плетение
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа плетения из газетных трубочек имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pletenie.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Плетение из газетных трубочек»
Пояснительная записка
В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (карандашницы, кашпо, карзины и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Детский кружок «Плетение из газет» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Работу кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи.
Обучающие:
-знакомить с основными понятиями и базовыми формами плетения
-обучать различным приемам работы с бумагой,
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.
Развивающие:
-развитие, внимания, память, логическое и пространственное воображение, -развиваем мелкую моторику рук, развивает художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, развивает у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
-воспитывает интерес к искусству плетения;
-способствует созданию игровой ситуации, расширяет коммуникативные способности детей,
-совершенствует трудовые навыки, формирует культуру
Условия реализации программы:
1. Создание единой творческой команды
2. Наличие места проведения кружка.
3. Выделение средств администрацией школы для приобретения , клея, , краски, лака необходимых для работы.
Положение о работе кружка
Кружок рассчитан для учащихся 5-7 классов
-Посещение учащимися кружка осуществляется на добровольной основе.
-Результаты работы кружка в конце года проходят в форме выставки.
Формы работы кружка
Работа кружка «Плетение из газет» планируется на один год. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Формы организации с детьми могут быть:
– коллективная;
– групповая;
– индивидуальная.
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новым увлекательным видом рукоделия.
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Плетение из газетных трубочек»
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями.
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, спицы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Общетрудовые умения
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Из них: | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводный. Техника безопасности на занятиях.. Инструменты и материалы | 1 | 1 | - |
2 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения плетения из бумаги. | 1 | 1 | |
3 | Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. | 2 | 2 | |
4 | Приёмы и способы покраски изделий. | 1 | 1 | |
5 | Виды плетения из газет. Верёвочка, спиральное, ситцевое. | 2 | 2 | |
6 | Виды плетения загибок | 1 | 1 | |
7 | Плетение простейших изделий. Рыбка, Филин | 2 | 1 | 1 |
8 | Плетение игольницы. | 2 | 1 | 1 |
9 | Панно из газетных трубочек | 2 | 1 | 1 |
10 | Карандашница | 2 | 1 | 1 |
11 | Колокольчики | 2 | 1 | 1 |
12 | Панно «Веер». | 2 | 1 | 1 |
13 | Панно «Паутина с пауком» | 2 | 1 | 1 |
14 | Панно «Шляпа». | 2 | 1 | 1 |
15 | Конфетница «Поросёнок» | 2 | 1 | 1 |
16 | Ёжик. | 2 | 1 | 1 |
17 | Кашпо «Башмак». | 2 | 1 | 1 |
18 | Кашпо для цветов круглое. | 2 | 2 | |
19 | Солнышко | 2 | 2 | |
Итого | 34 | 16 | 18 |
Ожидаемые результаты
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
–– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- узнают о чувашских народных промыслах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Проведение выставок работ учащихся в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в конкурсах разных уровней.
Литература
1. Книга Е.Г. Вакуленко "Народные мастера Кубани": Левадий А. А. - плетение из талаша стр.117 Жук В.Т.- плетение из лозы стр. 100 Бережной И.С.- плетение из лозы стр.122 Издательство "Традиция" г. Краснодар, 2009г.
2. Книга Маркова В.А, Данилина Л.М, Прасолова З.Г. "Воспитание у дошкольников любви к малой Родине". Плетение из талаша стр. 10 Издательство "Традиция" Г. Краснодар, 2007г.
3. Рассказы умельцев города Крымска: Горбачевой К.Ф, Мартоевой М.Г, Солониной К.Д.
4. Кузьмина М. «Азбука плетения» 1991г.
5. Миринаускас К. «Изготовление плетеных изделий 1986г.
6. Лихонин А. « Плетеный интерьер своими руками 1999г.
Ресурсы.
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме "Японское плетение лентами"
Этот мастер класс разработан мною после курсов повышения квалификации. В этой работе показан один из видов японского рукоделия плетения лентами....
мастер-класс по плетению из лозы
В работе рассказывается о том, как из лозы можно сделать интересную дизайнерскую вещь, которую мы с детьми классов коррекции VIII вида первого года обучения делаем на уроках лозоплетения....
Плетение из газет. ЕЛОЧКИ. Спиральное плетение. Мастер-класс
Пост для любителей плетения из газетных трубочек. Начинаем подготовку к Новому году) Предлагаю вам сплести елочку спиральным плетением. Нашла отличный мастер-класс от польской рукодельницы Pracownia A...
Урок технологии в 7 неделимом классе "История развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов."
Разработка урока технологии в 7 неделимом классе "история развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов."...
Плетение из бисера. Техника плетения цветов барбариса.
Техника плетения цветов барбариса. Поэтапное описание плетения цветов барбариса .Работа со схемами....
«Макраме. История узелкового плетения. Инструменты и материалы для плетения»
laquo;Макраме. История узелкового плетения. Инструменты и материалы для плетения»...
Методическая разработка занятия «Плетение волос. Французское плетение»
ЦЕЛЬ: ознакомление учащихся с понятием волосы, плетение волос и правилами ухода за ними через включение их в самостоятельную деятельность, направленную на развитие творческого мышления и воспитан...