Тема: «В мире природы» ( путешествие – викторина)
методическая разработка ( класс) на тему
Данное мероприятие направлено на экологическое воспитание учащихся, воспитание бережного отношения к природе, к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_prirody.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Каргапольская школа – интернат»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по экологическому воспитанию
Тема: «В мире природы»
( путешествие – викторина)
Исполнитель:
Воспитатель
Плетникова Е.И.
р.п. Каргаполье 2014 г.
Тема: «В мире природы.» (путешествие – викторина)
Цели:
- Закреплять знания об окружающей нас природе.
- Дать представления об изменениях в жизни растительного и животного мира весной.
- Воспитывать любознательность и любовь к природе.
- Развивать умение наблюдать в природе, познавательный интерес к окружающей среде.
Ход мероприятия
Звучит спокойная мелодия ( Чайковский «Времена года» ).
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня , ребята, мы отправимся в путешествие в Мир природы, а во время этого путешествия проведём викторину на лучшего знатока природы. Самых активных и любознательных в конце нашего путешествия ожидает сюрприз.
II. Психологический настрой.
У нас с вами хорошее настроение. Ярко светит солнце, бегут ручейки, щебечут прилетевшие птицы.
Итак, мы начинаем наше путешествие. Пусть встреча с природой принесёт нам радость.
III. Работа над темой.
1) Вводная беседа
- Ребята, если вы внимательно прослушаете стихотворение, вы сможете ответить на мои вопросы.
Чтение стихотворения:
Поле, речка и листва
Горы, воздух и трава
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса
Человек и время года
Это всё вокруг – Природа!
- Что такое природа?
Значит природа это:
- воздух.
- вода.
- земля.
- растения.
- животные.
- человек.
- Каким одним словом мы можем назвать всё, что окружает человека?
(окружающая природа).
- Ребята, в природе всё взаимосвязано и зависит друг от друга. И наша
с вами жизнь тоже зависит от природы. Она кормит, поит, одевает нас.
Как вы понимаете выражение: «природа кормит»? (грибы, ягоды).
Нам не выжить без её красоты и богатства. В свою очередь природа просит
помощи и бережного отношения к ней.
У нас в области и в нашем районе исчезли многие виды растительного и
животного мира. Чтобы сохранить обитателей природы Зауралья,
руководители области приняли решение о создании Красной книги
Курганской области, куда заносятся редкие животные и растения. На
животных, занесённых в Красную книгу, запрещена охота. В настоящее
время занесены 194 вида растений, 83 вида птиц, 79 видов насекомых.
В области и у нас в районе проводится акция «Изучим и сбережем
природу Зауралья» Акция – это мероприятия, направленные на сохранение природы. (Например, посадка леса, чистка леса от мусора и т.д.).
2) Весна в природе.
- Мы сказали, что: Человек и время года
Это всё вокруг – Природа!
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Что стряслось у нас с природой?
Тает снег, вода течёт
В выси небо голубое,
А на речке – ледоход.
Птицы летние вернулись,
Заяц серый пробежал,
Можно мишку нынче встретить –
После зимней спячки встал
- Так какое время года наступило?
- По каким приметам вы узнали, что наступила весна?
- Назовите весенние месяцы.
-Молодцы! А вот и наши первые вестники весны! Угадайте, кто же прилетает к нам весной?
Загадки:
- Всех прилётных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад – вперёд по пашне вскачь
И зовётся птица…. (грач ).
- На берёзе теремок,
Не висит на нём замок,
Дверь открыта для жильца
Говорливого…. ( скворца ).
- Ребята, а скворушка уже и в лесу побывал и нас зовёт посмотреть на
весенний лес.
3) Путешествие по весеннему лесу.
Входит хозяйка леса
- Здравствуйте, ребята, я хозяйка этого леса я приглашаю вас в гости и хочу вас познакомить с жителями моего леса. Отгадайте, кто же они?
Загадки:
- Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой ( медведь ).
Хозяйка леса: Давайте попросим его рассказать, как он встретил весну.
Медведь:
Без забот и без тревоги
Я лежал в своей берлоге
Спал всю зиму до весны.
Вылез я и вижу: лужи,
Тает снег Ура! Пришла весна!
Хозяйка леса: Ну, до свидания, Мишка, а мы пойдём дальше.
- Ой, а это кто, ребята:
- За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя
Промелькнуло, пробежало
Нет ни дыма, ни пожара ( лиса ).
Лиса: Весной у меня лисята маленькие появляются. Вот и бегаю. Самой надо еду доставать, да и их одних оставлять нельзя. Ну, прощайте!
Хозяйка леса: Ну что ж, пойдёмте дальше.
- Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Шубка белая линяет
И весной он серым станет (заяц).
- А ты, зайка, почему один? Где твои зайчата?
Зайка: А вы разве не знаете? Наши зайчата сразу после рождения остаются одни где-нибудь под кустом. Любая зайчиха может покормить их своим молоком, а скоро они подрастут и сами начнут есть травку и листья.
4) Физкультминутка (воспитатель ).
Зайка, поиграй, пожалуйста, с нами.
Зайка серенький сидит,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Зайка прыг и ускакал.
- Ускакал зайчик, много у него в лесу врагов, пока ещё весь не потемнел, заметный он на сырой земле.
Воспитатель: Назовите животных, с которыми нас познакомила хозяйка леса?
Хозяйка леса: Ну, вот мы и познакомились с животными. Пора и на растения посмотреть. Угадайте, что это за растение?
- У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. ( подснежник ).
Воспитатель: Правильно. Так называют все цветы, которые появляются
из-под снега: это мать и мачеха, и медуница.
Хозяйка леса: Просыпаются и деревья от зимнего снега.
- Она весну встречает-
Серёжки надевает,
Накинута на спинку
Зелёная косынка,
А платьице в полоску
Ты узнаёшь…. ( берёзку ).
- Конечно, это берёзка.
- Угадайте, что за дерево?
- Будто снежный шар бела
По весне она цвела.
Нежный запах издавала,
А когда пора настала
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. ( черёмуха ).
Воспитатель: А какие еще деревья зацветают ранней весной? ( У осины, тополя, ольхи появляются серёжки. А у ивы вербочки. ).
5) Письмо от жителей леса.
Конверт.
- Ой, ребята, какой-то конверт. Давайте посмотрим, что тут написано.
ЖАЛОБЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Поняла, это почта лесных жителей. Давайте откроем и прочитаем.
- Я 60 лет прожила на свете и считала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на боку у меня вырезал «Ваня», а потом поранил мой ствол, и потекли мои слёзы.
- О чём жалуется берёза?
- Что нужно сделать, чтоб не плакала берёза?
- А вот ещё жалоба лесной полянки.
- Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой. Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой. Жалуюсь!
- Какую жалобу написала лесная полянка?
- Кто виноват в этом?
- Птицы просят: «Не разоряйте наши гнёзда»
- Лесные жители в письме обращаются с просьбой ко всем посетителям леса: Не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить.
Воспитатель: Я думаю, что вы, приходя в лес, будете вести себя разумно и относится ко всему бережно. Сохраняя лес, мы сохраним родную природу.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и закончили наше путешествие по весеннему лесу. Спасибо Хозяйка леса, что ты познакомила нас с жителями своего леса.
IV. Закрепление знаний.
1) Дети разгадывают кроссворд.
- Что такое природа? На этот вопрос вы ответите, если разгадаете кроссворд.
Вопросы кроссворда:
- Иголку носит при себе, а не портной. ( пчела ).
- Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит….. ( сорока ).
- Рыжая головка, хитрая плутовка. ( лиса ).
- По полям идёт силач,
Добывать себе калач. ( трактор ).
- На свете нет её сильнее,
В руках её не удержать
И на коньках не обогнать. ( вода ).
- Не дровосек, не плотник,
А первый в бору работник. ( дятел ).
- Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же….. ( крапива ).
2) Игра «Не ошибись»
Воспитатель называет животных. На диких дети издают хлопки, на домашних – сидят.
3) Конверт с вопросами.
- С прилётом каких птиц считаем мы начало весны? (грачи).
- Каких птиц называют перелётными? (которые улетают от нас в тёплые края).
- Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (кукушка).
- Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет).
- Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом).
- Отгадайте ребус. Какая птица зашифрована?
- Какое животное собирает яблоки зимой? (ёж).
- Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата).
- Кто из лесных зверей меняет свой наряд 2 раза в год? (белка, лиса, заяц).
10) Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось 1 раз в год зимой сбрасывает свои рога).
11) Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (запасом жира).
4) Работа по газете «Природа вокруг нас»
(Обратить внимание на рисунки детей в газете).
V. Подведение итогов.
- Природа – это всё, что нас окружает. Любите природу! Изучайте природу! Защищайте природу! Сохраняйте природу! И мир вокруг вас станет краше и добрее!
- Молодцы вы были активны на протяжении всего занятия, за ответы получали баллы. (У кого больше всех баллов, те получают медаль «Знаток природы»).
- Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща
): биология, урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока – интерактивный с...
Игра-викторина "В мире природы"
Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....
Игра-викторина "В мире природы"
Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....
ЭОР по географии для 8 класса Тестирование по темам "Россия на карте мира", "Природа России"
Тестовые задания составлены на основе учебника "География России" 8 классАвторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.Задания содержат теоретическую основу к материалу учеб...
Классный час, посвященный Году Экологии "В мире природы.Путешествие-викторина"
А знаешь ли ты?......
конспект урока по миру природы и человека на тему "Здравствуй, лето!"
конспект урока по миру природы и человека, 4 класс, специальная коррекционная школа 8 вида...
Статья Тема: «Ознакомление дошкольников с миром природы с использованием ТРИЗ – педагогики»
Статья Тема: «Ознакомление дошкольников с миром природы с использованием ТРИЗ – педагогики»...