" Мы выбираем-Толерантность"
классный час (8 класс) на тему
Беседа-тренинг для старшеклассников «Мы выбираем-Толерантность
Тема: «Мы выбираем-Толерантность»
Цель: формирование толерантного отношения воспитанников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
Образовательные:
-расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;
-расширить знания воспитанников о взаимоотношениях детей;
Коррекционно-развивающие:
-научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»;
-развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения
-развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы.
Коррекционно-воспитывающие:
-воспитывать уважительное отношение к друг другу;
-воспитывать чувство толерантности к окружающим людям
Оборудование:
-мультимедийная презентация,
-бумага, фломастеры, шариковые ручки,
-камушек,
-2 коробки
Форма проведения:беседа-тренинг
Ход занятия:
I. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие)
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Ребята, я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным. Наше занятие мы проведем за круглым столом и под девизом «Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир». Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Тема нашего занятия «Мы выбираем –Толерантность».
( Слайд 1)
- Не всем ,может быть, знакомо это слово ,и, на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл ,который оно несет ,очень важен для существования и развития человеческого общества.
Давайте прочитаем и обсудим слова Б.Шоу
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Как вы понимаете слова Б.Шоу (ответы детей)
-Правильно. Современный культурный человек- это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Сегодня на занятии мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу , уважать индивидуальность и неповторимость каждого из вас , попытаемся понять ,каких качеств вам не достает ,чтобы быть подлинно толерантными людьми.
2 .Основная часть.
1).-А сначала мы проведем упражнение «Звали, зовут ,будут звать».Например (говорю про себя). И нужно будет по первой букве своего имени назвать какое-нибудь качество ,то есть дать себе характеристику. Меня зовут Марина Владимировна, первая буква моего имени М, Я-маленькая или милая (далее ребята называют свои имена и дают себе характеристику)
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
Воспитатель:
- Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать .Мы все индивидуальные, непохожие друг на друга ,нужно уважать эту неповторимость каждого из нас, быть толерантными.
-Что же такое толерантность?
-А для того, чтобы узнать ,послушайте китайскую притчу
«Ладная семья».
2). Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Воспитатель:
- Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…)
- Описать толерантность довольно трудно. Скажите, мне пожалуйста, как вы понимаете слово МИР?
(обсуждение ответов детей)
- Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш поселок. Наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Вот поэтому Существует такое красивое слово «толерантность»
(Слайд 2)
Толерантность- терпимость, сострадание, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни ,поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи,верования.
3). Буквенный анализ понятия «Толерантность».(на доске вместе с детьми)
Воспитатель:
-Давайте попробуем определить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова:
Т- терпимость.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение,обычаи
С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т- терпение.
Ь
4).Физкультминутка.
Здравствуй, мир! (руки верх)
Это – я! (к себе)
А вокруг – страна моя! (вокруг себя)
Солнце в небесах - горит! (руки верх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (влево руки в замке)
А там - поля! (вправо руки из замка)
Здесь – друзья! (влево руки из замка)
И здесь – друзья! (вправо руки из замка)
Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)
К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)
Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)
И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)
Вправо (поворот головы), влево (поворот головы) оглянусь
По округе пробегусь (поворот во круг себя)
Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)
И веселым, (рывки руками раскрытыми вправо)
Как ребята (рывки руками перед грудью)
С нашей школы! (рывки руками раскрытыми вправо)
Здравствуй, город самый лучший! (вперед)
Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)
Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)
Здравствуй, мир! (ладони в чаш)
Встречай меня! (ладони к груди)
- Спасибо всем, предлагаю продолжить дальше наш классный час.
5).Мы назвали много ценностей которыми должны обладать толерантные люди ,но одну из самых главных не назвали. Что же это за ценность, вы узнаете ,выслушав сказку.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Доброта – это и есть одна из главных ценностей толерантной личности . Человек, совершая добрые поступки ,становится лучше, чище ,светлее. От него исходит тепло. Вокруг него всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.
( Слайд 3)
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
А сейчас мы с вами проведем упражнение «Жемчужина в раковине»
6).Упражнение «Жемчужина в раковине».
Воспитатель:
-Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей.
- Берегите эти качества в себе, развивайте их.
7).- А сейчас проведем упражнение «Камушек в ботинке».
Упражнение «Камушек в ботинке».
Выходят дети 1 или 2 человека по желанию. Воспитатель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. ( Не получается)
Воспитатель:
- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. ( Камешек)
-Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. ( гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите на листочках….
-Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. (Коробка выставляется за дверь).
-Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.
Забудьте об этих своих качествах ,а не получается, боритесь с ними постоянно.
Наша группа – это маленькая семья. И, хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ни ругани ни ссор. Как вы считаете, что для этого нужно? (Ответы детей)
-Очень хочется, чтобы все, что вы говорили ,выполняли в своей жизни ,и, тогда в нашей группе воцарят мир и согласие.
3. Заключительная часть.
Наш воспитательский час подходит к концу. Скажите пожалуйста, что такое толерантность? (Ответы детей).
8). Стихи о толерантности .( Читают дети).
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
9).В заключение хочу прочитать слова писателя М.М.Рощина
«Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать .Не кулак показать, а протянуть ладонь .Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
Одним словом выберете –Толерантность, вот тогда вы будете толерантной личностью .
А наша группа будет сильной , дружной и сплоченной .
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мы выбираем толерантность»
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным...
Тема: «Мы выбираем-Толерантность»
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими....