Рабочая программа по проектной деятельности
рабочая программа ( класс) на тему
Рабочая программа предназначена для проведения курсов по проектной деятельности учащихся. Дана пояснительная записка, цели, задачи программы, требования к уровню подготовки, а также виды проектов, этапы работы над ним, содержание программы, КТП, итоговый контроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_proektnoy_deyatelnosti.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по проектной деятельности
Учитель: Маленкова Лилия Анатольевна
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. Учитываются и индивидуальные способности и интересы. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная), деятельностная и творческая сторона. Именно эмоционально – ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
В работе над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией; учатся приобретать новые знания, а так же интегрировать их. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, конкретность, технологичность и самостоятельность учащихся. Кроме того. Работа над проектом воспитывает обязательность, ответственность и взаимопомощь.
Учебные географические проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико-преобразующей, коммуникативной, художественно эстетической деятельности человека.
Проект - идеальный образ того, чего нет, но что может или должно быть создано здесь и сейчас, что фактически изменяет ситуацию обязательно в позитивном направлении или содержании.
Метод проекта – это система обучения (технология) при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения учащимися постоянно усложняющего в основном практических знаний, так называемых проектов.
Педагогическое проектирование – это ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической деятельности.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.
II. Цель и задачи программы.
Цель:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание сознательного отношения к труду;
- развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
- научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
- приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.
Учащиеся должны владеть понятиями:
анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.
IV. Виды проектов.
Виды проектов: экологические; физико-географические; социально-экономические; комплексные; краеведческие; монопредметные (на материале географии).
Типы проектов: по содержанию, по уровню интеграции, межпредметные (на материале нескольких предметов), надпредметные (на основе сведений, не входящих в школьную программу).
По продолжительности - мини-проект (несколько недель), средней продолжительности (несколько месяцев), долгосрочные (в течение года).
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.
Используемые средства обучения:
- печатные (учебники, атласы, научно-популярная литература, справочники, энциклопедии, словари);
- средства массовой информации (статьи газет и журналов, радио- и телепередачи);
- технические (измерительные приборы, видеофильмы, ресурсы Интернет);
- материалы краеведческого музея, архива.
У учащихся наибольшей популярностью пользуются краеведческие проекты. Можно выделить несколько вариантов учебных проектов в географическом краеведении.
Тип учебного проекта | Формы учебных проектов |
Исследовательские | Микросоциологические исследования поселка (сравнение демографических показателей). Исследования возникновения географических названий. |
Игровые | «Путешествия на машине времени», «Виртуальный город» |
Творческие | Выставка рисунков, плакатов, туристических буклетов. Создание видеофильмов, WEB – сайтов |
Познавательно- информационные | Оформление докладов, схем, карт, сообщений, рефератов |
Практико-ориентированные | «Транспорт нашего поселка», «Один день из жизни поселка». Мини – экспедиции. |
V. Этапы проектной технологии.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Ценностно-ориентированный | Мотивация проектной деятельности: Организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости. | Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы |
2. Конструктивный | Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности; подготовка памяток и алгоритмов самостоятельной работы. | Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана работы; сбор материалов; поиск литературы; выбор формы реализации проекта. |
3. Оценочно-рефлексивный | Стимулирование и консультирование учащихся. | Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. |
4. Презентативный | Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации; организация дискуссии по обсуждению проекта; организация самооценки учащихся. | Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности. |
Этапы работы над проектом.
- Начало проекта. Тема проекта не предлагается, а выбирается учащимися самостоятельно. Определение темы и целей проекта. Формирование инициативной группы или выбор учащегося для индивидуальной работы. Обсуждение тему проекта и при необходимости получение дополнительной информации.
- Планирование работы. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов проекта.
- Сбор информации. Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
- Структурирование информации. Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта.
- Расширение информации. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформление результатов работы. Оформление творческих проектов. Подготовка презентации по теме проекта.
- Презентация проекта. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
- Рефлексия. Подведение итогов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценки проекта. Проект может оценивать и учитель, и независимые эксперты из числа учащихся.
Проектная технология развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, интегрирую при этом новые идеи. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей.
VI. Содержание программы.
1. Введение (1ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (3ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
3. Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.
4. Проект (24 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Практическая работа № 4 - 24. Работа над проектом.
5. Исследовательская работа (3 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 25. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 26. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.
6. Публичное выступление (2ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа №27 . Публичное выступление.
VII. Календарно-тематическое планирование.
Тема | Теория | Практика | Всего | Дата |
1.Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. | 1 | 1 | ||
Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. | 1 | 1 | ||
2.Реферат как научная работа. | 1 | 1 | ||
Структура учебного реферата. | 1 | 1 | ||
Этапы работы. Критерии оценки. | 1 | 1 | ||
Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. | 1 | 1 | ||
3.Способы получения и переработки информации. | 1 | 1 | ||
Виды источников информации. | 1 | 1 | ||
Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв. | 1 | 1 | ||
4.Проект. | 1 | 1 | ||
Особенности и структура проекта. | 1 | 1 | ||
Критерии оценки. | 1 | 1 | ||
Этапы проекта. | 1 | 1 | ||
Ресурсное обеспечение. | 1 | 1 | ||
Виды проектов. | 1 | 1 | ||
Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы. | 1 | 1 | ||
Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. | 1 | 1 | ||
Составление плана работы. | 1 | 1 | ||
Сбор материалов, информации. | 1 | 1 | ||
Поиск литературы. | 1 | 1 | ||
Выбор формы реализации проекта. | 1 | 1 | ||
Самооценка своей деятельности. | 1 | 1 | ||
Оформление проекта в выбранной форме. | 1 | 1 | ||
Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. | 1 | 1 | ||
Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. | 1 | 1 | ||
5.Исследовательская работа. Структура. | 1 | 1 | ||
Этапы исследовательской работы. | 1 | 1 | ||
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. | 1 | 1 | ||
Методы исследования. | 1 | 1 | ||
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. | 1 | 1 | ||
Тезисы и компьютерная презентация. | 1 | 1 | ||
Отзыв. Рецензия. | 1 | 1 | ||
6. Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. | 1 | 1 | ||
Публичное выступление на трибуне и личность. | 1 | 1 | ||
Главные предпосылки успеха публичного выступления. | 1 | 1 | ||
Итого: | 14 | 21 | 35 |
Итоговый контроль качества усвоения материала
Итоговое контрольное занятие может проводиться в форме конференции с защитой творческих работ учащихся.
VIII. Литература.
Основная
1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
2. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4.
С. 52.
3. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
5. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10–20.
6. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
7. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
8. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
9. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents and Settings/User/Local Settings/Temporary Internet Files/Con-
tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
10. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.
11. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.
12. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru
Дополнительная
1. Айзман И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. – Новосибирск, 1996.
2. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З.Брема и И.Мейнке. – М., 1999.
3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
4. Мохнач Н.Н. Валеология. – М.: Феникс, 2004.
Рекомендуемые технические и электронные
средства обучения и контроля знаний учащихся.
Технические и электронные средства обучения | Наименование раздела и темы |
1. Учебное электронное издание лабораторный практикум. География 6–11-й класс. – Республиканский мультимедиа центр, 2006 | Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации |
2. Библиотека электронных наглядных пособий. География 6–9-й класс. – ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2007 | Поиск источников информации, отбор фактического материала |
3. Открытая биология. Д.И. Мамонтов. – ООО «Физикон», 2005 | Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации |
4. Учебное электронное издание. Экология. – Московский Государственный институт электроники и математики, 2004 | Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации |
Использование каталогов и поисковых систем.
Российские каталоги:
http: // www.kinder.ru – Каталог детских ресурсов Рунета.
http: // www.potal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
http: //school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
Поисковые системы
http: // www. Rambler.ru
http: // www.yandex.ru
http: // www.aport.ru
http: // www.metabot.ru
Приложение 1.
Оценка проекта, выполненного учащимся.
Критерии | Баллы | ||
5 | 10 | 20 | |
1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы. |
|
|
|
2. Объем разработок и количество предлагаемых решений. |
|
|
|
3. Реальность и практическая ценность. |
|
|
|
4. Уровень самостоятельности. |
|
|
|
5. Качество оформления продукта. |
|
|
|
6. Оценка рецензентом. |
|
|
|
7. Качество доклада. |
|
|
|
8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме. |
|
|
|
9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету. |
|
|
|
10. Ответы на вопросы преподавателя. |
|
|
|
11. Ответы на вопросы учащихся. |
|
|
|
12. Оценка творческих способностей докладчика. |
|
|
|
13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика. |
|
|
|
Итоговая оценка (балл)
180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.
Приложение 2.
Организация исследовательской работы.
Подробное описание исследования
Независимо от качества исследования и полученных данных исследование будет практически недоступно для других, пока данные не будут представлены в виде сообщения, которое необходимо оформить соответствующим образом.
1. Введение: включает основную идею, проблемы, гипотезы и цели (т.е. что вы хотели сделать и почему).
2. Метод: стратегия программы, т.е. что вы делали (сделали) раннее, где и как это было сделано, включая все существенные особенности работы приборов и методов, применявшихся в поле и в лаборатории.
3. Результаты и наблюдения: данные, сведенные в таблицы, графики, диаграммы, а также данные, представленные любыми другими наглядными и информационными способами.
4. Обсуждение результатов: включает анализ результатов (желательно количественных), по возможности пробные выводы, сделанные на основе представленных данных и ссылок на уже опубликованные материалы.
5. Выводы: критическая оценка применяемых методов, разбор источников ошибок и предложения для дальнейших исследований.
6. Список использованной литературы.
Приложение 3.
Последовательность действий при проведении исследования
1. Определение объективной области (области исследования), объекта и предмета исследования.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
3. Изучение научной литературы и уточнение понятий.
4. Формулирование гипотезы.
5. Формулирование цели и задач исследования.
Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования – носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т. д.).
Тема исследования – это сфера производимой исследовательской деятельности. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Проблема исследования – это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения по итогам исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.
Цель – это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю. Чаще всего он формулируется с помощью слов: «выявить», «установить», «обосновать», «уточнить», «разработать».
Задачи исследования – это пути и средства достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Гипотеза – это научное предположение о явлении, процессе, деятельности, которое подтверждается (или не подтверждается) в ходе исследования. Для гипотез типичны формулировки: «если..., то…»; «так… , как…».
После формулирования гипотезы окончательно определяются цели и задачи исследования, сформулированные в начале деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка проектной деятельности социальной направленности "Диалог"
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 классов. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....
Рабочая программа по проектной деятельности. ИЗО.
Рабочая программа по проектной деятельности. ИЗО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...
рабочая программа по проектной деятельности
Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях, конкурсах школьников.Пр...
Рабочая программа по проектной деятельности "К проекту шаг за шагом!"
Это первый опыт использования в работе технологии проектной деятельности. Многое пересмотрела, перечитала и попыталась соединить....