Работа с одаренными детьми
статья на тему

Крылова Яна Юрьевна

Работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рузаевского муниципального района

Выступление на тему:

«Работа с одаренными детьми –

источник вдохновения и затруднений,

гордости и ответственности»

Подготовила:

Крылова Я.Ю.

учитель музыки, искусства, МХК,

руководитель ШМО учителей образовательной

области «Искусство», технологии,

физической культуры

Рузаевка 2016

Так получилось, что в ходе моей педагогической деятельности  у меня сложилось несколько направлений работы с одаренными детьми:

- музыкально – театральная (1986 -2008);

- экологический театр (2005 - 2012);

- работа с вокалистами (1986 по настоящее время)

- предметные олимпиады по МХК (2009 по настоящее время)

Каждое из этих направлений имеет свои особенности и специфику, и рассказать о каждом это «объять необъятное», поэтому скажу о некоторых.

Тема выступления обозначила возможность сказать не только об успехах, но и о затруднениях. Хочу начать с предметных олимпиад. Олимпиады по искусству и МХК у нас в республике стали проводиться с 2009 года, а Заключительный этап в этой области впервые ввели с 2011 года. Все вы прекрасно знаете, что из себя, представляет уровень олимпиадных заданий по различным предметам. Предметная область «Искусство» объединяет все. Здесь история, политика, философия, религия, наука, литература, театр, балет, кино, уже не говоря об архитектуре с ее стилями и эпохами, скульптуре и всем ее развитии, живописи во всех жанрах и направлениях, музыке…  А еще есть гениальные творцы всего этого со своей не менее выдающейся биографией, со своей философией и со своей тайной.

Я была во многих школах Саранска на уроках, мастер – классах, встречаемся с коллегами часто на различных конкурсах, конечно в самых лучших условиях школы, которые работают в этом направлении – это Гимназия № 20, школа № 39, школа № 15. Они имеют соответствующий контингент учащихся, которые сознательно выбрали то направление, где музыка, будет от 3 – 5 часов, МХК 3 часа, ИЗО – 3 часа, различные факультативы, студии, творческие мастерские. А у нас все это сначала  «с легкостью» умещается в 45 минут в неделю, или 34-35 часов в год по конкретной рабочей программе для всех и на этом все – это я об учебном плане, ну, а потом уже «всплывает» в объемных пачках листов олимпиадных заданий по искусству.

Я понимаю, что дети не сдают ЕГЭ по искусству, но нам нужны результаты в предметных олимпиадах, а 1 час занятий с одаренными в неделю – это капля в море.  Поэтому пока в нашей школе работа в этой области – это чистый энтузиазм, может быть даже фанатизм учителя и ТАКОЙ ученик, который будет прежде всего, САМ с интересом вслушиваться, всматриваться, зачитываться книгами по искусству, иметь большой зрительный и слуховой ряд, вникать в тонкости, иными словами «дышать и жить этим», потому что это, прежде всего работа над собой.

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА

Это вторая область моей деятельности, о которой я хочу сказать сегодня. С чего начать? Прежде всего, это как можно более раннее открытие способностей ребенка в этой области. Я сейчас не буду говорить о тех редких исключениях, когда «Всевышний погладил по головке» и человеку надо только правильно подобрать репертуар, слегка направляя его.

Хороший вокалист вырастает из очень многих составляющих.

 - И прежде всего – это хороший МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ, когда внутренний, мелодический и гармонический слух работают согласованно (в идеале абсолютный, он это очень большая редкость), от этого зависит ЧИСТОТА ИНТОНИРОВАНИЯ. Природную чистоту интонирования у музыкантов можно сравнить с «врожденной грамотностью» по русскому. Много таких людей? Поэтому, как правило, это огромная часть работы с вокалистами.

- Хорошо нам всем знакомое слово РИТМ – это вторая составляющая в работе. Все в нашей жизни подчинено ритму. Если в нашем сердце, пульсе, давлении не держится определенный ритм, качество нашей жизни ухудшается. Если мы не соблюдаем ритм в музыкальном произведении, не чувствуем его тончайших нюансов, мы обезличиваем произведение, поэтому над этим надо тоже работать, развивая это чувство.

- Мне очень часто говорят: «Послушай этого ребенка, у него такой громкий голос», хочу сказать -  это ни о чем не говорит. Основа вокала, как и основа жизни – это ДЫХАНИЕ, умение правильно его взять и распорядиться им во время пения. Учимся пользоваться всеми резонаторами от грудных до самых высоких, потому что это глубина, сила, ровность и красота звучания.

- Мы подошли к красоте, а это еще одна очень важная составляющая голоса – его ТЕМБР, окраска. В жизни мы часто не связывая с музыкой употребляем выражения «узнать по голосу», «какой неприятный голос» и наоборот, так вот, все это благодаря тембру – особенностям голосового аппарата, тому чем наградила нас природа. Этот уникальный оттенок становиться визитной карточкой вокалиста.

- ДИАПАЗОН тоже важен в пении. Очень немногие дети обладают широким диапазоном от максимально низких до максимально высоких нот, не теряя при этом красоты звучания голоса. Поэтому работаем в пределах диапазона (у кого-то альт, у кого-то сопрано, а у кого-то тенор) которым награда природа, но стараемся понемногу его расширять.

- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – уметь прочувствовать образ произведения и передать его своим исполнением – это то, что называется «вложить душу, сердце». Есть дети эмоциональные, которые интуитивно чувствуют, они будут в образе, даже если поют только часть фразы на репетиции. Если этого нет, это надо развивать насколько возможно.

- СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ -  это умение держаться на сцене в зависимости от образа и характера произведения, это мимика, прическа, костюм, это сценическое движение, уместная хореография. Я все время говорю ребятам, сценическое движение бывает разное – есть то, что мы планируем с вами заранее с элементами хореографии и здесь не должно быть никаких импровизаций.

«Движений ради движения не должно быть!», если вы во время выступления повернули голову, обратились к кому-то взглядом, взмахнули рукой – это должно быть для чего-то, что-то выражать, к кому-то обращаться и прежде всего помогать в раскрытии образа – иначе это будут навязчивые движения которые будут раздражать зрителя, а вы будете марионеткой.

Но если солист эмоционален, не зажат, раскрепощен, то во время исполнения сценическое движение может возникать незримо, по наитию, оно идет из сердца  - это может быть взгляд, движение руки, поворот головы – этого нельзя отрепетировать – это самое ценное.

- ПОСТОЯННАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА как бы ты не был хорош, если не поешь перед зрителем, или теряешь на публике все, что делаешь на репетициях, то вся работа бессмысленна. Поэтому постоянные концерты, смотры, конкурсы – все это необходимо для творческого роста как «воздух».

- РЕПЕРТУАР его правильный выбор это очень важно. И здесь надо всегда идти от ребенка. Все мы уникальны, поэтому стараюсь у каждого своего ученика найти то особенное присущее только ему и развивать этот дар. При выборе репертуара, особенно для конкурсов, порой приходиться до 6 песен разучить, прежде чем найдешь ту, в которой солист сможет показать все лучшие свои возможности. В репертуаре стараюсь выбирать такие произведения, в которых есть, прежде всего, смысл, прекрасная мелодическая и гармоническая основа и еще что очень важно, чтобы эти произведения развивали музыкальный вкус у моих воспитанников. Роден когда-то сказать «Вкус развивается на самом совершенном материале».

Все мы знаем, что музыка искусство временное, в отличие от архитектуры, скульптуры, живописи, творение композитора будет рождаться заново столько раз, сколько к ним обратиться исполнитель, а вот насколько удачным будет это рождение – зависит уже не от композитора, а от исполнителя, в данном случае от нас.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас. Только тот, кто открыл в себе способность творить, кто стремится к совершенству в своих творениях, к одухотворению, тот вправе называть себя человеком в полном смысле этого слова. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...