Программа занятий со школьниками среднего звена по межэтнической толерантности.
проект ( класс) на тему

Доброгорская Елена Викторовна

Программа занятий со школьниками среднего звена по межэтнической толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_mezhetnicheskoy_tolerantnosti_moya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Автор: Доброгорская Е.В.

                                                                                    учитель истории “ МБОУ СОШ 10                                               г.Новоалтайска Алтайского края “

Программа занятий со школьниками среднего звена по  межэтнической толерантности.

Человек не родился врагом человеку (алтайская пословица).

Пояснительная записка.

Россия - многонациональная страна. Этим она была сильна в историческом прошлом, в этом залог ее процветания в будущем. Истинный патриотизм цивилизованных граждан России всегда основывался на терпимом отношении к представителям других национальностей

Но, к сожалению, в мире  не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, происходит унижение людей по национальному и  языковому признаку. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость распространяются в детской, особенно подростковой среде, так как молодым людям,  в силу возрастных особенностей, свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем..

Нужно активизировать  процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважение прав других, непохожих на тебя, людей. Необходимы меры не просто по формированию толерантности, а именно по формированию  этнической толерантности.

Этническая толерантность – это свойство этнической общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов; направленность этнического сознания на признание и уважение ценности и самоценности человека, его потребностей и прав. Знание культуры  других народов - это основа формирования культуры межнациональных отношений.

Алтайский край – многонациональный регион, в нем проживает население, достаточно сложное по этническому составу. В девятку наиболее многочисленных этносов входят русские (92,0%), немцы (3,0%), украинцы (2,0%), казахи (0,4%), белорусы (0,3%), армяне (0,3%), татары (0,3%), мордва (0,2%), азербайджанцы (0,2%).Данные переписи населения 2010 года свидетельствуют о том, основные этнические пропорции не претерпели значительных изменений. При обработке данных переписи получено более 200 различных вариантов написаний национальной принадлежности, которые систематизированы в 142 национальности.

Цель программы - формирование культуры этнической толерантности,  осмысление социальных процессов,  знакомство с этническими культурами края,  поиск и признание в них общего и различного. Развитие национальной и религиозной терпимости, уважения к языку и культуре других народов.

 Задачи:

1.Расширение знаний  о национальном и культурном разнообразии народов проживающих на территории Алтайского края.

2.Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия.

3.Воспитание у обучащихся любви в своей Родине, краю, желания знать и изучать историю, традиции и обычаи народов, населяющих родной край.

Прогнозируемые результаты.

Формирование у обучающихся способности:

-  к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству на основе взаимоприемлемых ценностей;
- готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;
-  к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности этнодругого;
- нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства;
- установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Тематическое планирование.

Модуль.

Блок.

Форма.

Практический выход

Вводное занятие.

История.

Музей.

Экскурсия. «Новоалтайск до нашей эры».

Ты, я, он, она.

Занятие «Национальный состав Алтайского края»

Заполнение карты Алтайского края по национальному составу.

Путь.

Исследовательский мини- проект «Способы заселения территории Алтайского края»

Моя семья на Алтае.

Работа с личными архивами.

Уроки презентации «Путь моей семьи на Алтай»

Традиция.

Гости пришли! Или добро пожаловать!

Знакомство с традициями приема гостей у  народов населяющих Алтайский край.

Составление сборника пословиц и поговорок о гостеприимстве. (особенно важно подчеркнуть схожесть смыла пословиц и поговорок)

Руки бабушки моей.

Беседа. «Уважение к старшим».

Сочинение – рассказ о своих бабушках.

 Сарафан, тюбетейка и чекпен.

Дефиле «Национальный костюм»

Выставка коллажей «Я в национальном костюме»

Хлеб на стол и стол престол.

Выставка блюд национальной кухни.

Обмен рецептами.

Искусство.

Презентация «Песня – душа народа.»

Фестиваль песни.

Дети цветы души и глаз лучи.(казах. посл)

Сказка и колыбельная.

Занятие – представление национальных сказок и колыбельных.

Выставка рисунков к сказкам по теме «Добро сильнее зла»

Быстрее, выше, сильнее.

Урок знакомства с традиционными играми народов Алтайского края.

Чемпионат национальных игр.

Заключение.

Беседа «Чему я могу научиться у людей разных национальностей»

Анкетирование "Уровень этнической толерантности"

Фестиваль «Мы такие разные, но этим и прекрасны»

Срок реализации программы один год.

Лит.: Асмолов А. Г. Слово о толерантности. Век толерантности. 2001. № 1; Бгажноков Б. Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2002; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Этническая толерантность как феномен современного общества / М. Д. Киекбаев, Д. М. Абдрахманов, И. З. Султанмуратов. Уфа, 2008. Р. М. Кумышева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»

Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»...

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОТ «Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения школьников среднего звена в контексте модернизации российского образования»

Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать н...

Олимпиадные задания по математике для школьников среднего звена

Задания с решением для проведения олимпиады по математике в 5, 6, 7, и 8 классах....

Тема урока: «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»

Тип урока: обучающий.Технологии, используемые на уроке: образовательная, здоровьесберегающая, соревновательная.Метод проведения: индивидуальный, фронтальный, групповой, соревновательный.Место проведен...

Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения

В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит ак...

Программа мониторинга уровня сформированности УУД у школьников среднего звена

Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных...