Здравствуй, родная тундра! (конкурсно-познавательная программа)
методическая разработка ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района
Здравствуй, родная тундра!
(конкурсно-познавательная программа)
Пирматова Зинаида Васильевна,
воспитатель 7 семьи
Цель: Возрождение и сохранение самобытности ненецкого народа.
Задачи:
- Пробуждать национальную гордость и любовь к своему народу.
- Воспитывать любовь к своему краю.
- Развивать наблюдательность, интерес к национальной культуре.
Используемые материалы: детские рисунки, ручки, листы бумаги, проектор.
Предварительная подготовка: разучивание стихов, оформление зала, анализ литературы.
Ход мероприятия:
На фоне звучит песня Елены Лаптандер «Дом - мой Ямал!».
Ведущий: Добрый день всем, я рада видеть вас. Сегодня мы проведем очередной воспитательский час, посвященный дню рождения Ямала, и будет он проходить в форме конкурсно - познавательной программы «Здравствуй, родная тундра!» (Слайд №1). В конкурсе участвуют 3 команды по 2 человека (девочка и мальчик, возраст 13-14 лет). Предлагаю участникам выбрать название своей команды. Подходим по одному участнику ко мне. Прошу участников представиться: название команды и кто участвует.
Ведущий: Ребята, скажите, что такое тундра? Тундра для ненца – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, излучину реки, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в полярную ночь и стужу.
Ведущий: Внимание! (Слайд №2) Первый конкурс называется «Чум – мой дом».
Чум – это наш дом! С чума начинается колыбельная песня мамы, бабушкины сказки и загадки, эпические песни – ярабцы и сюдбабцы. «У чума шея, как у гуся», «Верхушка чума торчит, как ель», «Дымок, как песцовый хвост» - такими словами воспевает чум ненецкий поэт Л.В. Лапцуй.
Ведущий: Итак, участники, слушаем задание: вы все живете в тундре, знаете, как ставится чум, где какой шест должен стоять. Сейчас вам нужно написать на листе бумаги названия шестов для установки чума.
- Макода (два основных шеста);
- Хуни, ваיִיִав ерיִңу (боковые шесты);
- Сиיִняңы (шесты противоположные от входа);
- Нёны (передние шесты);
- Симзы (священный шест);
- Тиיִ (две горизонтальные жерди)
Ведущий: Пока участники записывают названия шестов, мы со зрителями будем отгадывать загадки: (Слайд №3)
- Без рук, без ног, на небо поднимается. (Дым)
- Волшебник посреди чума на железе сидит – и укусить может, и угостить может. (Огонь)
- Летом меховые, зимой берестяные. (Рога)
- Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)
- Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга не могут. (Полозья нарт)
- Сам деревянный, голова железная. (Топор)
Ведущий: Итак, участники наши выполнили задание, давайте посмотрим, как они справились с заданием. (Слайд №4) Дети зачитывают ответы. Молодцы, ребята!
Ведущий: А теперь переходим ко второму конкурсу - «Без нарты в тундре не прожить!» (Слайд №5) Приглашаю А. Василия, он прочитает стихотворение Л.В. Лапцуя.
Ребенок:
Нарта…Нарта…Путь её далек
По разгону дедовских дорог.
Слышит и поныне небосклон
Снежных колокольцев перезвон.
Приезжайте в ненецкий мой чум,
Я вас править нартой научу!
Л.В. Лапцуй
Ведущий: Спасибо, Вася! Ребята, как одним словом мы называем упряжки, идущие друг за другом?
Дети: Аргиш (Мюд).
Ведущий: Правильно, молодцы! Бывает женский и мужской аргиш. Вот задание ко второму конкурсу: девочки пишут названия нарт в женском аргише, а мальчики в мужском аргише.
Женский аргиш (неיִхан, ларьיִхан, вандако, юхуна, сябу, ңутоיִיִ).
Мужской аргиш (Ңэдалёсьיִ, хэхэיִхан, пиיִיִхан, хурумы, вандако, ңутоיִיִ).
Ведущий: Пока наши участники пишут названия нарт, я сюда приглашаю Алену. Она прочитает стихотворение ненецкого поэта Леонида Васильевича Лапцуя.
Ребенок:
Приезжай!
Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретил холодом она,
Будто моря Карского волна,
Если вьюга зарычит, страшна,
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодрости исполниться твой дух
В тундре – век двадцатый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолёт,
В тундре, под Полярною звездой,
Где живёт мой маленький народ,
Жар гостеприимства сохраня,
Обогрет ты будешь без огня! Л.В. Лапцуй
Ведущий: Спасибо, Алёна, молодец! Вижу, наши участники справились с заданием, подведём итоги второго конкурса. (Слайд №6)
Дети зачитывают ответы.
Ведущий: Олень в жизни ненцев – всё. Это еда, одежда, постель, жилище и транспорт. Приглашаю Розалию, она прочитает стихотворение Л.В. Лапцуя.
Тундра,
Я тебя и на мгновение
Не могу представить без оленей,
С их извечно
Гордою походкой,
С их красивым бегом, как полетом.
Л.В. Лапцуй.
Ведущий: (Слайд №7) Третий конкурс называется «Я из тысяч оленей своего узнаю».
Сейчас мы узнаем, умеете ли вы различать оленей по рогам. (Слайд №8) Посмотрите на экран! Надо дать оленям названия по рогам.
- Ламбэй – олень с большими ветвистыми рогами;
- Нирдасяда – олень с рогами, не имеющими передних отростков;
- Малк – комолый (безрогий) олень;
- Матюй – с обрезанными рогами;
- Талвэй – олень с рогами, растущими очень близко друг к другу;
- Ваеңгуй – однорогий олень;
- Лёхосей – олень с широко расставленными рогами.
Ведущий: Пока участники вспоминают и пишут названия оленей по рогам, я предлагаю зрителям ответить на мои вопросы:
- Для чего человеку в тундре нужен олень? Олень является пищей, из его шкуры шьют одежду. На оленях кочуют, ездят, преодолевая большие расстояния.
- Чем питается олень? Зимой питается ягелем, а летом грибами, лишайниками, травами.
- Когда у оленей отпадают рога? Рога у оленей отпадают весной.
- Когда олени линяют? В конце мая, в июне.
- Когда у оленей появляются детеныши? В апреле, мае, поздние – в июне.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сумели ответить на все вопросы. Это говорит о том, что вы любите оленей и много знаете о них. Вижу, наши участники справились с заданием. Посмотрим, сколько правильных ответов дали участники. Подведём итоги третьего конкурса. (Слайд №9)
Ведущий: По орнаменту можно узнать многое: откуда человек, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли женщина. (Слайд №10) Четвертый конкурс называется «Северный колорит». У ненцев каждый узор имеет свое название. На экране изображены ненецкие орнаменты, надо дать им название.
Ведущий: Пока наши участники выполняют задание, мы с вами будем отгадывать загадки. (Слайд №11)
- Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень)
- Поднялись ворота, всему миру красота? (Радуга)
- Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит? (Мороз)
- Пришёл волк – весь народ умолк, ясен сокол пришел – весь народ пошёл? (День и ночь)
- Над домами у дорожки висит кусок лепёшки? (Луна)
- Зубастый зверёк грызет с визгом дубок? (Пила)
- Без рук, без ног ходит и следов не видно? (Рыба)
- Нет зубов, но всё же кусается,
Злой, но первым не бросается.
Если тронет он кого,
Не отпустит никого. (Капкан)
Ведущий: Молодцы, ребята! Знаете вы много загадок, я очень рада за вас! А теперь пора подвести итоги последнего конкурса. И тогда мы узнаем, какая команда у нас победила.(Слайд №12)
Подведение итогов мероприятия. Вручение призов.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Ребята, что нового вы узнали? Понравилось ли вам? Что понравилось? (Дети отвечают.)
(Слайд №13) Спасибо за участие! До новых встреч!
Используемая литература
- Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (Факультативный курс «Оленеводство Ямала»): 7 – 9кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 63с.
- Лапцуй Л.В. Песни мои – детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер. с ненец./ Сост. Е.Г.Сусой, Н.И.Ного. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 271с.: ил.
- Ледков А.А. Порядок нарт в аргише. – Нарьян-Мар: ОГУ «ЭКЦ НАО», 2008
- Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239с.
- Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень, 1994. – 173с.
- Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. -228 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"
Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....
Конкурсно-познавательная программа «Путешествие на поезде здоровья»
Сценарий позволяет изучить с детьми в игровой форме правила личной гигиены, познакомиться с понятием здорового образа жизни, с правилами составления режима дня....
Конкурсно-познавательная программа "Сильные, смелые, умелые"
Сначала уч-ся знакомятся с Защитниками Земли русской, потом идет конкурсная программа. Вся программа сопровождается презентацией, музыкально оформлена....
"Здравствуй,родная тундра"
Внеклассное мероприятие по краеведению, рекомендовано работе с обучающимися среднего звена общеобразовательной школы (5-8 классы). Его проведение предусмомотрено на свежем воздухе, что способств...
Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"
Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...
Сценарий праздничной конкурсно-познавательной программы «Рыцари. Богатыри. Защитники.»
В данной разработке представлен сценарий прадничной конкурсно-познавательной программы "Рыцари. Богатыри. Защитники.", посвящённой Дню Защитника Отечества....
Анализ воспитательного мероприятия «Здравствуй, родная тундра!»
Анализ воспитательного мероприятия «Здравствуй, родная тундра!»...