Педсовет
статья ( класс) на тему

Габдрахманова Наталья Николаевна

Педсовет на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России на современном этапе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

 «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России»

Тема:  «Актуальность проблемы духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России

на современном этапе»

(докладчик - Н.Н.Габдрахманова)

от 19.03.2012г.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

         В современной России растет число социальных сирот, количество разводов, самоубийств, уровень смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.

«В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых  и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, в отдыхе и т.д.  Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности  на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.

Органами государственной власти разработана объемная нормативно-правовая база  духовно-нравственного воспитания.

Система духовно-нравственного воспитания включает:

- патриотическое,

-гражданское,

-национальное, интернациональное,

-политическое,

-эстетическое воспитание

-воспитание культуры поведения.

  Цель духовно-нравственного воспитания - гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе общечеловеческих  ценностей, патриотических и  культурно-исторических традиций России.

          Методы реализации концепции духовно-нравственного развития и  воспитания учащихся имеют место:

  • в учебном процессе  (преподавание предметов гуманитарного цикла, проектная деятельность, уроки физиологического и психологического здоровья, элективные курсы эстетической направленности, тематические классные часы, участие в олимпиадах и конкурсах);
  • во внеклассной работе (работа кружков и спортивных секций, общественно-полезный труд, благотворительная деятельность, экскурсионная деятельность, творческая деятельность, проведение праздничных мероприятий);
  • в социальной работе школы;
  • в работе с родителями.

          Вся образовательная деятельность школы направлена на создание условий и «мягкое» управление процессом самопознания и саморазвития личности каждого ребенка. Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей.

Результатом всей работы школы должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.

        Видами  и формами  воспитывающей деятельности  в работе школы являются классные собрания,  классные часы: лекции; беседы; часы общения; ролевые игры;  диспуты; уроки творчества.

        Воспитательная система нашей школы строится на российских, региональных, школьных воспитательных программах. Таких, как:

  1. Всероссийская воспитательная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
  2. Межведомственная районная программа «Патриотическое воспитание молодежи и школьников»
  3. Программа патриотического воспитания «Патриот».
  4. Комплексная воспитательная программа «Надежда России».
  5. Программа «Духовно-нравственного воспитания российских школьников».

        Духовно-нравственное развитие и воспитание личности осуществляется также с помощью дополнительного образования.

Основная задача дополнительного образования нашей школы – создать условия для самовыражения обучающихся, развития и реализации творческих, интеллектуальных возможностей, вовлекая их в разнообразную творческую и спортивную деятельность. Содержание дополнительного образования и предлагаемые ученикам виды деятельности учитывают пожелания детей, родителей, их законных представителей.

        Учебный план дополнительного образования реализуется по следующим направлениям:

  • естественно-научное;
  • физкультурно-спортивное;
  • художественно-эстетическое;
  • декоративно-прикладное;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • военно-патриотическое.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше сложившееся в последние годы представление о школе, как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать, как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического и в целом – человеческого развития обучающегося.

 «В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

А.П.Чехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете

XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Педсовет по вопросу толерантности

Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Малый педсовет по вопросу преемственности

Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения  педсовета...