Тема: «В мире природы» ( путешествие – викторина)
методическая разработка ( класс) на тему

Плетникова Елена Ивановна

Данное мероприятие направлено на экологическое воспитание учащихся, воспитание бережного отношения к природе, к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_prirody.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

              ГКОУ «Каргапольская школа – интернат»

          Методическая разработка

         внеклассного мероприятия

                        по экологическому воспитанию

             Тема:  «В мире природы»

                           ( путешествие – викторина)

                                                                               Исполнитель:

                                                                               Воспитатель

                                                                               Плетникова Е.И.

                                 р.п. Каргаполье 2014 г.

Тема:  «В мире природы.» (путешествие – викторина)

Цели: 

- Закреплять знания об окружающей нас природе.

- Дать представления об изменениях в жизни растительного и животного мира весной.

- Воспитывать любознательность и любовь к природе.

- Развивать умение наблюдать в природе, познавательный интерес к окружающей  среде.

                         Ход мероприятия

Звучит спокойная мелодия ( Чайковский «Времена года» ).

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня , ребята, мы  отправимся в путешествие в Мир природы, а во время этого путешествия проведём викторину на лучшего знатока природы. Самых активных и любознательных в конце нашего путешествия ожидает сюрприз.

II. Психологический настрой.

У нас с вами хорошее настроение. Ярко светит солнце, бегут ручейки, щебечут прилетевшие птицы.

Итак, мы начинаем наше путешествие. Пусть встреча с природой принесёт нам радость.

III. Работа над темой.

1) Вводная беседа

  - Ребята, если вы внимательно прослушаете стихотворение, вы сможете   ответить на мои вопросы.

Чтение стихотворения:

                                 Поле, речка и листва

                                 Горы, воздух и трава

                                 Птицы, звери и леса

                                 Гром, туманы и роса

                                 Человек и время года

                                 Это всё вокруг – Природа!

- Что такое природа?

Значит природа это:

- воздух.

- вода.

- земля.

- растения.

- животные.

- человек.

- Каким одним словом мы можем назвать всё, что окружает человека?

(окружающая природа).

- Ребята, в природе всё взаимосвязано и зависит друг от друга.  И наша

с вами жизнь тоже зависит от природы. Она кормит, поит, одевает нас.

Как вы  понимаете выражение: «природа кормит»? (грибы, ягоды).

Нам не выжить без её красоты и богатства. В свою очередь природа просит

помощи  и бережного отношения к ней.

    У нас в области и в нашем районе исчезли многие виды растительного и

животного мира. Чтобы сохранить обитателей природы Зауралья,

руководители области приняли решение о создании Красной книги

Курганской области, куда заносятся редкие животные и растения. На

животных, занесённых в Красную книгу, запрещена охота. В настоящее

время занесены 194 вида растений, 83 вида птиц, 79 видов насекомых.

       В области и у нас в районе проводится акция «Изучим и сбережем

  природу Зауралья» Акция – это мероприятия, направленные на сохранение природы. (Например, посадка леса, чистка леса от мусора и т.д.).

2)  Весна в природе.

- Мы сказали, что:  Человек и время года

                                     Это всё вокруг – Природа!

- О каком времени года говорится в стихотворении?

Что стряслось у нас с природой?

Тает снег, вода течёт

В выси небо голубое,

А на речке – ледоход.

Птицы летние вернулись,

Заяц серый пробежал,

Можно мишку нынче встретить –

После зимней спячки встал

- Так какое время года наступило?

- По каким приметам вы узнали, что наступила весна?

- Назовите весенние месяцы.

-Молодцы! А вот и наши первые вестники весны! Угадайте,  кто же прилетает к нам весной?

Загадки:

  • Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад – вперёд по пашне вскачь

И зовётся птица…. (грач ).

  • На берёзе теремок,

Не висит на нём замок,

Дверь открыта для жильца

Говорливого…. ( скворца ).

- Ребята, а скворушка уже и в лесу побывал и нас зовёт посмотреть на

весенний лес.

3) Путешествие по весеннему лесу.

Входит хозяйка леса

- Здравствуйте,  ребята, я хозяйка этого леса я приглашаю вас в гости и хочу вас познакомить с жителями моего леса. Отгадайте, кто же они?

Загадки:

  • Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой ( медведь ).

Хозяйка леса:  Давайте попросим его рассказать, как он встретил весну.

Медведь:

Без забот и без тревоги

Я лежал в своей берлоге

Спал всю зиму до весны.

Вылез я и вижу: лужи,

Тает снег Ура! Пришла весна!

Хозяйка леса: Ну, до свидания, Мишка, а мы пойдём дальше.

- Ой, а это кто, ребята:

  • За деревьями, кустами

          Промелькнуло будто пламя

          Промелькнуло, пробежало

          Нет ни дыма, ни пожара ( лиса ).

Лиса: Весной у меня лисята маленькие появляются. Вот и бегаю. Самой надо еду доставать, да и их одних оставлять нельзя. Ну, прощайте!

Хозяйка леса:  Ну что ж, пойдёмте дальше.

  • Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Шубка белая линяет

И весной он серым станет (заяц).

- А ты, зайка, почему один? Где твои зайчата?

Зайка: А вы разве не знаете? Наши зайчата сразу после рождения остаются одни где-нибудь под кустом. Любая зайчиха может покормить  их своим молоком, а скоро они подрастут и сами начнут есть травку и листья.

4) Физкультминутка (воспитатель ).

Зайка, поиграй, пожалуйста, с нами.

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Зайка прыг и ускакал.

- Ускакал зайчик, много у него в лесу врагов, пока ещё весь не потемнел, заметный он на сырой земле.

Воспитатель: Назовите животных, с которыми  нас познакомила хозяйка леса?

Хозяйка леса:  Ну, вот мы и познакомились с животными. Пора и на растения посмотреть. Угадайте, что это за растение?

  • У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. ( подснежник ).

Воспитатель: Правильно. Так называют все цветы, которые появляются

из-под снега: это мать и мачеха, и медуница.

Хозяйка леса:  Просыпаются и деревья от зимнего снега.

  • Она весну встречает-

Серёжки надевает,

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску

Ты узнаёшь…. ( берёзку ).

- Конечно, это берёзка.

- Угадайте, что за дерево?

  • Будто снежный шар бела

По весне она цвела.

Нежный запах издавала,

А когда пора настала

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. ( черёмуха ).

Воспитатель: А какие еще деревья зацветают ранней весной?  ( У осины, тополя, ольхи появляются серёжки. А у ивы вербочки. ).

5) Письмо от жителей леса.

Конверт.

- Ой, ребята, какой-то конверт. Давайте посмотрим, что тут написано.

                         ЖАЛОБЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ

- Поняла, это почта лесных жителей. Давайте откроем и прочитаем.

  1. Я 60 лет прожила на свете и считала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на боку у меня вырезал «Ваня», а потом поранил мой ствол, и потекли мои слёзы.

- О чём жалуется берёза?

- Что нужно сделать, чтоб не плакала берёза?

- А вот ещё жалоба лесной полянки.

  1. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой. Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой. Жалуюсь!

- Какую жалобу написала лесная полянка?

- Кто виноват в этом?

  1. Птицы просят: «Не разоряйте наши гнёзда»
  2. Лесные жители в письме обращаются с просьбой ко всем посетителям леса: Не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить.

Воспитатель: Я думаю, что вы, приходя в лес, будете вести себя разумно и относится ко всему бережно. Сохраняя лес, мы сохраним родную природу.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и закончили наше путешествие по весеннему лесу. Спасибо Хозяйка леса, что ты познакомила нас с жителями своего леса.

IV. Закрепление знаний.

1) Дети разгадывают кроссворд.

- Что такое природа? На этот вопрос вы ответите, если разгадаете кроссворд.

Вопросы кроссворда:

  1. Иголку носит при себе, а не портной.  ( пчела ).
  2. Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра! А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….. ( сорока ).

  1. Рыжая головка, хитрая плутовка. ( лиса ).
  2. По полям идёт силач,

Добывать себе калач. ( трактор ).

  1. На свете нет её сильнее,

В руках её не удержать

И на коньках не обогнать. ( вода ).

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в бору работник. ( дятел ).

  1. Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица.

Что это за диво?

Это же….. ( крапива ).

2) Игра «Не ошибись»

Воспитатель называет животных. На диких дети издают хлопки, на домашних – сидят.

3) Конверт с вопросами.

  1. С прилётом каких птиц считаем мы начало весны? (грачи).
  2. Каких птиц называют перелётными? (которые улетают от нас в тёплые края).
  3. Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (кукушка).
  4. Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет).
  5. Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом).
  6. Отгадайте ребус. Какая птица зашифрована?
  7. Какое животное собирает яблоки зимой? (ёж).
  8. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата).
  9. Кто из лесных зверей меняет свой наряд 2 раза в год? (белка, лиса, заяц).

10) Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось 1 раз в год зимой сбрасывает свои рога).

11) Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (запасом жира).

4) Работа по газете «Природа вокруг нас»

(Обратить внимание на рисунки детей в газете).

V. Подведение итогов.

- Природа – это всё, что нас окружает. Любите природу!  Изучайте природу! Защищайте природу! Сохраняйте природу! И мир вокруг вас станет краше и добрее!

- Молодцы вы были активны на протяжении всего занятия, за ответы получали баллы.  (У кого больше всех баллов, те получают медаль «Знаток природы»).

- Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

Игра-викторина "В мире природы"

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....

Игра-викторина "В мире природы"

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....

ЭОР по географии для 8 класса Тестирование по темам "Россия на карте мира", "Природа России"

Тестовые задания составлены на основе учебника "География  России" 8 классАвторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.Задания содержат теоретическую основу к материалу учеб...

конспект урока по миру природы и человека на тему "Здравствуй, лето!"

конспект урока по миру природы и человека, 4 класс, специальная коррекционная школа 8 вида...

Статья Тема: «Ознакомление дошкольников с миром природы с использованием ТРИЗ – педагогики»

Статья Тема: «Ознакомление дошкольников с миром природы  с использованием ТРИЗ – педагогики»...