Педсовет
статья ( класс) на тему
Педсовет на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России на современном этапе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России»
Тема: «Актуальность проблемы духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России
на современном этапе»
(докладчик - Н.Н.Габдрахманова)
от 19.03.2012г.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
В современной России растет число социальных сирот, количество разводов, самоубийств, уровень смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
«В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, в отдыхе и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.
Органами государственной власти разработана объемная нормативно-правовая база духовно-нравственного воспитания.
Система духовно-нравственного воспитания включает:
- патриотическое,
-гражданское,
-национальное, интернациональное,
-политическое,
-эстетическое воспитание
-воспитание культуры поведения.
Цель духовно-нравственного воспитания - гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе общечеловеческих ценностей, патриотических и культурно-исторических традиций России.
Методы реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания учащихся имеют место:
- в учебном процессе (преподавание предметов гуманитарного цикла, проектная деятельность, уроки физиологического и психологического здоровья, элективные курсы эстетической направленности, тематические классные часы, участие в олимпиадах и конкурсах);
- во внеклассной работе (работа кружков и спортивных секций, общественно-полезный труд, благотворительная деятельность, экскурсионная деятельность, творческая деятельность, проведение праздничных мероприятий);
- в социальной работе школы;
- в работе с родителями.
Вся образовательная деятельность школы направлена на создание условий и «мягкое» управление процессом самопознания и саморазвития личности каждого ребенка. Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей.
Результатом всей работы школы должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.
Видами и формами воспитывающей деятельности в работе школы являются классные собрания, классные часы: лекции; беседы; часы общения; ролевые игры; диспуты; уроки творчества.
Воспитательная система нашей школы строится на российских, региональных, школьных воспитательных программах. Таких, как:
- Всероссийская воспитательная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
- Межведомственная районная программа «Патриотическое воспитание молодежи и школьников»
- Программа патриотического воспитания «Патриот».
- Комплексная воспитательная программа «Надежда России».
- Программа «Духовно-нравственного воспитания российских школьников».
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности осуществляется также с помощью дополнительного образования.
Основная задача дополнительного образования нашей школы – создать условия для самовыражения обучающихся, развития и реализации творческих, интеллектуальных возможностей, вовлекая их в разнообразную творческую и спортивную деятельность. Содержание дополнительного образования и предлагаемые ученикам виды деятельности учитывают пожелания детей, родителей, их законных представителей.
Учебный план дополнительного образования реализуется по следующим направлениям:
- естественно-научное;
- физкультурно-спортивное;
- художественно-эстетическое;
- декоративно-прикладное;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- военно-патриотическое.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше сложившееся в последние годы представление о школе, как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать, как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического и в целом – человеческого развития обучающегося.
«В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
А.П.Чехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете
XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...
Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"
В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий
Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...
Педсовет по вопросу толерантности
Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...
Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели
Педсовет теоретический,августовский. Старт работы педколлектива над методической проблемой школы....
Малый педсовет по вопросу преемственности
Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения педсовета...