Открытое заседание клуба "Поиск" "Российская армия: вчера, сегодня, завтра".
методическая разработка (10 класс) на тему

Яковенко Валентина Алексеевна

Мероприятие посвящено сохранению исторической памяти о Великой отечественной войне, войне в Афганистане и Чечне, а также проблемам воспитания будущих призывников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zasedanie_kluba.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое заседание клуба «Поиск» 

Тема: «Российская армия: вчера, сегодня, завтра».

Цели: 1) способствовать формированию патриотического сознания, правового поля, развивать гражданские качества личности, чувства сопричастности к истории Вооруженных сил России, к осознанию преемственности солдатских поколений.

 2) Формировать четкие, ясные представления о высоком смысле военной службы, осознание личной ответственности в защите Родины, честного и добросовестного выполнения своих служебных воинских обязанностей после призыва в Вооруженные силы России.

3) Развивать познавательные интересы и потребности в изучении военно-исторических ценностей, творческую, исследовательскую деятельность учащихся.

Форма проведения: заседание круглого стола.

Оборудование: мультимедийный проектор, фотовыставка «Наши выпускники на службе Отечества», газета «Наши папы – отличные солдаты», высказывания «Армия дружбою сильна», «Жить- Родине служить», «Умелый боец везде молодец», презентация.

        

Ход мероприятия: 

(По ходу мероприятия  на экране слайд-презентация.)

Видеоролик о посёлке Пятигорский. На фоне музыки слова.

1.«Родина!» - мы произносим, 
И в глазах задумчивых у нас 
Медленно качается гречиха, 
И дымится луч в рассветный час.

 2. Речка вспоминается, наверно, 
Чистая, прозрачная до дна, 
И сережки светятся на вербе, 
И в траве тропиночка видна.

3. «Родина!» - мы говорим, волнуясь, 
Даль без края видим пред собой. 
Это наше детство, наша юность. 
Это все, что мы зовем судьбой. 

4. Родина! Отечество святое! 
Перелески, рощи, берега, 
Поле от пшеницы золотое, 
Голубые от луны стога.

5. Сладкий запах скошенного сена, 
Разговор в деревне нараспев, 
Где звезда на ставеньку присела, 
До земли чуть-чуть не долетев. 

6. Родина! Земля отцов и дедов! 
Мы влюбились в эти клевера, 
Родниковой свежести отведав, 
С краешка звенящего ведра. 
Это позабудется едва ли 
И навек останется святым... 
Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, снова защитим!        

Танец «Гляжу в озера синие»

Ведущий 1: Добрый день! Сегодня мы собрались на очередное открытое  заседание нашего клуба «Поиск».

Ведущий 2:Тема заседания: «Российская армия: вчера, сегодня, завтра».

Время, словно проверяя на прочность, подвергает нас всё новым и новым испытаниям. Тяжёлые годы ВОВ, неостывшая боль афганских и чеченских ран, святое ощущение воинского долга и причастность к судьбе Родины – этой теме посвящён наш сегодняшний разговор.

 Ведущий 1: Мы будем говорить о нашей Российской армии, о мужестве и патриотизме человека в погонах, постараемся ответить на вопрос: «Какая же армия нужна сегодня России?»

Сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны Добриков Иван Петрович,

участник афганской войны _______________________________________,

участник чеченской войны ________________________________________.

Поприветствуем их.

Ведущий 2: Самая страшная война, через которую прошёл наш народ, - Великая Отечественная.

Русский человек выстоял, победил, хотя ему противостояла военная мощь Германии, подчинившая себе многие государства Европы.

Чтец: Остановись, время! Замри!

Замри и оглянись в прошлое.

Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!

Оглянись на тех, кто не только в годы войны защищал Отечество, но и в послевоенное время восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство.

Ведущий 1: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

Ведущий 2: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

Ведущий 1: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Ведущий 2: Об этом могут рассказать они сами.

Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

Девочка: (Закутанная в шарфы, платки выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор щепок, поднимается по ступеням на сцену во время хроники). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила…

Мама: (во время слов девочки выходит на сцену, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу) Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.

(Мама гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к маме, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям.)

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди). 
Ведущий 1: Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети, раненые. Но не всем удавалось преодолеть этот путь.

Ведущий 2: На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – “Цветок жизни”. Это памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

Ведущий 1: Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой.

Звучит песня «Дети войны»

Ведущий 2: Неравные бои на границе в 1941-ом, первые подвиги защитников Родины, героическая оборона Брестской крепости, горечь отступления. А потом битва под Москвой, 900 дней блокады Ленинграда, были Сталинград и сражение под Курском, оборона Севастополя, Одессы, Киева. Враг пришёл и к нам на Кавказ.

Чтец 2: В наш край, где цепи гор

Стоят, как облаков опоры,

Где выси не охватит взор,

фашистская стремится свора.

Встают защитники Кавказа

Им всем Отчизна дорога,

И, цель заметив зорким глазом.

Они везде разят врага.

Ведущий 1: В начале августа 1942 года Крупные силы ф-ой армии прорвались на Северный Кавказ. В течение 5 с половиной месяцев бесчинствовали фашисты на территории края, грабили, жгли и уничтожали государственное и колхозное имущество.

Ведущий 2: Но уже в январе 1943 года под ударами частей нашей Армии и Ставропольских партизан началось изгнание фашистов с территории Северного Кавказа. 10- стрелковая гвардейская бригада с боями проходила через земли нашего совхоза. По словам очевидцев, на территории посёлка Пятигорский подорвался офицер связи этой части, останки которого покоились в могиле Неизвестного солдата, которая в прошлом году перестала быть неизвестной.

Ведущий 1: В 2015 году установлено имя погибшего солдата. Это Ахмедов Ахмед Али-оглы. В канун 70-летия Победы наш посёлок принимал гостей из Азербайджана – сестёр погибшего солдата.

Чтец 3:

Есть обелиск в посёлке Пятигорский

Цветы, берёзки, скорбная стена,

Где перечислены в порядке строгом

Земляков ушедших имена.

В музее школьном на старых фотографиях

Знакомые до боли имена

Так много жизней молодых и сильных

Переломала чёрная война…

ПЕСНЯ

Ведущий 1: Военные годы стали началом биографии нашего гостя Презентация биографии Добрикова Ивана Петровича– представляет ученик.

Какие воспоминания о военной службе для Вас наиболее ценны? (Выступление ветерана)

Ведущий 2: Прошли годы… Но в мире опять неспокойно и в разных концах планеты возникают «горячие точки». И опять оживают багровые отблески недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны и переворачивает душу детский плач 

Ведущий 1: Одной из трагических страниц нашей истории стала война в Афганистане. Афганская война оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная. Война в Афганистане длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов нашей армии.

Война в Афганистане, как любая война - это трагедия человечества, а для нашего народа эта война вдвойне трагична, потому что велась на территории другого государства, в непривычных природно-климатических условиях.

Ведущий 2: Вечностью стали для матерей, жен, детей эти годы, а некоторые из них так и не дождались своих сыновей, мужей с чужой земли...

 (звучит рассказ матери из повести С. Алексеевича «Цинковые мальчики». На фоне фотографий Ю. Новохатского – воина – интернационалиста нашего посёлка )

Мама: У меня был сын. Окончил школу. Забрали в армию, Я молила не о том, чтобы его не убили, чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький.. Я этого боялась. Попросил «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю...».

Куда уезжает, не написал; через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша, браня надежная».

Моё ты солнышко.... Наша броня надежная.... Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку.... Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть.... Поглядеть на сыночка, дотронуться.... Нашли ли ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришел капитан из военкомата:

Крепитесь мать...

Где мой сын?

Здесь, в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:

«Мое ты солнышко». Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:

-        Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой

здоровый, такой сильный....А он маленький...Ты - мужчина, а он - мальчик.... Почему ты живой?!

Привезли гроб, я стучалась в гроб:

-Моё ты солнышко! Моё ты солнышко.

        А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:

         - Моё ты солнышко.

Ведущий 1: Афганская война уходит в историю, но память о наших воинах, павших в бою, должна быть вечно с нами.

(Выступление участника Афганской войны)

    Танец «Катюша»                           

Ведущий 1: Вспомним недавние  события в Чечне… Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей. Правители  приходят и уходят. Но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время. Сердце матери, ласковые, не знающие устали материнские руки – это символ всего самого дорогого, что есть у нас на земле.

Чтец: Внимая ужасам войны,

        При каждой  новой жертве боя,

        Мне жаль не друга, не жены,

        Мне жаль не самого героя.

        Увы! Утешится жена,

        И друга лучший друг забудет;

        Но где – то есть душа одна –

        Она до гроба помнить будет!

        Средь лицемерных наших дел.

        И всякой пошлости и прозы

        Один я в мире подсмотрел

        Святые, искренние слезы – 

        То слезы бедных матерей!

        Им не забыть своих детей,

        Погибших на кровавой ниве,

        Как не поднять плакучей иве

                              Своих поникнувших ветвей.

Ведущий 2: Сегодня на нашем празднике присутствует участник боевых действий в Чечне Ларкин Сергей Владимирович.

( Выступление __________________________________________________.)

Ролик о событиях в Чечне.

Ведущий 1: В пламени вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломался под пытками и не выдал военной тайны. Имя ему – российской армии солдат.

Ведущий 2: Война, война .. Кому-то очень больно

А кто-то ищет новых благ и чин …

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Давайте вспомним  и минутку помолчим …

 (Зажечь свечи)

Ведущий 1: Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью Российской армии. И мы задаем себе вопрос: «Какая же армия нужна  нашей стране сегодня?»

Ученик: Готовясь к заседанию круглого стола, мы провели социологический опрос по теме «Российская армия сегодня». Целью опроса было узнать мнение жителей нашего посёлка о Российской армии сегодня. Проанализируем полученную информацию.

На первый вопрос «Российская армия сегодня: какая она?»

  • 82% опрошенных отметили, что новая структура Вооруженных сил стала более гибкой, мобильной. Реформирование армии направлено на то, чтобы наши Вооруженные силы могли эффективно обеспечивать национальную безопасность и достойное место России в современном мире.

На второй вопрос «Вашего сына призвали в армию. Ваши действия».

  • 76% опрошенных отметили, что каждый мужчина должен пройти школу жизни, стать мужчиной и выполнить свой долг перед Родиной.

В заключение был задан вопрос «Что дает армия молодым людям?».

  • Значительная часть опрошенных считает, что армия- это школа воспитания мужчин, школа мужества, которая закаляет характер, воспитывает силу воли.

Ведущий 2: Совсем скоро все юноши, присутствующие в этой аудитории, достигнут призывного возраста. Узнаем их отношение к воинской службе.

Ученик 2: Тема нашего опроса была: «Мое отношение к службе в армии».

 Мнения разделились следующим образом:

  • 58 %- готовятся морально и физически к службе в армии;
  • 42 %- постараются поступить учиться, чтобы получить отсрочку;
  • «Косить» от армии никто не собирается.
  •  

Ведущий 2: На нашей встрече присутствует    инспектор военно- учётного стола посёлка Пятигорский Коноваленко Людмила Анатольевна и мы просим Вас ответить на наши вопросы.

1.В 11 классе в декабре мне исполнится 18 лет. Я хочу поступать в вуз. Положена ли мне по закону отсрочка? Или я сначала должен идти в армию?

2. Мой брат- студент медицинского вуза. Военную кафедру отменили. После окончания учебы он пойдет а армию. Будет ли учитываться его специальность при прохождении службы?

3.Пользовались ли призывники нашего района правом альтернативной службы?? Если да, то где, в какой форме они ее проходили? И вообще, как можно воспользоваться этим правом?

4.Сколько уклонистов на сегодняшний день находится на учете в нашем поселке? Какие меры воздействия применяются к ним? 7. Как комитет солдатских матерей нашего района осуществляет контроль за прохождением службы наших ребят?

Ведущий 1: Со словами напутствия к будущим призывникам пришёл к нам настоятель храма Серафима Саровского отец Григорий.

(Выступление отца Григория)

Ведущий 2: Отец Григорий, у нас возникли к Вам вопросы:

  1. В чём заключалась помощь церкви  в годы Великой Отечественной войны?
  2. Согласны ли Вы, что подлинный патриотизм и трезвое, без перегибов, национальное самосознание тесно связаны с православной верой? 

Ведущий 1: Сегодня мы говорили о российской армии. Вспомнили ее героическое прошлое. И то, какой наша армия будет завтра, зависит и от нас - будущих призывников. Желаем вам с честью и достоинством выполнить свой почетный конституционный долг.

(Стихотворение «Не браните моё поколение» Ковалёва Е.)

Чтец: Не браните моё поколение -

Это ваших рядов пополнение,

И за моду его не судите,

С чистым сердцем к нему  подойдите.

Дело вовсе не в том, как мы пляшем,

Дело в том, как мы сеем и пашем,

Как в болотах бредём по колено,

Это тоже моё поколение.

Вы правы, мы войны не видали,

А у вас ордена и медали,

Но на подвиг в любое мгновенье

Встанет грудью моё поколенье.

Впереди и награды и звания.

Мы, товарищи старшие, с вами,

Если надо, застынем в граните –

Поколенье моё не браните.

Ведущий 2: У нас в гостях атаман станичного казачьего Пятигорского общества, кадровый офицер Симонов Александр Николаевич.

(поздравление с праздником Днём защитника Отечества, напутственные слова будущим призывникам, благодарность за мероприятие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия с применением электронных технологий "Автомат Калашникова: вчера, сегодня, завтра."

Данная разработка была мной опробирована при проведении открытых уроков с воспитанниками объединения "Клуб юных разведчиков"....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа) по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра»

Классный час «Москва вчера, сегодня, завтра» призван предоставить учащимся возможность получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах ее развития на примере анализа предс...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

Разработка по социализации «Российская армия: вчера, сегодня, завтра»

Разработка по социализации «Российская армия: вчера, сегодня, завтра»...

Конспект открытого мероприятия по литературе "Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра"

Конспект открытого занятия по литературе на тему"Орловщина литературная:  вчера, сегодня, завтра". Занятие проходило в форм литературно-музыкальной гостиной. Основная цель данного мероприятия - ...