки.

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ожидаемые результаты.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу первого года обучения дети должны

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона)

Экономно размечать материал с помощью шаблонов.

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка

для клея и т.д.)

Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы.

Названия и технику складывания простейших базовых форм квиллинга.

Уметь выполнять следующие операции: разметка контура по шаблону; разметка по линейке; умение сравнивать с образцом; уметь складывать б/ф и т.д.

Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах

Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий

Способы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренных

программой.

Уметь изготавливать изделия в технике

«квиллинг».

Самостоятельно изготавливать по образцу

простейшие виды изделий (аналогичные

изделиям, предусмотренным программой), по эскизу.

Контролировать правильность выполнения работы

Отслеживание результатов реализации программы

№ п/п

Фамилия, Имя ребёнка

Критерии: овладение основными знаниями, умениями, навыками

Самостоятельность, внимание

Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).

высок

средн

низкий

высок

средн

низкий

высок

средн

низкий

1

2

3

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Список литературы для учителя:

1. Горяева Н.А., Островская О.В.

   «Декоративно-прикладное искусство в жизни  человека»,

    Москва «Просвещение» 2000г.

2. Никологорская О.А. «Волшебные краски»,

    Москва «АСТ – ПРЕСС» 1997г.

3. Соколова Н.М. «Основы композиции 5-8 класс» ,

    Обнинск «ТИТУЛ» 1996г.

4. Соколова Н.М. «Краткий словарь художественных

    терминов»,  Обнинск «ТИТУЛ» 1996г.

5. Черныш И.В. «Поделки из природных материалов»,

    Москва «АСТ – ПРЕСС» 1999г.

6. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Величкина Г.А.

    «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение» 2003г.

7. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”

8. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.

9. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.

10.Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент»

    Издательство «Ниола-Пресс» 2006г.

Список литературы для ученика:

1. Мосин И.Г. «Рисование»,

    Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 1996г.

2. Мосин И.Г. «Рисование-2»,

    Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 2000г.

3. Джейн Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек»

    Москва Мой Мир 2008г.

4. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги»

    ООО ТД «Издательство Мир книги» 2009г.

5. Жданова Л. «Подарки к празднику»

    ООО «Хатбер – пресс», 2008г.

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к              тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебный квиллинг" для коррекционных школ

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможн...

Этот волшебный Квиллинг.

Этот волшебный Квиллинг.Воротынцева Т.С. учитель технологии ГБОУ СОШ № 96Калининского района Санкт-ПетербургаЗанимаясь  творчеством я считаю, что очень важно и полезно приобщать детей к изучению ...

Рабочая программа кружка "Волшебный квиллинг"

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого н...

Мастер - класс "Волшебный квиллинг"

Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по технике квиллинг. Задачи:1. Ознакомить педагогов с программой кружка «Волшебная мастерская» по теме «Волшебный квиллинг».  2....

Отчёт о проведении социальной практики "Волшебный квиллинг"

Презентация с отчётом о проведении социальной практики....

Методическая разработка "Волшебный квиллинг"

Методическая разработка "Волшебный квиллинг"...