Программа занятий со школьниками среднего звена по межэтнической толерантности.
проект ( класс) на тему
Программа занятий со школьниками среднего звена по межэтнической толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_mezhetnicheskoy_tolerantnosti_moya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Доброгорская Е.В.
учитель истории “ МБОУ СОШ 10 г.Новоалтайска Алтайского края “
Программа занятий со школьниками среднего звена по межэтнической толерантности.
Человек не родился врагом человеку (алтайская пословица).
Пояснительная записка.
Россия - многонациональная страна. Этим она была сильна в историческом прошлом, в этом залог ее процветания в будущем. Истинный патриотизм цивилизованных граждан России всегда основывался на терпимом отношении к представителям других национальностей
Но, к сожалению, в мире не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, происходит унижение людей по национальному и языковому признаку. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость распространяются в детской, особенно подростковой среде, так как молодым людям, в силу возрастных особенностей, свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем..
Нужно активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважение прав других, непохожих на тебя, людей. Необходимы меры не просто по формированию толерантности, а именно по формированию этнической толерантности.
Этническая толерантность – это свойство этнической общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов; направленность этнического сознания на признание и уважение ценности и самоценности человека, его потребностей и прав. Знание культуры других народов - это основа формирования культуры межнациональных отношений.
Алтайский край – многонациональный регион, в нем проживает население, достаточно сложное по этническому составу. В девятку наиболее многочисленных этносов входят русские (92,0%), немцы (3,0%), украинцы (2,0%), казахи (0,4%), белорусы (0,3%), армяне (0,3%), татары (0,3%), мордва (0,2%), азербайджанцы (0,2%).Данные переписи населения 2010 года свидетельствуют о том, основные этнические пропорции не претерпели значительных изменений. При обработке данных переписи получено более 200 различных вариантов написаний национальной принадлежности, которые систематизированы в 142 национальности.
Цель программы - формирование культуры этнической толерантности, осмысление социальных процессов, знакомство с этническими культурами края, поиск и признание в них общего и различного. Развитие национальной и религиозной терпимости, уважения к языку и культуре других народов.
Задачи:
1.Расширение знаний о национальном и культурном разнообразии народов проживающих на территории Алтайского края.
2.Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия.
3.Воспитание у обучащихся любви в своей Родине, краю, желания знать и изучать историю, традиции и обычаи народов, населяющих родной край.
Прогнозируемые результаты.
Формирование у обучающихся способности:
- к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству на основе взаимоприемлемых ценностей;
- готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;
- к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности этнодругого;
- нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства;
- установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.
Тематическое планирование.
Модуль. | Блок. | Форма. | Практический выход |
Вводное занятие. | |||
История. | Музей. | Экскурсия. «Новоалтайск до нашей эры». | |
Ты, я, он, она. | Занятие «Национальный состав Алтайского края» | Заполнение карты Алтайского края по национальному составу. | |
Путь. | Исследовательский мини- проект «Способы заселения территории Алтайского края» | ||
Моя семья на Алтае. | Работа с личными архивами. | Уроки презентации «Путь моей семьи на Алтай» | |
Традиция. | Гости пришли! Или добро пожаловать! | Знакомство с традициями приема гостей у народов населяющих Алтайский край. | Составление сборника пословиц и поговорок о гостеприимстве. (особенно важно подчеркнуть схожесть смыла пословиц и поговорок) |
Руки бабушки моей. | Беседа. «Уважение к старшим». | Сочинение – рассказ о своих бабушках. | |
Сарафан, тюбетейка и чекпен. | Дефиле «Национальный костюм» | Выставка коллажей «Я в национальном костюме» | |
Хлеб на стол и стол престол. | Выставка блюд национальной кухни. | Обмен рецептами. | |
Искусство. | Презентация «Песня – душа народа.» | Фестиваль песни. | |
Дети цветы души и глаз лучи.(казах. посл) | Сказка и колыбельная. | Занятие – представление национальных сказок и колыбельных. | Выставка рисунков к сказкам по теме «Добро сильнее зла» |
Быстрее, выше, сильнее. | Урок знакомства с традиционными играми народов Алтайского края. | Чемпионат национальных игр. | |
Заключение. | Беседа «Чему я могу научиться у людей разных национальностей» | ||
Анкетирование "Уровень этнической толерантности" | |||
Фестиваль «Мы такие разные, но этим и прекрасны» |
Срок реализации программы один год.
Лит.: Асмолов А. Г. Слово о толерантности. Век толерантности. 2001. № 1; Бгажноков Б. Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2002; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Этническая толерантность как феномен современного общества / М. Д. Киекбаев, Д. М. Абдрахманов, И. З. Султанмуратов. Уфа, 2008. Р. М. Кумышева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»
Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»...
ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОТ «Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения школьников среднего звена в контексте модернизации российского образования»
Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать н...
Олимпиадные задания по математике для школьников среднего звена
Задания с решением для проведения олимпиады по математике в 5, 6, 7, и 8 классах....
Тема урока: «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»
Тип урока: обучающий.Технологии, используемые на уроке: образовательная, здоровьесберегающая, соревновательная.Метод проведения: индивидуальный, фронтальный, групповой, соревновательный.Место проведен...
Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения
В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит ак...
Программа мониторинга уровня сформированности УУД у школьников среднего звена
Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных...